Легенды о сладкоголосых красавицах, живущих в воде, встречаются практически у всех народов. В одних преданиях морские девы наделены рыбьим хвостом, в других – змеиным. Некоторые рассказчики приписывают им крылья, а иные уверены, что в прекрасном облике вообще нет ничего звериного.

     Но что если «водяные люди» – не миф? Начиная с раннего средневековья, в письменных источниках разных стран появляются свидетельства очевидцев о встречах с неведомыми морскими существами, а в нескольких японских музеях даже хранятся высохшие мумии русалок. И, надо сказать, вид их далек от идеального образа, нарисованного воображением очевидцев и сказочников.

 

     Первые упоминания о людях-рыбах попадаются в исландских хрониках XII века. Например, в «Speculum Regale» летописец отмечает: «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр». Существо это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе – у нее рыбий хвост, чешуя и плавники».

          Ученый и писатель XVIII века Сиго де ла Фон в книге «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» пересказывает историю, произошедшую в XV веке. Якобы в Голландии «в 1403 году после ужасной бури на лугу нашли морскую женщину», запутавшуюся в тине. Ее научили носить одежду и почитать распятие. Примерно четверть века русалка прожила на берегу вместе с людьми, после чего умерла и была похоронена по христианскому обычаю. При этом автор отмечает, что морская женщина так и не научилась разговаривать и несколько раз пыталась сбежать обратно в море.

          Упоминания о русалках встречаются в дневниках знаменитых путешественников. Христофор Колумб в записях, сделанных во время первого плавания (1492 – 1493 годы), скупо обмолвился, что видел трех русалок у побережья Гвианы. Английский мореплаватель начала XVII века Генри Гудзон оказался более многословен. Вот выдержка из журнала, который он вел у берегов Нового Света: «Сегодня утром один из моей команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Тогда он стал звать остальных, и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. Вверх от пупка ее грудь и спина были, как у женщины… у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад. Когда она нырнула, они увидели ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели». Запись была сделана 15 июля 1608 года.

          В мемуарах другого капитана английского флота, Ричарда Уитбурна, есть воспоминания о случае, произошедшем в 1610 году: «Рано утром, когда я стоял на речной стороне гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове ее было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья…». Надо сказать, что не все члены команды этого корабля были столь миролюбивы. И когда неведомое создание попыталось забраться на борт, кто-то ударил гостью веслом по голове, и она поспешила ретироваться.

          Весьма урожайным на сообщения о людях-рыбах стал XVIII век. В 1737 году журнал «Gentleman’s magazine» писал о странном создании, пойманном недалеко от Экстера. 4-футовое существо имело хвост «как у лосося». Перепуганные рыбаки забили улов палками. «Тварь, умирая, стонала, как человек. Глаза, нос и рот у нее оказались тоже как у человека. Нос, правда, слегка был приплюснут». Некоторое время тело экспонировалось в музее в Экстере.

          В 1739 году «Scot’s magazine» сообщил о случае с командой корабля «Галифакс». Моряки поймали у острова Маврикий несколько русалок, зажарили и съели! По их словам, мясо по вкусу напоминало телятину.

          В 1809 году в «Times» было напечатано письмо школьного учителя Уильяма Манро. Летом 1797-го, прогуливаясь по пляжу города Сурсо, он столкнулся с русалкой буквально лицом к лицу. Существо сидело на высокой скале, подобраться к которой обычный человек вряд ли смог бы. «Мое внимание привлекла фигура, напоминавшая обнаженную женщину; она сидела на выступающей из моря скале и расчесывала свои светло-коричневые волосы, рассыпавшиеся по плечам. У нее был круглый лоб, пухлое лицо, румяные щеки, обычные, как у всех людей, рот и губы. Зубов я не видел, поскольку рот был закрыт. Грудь, живот, руки и пальцы как у нормального взрослого человека; судя по тому, чем русалка занималась, перепонок на пальцах у нее не было, хотя за это я не поручусь. После того, как я увидел ее, она просидела на скале еще 3–4 минуты, расчесывая волосы, длинные и густые, которыми она, похоже, гордилась, а потом нырнула в море и больше уже не показывалась. Я прекрасно рассмотрел ее, поскольку стоял близко и прямо над той скалой, где она сидела, а солнце светило ярко». В том же письме учитель оговаривался, что нередко слышал рассказы о «морской царевне», но лишь когда увидел ее собственными глазами – поверил.

          Наконец, сообщения о людях-рыбах стали столь частыми, что в 1823 году в Дании была образована Королевская комиссия по изучению сообщений о русалках. Правда, пролить свет на многочисленные загадочные факты она не смогла. Русалки продолжали появляться то там, то здесь, счастливо избегая встреч с учеными мужами.

          Так, шотландский клирик Александр Кармайкл в трактате «Carmina Gadelica» (1900 год) упоминал, что в 1830-х годах на острове Бенбекьюла (Великобритания) юноши заметили «как бы женщину, только в миниатюре», резвящуюся в прибрежных водах. Ее попытались поймать, а затем попросту бросили камень. Спустя несколько дней к берегу прибило тело, которое местный житель описал так: «Верхняя часть этого существа была, как у хорошо упитанного ребенка трех-четырех лет, но с ненормально развитыми грудями. Волосы – длинные темные и блестящие, кожа белая и мягкая. Нижняя часть тела представляла собой хвост, как у лосося, но без чешуи». Шериф распорядился похоронить погибшую, соблюдая необходимый ритуал – в саване и в гробу. Правда, в XX веке найти эту могилу не удалось.

          О новых встречах с русалками сообщают и по сей день. В июле 1992 года в самом начале Русальной недели московский программист Игорь Песков, прихватив пса Сакура, отправился на рыбалку в Тверскую область и был атакован странным существом. «Неожиданно озеро озарилось голубым светом, – вспоминает программист. – Я отчетливо видел все окружающие предметы, осознавал происходящее, но не мог управлять своими действиями. Меня тянуло к озеру. Я вошел в воду и вдруг меня опутали водоросли и потянули на дно. Я стал тонуть и не мог сопротивляться»… В реальный мир Игоря вернул собачий лай. Он начал отчаянно вырываться. В этот момент он и заметил под водой человеческий силуэт. Путы стали слабее, и молодой человек выскочил на берег. «Я звал Сакура, который все еще был в воде, – продолжает Игорь. – С моей помощью он выбрался из воды. Вся шея у него была в крови».

          Невероятные истории рассказывают о Черном озере, что в Красноярском крае. Летом 1995 года там погибли три человека – Николай Колосов, Павел Папурин и Дмитрий Золотаревский. На их лицах застыло выражение неземного блаженства. Местные жители списали происшествие на проделки русалок – в этих краях в них верят – и забросали озеро динамитом. В результате на поверхность всплыло множество мертвых рыб и… труп неизвестного мужчины.

          Через некоторое время у берегов «нехорошего» водоема снова оказались два молодых человека и снова встретили русалок. Один из них, Михаил Иванов, бросился наутек. Когда через пару часов он привел подмогу, спасать было уже некого – на воде качалась только кепка товарища. Его труп обнаружили на следующий день.

     

     Колыбель русалок

          Пожалуй, самые ранние мифы о морских девах появились в Древней Греции. Один из них пересказал Гомер в «Одиссее», где сладкоголосые сирены едва не погубили героя. Согласно легенде, пение красавиц невероятно притягательно – они поют о том, что каждый хотел бы услышать. Одному сулят славу, другому – любовь, третьему – почет и власть… Моряки, слыша их голоса, направляли корабли прямо на острые скалы. Но хитроумный Одиссей приказал гребцам залепить уши воском, а себя – привязать к мачте. И корабль спас, и сирен послушал.

          Интересно, что русалки упоминаются в фольклоре практически всех народов мира. В Западной Европе легенды о морских девах под влиянием католицизма получили интересное развитие. Считалось, что эти существа не имеют души и пытаются обрести ее, общаясь с людьми. Шотландское сказание повествует о русалке, которая каждый день приплывала к монаху и молилась вместе с ним. В конце концов, не сумев преодолеть любовь к морю, она навсегда ушла в пучину.

          В ирландском, шотландском и валлийском фольклоре обитают также селки (люди-тюлени). Они сбрасывают тюленьи шкуры, выходя из моря. Если быстро спрятать шкуру, то красавица-селки может выйти замуж за человека. Но стоит ей отыскать свое сокровище, как она немедленно примет тюленье обличье и навсегда исчезнет в морских волнах.

          Среди пресноводных духов-хранителей вод выделяются древнегерманские никсы (нэкк – в Швеции, накки – в Финляндии). Женщины-никсы имеют чудесные золотистые волосы и прекрасный голос. По легенде, они привлекают неосторожных юношей чарующим пением и топят. Под стать красавицам и мужчины-никсы. Игрой на скрипке они заманивают под воду девушек и оставляют у себя навсегда. Противостоять их очарованию невозможно: они хороши собой, щегольски одеты и невероятно обходительны. Вычислить никса можно лишь по воде, постоянно струящейся с одежды. Интересно, что кувшинки в Скандинавии зовут не иначе как «розами никсов».

          Самая знаменитая немецкая речная дева – Лорелея. Она сидит на высокой и опасной скале и расчесывает гребнем густые косы. Легенда гласит: «Нищему о королевском богатстве поет Лорелея. Рыцарю обещает победу и славу. Покой – усталому. Любовь – влюбленному. Каждый слышит в ее песнях то, чего жаждет его душа. Гибель несут песни Лорелеи. Околдует ее голос, а потом поведет за собой, заманит в страшный водоворот. Прочь отсюда, рыбак! Берегись, пловец! Если настигнет тебя ее песня – ты погиб!» Это описание сильно напоминает древнегреческих сирен. Кстати, рыбаки утверждают, что скала Лорелеи и сейчас очень опасна для судов, хотя в наши дни многие подводные камни уже взорвали.

     Что бы это могло быть?

          Обилие рассказов о «водных людях» вызвало к жизни множество научных и околонаучных объяснений феномена. Самое первое было придумано еще в Cредние века. Церковь постановила считать русалок падшими ангелами.

          Позже некоторые исследователи предположили, что многочисленные очевидцы принимали за русалок морских животных. Скажем, морская корова, лакомящаяся водорослями, с некоторого расстояния запросто сойдет за полурыбу-получеловека с развевающимися зелеными волосами.

          Врожденные уродства и болезни тоже могли послужить благодатной почвой для создания мифа. Например, кожа человека, страдающего от псориаза, напоминает чешуйки. А в Перу несколько лет назад родилась девочка со сросшимися ножками. Это редкое заболевание так и называется – «синдром русалки» или сиреномелия. И это не первый подобный случай.

          Экспедиция профессора Ричарда С. Страттона, генетика из Университета Сиднея, обнаружила в тибетской пещере четыре мумифицированных человекообразных существа. Анализ показал, что останкам как минимум 4 млн. лет! Средний рост мумий – около 5 м, их ступни плоские, ластообразные, с перепонками между пальцами, а помимо обычных органов дыхания имеются жабры.

          Следующий сюрприз ждал ученых при исследовании ДНК. Оказалось, обнаруженные существа – прямые предки людей. «В антропологии накопилось немало данных, доказывающих, что произошли мы не от обезьян. Однако лишь с появлением современных методов идентификации генов стало возможным доподлинно разобраться, кто из ископаемых «предков» человека действительно состоит с нами в кровном родстве. Сегодня можно смело утверждать: человек не слез с дерева, а вышел… из воды!» – прокомментировал свою находку профессор Страттон.

     Сушеные русалки 

         В нескольких японских храмах хранятся удивительные артефакты – мумии русалок. Есть такая, например, в храме в Осаке. В качестве пожертвования ее преподнес в 1682 году один торговец.

         Еще одна мумия находится в храме в городе Кашивазаки префектуры Ниигата. Ее тело в длину примерно 30 см, а руки подняты к щекам. Глаза русалки открыты, а во рту видно множество острых зубов – зрелище не для слабонервных! Похожее существо бережно хранится в храме Карукаядо, расположенном за городом Хашимото префектуры Вакаяма. Только эта мумия длиною около полуметра. 

         Наконец, самая большая «сухая русалка» принадлежит храму синтоистов в городе Фудзиномия около основания горы Фудзи. Эта мумия имеет около 170 см в длину и считается самой старой – ей около 1400 лет. Глаза и рот широко открыты, на руках видны перепонки и короткие когти, тело заканчивается коротким чешуйчатым хвостом. По легенде, эта русалка однажды явилась перед принцем Сетоку Тайси и рассказала, что некогда была человеком. Чудовище поведало, что потеряло прежний облик в наказание за несоблюдение обрядов и убийство священных животных. Заканчивая печальную историю, русалка попросила принца основать храм, используя ее тело как главную реликвию, которая должна приводить людей к мысли о святости и неприкосновенности жизни. После этого русалка умерла, а принц выполнил ее последнюю волю.

         Каково происхождение этих мумий, судить сложно. Сообщений об их серьезном исследовании учеными мужами пока нет. Но вот то, что в XVIII–XIX веках в Токио были популярны карнавалы, где изюминку составлял показ необычных природных явлений – это факт. Долгое время одним из обязательных «аттракционов» служила демонстрация русалок. Позже подобные карнавалы вошли в моду и в Европе. Так что на «водных дивах» рыбаки из Японии и Западной Индии научились хорошо зарабатывать. Они попросту мастерили чучела из… верхней части тела обезьяны и рыбьего хвоста. Страшненькие ложные русалки были столь популярны, что могли месяцами кормить целые семьи.

         Так существуют ли загадочные русалки на самом деле, или они – только плод богатой народной фантазии? Однозначно на этот вопрос пока не ответил никто. Так что, возможно, нам еще предстоит встреча с легендарным «водным народом». Ведь до XIX века и Трою считали только легендой, а сейчас туда водят туристов…

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.