3 октября сего года в Москве, в Донском монастыре был торжественно перезахоронен прах генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина, а также их супруг.

     Патриарх Алексий II

     «Это событие свидетельствует о завершающемся восстановлении единства нашего народа, разделенного трагической историей прошлого века…В народное сознание возвращаются имена тех, кто на чужбине продолжал трудиться для России, кто в своих молитвах желал ей процветания….оба они в равной степени переживали свое изгнание, старались осмыслить пережитую Россией катастрофу и страшную братоубийственную войну».

     В 1920 году, после поражения белых армий, Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России Антон Иванович Деникин проявил редкое для военного и политического вождя качество – благородное умение поступиться собственными амбициями и властью во имя общего дела.

     Из последнего обращения генерала Деникина к армии:

     «Три года Российской смуты я вел борьбу, отдавая ей все свои силы и неся власть, как тяжкий крест, ниспосланный судьбою. Бог не благословил успехом войск, мною предводимых. И хотя вера в жизнеспособность Армии и в ее историческое призвание мною не потеряно, но внутренняя связь между вождем и армией порвана. И я не в силах более вести ее. Предлагаю военному совету избрать достойного, которому я передам преемственно власть и командование».

     Антон Иванович Деникин родился в 1872 году около Варшавы в семье офицера.

     Ни знатностью, ни богатством рода Деникин похвалиться не мог. Его дед был крепостным крестьянином, а отец выбился в офицеры исключительно благодаря своим личным качествам и способностям.

     В 1892 году Деникин оканчивает Киевское пехотное юнкерское училище, а в 1899 году Академию Генштаба.

     Во время Первой мировой войны будущий белый генерал командовал бригадой, дивизией, с осени 1916-го 8-м армейским корпусом на Румынском фронте. Весной 1917-го – Деникин начальник штаба Верховного главнокомандующего, а затем командующий войсками Западного и Юго-Западного фронтов.

     В декабре 1917-го вместе с Корниловым тайно пробрался на Дон, где участвовал в создании Добровольческой армии. 13 апреля 1918 года после гибели Корнилова во время знаменитого «Ледяного похода» возглавил «добровольцев».

     Осенью 1918-го стал главнокомандующим Вооруженными силами Юга России (ВСЮР) и заместителем верховного правителя России адмирала Колчака. Летом-осенью 1919 года «добровольцы» вместе с донскими и кубанскими казачьими корпусами прорывают Южный фронт красных и устремляются в «поход на Москву». Однако осенью 1919 года вооруженные силы большевиков под командованием «железного наркома» Льва Троцкого останавливают деникинскую армию и в течение нескольких месяцев наносят ей сокрушительное поражение, вытесняя остатки «добровольцев» и казаков в Крым.

     4 апреля 1920 года, генерал Деникин, чувствовавший личную ответственность за поражение «белых» сдает командование барону Врангелю и навсегда покидает Россию.

     До конца жизни Деникин остается верен идеалам «белого движения» и непримиримо относится к советской власти. Но в 1939 он выступает с обращением к белоэмигрантам в случае войны нацистской Германии с СССР встать на сторону красной России. Во время Отечественной войны Деникин наотрез отказался от сотрудничества с гитлеровцами.

     Годы в эмиграции бывший белый Главком провел в безденежье и постоянной тоске по утраченной Родине.

     Скончался Антон Иванович Деникин в 1947 году, в США, завещав похоронить себя в России.

     Иван Ильин – оригинальнейший русский мыслитель, правовед, религиозный философ и блестящий искренний публицист. Потомственный дворянин.

     После революции Иван Ильин не желал уезжать даже из большевистской России. «От постели больной матери… не уезжают; разве только – оторванные и выброшенные», – писал он.

     Его оторвали и выбросили. Он был насильно выслан из страны по решению советских властей на знаменитом философском пароходе, увозившем из СССР цвет русской интеллигенции. Это была гуманная мера. По прошествии некоторого времени высылка к контрреволюционным элементам более не применялась – обходились Соловками (вначале), ГУЛАГом (позднее) и высшей мерой.

     По иронии судьбы Ленин, горячо настаивавший на их высылке, фактически спас им всем жизнь…

     В эмиграции Ильин вел исключительно активную деятельность – в 20-е годы он стал своеобразным надпартийным идеологом белого движения. Ильин разрабатывал идеологию русского патриотизма, которая, как считал он, пригодится строителям будущей национальной, послебольшевистской России.

     С приходом Гитлера Ильин вынужден был покинуть Германию и переехать в нейтральную Швейцарию. Поселившись в Цолликоне, пригороде Цюриха, Ильин продолжил чтение своих лекций, но только на религиозно-философские и литературные темы.

     В это время он написал несколько книг на немецком языке, и с помощью друзей и меценатов ему удалось их издать. После окончания войны в 1948-54 годах Ильин написал целую серию блестящих публицистических статей о будущем России, многие из которых остаются актуальными до сих пор (после смерти Ильина статьи были включены в знаменитый сборник «Наши задачи»). Незадолго до смерти, в 1953 году Ильин завершил фундаментальный труд своей жизни – «Аксиомы религиозного опыта», опубликованный в Париже.

     Ильин был православным философом и одним из ярчайших представителей знаменитой плеяды мыслителей, которые создал удивительное явление в области философии и культуры, получившее название русского религиозного ренессанса. Однако, в отличие от таких столпов русской религиозно-философской мысли как Николай Бердяев, о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский, Лев Карсавин, князья Трубецкие Ильин проторил свой собственный путь, сочетавший традиции европейского философского мышления и православное миросозерцание, составлявшее основу духовного мира Ильина.

     ИВАН ИЛЬИН

      «Не жалуйся на жизнь, ибо ты для того и рождён, чтобы сделать её лучше».

     «Россия может спастись только выделением лучших людей, отстаивающих не партийный и не классовый, а всенародный интерес…»

     Генерал и философ возвращаются в другую Россию.

     Рухнул коммунизм. Нет больше «красного террора», ГУЛАГа, холодных бараков и хлебных карточек. Но, по прежнему, есть разруха в стране, чуть прикрытая обманным блеском внешнего великолепия столицы. По прежнему, российский народ мечется средь ложных кумиров и лукавых пророков. По прежнему, в России, съежившейся до размеров Московского царства времен первых Романовых, миллионы нищих, униженных и оскорбленных. О такой ли России мечтали они?

     И все же они возвращаются. Чтобы быть навсегда со своим Отечеством – и в светлые мгновения радости, и в черные дни величайшей скорби…

     Возвращаются, чтобы навечно упокоиться в русской земле, которой они отдали всю жизнь и силу свою…

     Никита Михалков:

     «Эта тишина Донского монастыря, эти птицы, этот шелест листьев, дождь, который будет и снег, – все вместе это станет памятью великим людям, которые сохранили для нас правильное понимание нашего Отечества».