ЭКЗОТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ МИРА

ЧАСТЬ 1

Почему последователи культа ошмари-чимари хоронят покойников в шубах?

Почему в Океании поклоняются  соломенным самолетам?

Что такое  небесные коровы и чем они так дороги африканскому племени масаев?

Зачем папуасы поклоняются соломенным самолетам?

В середине прошлого века в Меланезию и Микронезию – на юго-запад Тихого Океана – приехали исследователи-этнографы. Увиденное на островах повергло их в шок. Подобного ритуалам тамошних аборигенов они никогда раньше не видели. Более того, обнаруженные практики оказались вообще неслыханны для антропологической науки.

Глазам ученых предстали скрупулезно созданные из подручных материалов… западные военные базы. Посреди леса и на побережье были расчищены и по всем правилам обозначены взлетно-посадочные полосы. Рядом с ними стояли построенные из подручных материалов будки. В будках посменно сидели островитяне. При этом они напяливали на головы, сделанные из листьев и скорлупы орехов «шлемофоны». Время от времени возле «аэродромов» разворачивались массовые шествия и ритуальные танцы с флажками, подозрительно напоминающие сигнальную азбуку.

Поначалу научная общественность заговорила о пришельцах с других планет – тогда эта теория была новой и очень модной. Но вскоре оказалось, что действительность куда проще и интереснее предположений.

Маленький остров посреди океана очень удобен и почти незаметен. Этим во время Второй мировой войны воспользовались японцы, устроившие на островах перевалочные базы. Потом японцев сменили войска союзников.

Примитивные местные жители никогда раньше не видели светлокожих и желтокожих людей, а потому очень удивлялись. С самолетов же сбрасывали для солдат еду, медикаменты, амуницию и прочие необходимые вещи – и блага цивилизации, ранее неведомые островитянам, радикально изменили их быт. Поэтому неудивительно, что аборигены сочли все это дарами богов, в буквальном смысле свалившимися с неба.

Потом война закончилась, военные свернули свои базы и покинули острова. Светлокожие люди больше не разгуливали по побережью, а самолеты больше не роняли в джунглях ящики с едой и патронами. Видимо, аборигенам настала пора возвращаться к прежней жизни, но не тут-то было! К хорошему, как известно, быстро привыкаешь.

В попытке вернуть «небесные подарки», опускающиеся на парашютах или появляющиеся из «недр» кораблей и самолетов, островитяне  начали имитировать действия солдат, летчиков и моряков. Они, по-видимому, приняли самые обычные жесты и действия за магические ритуалы, приносящие благодать и изобилие.

Крохотные островные религии, создавшиеся вокруг бывших военных аэродромов и баз, в науке принято называть «карго-культы» – от английского «cargo», что означает «груз». Карго-культы были обнаружены на большинстве удаленных островов Тихого океана и не только там.

Желание вернуть консервы и антибиотики принимало у островитян самые причудливые формы. Примитивные племена вырезали из древесины телефоны и прокладывали «связь» из лиан; зажигали сигнальные огни и факелы, чтобы осветить прежние взлетно-посадочные полосы; маршировали с палками, взятыми «на караул» и рисовали надпись «USA» у себя на груди, чтобы быть похожими на солдат, для которых сбрасывались грузы.

Некоторые шли дальше. Здраво рассудив, что сами по себе ящики с неба не падают, одно из племен взялось за дедовский способ. Они сплели из соломы грузовой самолет в натуральную величину. Ученые, поражающиеся реалистичности получившегося «идола», расходятся во мнениях. Одни полагают, что туземцы поклоняются самолету, чтобы он вернулся. Другие исследователи считают, что вид соломенного «грузовика» должен приманить на остров его собратьев.

«Карго-культисты» верили – контейнеры, попадающие на их острова, предназначаются именно им. Посылают «гуманитарную помощь» не то предки, не то добрые духи. Так или иначе, бледнолицые чужаки каким-то магическим образом выдали себя за настоящих островитян и обманом завладели ценностями.

Кто такой Джон Фрум?

Карго-культы довольно быстро вытеснили традиционные для местных жителей обряды и ритуалы. Даже непоколебимый культ предков начал сдавать свои позиции. К счастью, «карго-революция» продлилась недолго. На большинстве островов осознали, что милостей от природы ждать не придется, и вернулись к прежним поверьям и делам. Исключение составляют очень немногие культы, среди которых самым известным является вера в Джона Фрума. Она распространена на острове Тана в государстве Вануату, что в архипелаге Новые Гебриды.

Джон Фрум – это собирательный образ американского солдата времен Второй мировой войны. Туземцы верят, что Джон Фрум придет к ним и принесет богатство и процветание тем из островитян, кто последует за ним. Религия эта выросла в 1930-е годы, причем неизвестно, образовалась ли она сама собой или кто-то намеренно создал ее.

Также неизвестно, «а был ли мальчик»? В смысле, существовал ли конкретный человек, бывший прообразом Джона Фрума. Ученые считают, что это имя – искаженное «John from America» («Джон из Америки»). Вероятно, так солдаты, высаживающиеся на острова, представлялись местным.

По другой версии, Фрум – это искаженная фамилия, вроде Фромм или Фрумме, соответственно, немецкого или еврейского происхождения.

Исследователям удалось установить, с чего началось распространение необычной веры. Родоначальником культа был некто Манехиви, местный житель. Он проповедовал от имени Джона Фрума и сулил островитянам прочные дома, хорошую одежду, еду и транспорт. Манехиви предрекал начало новой эры, когда все колонисты покинут Новые Гебриды, а процветание и роскошь, доступные только белым людям, достанутся коренным жителям. Чтобы это случилось, жителям Таны нужно было отказаться от всех привнесенных европейской культурой нововведений, вроде денег, христианства, плантаций и образования на западный манер, и вернуться к традициям и обычаям их предков.

Когда в 1941 году на острове высадился американский десант, на полинезийцев произвело неизгладимое впечатление дружелюбие, могущество и «богатство» чужаков. Это значительно изменило уже существующую мифологию. В туземной мифологии и обрядности «нового извода», сложившегося при американцах, Джон Фрум приобрел черты одновременно Дяди Сэма, Санта Клауса и Иоанна Крестителя.

Культ Фрума стал еще более популярным, когда оказалось, что он реально улучшает экономическое положение региона. Все дело в том, что после войны на Новые Гебриды хлынула волна туристов, отчего благополучие островов резко возросло. Истово верующие коренные жители просто не могли не связать это с долгожданной милостью Джона Фрума.

В 1957-м тогдашний лидер движения Фрума, Накомаха, создал «армию Таны» – совершенно мирную, несмотря на название, организацию. Основным занятием «армии» была организация военных парадов. «Армейцы» наряжались в самодельную одежду с символикой США, раскрашивали лицо – не то под «Рэмбо», не то, чтобы быть больше похожими на европеоидов. В таком виде туземцы маршировали, отрабатывали строевые приемы, салютовали.

К своим парадам «армия» относилась как к своеобразным магическим действиям, призванным обеспечить процветание региона. Несколько видоизмененные, эти парады проводятся до сих пор 15 февраля. Этот день – национальный праздник на Вануату, «день Джона Фрума», отмечаемый наравне с христианской Пасхой. 15 февраля Джон Фрум должен явиться на Гебриды и принести благоденствие тем, кто так долго ждет его. Правда, неизвестно, в каком году это произойдет. Но островитяне не теряют надежды и готовятся к торжественной встрече каждый год.

Небесные коровы масаев

Небольшое кочевое племя масаев, живущее в Кении и Танзании, твердо верит в свою богоизбранность. Их легенды рассказывают о древних временах, когда земля еще не была отделена от неба. Тогда жил великий герой Энкаи – человек, который владел всеми коровами в мире. Однажды Энкаи пас на небосводе свое стадо, причем пас долго-долго. Так долго, что за это время на свете успели завестись другие люди, а между землей и небом пролегла трещина.

Потом Энкаи понадобилось отвести коров с пастбища домой, для чего он сплел длинную веревку из коры. По этой веревке, как по мостику, буренки стали спускаться вниз, в подлунный мир, и попали к масаям. Те по этому поводу очень обрадовались. Другое племя, которому коров не досталось, разозлилось. Они решили насолить масаям – охотники «конкурентов» нашли и перерезали веревку. От этого трещина между «верхней» и «нижней» твердью основательно расширилась, а бедным масаям не досталось больше коров.

Рассказывая эту легенду, кочевники больше всего упирают на два факта – во-первых, что коровы – это прямая связь с богом (Энкаи), а во-вторых, что сами масаи – избранный народ. И поскольку все коровы изначально достались именно им, то те, кто также владеет скотом, видимо, когда-то украли его у масаев.

Аборигены воображают себя пупом земли и придают большое значение своей священной скотине – прямо как индусы. Правда, отношение к этим самым животным у двух народов различается. По мнению масаев, самое священное, что можно сделать с коровой – это… съесть ее. Поэтому, с одной стороны, ни одно торжество у них не обходится без телушки – этакого парнокопытного «свадебного генерала», а с другой стороны, судьба этих буренок незавидна – в конце праздника их обязательно съедают.

Вообще, с очень многим в своей мифологии масаи обходятся попросту, без чинопочитания. Вот, скажем, существование солнца они объясняют… семейной склокой. Уже упомянутый Энкаи, верховный бог племени, как-то не на шутку поссорился со своей женой, богиней луны. Та долго скандалить не стала, а просто от души приложила муженька чем под руку попалось. Опозоренный Энкаи, чтобы спрятать синяки, оставленные супружницей, решил очень ярко подсветиться. Теперь он ходит по небосклону, не боясь опозориться – может, кто и рад рассмотреть его кровоподтеки, да глазам больно.

Правда, Энкаи, как говорится в легенде, в долгу не остался – подбил жене глаз. Чтобы убедиться в этом, говорят аборигены, достаточно посмотреть на полную луну.

Зачем хоронить мертвецов в шубах?

Каждый маленький народ хочет иметь свое собственное национальное возрождение. Причем полное – не только культуры и быта, но и исконной религии. Так произошло и с марийцами – жителями республики Марий Эл. Тамошнее «национальное религиозное объединение» возникло из ниоткуда и назвалось «Ошмари-чимари». В переводе это значит «Белые мари – верующие мари». Их целью является возрождение забытой при христианизации древней веры марийцев. В Йошкар-Оле «Ошмари-чимари» принадлежит «Дубовая роща». Это особый священный участок леса, на территории которого производятся моления.

Вера марийцев, по сути, сложный языческий культ. Он основан на представлении о космической жизненной силе. Вокруг этой силы строится их обрядовая медицина. Важное место в культе занимают и боги-предки. Например, верховный бог Кугу Юмо, богиня Матерь-Жизнь и Матерь-Вода и т.д.

Особенно необычны у марийцев традиции погребения.

Усопшего в стародавние времена везли на кладбище в санях – все равно, было дело летом или зимой. При этом наряжали его в шубу и рукавицы. Делалось это потому, что, по представлениям мари, в загробном мире очень холодно.

Вместе с телом в могилу помещались различные полезные предметы. Отбирались они, чтобы помочь в испытаниях, которые предстоит пройти душе на пути в царство мертвых. Собранные в течение жизни ногти покойника должны пригодиться ему в преодолении преград между миром живых и миром духов. Например, для того чтобы карабкаться по отвесным скалам.

Клали в могилу и ветки шиповника – с их помощью следует отгонять змей и собак, сторожащих проход на «ту сторону». Наконец, оставляли кусок холста, по которому, как по мосту, душа перейдет пропасть – последнее препятствие на ее пути…

Явления, аналогичные карго-культам, встречаются и в других местах на Земле. В частности, некоторые индейцы долины Амазонки вырезают из дерева подобия аудиоплейеров, которые они называют габарора (судя по всему, от испанского «grabagora», что значит «магнитофон») и используют, чтобы услышать послания из мира духов.

Люди, живущие вокруг Серного залива на острове Тана, поклонялись Керапенмуну, божеству потухшего вулкана Тукосмеру. Атрибуты этого бога без сомнения повлияли на культ Джона Фрума на начальном этапе.