Тишину капитанского мостика нарушал лишь однообразный писк сонара да тихие переговоры дежурных матросов и офицеров. Контр-адмирал Ричард Эвелин Берд склонился над картой. Его авианосец и еще 16 кораблей шли к Антарктиде. От размышлений адмирала оторвал голос дежурного офицера:

      – Сэр, донесение от головного охранения. Они встретили…

      – Кого они встретили, лейтенант?

      – Сэр, они говорят о… летающих тарелках.

      Берд пристально взглянул на замершего в нерешительности офицера и, ни слова не говоря, двинулся к радисту, державшему связь с кораблями головного охранения. Тот, увидев приближающегося адмирала, вскочил и, стянув с головы наушники, вложил их в требовательно протянутую руку Берда.

      – Это адмирал Берд, что, черт возьми, происходит?!

      Сквозь шум помех до командующего эскадрой донеслись звуки морского сражения и испуганно-удивленный голос произнес:

      – Сэр, они вынырнули из-под воды и поднялись в воздух… Они похожи на диски, сэр.

      – Кто они? – и, зажав рукой микрофон, крикнул капитану авианосца. – Штурмовики в воздух, нас атакуют!..

     

     Весь этот эпизод был бы очень похож на завязку сюжета в фильме об очередном столкновении человечества с агрессивными пришельцами, если бы его свидетелями не оказались очень многие вполне вменяемые люди, отнюдь не с буйной фантазией.

      В том бою эскадра адмирала Берда потеряла крейсер, четыре самолета были сбиты, еще 9 оставлены во льдах. Погибли десятки людей. Свидетелями сражения стали сотни морских пехотинцев и 25 ученых, находившихся на борту кораблей эскадры.

      Кто же атаковал героя Второй мировой войны? Инопланетяне или…

     

     Сверхземля

     

      1938 год. Германия снаряжает экспедицию для исследования Антарктиды. Из Гамбурга отправляется плавучая база гидросамолетов «Швабенланд». На ее борту 24 члена экипажа и 33 полярника. Возглавляет поход Альфред Ритшер – известный океанолог. 

      Об истинной цели экспедиции спорят до сих пор. Но единственным неоспоримым результатом похода стал тот факт, что с самолетов на территории шестого материка было выброшено несколько сот металлических вымпелов со свастикой – таким образом Германия «застолбила» почти четверть Антарктиды, а командир одного из гидросамолетов – Ширмахер – обнаружил среди льдов… участок земли. Якобы это был своего рода оазис, с пресной водой и мягким климатом!

      Для того чтобы объяснить странную природную аномалию, была отправлена еще одна экспедиция. На этот раз «исследователи» носили погоны и плыли на боевых субмаринах. Экспедиция контролировалась лично адмиралом Карлом Деницем. Судя по донесениям, немцы обнаружили под оазисом сложную систему пещер с теплым воздухом – именно поэтому земля над ними не замерзала. Адмирал назвал открытие своих моряков «земным раем». Рай получил название – Новая Швабия. Судя по отрывочным документам, она находилась в районе Земли королевы Мод. 

      Дальнейшая работа гитлеровцев в южных широтах покрыта мраком. Согласно одной из самых смелых версий, силами тысяч узников концентрационных лагерей там якобы был создан город, получивший название Новый Берлин. 

      Тем не менее, сколь бы фантастично это ни звучало, сам факт работ в районе Земли королевы Мод косвенно подтверждается разведданными из архивов НКВД и ЦРУ. На специально созданных грузовых подводных лодках (появление таких субмарин подтверждает ветеран американской разведки полковник Уиндел Стивенс) в Новую Швабию поставлялось горнопроходческое оборудование, рельсовые дороги, вагонетки и огромные фрезы для прокладки тоннелей. 

      Для того чтобы сохранить строительство в тайне, немецкие ВМС уничтожали любое судно, вошедшее в квадрат, смежный с Землей королевы Мод. 

      В официальных документах появился термин «База 211», а адмирал Дениц заявил: «Германский подводный флот гордится тем, что на другом конце света создал для фюрера неприступную крепость».

     Экспедиция Берда

      В 1945 году у берегов Аргентины американский морской патруль обнаружил две немецкие подводные лодки. Командир эскадры США «загнал» волков Деница на мелководье, и тем ничего не оставалось, кроме как сдаться.

      Захваченные субмарины U-977 и U-530 оказались из секретного подразделения «Конвой Фюрера» – специальной группы для перевозки особо ценных грузов, состоявшей из 35 подлодок. В команды «Конвоя» попадали лишь те, у кого не осталось живых родственников. Им запрещалось вступать в бой, а чтобы избежать нарушения приказа, с лодки демонтировалось оружие. По слухам, именно «Конвой Фюрера» спасал легендарное золото Третьего рейха. 

      Командиры попавших в плен субмарин Ганс Шеффер и Отто Верхмут сообщили, что оказались у берегов Аргентины после того, как высадили в районе «Базы 211» пятерых пассажиров в масках.

      Это сообщение стало последней каплей. Американское командование снаряжает эскадру, ставит во главе нее знаменитого адмирала Берда и отправляет того на поиски «Новой Швабии».

      Одновременно с американцами к Антарктиде уходит советская «китобойная» флотилия «Слава». В ее составе нет военных кораблей, зато есть военные моряки и самые современные (и тогда еще в Союзе крайне редкие) радиолокаторы. «Китобои» явно собирались присмотреть за «союзниками».

      Дальнейшие события в рамки обычного здравого смысла укладываются с большим трудом. Мощная американская эскадра, не добравшись до цели, несет потери, разворачивается на 180 градусов и в спешке идет на родину. По возвращении моряки рассказывают ужасы о летающих тарелках.

      В американской прессе и в европейском журнале «Бизант» появились воспоминания участников экспедиции с новыми подробностями. Говорили, что помимо летательных аппаратов на экипажи воздействовали психотропным оружием, поначалу принятым за необычные атмосферные явления. 

      В одной из газет появился отрывок из доклада Берда, якобы сделанного на секретном заседании спецкомиссии: «США необходимо принять защитные меры против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов. В случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью!»

      После доклада адмирал продемонстрировал листовку, по его словам, сброшенную одной из атаковавших эскадру «тарелок». На листе бумаги поверх красной свастики готическим шрифтом было напечатано: «Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?» (вот откуда пошла знаменитая фраза).

      Доподлинно известно, что США предприняли еще одну аналогичную экспедицию. И про ее результаты до сих пор никто ничего не знает…

     НЛО на службе Третьего рейха?..

      О том, что ученые нацистской Германии изобрели летательные аппараты доселе неизвестного типа, говорили и писали неоднократно. Существует даже несколько фотографий, на которых гитлеровские офицеры изображены рядом с парящими в небе дисками со свастикой на борту.

      Согласно одной из версий, к концу войны у немцев имелось девять исследовательских предприятий, на которых испытывали подобные самолеты. И одно из них незадолго до краха Тысячелетнего рейха было эвакуировано в Антарктиду.

      Если предположить, что укрывшимся на базе нацистам удалось довести проект дисколетов до конца, то атака на эскадру Берда получает вполне научное объяснение. Тем более что по доставшейся союзникам технической документации немецкое изобретение действительно могло обогнуть земной шар и развивало огромную по тем временам скорость.

      Тот факт, что США в конце концов оставили «Новую Швабию» в покое, сторонники «антарктической версии» объясняют просто – якобы командование базы пригрозило применением нового оружия (на наш взгляд, объяснение малоубедительное). 

      Открытым остается и еще один вопрос. Позволял ли научный потенциал Третьего рейха в принципе завершить эти проекты? Мнения ученых расходятся. Некоторые полагают, что вся информация о немецких летающих дисках (включая сенсационные фото) – не более чем ловкая фальсификация.

      Первым, кто сослался на немецкие разработки после выступления Берда, был капитан Эдвард Руппельт, руководивший проектом ВВС США по изучению НЛО «Голубая книга»: «К концу Второй мировой войны у немцев был ряд перспективных проектов новых летательных аппаратов и управляемых ракет. Большинство из них находилось на начальной стадии разработки, но лишь эти машины были близки по совершенству к тем объектам, которые наблюдали свидетели в США».

      С другой стороны, в секретном донесении штаб-квартиры оккупационных войск США в Берлине от 16 декабря 1947 года говорится: «Мы связались со многими людьми, чтобы проверить, разрабатывались или нет устройства типа «летающая тарелка» и существуют ли сведения об этом в досье любых немецких авиационных исследовательских учреждений. 

      Среди опрошенных были авиаконструктор Вальтер Хортен, бывшая секретарша генерала ВВС Удета фон дер Грейбен, бывший представитель исследовательского бюро командования ВВС в Берлине Гюнтер Гейнрих, бывший летчик-испытатель Эйген. Все они независимо друг от друга настаивают на том, что такие устройства никогда не существовали и не проектировались».

      Впрочем, эти показания также не могут окончательно расставить все точки над «и». Вчерашние нацисты вполне могли умышленно дезинформировать американских военных следователей.

      Второе дыхание версия о немецких летающих тарелках получила в 50-х годах. Тогда в итальянской прессе Джузеппе Беллуццо опубликовал статью о дисколетах, разрабатывавшихся вначале в Италии, а потом и в Германии. Дескать, во время войны в воздух поднять их не удалось, а сегодня они могут нести на борту ядерную бомбу. Так как Беллуццо был известным экспертом по паровым турбинам и автором почти 50 книг, с 1925 по 1928 годы занимал пост министра экономики Италии, а позже был членом парламента – к его словам стоило отнестись внимательно.

      Впрочем, военные выступили с предсказуемым опровержением. Генерал итальянских ВВС Ранци заявил, что Италия не занималась такими проектами ни в 1942 году, ни позже.

      Однако этим дело не кончилось. 

      7 июня 1952 года во французской газете «Франс Суар» появляется интервью с неким доктором Рихардом Мите, немецким авиационным инженером, полковником в отставке. Мите рассказывает о проекте Фау-7 – летающей тарелке, двигатели от которой якобы оказались в руках советской разведки после того, как Красная армия захватила Бреслау. Интервью с изобретателем выглядело сомнительно: дано оно было в Тель-Авиве, Мите не называет ни одного имени ученого, работавшего над проектом, и завершает свой рассказ предположением, что вскоре на вооружении у большевиков окажутся дисколеты (в общем, нормальная пропаганда в духе ранней «холодной войны»). 

      

      Очередной раз летающие диски появляются в 1956 году в книге майора Рудольфа Лусара, бывшего сотрудника Германского патентного бюро. Он говорит о том, что работа над ними велась с 1941 года. Упоминает он и доктора Мите, который, по мнению автора, на момент написания книги работал в США и создавал дисколеты для ВВС этой страны на заводах фирмы «A.V.Roe». 

      Однако через несколько десятилетий и эта сенсация была поставлена под сомнение. В 1978 году ЦРУ рассекречивает Отчет сотрудника разведки ВВС США О`Коннора: «В досье разведслужбы ВВС нет никаких свидетельств о немецких разработках «летающих дисков» и каких-либо указаний на аналогичные разработки в Советском Союзе. Проверка имеющихся личных дел не выявила никакой информации о Мите. Мы связались с инженерным персоналом фирмы «A.V.Roe» и выяснили, что они не знают о наличии Мите в их организации».

      

      Еще одна версия, предложенная сторонниками немецких НЛО, – это история про лесника Виктора Шаубергера. Этому самородку приписывают многочисленные изобретения в области гидротехники, в том числе разработку оригинальных водяных турбин. Конструктор был заключен в лагерь, а после направлен в бюро Мессершмитта для работы над системой охлаждения двигателей истребителей. 

      Сторонники версии немецких летающих тарелок приводят письмо Шаубергера: «Летающая тарелка», которая прошла летные испытания 14 февраля 1945 года под Прагой и которая достигла высоты 15 000 м за три минуты, развивая скорость в 2200 км/час при горизонтальном полете, была создана совместно с первоклассными инженерами и специалистами по прочности материалов из числа узников, приданных мне для работы. Насколько я понимаю, незадолго до конца войны машина была уничтожена…»

      Но снова есть оговорки. Во-первых, к моменту написания письма конструктор был постоянным клиентом дома умалишенных. Во-вторых, некоторые конструкции гидротурбин Шаубергера и впрямь похожи на летающие тарелки (так как мы их себе представляем), но сходство у них лишь внешнее. И в-третьих, крайне подозрительно выглядят характеристики описываемых машин (особенно когда речь идет о скорости в 2200 км/ч). 

      Вызывает сомнения и личность главного апологета теории «тарелок Шаубергера» – Эрнста Тюнделя. Этот неонацист и автор многочисленных трудов про Третий рейх в одном из интервью прямо заявил: «Книги о НЛО имели важное политическое значение, так как в них можно было вставить и то, о чем нельзя было сказать иначе. Например, о программе Национал-социалистической партии или о проведенном Гитлером анализе еврейского вопроса… И это позволило мне заработать кучу денег! Деньги, вырученные за книги о НЛО, были вложены в издание брошюр «Ложь об Освенциме», «Вранье про шесть миллионов погибших евреев» и «Честный взгляд на Третий рейх».

     Тайная база 

     Третьего рейха

      Страсти, разгоревшиеся в 50-х, не улеглись до сих пор.

      1976 год. На японских радарах появляется 19 отметок, которые идентифицируются как крупные дискообразные летательные аппараты. С высокой скоростью из стратосферы они вошли в воздушное пространство Антарктиды и исчезли.

      В 2001 году знаменитый американский журнал «Weekly World News» опубликовал статью о том, что норвежские ученые обнаружили в Антарктиде, на расстоянии около 160 км от горы Маунт Макклинток башню. Она построена из ледяных глыб и представляет собой аналог классического образца средневековой фортификации.

      В марте 2004 года канадские летчики обнаружили на льду остатки потерпевшего крушение летательного аппарата и сфотографировали их. К месту аварии тут же была направлена спасательная экспедиция, но, прибыв в указанный квадрат, спасатели ничего не нашли.

      Через две недели в редакцию «Toronto Tribune», опубликовавшей снимки крушения, позвонил 85-летний Лэнс Бейли. Во время войны он, будучи узником концлагеря, работал на авиазаводе в Пенемюнде. Вот что он рассказал: «Я в шоке. Ведь на фото в газете один к одному изображен аппарат, который я своими глазами видел 60 лет назад… В сентябре 1943 года на бетонную площадку возле одного из ангаров четверо рабочих выкатили круглый объект с прозрачной кабиной в центре. Он был похож на перевернутый тазик на маленьких надувных колесах. Этот «блин» издал шипящий звук, оторвался от бетонной площадки и завис на высоте нескольких метров».

      

      Всех этих фактов, естественно, маловато для того, чтобы нечто утверждать. Скорее всего, мы имеем дело с типичным смешением фактов и лжесенсаций. 

      Поверить в то, что нацистам удалось создать в Антарктиде нечто грандиозное (и даже, как утверждают некоторые, вывезти туда Гитлера), конечно, очень сложно. Антарктида, безусловно, необитаема, но все же достаточно исследована – и потому если бы нацистский проект действительно продолжал действовать после войны, то он бы так или иначе себя обнаружил.

      Тем не менее, серьезный практический интерес нацистов к Антарктиде также не вызывает сомнений. Гитлеровцы что-то затевали на Южном материке, и пока никто не может точно сказать, насколько они продвинулись в своих планах.

      Одновременно таинственный случай с эскадрой Берда до сей поры остается загадкой, ответ на которую покамест никто не предложил.

      Так что, вполне вероятно, антарктические льды скрывают немало сенсаций – от исчезнувших древних цивилизаций до новой истории двадцатого века.