Большинство жителей Земли даже не знают о существовании этого государства, не имеющего не только своей валюты и столицы, но даже городов и улиц. Зато богатству местных банков завидует весь мир – именно сюда со всех уголков планеты стекаются «Черные» миллиарды…

     

     Вряд ли у вас получится с первого раза найти на карте этот крошечный островок, затерявшийся в южной части Тихого океана. А уж добраться сюда могут только отчаянные экстремалы. Но местных жителей это ничуть не смущает, равно как и тот факт, что их страна является самой маленькой в мире после Ватикана (ее площадь – всего-то 21 кв. км.). Наоборот, они научились извлекать немалую пользу из незаметности своего «приятного» острова. Кстати, таковым его в XIX веке называли нашедшие в Науру приют пираты и беглые каторжники, а в начале XXI столетия – воротилы бизнеса, прятавшие здесь «грязные» деньги. И коралловый островок их не разочаровывал – хотя Науру с виду и не похож на крепость, он надежно продолжает хранить свои секреты и не особо приветствует гостей.

      Впрочем, гостей на острове и так немного. Раз в неделю в единственный аэропорт Науру прилетает единственный местный самолет. Добираться до острова морем – дело хлопотное. Острые зубцы прибрежных коралловых рифов не слишком гостеприимны к современным огромным судам. Сами науруанцы для выхода в море по-прежнему используют каноэ. Берут ноутбуки, мобильники и в утлых лодочках отправляются на соседние острова вести переговоры или подписывать бумаги. К счастью, для «внутренних» поездок на острове есть своя железная дорога. 

      В целом, Науру ведет обычную жизнь экономически и технически развитой страны. Здесь работают учреждения, выходят газеты и вещают радиостанции. Правда, с телеканалом на острове пока как-то не сложилось, и науруанцы «вынуждены» смотреть спутниковые программы соседних (и не только) стран. Но, по всей видимости, появление собственного телевидения – только вопрос времени. Общественная телефонная сеть до сих пор работает хуже некуда, зато на мобильную никто из науруанцев не жалуется.

      В 1998 году на остров пришел Интернет, который так полюбился местным жителям, что сегодня компьютер с доступом во Всемирную сеть есть почти в каждом доме. И это при том, что сами дома никак не блещут роскошью. 

      Можно сказать, что науруанцы живут не благодаря милостям природы, а вопреки. На острове нет ни рек, ни подземных источников, так что пресная вода в Науру – огромная ценность. Ее получают только благодаря одной-единственной на острове опреснительной установке или… завозят из Австралии. Хитроумные науруанцы не брезгуют и дедовским способом – даже вокруг весьма респектабельных зданий можно увидеть плошки и тазики для сбора дождевой воды. 

     От пиратов до парламента

      Лавры открытия Науру принадлежат британскому китобою Джону Фирну. Во время шторма его судно сбилось с курса и село на рифы вблизи неизвестного острова, похожего на райский уголок. 

      Здесь буйствовала зелень, прибрежные воды просто кишели рыбой, а местное население было миролюбиво и покладисто. С легкой руки капитана остров получил свое первое официальное название – «Плезент Айленд» («Приятный остров») . 

      Правда, на протяжении следующего столетия приятным он был исключительно для китобоев, лесорубов, пиратов и беглых каторжников. Но такая «малина» длилась недолго. В 1888 году вместе с соседними островами Науру был аннексирован Германией и стал частью Немецких Маршалловых островов. После Первой мировой войны Науру подмяла под себя Британия. А так как управлять такой «мелочью» на расстоянии было хлопотно, Лондон поручил это дело Австралии. Правда, когда на острове обнаружилась «золотая жила» фосфатов, а Австралия на паях с Новой Зеландией основали «Пасифик фосфэйт компани», Великобритания вспомнила о своей крошечной колонии. Вплоть до Второй мировой войны предприятие приносило огромную прибыль, львиная доля которой, конечно же, отходила британской короне. 

      В 1942 году на остров вторглись японцы. Они разместили здесь свои укрепления, собрали зенитные установки и… вывезли с острова половину местного населения. Причем, включая стариков и грудных младенцев. На соседних островах были организованы своеобразные трудовые лагеря, куда ставших ненужными аборигенов и отправили. 

      Лишь в 1947 году, когда Науру попал под опеку ООН и был отдан прежним хозяевам, часть вывезенного населения вернулась домой. Тогда же в Науру началось активное движение за независимость острова. Совет местных вождей стал называться Науруанским советом местного самоуправления и постепенно отвоевал у колониальной администрации ряд полномочий. Собственно, он и стал родоначальником местного парламента и весьма пригодился, когда страна в 1968 году обрела независимость (а по прошествии еще 20 лет даже стала полноправным членом ООН, чем невероятно гордится). 

      

      В этой крошечной стране каким-то чудом завелись аж 3 политические партии – Демократическая, Наоэро Амо и Партия Центра. Их представители, не жалея сил и средств, борются за места в местном парламенте (кстати, самом компактным в мире – Законодательная Ассамблея Науру насчитывает всего лишь 18 членов). 

      Раз в три года они выбирают стране президента… из собственного числа. Не прошедшие конкурсный отбор кандидаты тоже не остаются в накладе. Как минимум четверо парламентариев становятся министрами. Остальные посты в правительстве президент забирает себе.  

      Например, предшественник нынешнего президента Людвига Скотти успешно совмещал обязанности министра финансов и экономических реформ, иностранных дел, государственной службы, человеческих ресурсов, развития и трудоустройства, рыбных и морских ресурсов, телекоммуникаций, главы компании по сбору арендной платы за разработку фосфатов, главы программы инвестиций для граждан Науру, главы корпорации по восстановлению Науру, авиационной службы, а также председателя комитета по использованию земли. Нынешний президент тоже решил не скромничать и забрал себе три министерских портфеля. Единственное, во что глава государства все-таки решил не вмешиваться – это судебная система. Для решения всех спорных моментов науруанцы обращаются в Верховный суд… Австралии.

       Так что управлять страной при такой государственной системе – одно удовольствие. И никаких конфликтов между законодательной и исполнительной властями – все законы принимаются исключительно «под себя». 

      Между тем, науруанская дипломатия не устает удивлять. Например, недавно остров предложил свою дружбу… Израилю. Год назад на встрече с израильским министром иностранных дел Ципи Ливни представитель крошечной страны выразил горячее одобрение политики Тель-Авива и его позиции в арабо-израильском конфликте. Правда, не прошло и месяца, как «горячий поклонник» Израиля не замедлил прислать письмо с просьбой о помощи в сфере здравоохранения. «Большому брату» не сложно было отправить в Науру пару врачей и груз гуманитарной помощи. Только уже несколько месяцев правительство Израиля ломает голову над тем, что же попросить взамен… 

      А чего стоит история с единственным наураунским самолетом?! Когда его в 2001 году забрала за долги Австралия, местное население было безутешно. В этой ситуации спасти остров от полной изоляции, страну от народных бунтов, а взлетную полосу от пыли мог только смелый внешнеполитический шаг. И его не пришлось долго ждать – Науру выступил с мировым заявлением, в котором признал суверенитет Тайваня! За что благодарная страна, не избалованная общественным признанием, отплатила Науру, подарив новый самолет… Но не успела высохнуть краска на боку нового красавца-лайнера, как правительство Науру, ничтоже сумняшися, подписало совместное коммюнике с Китаем, в котором… публично отреклось от всяких отношений с Тайванем. Правда, самолет так и не вернуло…

     Деньги пришли – 

     деньги ушли!

      Между тем, в 70–80-х годах Науру считался одной из самых богатых стран мира и особенно не нуждался в подачках (пусть даже в виде самолета). 

      Богатство острова началось с неприметного камушка, которым в 1897 году некий австралийский бизнесмен подпер дверь своего офиса. Именно в эту дверь три года спустя постучался новозеландский геолог Эллис. Ученый признал в неброском булыжнике, привезенном с острова Науру, камень плодородия – фосфорит. А когда обнаружилось, что таких камней в Науру видимо-невидимо, на острове началась настоящая «каменная лихорадка».

      Хотя мало кто из новых старателей знал, что фосфаты, так внезапно обогатившие маленький коралловый островок, имели весьма прозаическое происхождение. Пернатые, облюбовавшие остров, изрядно загадили его своим пометом, а жаркий и влажный климат со временем обратил органическое удобрения в полезное ископаемое со странным названием «гуано» (по-научному фосфат). 

      Но фосфаты, принесшие процветание острову, к началу нового тысячелетия очень некстати закончились… Этот факт расстроил и местных жителей, и их правительство. Над солнечным Науру нависла черная туча экономического кризиса. Весьма щедрые социальные программы в мгновение ока были свернуты, прекратилась раздача бесплатного жилья, а связь с внешним миром поддерживалась исключительно виртуально, так как единственный на острове самолет, как вы помните, пришлось отдать за долги. 

      Но на счастье маленькой страны, среди ее жителей нашлась как минимум одна светлая голова, предложившая выход из положения. Пренебрежительно называемая «сырьевым придатком» страна за несколько месяцев стала… мировым банковским центром. И одной из крупнейших в мире оффшорных зон. 

      Не стоит думать, будто в один момент на остров высадились полчища банкиров и бухгалтеров. Да и новых зданий «из стекла и бетона» там тоже не выросло. Все «золотоносные» операции совершались… по Интернету. Правительство Науру, скромно потупив глазки, за небольшую сумму в 5600 долларов США выдавало любому желающему банковскую лицензию и юридический адрес. На год. Но года, как правило, оказывалось мало, и почти все новоявленные резиденты продлевали ее еще на пару лет. А маленький Науру тем временем начал получать свой весьма приличный доход. 

      Не брезговал островок и продажей гражданства – именно тогда ФБР и Интерпол с удивлением обнаружили, что десятки их «подопечных» внезапно прописались в стране, которую почти невозможно найти на карте. 

      А тем временем Науру накрыла новая волна экономического изобилия. В конце 90-х вездесущие США объявили по всему миру войну отмыванию денег, и столь любимые сердцу «теневиков» Карибские острова в миг потеряли свою оффшорную привлекательность. Вот тогда-то мировой «черный» бизнес срочно занялся поиском на карте «Богом забытого» Науру. 

      Кстати, злые журналистские языки не раз намекали на то, что Юлии Тимошенко и Павлу Лазаренко название этой малюсенькой страны очень и очень хорошо известно. И что тот миллиард, которого недосчиталась Россия в качестве платы за поставленный на Украину газ, «ушел» именно в наурский «виртуальный» банк. Да и российские олигархи, надо сказать, очень уважали этот островок. Во всяком случае, так утверждает американский госдепартамент, заявивший, что российский капитал спрятал здесь аж 70 млрд. долларов, нажитых не самым праведным путем. 

      Но правительство Науру делало вид, что ничего не происходит. А в ответ на каверзные вопросы все-таки проникшего на остров американского посла о причине столь неожиданного экономического подъема, лишь удивленно пожимало плечами. 

      «Бог послал!» – отвечали местные чиновники особо любопытным проверяющим. Собственно, и в девизе страны так и написано – «Божья воля – прежде всего!» И что тут возразишь!

      США в дискуссии вступать не стали, а просто пригрозили чересчур оборотистому государству введением экономических санкций. Островитяне поворчали, вздохнули и… закрыли оффшорные банки. А заодно отправились на поиски новых источников дохода. 

      Далеко идти не пришлось. Отбросив ложную скромность, Науру начало выжимать деньги практически из всего. В первую очередь из туристов. 

      Хотя, говоря по правде, отдыхающим здесь смотреть особо не на что. От былой красоты остались лишь воспоминания, поскольку огромная часть острова превратилась в один большой карьер. Но и с тех отчаянных путешественников, что не побоялись отправиться на край света, дерут по «три шкуры». 

      Кстати, и могущественного соседа – Австралию – тоже взяли в экономические спонсоры. За небольшую, в общем-то, плату. Науру размещает на своей территории беженцев, стремящихся попасть в Австралию. И от безвозмездных пожертвований богатого соседа, естественно, не отказывается.

     

     Лучший овощ – это рыба!

     

      Приблизительно так считают местные жители. Здесь как-то не прижилось земледелие – то ли климат «подкачал», то ли среди местного населения не обнаружились «ослики-огородники». Так что фрукты и овощи науруанцы берут… в супермаркете, а вместо грядок разбили посреди острова огромный пруд и выращивают в нем привезенную из Англии пресноводную рыбку ханос. Правда, в океане и своей хватает, но заморская считается деликатесом и вносит в меню приятное разнообразие. 

      Островитяне практически не едят животных, да и в Науру их совсем немного. До пришествия на остров колонизаторов здесь водились только ящерицы и лягушки. Потом моряки завезли на остров свиней, но разводить их местным жителям был как-то недосуг. 

      Пернатых на остров прилетает огромное множество, на любой вкус и цвет. Особо крупных из них – фрегатов – даже приручили и используют как «домашнюю» скотину. А так как рыбное хозяйство в Науру успешно заменило собой сельское, то и фрегаты «пашут» в море. Вернее, охотятся. Рыбаки привязывают к ноге птицы веревочку, а на шею надевают металлическое кольцо. Не ожидающий подвоха фрегат бросается в море за рыбой, хватает ее, а проглотить, увы, не может. И весь улов достается человеку. Но то ли улова в последнее время все меньше и меньше, то ли рыбное меню уже набило оскомину, однако науруанцы все чаще и чаще предпочитают диетическому продукту еду из Макдональдса. И результат, как говорится, налицо! 

      Науру уже давно стал островом толстяков. Во всяком случае, так считают эксперты Всемирной организации здравоохранения. Пару месяцев назад организация обнародовала результаты исследования, показавшие, что этот маленький островок в южной части Тихого океана попросту заплывает жиром. 94% всех его жителей имеют избыточный вес. И не только потому, что в последние годы пристрастились к макаронам и по одной-единственной дороге не ходят, а ездят на машинах. Просто на острове существуют очень своеобразные представления о красоте – ее должно быть много! 

      Так что местное население выглядит весьма экзотично. Впрочем, не только из-за проблемы лишнего веса – на острове на протяжении веков происходило смешение рас и народов. И хотя коренные жители этих мест относятся к полинезийской группе, определить национальную принадлежность встреченного науруанца совершенно невозможно. Да и сейчас на остров прибывают все новые и новые лица. Жители соседних островных государств – Кирибати и Тувалу – стремятся попасть в Науру в надежде со временем перебраться в Австралию. А в ожидании разрешения на выезд укрепляют благосостояние острова и… создают проблемы местной полиции. 

      Науру, конечно, не Нигерия, но криминогенная ситуация на острове оставляет желать лучшего. Местные «умельцы» в два счета обчищают карманы туристов и не гнушаются увести у своих же велосипед или машину. Про незаконные валютные операции и говорить нечего – это только на бумаге в Науру по банку на каждый квадратный сантиметр, в реальности же найти в стране обменник ой как непросто. И как тут не оказать гостю помощь в обмене валюты… Одним словом, полицейским в Науру не позавидуешь – работы всегда хватает. Но служители порядка не жалуются, поскольку очень хорошо помнят конец 90-х годов. Тогда, во время народных бунтов, им приходилось не только ловить карманников, но и стаскивать с баррикад особо буйных смутьянов, вооруженных ножами и пистолетами.

      Наверняка тогда науруанцы и пожалели, что в свое время забыли обзавестись армией. А вызывать для решения внутренних проблем австралийские войска – гордость не позволила. 

      Тогда справились – и сейчас справимся, считают местные стражи порядка. А вообще, на все Божья воля! Эти слова не зря стали национальным девизом – науруанцы очень набожны. 

      Когда-то давно, в конце XIX века, сюда добрались проповедники из Швейцарии. То ли они обладали исключительным даром убеждения, то ли их конкуренты попросту так и не доплыли до Науру, но по сей день 60% жителей острова являются протестантами. Они регулярно посещают церковь, усердно молятся и соблюдают посты. Но за этим благочестивым фасадом, как в тихом омуте, водятся еще те черти!

     

     В крошечной стране Науру есть свой аэропорт с… одним-единственным самолетом.

     Своего политического долгожителя – шестикратного президента Бернарда Довийого – парламент все-таки снял. Но сделал это типично по-науруански – пока глава государства поправлял здоровье в австралийской клинике. А так как с телефонной связью на острове проблемы, «низложенный» лидер узнал о коварстве своих законодателей… только через две недели! А чего еще желать от страны, в которой за последние 14 лет 17 раз менялось правительство.

     В начале 2003-го Науру пережил еще один кризис. На сей раз политический. Два кандидата в президенты чуть было не развязали на острове настоящую гражданскую войну, перейдя от политических дебатов к потасовкам. Сторонники обоих кандидатов не только надавали друг другу тумаков, но и в пылу баталий… сожгли президентскую резиденцию. Кстати, этому зданию почему-то хронически не везет. В конце 90-х, когда на страну надвигался экономический кризис, его вообще разобрали до фундамента. А все потому, что под ним лежала тонна «забытых» фосфатов.

     В Науру государство практически не контролирует деятельность своих банков. Зато банковская тайна настолько свята, что даже возведена в ранг государственной политики.

     Науру вошел в десятку «черного» списка международной организации «Силы по финансовому противодействию отмыванию денег».

     В Науру медицина бесплатна, а среднее образование – обязательно. Также государство обеспечивает своих граждан жильем (за чисто символическую плату) и работой.

     Науру – единственная в мире страна, не имеющая своей столицы. Более того, здесь нет ни городов, ни улиц.