Этот народ живет на высокогорном севере на границе Индии и Пакистана и славится тем, что никогда не болеет. Хунза купаются в ледяной воде при 15-градусном морозе, живут больше 100 лет, молодо выглядят и сохраняют бодрость даже в преклонном возрасте. По крайней мере, в этом убеждены некоторые исследователи.

 

Из истории народа

Люди народа хунза, или, как их еще называют, буриши, живут на границе высокогорных районов Индии и Пакистана. Их поселения были на берегу реки Хунза еще во времена походов Александра Македонского.

В местной легенде говорится, что в Индийском походе через северокавказские земли в IV веке до н.э. полководец Александр Македонский, который в иранской мифологии отожествлялся с царем Искандером, посетил Дербент и Сарир. Эти места, по историческим сведениям, находились как раз в районе реки Хунза.

 

Вставка.

Искандер-наме. Персидский поэт Низами Гянджеви:

«…Двинул войско оттуда к престолу Сарира,

Чтоб узреть того, кто восседал на том престоле.

Правитель Сарир узнал, что тот венценосец

Прибудет к тому тронному месту…

…Каждый спутник царевича, славя судьбу,

Всю расшитую золотом принял кабу,

Так рукой тороватой Властителя мира

Было щедро украшено царство Сарира…»

 

В своей истории хунза отмечают, что с того времени на их землях стали бурно развиваться два великих королевства, Хунза и Нагар, которые находились на разных берегах реки Хунза. Только с XVII века н.э. конфликты между королевствами переросли в кровную вражду с присущим тому времени убийствами детей, женщин, грабежами и порабощением.

Хунза свято верят, что являются потомками воинов Александра Македонского, хотя прямых доказательств этому нет. Даже наоборот: из-за светлых волос и голубо-зеленых глаз их прародителями считают сино-кавказцев, каким-то образом избежавших влияния индоевропейцев. На это указывает их знаменитый национальный танец, который воплощает сражение двух доблестных воинов с кинжалами в зубах и саблями в руках. Однако хунза с этой теорией не согласны.

Есть также предположение, что хунза были коренными жителями северо-западной Индии и с волной индоарийских переселенцев нашли свою новую родину в XVIII веке до н.э. Конечно, это была далеко не единственная волна миграции на территории нынешнего северного Пакистана, с которой этот народ мог осесть в исторической области реки Хунза.

Исторически центром жизни народа было «место горной встречи» – точка, в которой сходятся три высочайших горных массива: Гиндукуш, Гималаи и Каракорум. Поскольку поблизости возвышаются 5 пиков, подннимающихся над уровнем моря более чем на 8 км, хунза считают себя самыми высокогорными жителями планеты.

 

Как хунза русскими стать хотели

В VIII веке на реке Хунза появился стратегически важный форт, с которого постовые круглосуточно осматривали дорогу. Время шло, и на землях горного народа становилось все более небезопасно. Особенно 10 столетиями позже, когда британцы захватили Индию и стремительно подбирались к королевству Хунза. В это же время, а точнее в 1888 году, к горам вблизи королевства прибыла русская группа путешественников под руководством военного географа и востоковеда Бронислава Людвиговича Громбчевского. И правитель Хунзы Сафдар-Али, уставший от войны с англичанами принял исследователей радушно и даже попросил помощи Российской империи в борьбе с «хундзакутскими бандитами».

Громбчевский пробыл в гостях у хунза недолго, но за это время успел измерить высоты местности, нанести их на карту и даже назвать вершину горы Чогори «пиком Цесаревича Николая». После отъезда экспедиции в Россию некоторое время здесь было затишье. Но вскоре британцы не на шутку обеспокоились, ведь в королевстве Хунза стали появляться русские товары и оружие. А вскоре разведка принесла весть, что во дворце Балтит появился парадный портрет Александра III, а сам правитель Сафдар-Али ведет активные переговоры с Санкт-Петербургом о размещении на территории Хунзы казачьих гарнизонов. Натиск британской армии усилился. Начались массовые грабежи и набеги на провинции, находящиеся недалеко от границы.

В 1891-м из королевства Хунза в Санкт-Петербург пришло отчаянное письмо с мольбой поскорее принять народ хунза в российское подданство. Но официального ответа от императора так и не последовало. Британия же позволить такого просто не могла. Ведь если бы королевство Хунза вошло в состав Российской империи, для российской армии открылась бы дорога на Восток, а этого допустить было нельзя. Узнав о письме, британцы, оккупировавшие к этому времени большую часть Индии, собрали все силы и подступили вплотную к крепости Балтит.

Англо-Буришская война длилась всего год, а когда 1 декабря 1891-го горные стрелки прорвали оборону хунза и оккупировали королевство, Сафдару-Али удалось бежать в Китай.

После взятия Балтита жизнь народа Хунзы не слишком изменилось. Как королевство она потеряла свой статус лишь в 1974-м, когда сделалось округом Хунза-Нагар пакистанского региона Гилгит-Балтистан. А крепость Балтит в Каримабаде сегодня претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Самый счастливый народ

Хунза разговаривают на языке бурушаски, родство которого с другими языками не установлено. Своей письменности у них нет, но в плане изучения других языков они очень талантливы. Грамотой владеют лишь потомки богатыхсемей, приближенных к королевской. Для обучения детей отправляют в крупные, часто религиозные городские школы.

Большинство хунза мусульмане, но виденье религии у них свое. Возможно, это потому, что они сохранили внушительный пласт традиционных верований. Здесь не принят всеобщий призыв на молитву: люди считают, что общение с Аллахом – личное дело каждого, и время для этого может быть выбрано любое.

Даже несмотря на то, что сейчас хунза являются гражданами современной Индии и Пакистана, они по-прежнему поддерживают собственную монархию. У них есть король и королева. Членов благородных семей уважают и признают, хоть и не совсем официально, другие страны. В 2008 году для принца Газанфара-Али-Хана и принцессы Рани Атики Институт стратегических исследований организовывал торжественное посещение Македонии.

Народ насчитывает, по разным данным, от 15 до 87 тыс. человек. Большая разбежка связана с тем, что собрать воедино всех хунза уже много лет никому не удавалось. С 1892 по 1949 год после Англо-Буришской войны земли хунза оказались всецело в подчинении Британии, а после раздела в 1947-м часть их отошла к Индии, а другая в 1949 году – к Пакистану. С того времени индийские буриши не поддерживали контакт с пакистанскими. Еще дальше друг от друга некогда единый народ стал после привлечения правительством Индии большинства хунза к государственной службе. Кроме того, Верхняя Хунза, локально называемая Годжалом, населена людьми, чьи предки ушли далеко в горы, чтобы орошать и защищать границы с Китаем и Афганистаном. Это замкнутое сообщество говорит на диалекте вахи и уже давно потеряло контакты с другими представителями своего народа. Они занимаются земледелием, садоводством и скотоводством. Для туристов предлагают услуги высотных носильщиков, ведь жители гор без труда преодолевают пешком огромные расстояния.

Пакистанский район, населенный хунза, в последнее время активно привлекает туристов и любителей горной природы со всего света. Одна из достопримечательностей – ледник, который по заснеженным склонам гор сходит в долину.

 

Оазис молодости

Отличительной особенностью народа считается долгожительство.

Французская медицинская экспедиция, собиравшая данные о хунза в 1963 году, пришла к выводу, что средняя продолжительность жизни этих людей составляет 120 лет. Этот удивительный факт вызвал немало споров. Однако к единому мнению, настолько ли организмы хунза здоровы и уникальны, ученые так и не пришли.

Активно изучать этот народ начали еще во второй половине XIX века. Одним из первых изыскателей тайн был британский полковник Джон Биддельф, живший рядом с хунза с 1877 по 1881 год, написавший книгу «Племена Гиндукуша» о них и соседних народах. Но Биддельф описывал в основном быт хунза, что было далеко не так занимательно, как факты из книги Дж. И. Родаля «Здоровые хунза», изданной в 1955-м. Тогда-то интерес к народу возрос до небывалых масштабов. В своем труде автор, по совместительству редактор журнала о здоровом образе жизни «Профилактика», утверждал, что хунза – самый долгоживущий народ на свете и достигли этого благодаря здоровому питанию, свежему воздуху и постоянной физической активности.

Книга прославила своего автора, а вскоре после ее издания в моду вошла диета, которая состояла исключительно из фруктов, овощей, злаков и приправ, выращенных на органических удобрениях в экологически чистой среде.

 

 

В апреле 1984 года в журнале Asiaweek, выходящем в Гонконге, был описан удивительный случай: «Когда Саид Абдул Мабуд прибыл в лондонский аэропорт Хитроу, он ошеломил работников иммиграционной службы, предъявив паспорт, где годом рождения значился 1823-й (за два года до восстания декабристов в России!). По документам выходило, что седобородому старцу минуло 160 лет. Сопровождавший Мабуда мулла Амир Султан Малик заявил, что его подопечный считается святым в родной местности Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мабуда отменное здоровье и здравый рассудок, он хорошо помнит события начиная с 1850 года».

 

     

В книге «Хунза народ, который не знает болезней» другой исследователь Р. Бирхер описывает особенности модели питания этого народа. Прежде всего, основу рациона составляют овощи и фрукты, выращенные исключительно в их регионе. Причем хунза предпочитают сырую пищу, а если и обрабатывают ее, то без всякой химизации, чтобы сохранить все ценные вещества. Они используют очень мало соли, крайне редко употребляют алкоголь и деликатесы. А кроме того, регулярно воздерживаются от пищи вообще.

 

     

Но Дж. И. Родаль и Р. Бирхер были не единственным, кто говорил об уникальности этого народа. В начале XX века доктор Роберт Мак-Кэрисон, проживший в местности, населенной хунза, 14 лет, был убежден, что у них нет привычных для европейцев ревматических и психических заболеваний, кишечных расстройств, воспаленных аппендиксов и язв желудка. В пользу своих наблюдений он даже провел опыт, известный как «Эксперимент Конур».

Для своего исследования, целью которого было показать, что здоровье и настроение общества в целом напрямую связаны с питанием, Мак-Кэрисон отобрал несколько тысяч здоровых крыс и разделил их на три группы в соответствии с изученными им местами и народами планеты. Он дал группам определения: «англичане» района Уайтчепел в Лондоне, отличавшегося крайне низким уровнем жизни и высокой преступностью, долгожители «хунза» и «индусы» со средней продолжительностью жизни примерно в 60 лет. Для всех групп были созданы одинаковые условия содержания, но пища, которую они получали, была разной. «Англичан» кормили европейской пищей: белый хлеб, варенье, мясо, соль, консервы, яйца, сладости, отварные овощи. «Хунза» получали черный хлеб, сушеные абрикосы, пророщенные зерна и другую еду, привычную для этого народа. «Индусам» ежедневно давали отварной рис, мясо, свежие овощи и т. п.

Результаты исследования ученого обрадовали: состояние здоровья крыс во многом соответствовало группам населения, к которым они условно относились. Например, животные из группы «англичан» приобрели множество недугов и отличались чрезмерно агрессивным поведением. Крысы из группы «индусов» переболели хворями, свойственными жителям Востока. А вот зверьки из группы «хунза» выглядели вполне здоровыми и жизнерадостными. Они приносили крепкое потомство и проводили большую часть времени в играх. Вывод доктора Мак-Кэрисона был таков: «Существует идеальный пищевой рацион, который больных делает абсолютно здоровыми, а здоровыхпредельно долгоживущими, и его основа – зерна и орехи, способные создать новую жизнь».

Правда, эксперимент был подвергнут жесткой критике. Например, многие считали, что доктор Мак-Кэрисон не существовал вовсе, а вместо него к хунза ездил исследователь по фамилии Маккаррисон, который около 7 лет прожил в районе реки Хунза на расстоянии более 100 км от коренных поселений. В них он бывал не чаще раза в год, а многие описанные факты исказил и додумал.

Тем не менее, изучая феномен хунза, многие ученые прошлого века поддержали теорию, что секрет долгой жизни – в правильном питании.

 

Жизнь народа хунза

Долголетие и крепкое здоровье остается ключевой особенностью этого народа, но повлияла ли на это специальная диета или образ жизни, сказать трудно. До 1970-х годов ХХ века места, где жили хунза, оставались труднодоступными для европейцев. Контакты с чужеземцами сводились к минимуму, так что многие инфекционные болезни обошли народ стороной. Однако сейчас через их земли проходит крупное Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем.

 

 

В августе 1977 года в Париже на международном конгрессе, посвященном онкологическим заболеваниям, было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира), полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

     

 

Хунза и правда долгое время выглядят молодыми и обладают хорошей фигурой. Даже в преклонном возрасте они сохраняют здравый разум, подвижность и активность. А женщины рожают детей до 65 лет.

 

 

Джон Биддельф в книге «Племена Гиндукуша», изданной в Калькутте в 1880-м, высказал интересное предположение, что секрет долгожительства хунза в том, что они считают возраст полугодиями. Название «иол» на их языке означает целый год, а «иол-транг» – полгода. На вопрос о возрасте любой сорокалетний хунза ответит, что ему «80 иол-транг». Что для человека, плохо разбирающегося в культуре хунза, будет звучать, как «80 лет».

 

     

С ранней весны до поздней осени хунза живут под открытым небом. Зимой же перебираются в каменные дома без окон, где вентиляция осуществляется за счет небольшого отверстия в крыше. Жилища практически не отапливаются и ничем не освещаются. Для приготовления еды используют небольшой очаг, в котором жгут прессованные листья и ветки. Для экономии тепла домашний скот держат прямо в прихожих. Хунза довольно морозостойкий народ. Они спят на каменных скамьях и купаются в ледяной воде даже в 15-градусный мороз. Одежду они стирают исключительно в проточной воде без использования мыла.

В рацион хунза, помимо фруктов, овощей и злаков, летом входят шпинат и бобовые, а зимой – вяленые абрикосы. Из злаков делают черный хлеб, который едят со всеми блюдами. В рационе почти полностью отсутствуют сахар и соль. В качестве приправы к мясным блюдам и супам выращивают коноплю. К приготовлению хлеба здесь относятся очень строго. Зерна растирают в каменных ступках, полученную муку расходуют сразу. Хунза считают, что если помол долго лежит, он теряет питательные свойства. При готовке муку просто заливают водой, а из полученного теста формируют лепешки, которые высушивают на стенах домов. Так все ценное, что было в зернах, считают хунза, остается в хлебе. При обмоле, в основном ячменя, проса, пшеницы, гречихи, отруби не выбрасывают, а растирают вместе с зерном. Из обезжиренного овечьего молока делают брынзу. Из косточек абрикосов – масло, необходимое для готовки. Из винограда хунза ставят вино, но пьется оно только в торжественных случаях.

Из-за изолированности поселений, гористой безлесной местности и неплодородной почвы тут не удается разводить скот и выращивать овощи про запас. Поэтому мясо здешние жители едят очень редко – во время свадеб и праздника «откармливания», который приходится на зиму.

 

 

Американский исследователь Джон Кларк писал: «Забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом, отсюда возникли нелепые слухи о том, что жители страны – вегетарианцы. Просто они могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году. Поэтому они съедают убитое животное целиком: мозг, костный мозг, легкие, требуха – все идет в пищу за исключением трахеи и гениталий».

 

     

Питаются здесь скудно, в сутки потребляют приблизительно 1933 ккал. В день у хунза два приема пищи – обед и ужин. Завтракают же только дети. Умение воздерживаться от еды особенно пригождается хунза в период «голодной весны», когда запасы продуктов заканчиваются, а свежие фрукты и овощи еще не успевают созреть. Единственным спасением от голода становится абрикосовый компот. «Голодная весна» для хунза является обязательным ежегодным постом, длящимся около 2 месяцев. Но, что удивительно, в этот период они так же активны и трудолюбивы, как обычно. Кроме того, здешние люди дружелюбны, всегда пребывают в хорошем настроении и редко ссорятся.

 

 

Роберт Мак-Кэрисон писал: «У хунза нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна».

 

     

Другое мнение

Авторитетный американский волонтер и исследователь Джон Кларк, известный открытием в США школы деревообработки и активным поиском полезных ископаемых по всему миру, в 1950 году прибыл к поселениям хунза. Однако мечты исследователя о «золотых» землях и «источнике вечной молодости» развеялись почти сразу.

Позднее он вспоминал: «Я также хочу посочувствовать тем путешественникам, чьи впечатления противоречили моему опыту. Впервые путешествуя по Хунзе, я стал жертвой почти всех заблуждения, которые сформировались и у них: «здоровые хунза», «демократический суд», «земля, где нет бедных» и тому подобное – и только долголетие в Хунзе оказалось реальностью».

Оставшись с хунза намного дольше, чем изначально планировал, ученый организовал госпиталь для помощи горным народам, а попутно активно собирал статистические данные по заболеваниям. Знание медицины помогло ему подробно изучить коренной народ. Он считал, что в рационе хунза катастрофически не хватает кальция и витамина D, из-за чего у большинства наблюдались явные признаки рахита, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плохие зубы. А из-за отсутствия хорошей вентиляции в домах едкий дым портил глаза, отчего хунза нередко жаловались на зрение.

О схожих проблемах говорил и полковник Дэвид Лоример, живший в Хунзе в 1933 – 1934-м. Он отмечал, что в период голодной весны из-за недостатка витаминов у детей наблюдается сыпь, которая проходит, когда земля дает первый урожай.

 

 

Джон Кларк писал в книге «Хунза – потерянное королевство Гималаев»: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)… К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки), цинга и серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков».

 

     

В своей книге Кларк писал о насилии и голоде, царивших в горных поселениях, и считал мифы о здоровой диете хунза и доброжелательности к другим народам благородными стереотипами.

 

И все же, так или иначе, народ хунза самобытен, а его культура и образ жизни настолько отличаются от привычных европейцам, что, вполне возможно, нам есть чему поучиться у этого маленького горного племени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.