Масштабные театрализованные зрелища с выступлением артистов разных жанров на праздниках и праздничных мероприятиях давно стали неотъемлемой частью культурной жизни большинства народов мира. При этом одним из старейших, массовых и популярных видов развлекательной индустрии были и остаются цирковые представления. За время своего развития цирк впитал в себя традиции выступлений на ярмарочных площадках и дух спортивных соревнований, опыт народных гуляний и театральных постановок. И чтобы оставаться интересным современному зрителю, ему, как и другим видам искусства, пришлось постоянно меняться и совершенствоваться, подстраиваясь под тенденции времени.

 

От уличного балагана до искусства на манеже

С давних времен существовали люди, чьим призванием было развлекать окружающих. И некоторые из них делали это своей профессией. Освоив удивительные трюки, недоступные большинству, они путешествовали, сбиваясь в небольшие компании, чтобы было безопаснее и легче в пути, и выступали везде, где собирался народ. На каждой ярмарке, городском празднике, рыцарском турнире артистов окружали жадные до впечатлений зрители. Именно от выступлений в кругу современный цирк унаследовал круговую арену. На ярмарках, где шла бойкая торговля, собирались актеры со всего света. В Западной Европе их называли жонглерами и гистрионами, на Руси – скоморохами, а в Средней Азии – дорбозами. Самого большого размаха их представления достигли в средневековой Европе. Эти бродячие труппы стали прообразами современных разборных передвижных цирков шапито.

Однако не всем в те времена было по душе искусство веселить народ. Церковь считала подобный образ жизни недопустимым, поэтому на бродячих циркачей объявлялись гонения. Артистов отправляли в тюрьмы, а порой даже на виселицы.

Впрочем, передвижные балаганы были не единственным истоком циркового искусства. Считается, что первый в мире постоянный цирк был основан в Лондоне на базе школы верховой езды. Во времена расцвета рыцарства самым модным развлечением были турниры и конные состязания, так что подобные заведения начали открываться по всей Европе. Здесь наездники осваивали умение управлять лошадью и учились разнообразным акробатическим трюкам. А лучшие из них – или те, у кого не было иных источников дохода – демонстрировали свое искусство досужей публике за скромную плату все на тех же ярмарках и гуляниях. По сути, они были первыми профессиональными цирковыми артистами.

Один из них, англичанин Филипп Астлей, в середине XVIII века стал основателем первой цирковой династии. Бывший офицер драгунского полка, выйдя в отставку, открыл в столице Британии школу верховой езды, а кроме того, построил специальное здание, названное амфитеатром, где решил устраивать платные демонстрации этого искусства. Но одной лишь вольтижировкой дело не ограничилось: скоро к наездникам присоединились дрессировщики собак, акробаты, канатоходцы, клоуны, прыгуны и жонглеры, чьи номера начали объединять в некое общее действо.

 

 

Рождение нового вида искусства ведет к появлению новых слов, понятий, названий. Со временем они закрепляются в практике, потом становятся известны и понятны не только специалистам – и вскоре уже накрепко ассоциируются с конкретным зрелищем или действом, вызывая в памяти яркие образы.

Цирковое искусство породило множество слов – названий номеров, атрибутов, предметов реквизита и многих других вещей. В деталях понятия могут различаться от труппы к труппе, от страны к стране, но существуют и совершенно неизменные. Одним из них является манеж.

Круглую площадку в центре зрительного зала цирка, представляющую основную часть помещения, называют ареной или манежем. Ее диаметр в любом цирке мира будет всегда составлять 13 м. И это далеко не бесполезная традиция: так артисты – и четвероногие, и двуногие – могут выполнять свои сложные, а зачастую и опасные номера где угодно, не подстраиваясь каждый раз под новые параметры площадки.

 

 

Со временем стационарные цирки стали появляться по всему миру. Номера и трюки артистов становились все более разнообразными, а научно-техническая революция XIX века привела на арену механизмы, обеспечившие выполнение множества новых трюков – от «гонок по вертикальной стене» до «феерий на воде» и бурного всплеска жанра иллюзиона.

Сегодня цирк уже не столько развлечение, сколько своеобразное искусство. А самые лучшие труппы мира дарят зрителям поистине незабываемые представления, которые восхищают не только детей, но и взрослых. Некоторые коллективы настолько самобытны и уникальны, что туристы со всех уголков света специально планируют свои поездки так, чтобы увидеть легендарные выступления.

 

Классика жанра

Одними из наиболее захватывающих номеров в истории цирка всегда были выступления с участием животных. Искусство приручения и удивительное взаимопонимание человека и животного издавна восхищали публику. Вместе с тем само участие животных в цирковых представлениях остается спорным.

Согласно современным нормам, к выступлению на арене допускаются лишь животные, живущие в неволе как минимум в третьем поколении. Это означает, что они не приспособлены к выживанию в дикой природе и привыкли к человеческому окружению. Однако многие находят саму дрессировку зверей жестокой и ведут активную борьбу за права животных. Защитники уже добились определенных успехов – в разных странах начали запрещать использовать братьев наших меньших на арене. Разумеется, это не могло не сказаться на облике циркового искусства, всегда чутко реагирующего на желания публики.

Современные цирки можно условно разделить на традиционные, включающие в программу выступления дрессированных животных, и те, что отказались от этой практики в пользу других видов выступлений.

Среди действующих коллективов, которые и сегодня придерживаются классического подхода, особо выделяются французский Цирк д’Ивер Буглион и Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского.

Первый из них, один из старейших в Европе, также известный под названием Зимний цирк, находится в Париже на окраине исторического квартала Маре в красивом здании с помпезными колоннами и барельефами амазонок. С момента торжественного открытия в 1852 году и по настоящее время цирк не раз переживал и оглушительные провалы, и головокружительные успехи, сумев не только удержаться на плаву, но и завоевать признание зрителей всего мира.

Билеты здесь раскупаются загодя – ведь многие туристы едут в Париж в том числе, за тем, чтобы посетить один из самых знаменитых европейских цирков. Именно на арене д’Ивер Буглион гимнаст Жюль Леотар впервые в истории осуществил номер с трапецией, ставший классикой циркового жанра и закрепившийся в дальнейшем под названием «Гонки на трапециях». А в здании цирка в 1955-м снимали голливудскую мелодраму «Трапеция» с Джиной Лоллобриджидой, Тони Кертисом и Бертом Ланкастером.

Название знаменитого цирка менялось несколько раз. Изначально он носил имя Наполеона ІІІ, так как именно Наполеон посетил первое же представление и в целом покровительствовал этому удивительному искусству. После цирк был переименован в Национальный. А с 1934 года в названии появилась и закрепилась фамилия новых владельцев – старейшей цирковой династии Буглион, которая до сих пор тесно связана с его деятельностью. Знаменитые представления цирка всегда содержали гимнастику, акробатику и дрессуру диких животных. Фирменным номером программы стал укротитель, целующий леопарда. Не чураются выходить на арену и сами владельцы: пока старшее поколение семьи Буглион занимается административными вопросами, младшие члены семьи выступают с конными номерами и в качестве иллюзионистов.

Программа Зимнего цирка обновляется каждый сезон. Это всегда захватывающее шоу с меняющимися декорациями, живой музыкой в исполнении собственного оркестра, акробатическими номерами, смертельными трюками, выступлениями жонглеров и фокусников. Традиционные номера с участием животных представлены конным шоу, выступлениями укротителей тигров и дрессированных слонов. Кстати, классический трюк «Летающая трапеция» входит в обязательную программу каждого шоу. Помимо самих представлений интересно посетить размещенный в том же здании музей циркового искусства семьи Буглион, где выставлены легендарные костюмы, занимательные реквизиты и афиши из старых шоу-программ.

Рассказ о Большом Московском цирке на проспекте Вернадского стоит начать с того, что сегодня это самый большой из действующих стационарных цирков мира. Построенный в 1971 году, он может похвастаться огромным зрительным залом на 3310 мест и амфитеатром высотой в 26 м. За время своего существования Большой Московский цирк представил свыше сотни оригинальных программ и побывал с гастролями в более чем 20 странах. Труппа постоянно путешествует и по городам России, выступая на самых разных площадках – как цирковых, так и эстрадных, театральных и даже уличных. С 2012 года во главе цирка стали известные укротители тигров братья Запашные. В коллективе работают несколько сотен артистов, представляющих практически все известные жанры циркового искусства: клоунада, мастерство иллюзии, гимнастика, эквилибристика, акробатика, дрессура, жонглирование, атлетика и другие. Именно на Вернадского выступали легенды циркового жанра – Карандаш и Юрий Никулин, Олег Попов и Ирина Бугримова.

Шоу-программы Большого Московского цирка славятся масштабностью и жанровым разнообразием. Артисты выступают на 5 быстро сменяющихся манежах: конном, водном, ледовом, световом и иллюзионном. В отдельных номерах задействовано более 200 экзотических птиц и животных. Каждое шоу цирка уникально и содержит свою изюминку. А четвероногие артисты поражают своими умениями – чего стоят одни только шимпанзе-пародисты и медведи-эквилибристы, дрессированные голуби и собаки, выполняющие десятки трюков. Кстати, в одном из спектаклей даже был представлен единственный в мире номер с дрессированными ежами.

С 2013 года в Московском цирке на Проспекте Вернадского проводится Всемирный фестиваль цирковых искусств «Идол», для участия в котором съезжаются президенты международных цирковых фестивалей, директора цирков, импресарио и артисты со всего мира.

 

     

Чудо-водитель

Удивительные умения цирковых животных иногда приводят к весьма курьезным ситуациям. Однажды во время гастролей медвежьего цирка Валентина Филатова в немецком Штутгарте во время репетиции медведица по имени Девочка выехала на мотоцикле за ворота цирка и оказалась на городском шоссе. Она успешно миновала три перекрестка, прежде чем Филатов успел догнать ее на автомобиле. В этот же день местная полиция торжественно вручила медведице официальные водительские права.

К слову, четвероногая артистка однажды воспользовалась ими. Через 10 лет этот цирк снова посетил Штутгарт, и организаторы шоу решились на необычный рекламный ход: снова позволили Девочке прокатиться по городу. Рыжая медведица в ярко-красном защитном шлеме за рулем голубого мотоцикла с эмблемой цирка на главном проспекте стала поистине незабываемым зрелищем.

 

 

Цирки «новой волны»

Появлению «новой волны» во многом способствовали призывы к отказу от использования животных в развлекательных шоу-программах, которые в последние годы звучат все чаще. В целом благодаря активной борьбе зоозащитников в более чем 45 государствах мира сейчас действует полный или частичный запрет или же строгие ограничения на использование животных в индустрии развлечений. Основными причинами этого стали жестокость отдельных методов дрессировки, сложность при создании необходимых условий содержания и транспортировки, а также возможное вредное влияние таких зрелищ на подрастающее поколение.

Но, если разобраться, цирковые представления без участия животных, или так называемые «этичные цирки», не являются такой уж новинкой. Многие цирки Китая с более чем 2-тысячелетней традицией никогда не задействовали в своих программах зверей. А ведь это искусство здесь любят едва ли не больше театра, оперы и балета вместе взятых.

Среди цирков Китая наибольшую мировую популярность приобрели Китайский государственный цирк и труппа «Золотой лев», в составе которых не встретишь укротителей и дрессированных животных, фокусников и клоунов. Зато гимнасты, эквилибристы, акробаты и жонглеры считаются лучшими в мире.

Оригинальность и самобытность циркового искусства в Китае – в неукоснительном следовании традициям, что характерно для национальной культуры в целом. Секреты мастерства бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Сценические костюмы, грим, порядок номеров в программе – все это делается согласно обычаю. Даже декорации устанавливаются с учетом принципов фэншуй, а перед выступлениями проводится ритуал очищения манежа.

Китайский государственный цирк – один из древнейших цирков в мире. За время своего существования получил право считаться национальным достоянием и отмечен высшими наградами в этой сфере – «Золотым Львом» и «Золотым Клоуном». Его программа славится необычным смешением боевых искусств и развлекательного представления. Высокий уровень мастерства артистов звездной труппы основывается не только на таланте, но и на жестких ежедневных тренировках с раннего возраста. Невероятные акробатические номера неизменно вызывают в памяти искусство шаолиньских боевых монахов. Тем более что цирковая программа воплощает истории из фольклора Поднебесной и даже исторические сюжеты.

 

 

Каждый номер в китайском цирке глубоко символичен. Удивительные позы гимнастов и эквилибристов воплощают иероглифы – отдельные слова, целые предложения, добрые пожелания зрителям. Например, забавный номер со знаменитыми китайскими тарелочками, которые артисты вращают на длинных тонких палочках – на самом деле практически ритуальное действо. Фарфоровые тарелочки являются символами Солнца, а сами артисты — «проводниками», передающими таким образом свет и тепло людям.

 

 

А вот труппа «Золотой лев» по праву считается лучшим акробатическим цирком в мире. Его артисты проходят подготовку не менее суровую, чем воспитанники монастыря Шаолинь. Будущие звезды арены тренируются в специализированных интернатах, куда они попадают в 4 года, пройдя строгий отбор. Здесь они тренируются по специальной программе 5 дней в неделю с утра до вечера, при этом соблюдая строжайшую диету. И результаты просто поражают! При этом в труппе не так уж много артистов старше 25 лет, зато хватает 10-летних профессионалов.

Невероятные трюки гимнастов и акробатов этой труппы, кажется, выходят за пределы человеческих возможностей. Юные мальчики и девочки, нарезающие острыми ножами овощи у себя на животах, разбивающие о головы железные прутья, стоящие на мизинцах рук вверх ногами и умеющие подниматься по ступенькам на головах, – и это лишь немногие из их умений. Но главное впечатление от посещения шоу-программы цирка «Золотой лев» – это уверенность, что фантастические артисты – не бесшабашные безумцы, рискующие жизнью ради минутной славы, а виртуозы, в совершенстве владеющие своим телом.

 

Австралийский «Оз» и Цирк дю Солей

Одним из первых современных цирков, отказавшихся от номеров с животными, стал мельбурнский «Оз». Он был основан в 1978 году в результате слияния двух цирковых трупп. А переняв опыт китайских коллег, артисты разработали собственную концепцию циркового искусства и создали уникальный цирк, получивший известность во всем мире.

Сохраняя верность традициям, основатели цирка «Оз» создали на их основе принципиально новый, современный стиль. В их шоу используется рок-н-ролл, а сюжеты так сложны и цельны, что сравнимы с театральными. Неудивительно, что оригинальные представления сразу же нашли своих поклонников в Австралии, а затем и во всем мире.

Каждый артист мельбурнской труппы – настоящий универсал: он может и жонглировать, и выполнять акробатические номера на трапеции, и смешить детей клоунским носом. Потому номера смотрятся настолько захватывающе, а трюки так сложны и оригинальны, что два часа представление пролетают как один миг.

Но настоящей легендой циркового искусства современности считается канадский Цирк дю Солей. Его представления были отмечены множеством разнообразных наград, включая «Эмми» за сокрушительный успех телевизионной шоу-программы.

 

 

Цирк дю Солей мог быть совсем другим. Для самого первого его шоу был задуман яркий номер с живыми слонами. Но средств на покупку животных не хватило и от номера пришлось отказаться. А затем идея цирка без дрессированных зверей стала изюминкой коллектива и одним из залогов успеха.

 

 

Цирк Солнца – а именно так переводится его название – уникален как в своей концепции, так и в организации. Его основатель Ги Лалиберте отказался от классического циркового манежа, номеров с дрессированными животными и диалогов, что помогло ликвидировать языковой барьер с аудиторией. Каждое представление – это уникальное смешение театральной постановки, цирковых трюков и впечатляющих спецэффектов, по сути, спектакль из номеров, плавно переходящих друг в друга и образующих единый сюжет. Такое нововведение приближает цирк к театру, который играет на разных площадках по всему миру.

При этом не существует отдельного здания, которое бы носило имя Цирк дю Солей и в котором бы проходили все его цирковые представления. В Монреале находится головной офис и творческая лаборатория одновременно – место, где придумываются новые шоу-программы, изготавливаются костюмы и реквизит, а также проводятся тренировки и репетиции. Зато этот коллектив – не одна, а несколько трупп, постоянно гастролирующих по всему миру. Всего в штате цирка состоит более 4 тыс. человек. Есть у дю Солей и излюбленные площадки. Шоу-программы практически постоянно можно увидеть в Лас-Вегасе и Орландо, где в нескольких отелях есть специально оборудованные залы.

Все шоу-программы цирка объединяют зрелищность, динамика и размах. Каждое представление – это отдельный мир, удивительная фантазия, в которой соединились цирковое искусство, профессиональная хореография, оригинальная драматургия и великолепный вокал. Музыка всегда исполняется вживую. Мастерство артистов находится на грани человеческих возможностей. И это не только такие традиционные виды циркового искусства, как эквилибристика или акробатика, это еще и восточный танец, и этническое пение, и синхронное плавание с прыжками в воду, и нешуточные каскадерские трюки.

 

Являясь одним из самых древних видов развлечения, цирк прошел путь от балаганных представлений до настоящего искусства со своей концепцией, высоким уровнем мастерства и разнообразием жанров, каждый из которых, в свою очередь, продолжает совершенствоваться и усложняться. Зрелищность выступлений и искренность артистов, соединение комического и героического – это именно то, что всегда восхищало и привлекало в цирке как детей, так и взрослых. Только цирковое искусство не знает языковых барьеров и далеко от политики и идеологии. Веселые клоуны и ловкие акробаты, бесстрашные укротители и смелые наездники, таинственные фокусники и виртуозные эквилибристы переносят зрителей в страну удивительных фантазий и неограниченных возможностей, дарят отличное настроение и незабываемые впечатления.