Некогда здесь, на острове Юргорден, располагались охотничьи угодья шведских королей. Ныне он входит в Стокгольмский архипелаг – столица Швеции расположилась на 14 островах – и неофициально называется «Музейным островом». Именно здесь находится Скансен, первый в мире музей под открытым небом, а также Музей северных стран, музей сказок Юнибакен, музей самой знаменитой шведской музыкальной группы АВВА, парк аттракционов Грена Лунд. И конечно, один из самых известных в мире музеев – корабль Васа. Существует мнение, что стоит посетить Стокгольм только ради того, чтобы увидеть «Васа».

В начале XVII века в Европе начались столкновения между протестантами и католиками, приведшие в 1618 году к Тридцатилетней войне. Скандинавские страны, воевавшие на стороне протестантов, добивались господства на Балтийском море, чему активно противилась Речь Посполитая. Швецией правил король Густав II Адольф. Страна в это время имела большой, но изрядно потрепанный флот. Еще в 1615-м Государственный совет указывал: «Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, за прошедшие годы был почти забыт и поэтому нуждается в обновлении». Правда, в первые годы правления молодого короля в казне не было денег на ремонт и строительство кораблей. Но уже через 5 лет он пригласил голландских кораблестроителей, которые в ту пору считались самыми искусными мастерами своего дела, и к 1625-му государство получило 25 новых кораблей. И король решил, что этой флотилии нужно новое флагманское судно.

В январе 1625-го Густав II Адольф подписал контракт с голландским судостроителем Хенриком Хюбертссоном на постройку корабля, способного затмить боевые суда всех стран, имевших выход к Балтийскому морю. Он должен был стать самым большим, самым вооруженным и самым красивым из всех, что когда-либо сходили со стапелей.

Для постройки нового флагмана было вырублено 16 га дубового леса – более 1000 деревьев. Весной 1626-го на верфи Блазиенхольмен приступили к постройке королевского корабля. Тогда здесь трудилось 300 постоянных мастеров; дополнительно пригласили еще около сотни человек – плотников, пильщиков, канатчиков, стеклодувов, бондарей, кузнецов, лафетчиков, резчиков по дереву, мастеров по раскраске фигур и многих других. Тогда же начали отливать бронзовые пушки.

«Васа» по-шведски означает «сноп сена». Такое прозвище получил король Густав, дед Густава II Адольфа, за то, что сумел объединить шведские земли под одной властью и одной верой, как колосья в снопе. Именно он ввел в Швеции престолонаследие (до того королей выбирали) и сделал Стокгольм столицей государства. Густав II Адольф распорядился назвать новое судно в честь своего великого прародителя и лично утвердил размеры и вооружение будущего флагманского судна.

Весь город следил за этим строительством. Иностранные посланники рассказывали о чудо-корабле своим монархам – сохранилось письмо датского советника Эрика Краббе, в котором он подробно описывает вооружение «Васы».

Работы продолжались около двух лет. В 1827 году мастер Хюбертссон умер, его преемником стал Эрик Якобссон. Под его руководством постройка была завершена. За полгода до спуска судна на воду монарх лично посетил верфь, осмотрел флагман и остался доволен. А летом 1628-го «Васа» был пришвартован около королевского дворца, где принял на борт вооружение и провиант.

Весь город приходил любоваться великолепным кораблем. Грамотных людей тогда было немного, да и не принято было писать название на носу – на борту просто укрепляли щит с гербом владельца или того, в чью честь названо судно. Так что название судна ни у кого не вызывало сомнений.

Корабль имел 52 м в высоту от мачты до киля, 69 м в длину, высота кормы составляла 20 м, на двух палубах стояли 48 бронзовых пушек весом по 24 фунта каждая (около тонны). Да еще 6 мортир и запас пороха и ядер для них! Команда состояла из 145 человек и еще 300 солдат.