Этой весной самой сексуальной игрушке на планете, кукле Барби, исполнилось 58 лет. За свои годы пластиковая красавица сменила 50 питомцев, 40 национальностей, 180 профессий, четырежды претендовала на пост президента, снискала любовь девочек и жесткую критику феминисток. Ее обвиняют в потребительском отношении к жизни, неправдоподобной фигуре, внушении «нечистых» мыслей, плохом вкусе – о пышногрудой игрушке всерьез говорят, как о живом человеке. Глядя на этот анимистический культ XXI века, можно с полным правом говорить о феномене Барби.

Розовая империя: успех и воровство

История Барби и компании Mattel – это путь изумительного рыночного чутья и гениальных маркетинговых стратегий. Кукла всегда с ювелирной точностью лавировала между запросами детей и взглядами родителей на то, с чем стоит играть их малышам. А между тем история Барби началась с… воровства. Образ белокурой красотки был списан с другой игрушки – немецкого сувенира Лилли.

В 1952 году карикатурист Рейнхард Беутхин нарисовал для крупнейшей немецкой ежедневной газеты Bild Zeitung персонажа комикса – сексапильную блондинку, которая хорошо одевалась, имела отличное чувство юмора и могла обвести вокруг пальца любого мужчину. Вскоре газетный персонаж стал популярным и обзавелся собственным фан-клубом. Глядя на растущую любовь к героине, руководство Bild Zeitung с восторгом восприняло идею создать инновационную 3D-куклу по образу Лилли для пиар-акции газеты, а также в качестве сувенира для взрослых покупателей. Предполагалось, что этих кукол будут дарить молодые люди своим возлюбленным. Слоган рекламной кампании гласил: «Кто дарит с любовью, тот дарит Лилли». Кукол отливали из полистирола и раскрашивали вручную. Сперва Лилли действительно продавалась только в магазинах для взрослых, мужчины таскали ее с собой в кармане, подвешивали на переднее стекло машины и уж точно не давали грудастую куклу в руки детям. Но красавица Лилли была настолько не похожа на тех резиновых пупсов, с которыми играли девочки, что малышки мгновенно полюбили новую игрушку. Несмотря на то, что стоила кукла с нарядами примерно как новый пылесос, пластиковая Лилли стала безумно популярной. И в середине 50-х ей было суждено обрести сводную сестру за океаном.