Определение «стартап» в переводе с английского буквально означает «стартующий». Возможно, именно поэтому сейчас так называют практически любой проект, начатый с нуля. Даже если о нем знают лишь создатели и десяток друзей. Все это стало причиной того, что к стартапам многие относятся с определенной долей иронии. И зря. Некоторые из них могут дать фору корпорациям с вековой историей. И не стоит забывать: известный всем Google когда-то тоже был стартапом.

 

Кто они?

В конце 1930-х годов в калифорнийской долине Санта-Клара, вблизи города Сан-Франциско, сконцентрировались практически все американские предприятия, занимающиеся разработками в сфере высоких технологий. Причем были среди них не только крупные компании или известные фирмы, решившие сменить сферу своей деятельности, но и молодые, талантливые, предприимчивые и амбициозные люди, полные идей и решимости изменить не только свою жизнь, но и весь мир. В их числе оказались и два выпускника Стэнфордского университета, познакомившиеся еще во время учебы. Согласно одной из легенд, свой небольшой проект (уставной капитал образованного ими в 1939 году товарищества равнялся всего 538 долларам) они называли start-up («стартовать», «запускать») и шутили между собой, что, мол, главное начать, запустить – а дальше все пойдет как по маслу. Первым продуктом товарищества стал RC-генератор звуковой частоты, спроектированный одним из друзей еще во время учебы. Производство предприятия в то время размещалось в небольшом гараже в солнечном городке Пало-Альто, который сейчас называют неофициальной столицей Кремниевой долины. Над именем компании основатели, по их словам, тоже долго не думали – просто разыграли в орлянку право поставить свою фамилию первой. Победа оказалась на стороне Уильяма Реддингтона Хьюлетта. Так на свет появилась ныне всемирно известная Hewlett-Packard, одна из крупнейших американских корпораций в сфере информационных технологий, существовавшая в период 1939 – 2015 годов. 1 ноября 2015 года она была разделена на две компании: HP Inc. и Hewlett Packard Enterprise.

Официально же принято считать, что первым термин «стартап» использовал американский финансово-экономический журнал Forbes в 1976-м, а вслед за ним, на год позже, и деловой журнал Bloomberg Businessweek. Так издания именовали компании с короткой операционной деятельностью. Тогда, правда, понятие широкого распространения не получило, но и не было забыто – в 1990-х, когда начался бум доткомов, оно не только вошло в массовый обиход, но и прочно закрепилось во многих языках.

У понятия «стартап» в настоящее время действительно существует немало значений. Например, известный американский предприниматель Стив Бланк, которого еще называют крестным отец Кремниевой долины, называет стартапами временные структуры, которые существуют, по сути, для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-идеи. То есть, как только подобной компании удается нащупать почву под ногами и выйти на путь стабильного дохода, занять свою нишу на рынке товаров или услуг, она перестает быть стартапом. Ученик Бланка, Эрик Рис, автор книги «Бережливый стартап», использует этот термин для обозначения организаций, создающих новый продукт или услугу в условиях высокой неопределенности, то есть занимают пустую нишу на рынке, причем не всегда будучи уверенными в востребованности своего предложения. Однако наиболее часто под стартапами подразумевают молодую, совсем недавно созданную компанию – нередко она еще даже не является официально зарегистрированным юридическим лицом, – которая строит свой бизнес либо на основе только что появившихся технологий, либо на базе инновационных идей.

 

 

Пузырь доткомов

Такое название носит экономический пузырь, существовавший приблизительно в период с 1995 по 2001 год. Причиной его образования стал резкий взлет акций молодых интернет-компаний (по больше части американских), а также массовый переход в сферу интернет-бизнеса старых игроков рынка, произошедший в конце ХХ века. Многочисленные экономисты и аналитики говорили в то время о наступлении «новой эры» и оправдывали искусственно завышенные цены тем, что доткомы само название произошло от двух английских слов dot («точка») и com («ком», доминирующее в США доменное имя, производное от commercial «коммерческий») это будущее мировой экономики.

Нельзя сказать, что их прогнозы кардинально разошлись с реальностью, однако поголовное увлечение доткомами вкупе с неэффективностью большинства предложенных в то время бизнес-моделей, большими кредитами и тратой средств не столько на развитие, сколько на рекламу, привели к волне банкротств. Отдельно, пожалуй, стоит отметить имевший место факт подмены понятий ведение бизнеса через интернет было преподнесено не как инструмент для осуществления процесса, а как самостоятельный процесс, способный гарантировать доход от вложенного капитала.

Пузырь доткомов лопнул весной 2000-го, когда индекс NASDAQ, одной из трех основных фондовых бирж США и крупнейшей американской биржи, специализирующейся на акциях высокотехнологичных компаний, сначала поднялся в течение торгов до небывалого для себя пика, а к закрытию рухнул более чем в полтора раза. После наступил почти год переходного периода, после которого, наконец, интернет стал для большинства представителей бизнес-сферы тем самым инструментом, с помощью которого можно многократно повысить эффективность традиционного бизнеса или, например, реализовать новую бизнес-идею, которая без интернета будет неэффективной или даже невозможной.

 

     

Старое и новое

4 сентября 1995 года программист из города Сан-Хосе в штате Калифорния создал онлайн-аукцион AuctionWeb как часть своего личного веб-сайта. Есть даже красивая версия о том, что сделал он это для своей невесты, большой поклонницы конфет PEZ, состоящих из игрушек-дозаторов и собственно пастилок, чтобы она могла обмениваться фигурками с другими коллекционерами. Правда, после компания все же признала, что вся эта история – не более чем грамотный пиар-ход, разработанный в 1997 году менеджерами по связям с общественностью. Но речь сейчас не об этом. Идея Пьера Омидьяра, а именно он был тем самым программистом, была одновременно проста и гениальна – он просто перенес в интернет то, что уже существовало сотни лет. Так появился едва ли не первый онлайновый блошиный рынок. А первым предметом, проданным на AuctionWeb, стала неисправная лазерная указка самого Омидьяра, за которую покупатель согласился заплатить 13,83 доллара. Сразу после завершения сделки Пьер связался с ее новым владельцем и честно поинтересовался, понимает ли тот, что приобрел устройство, которое неисправно. И получил ответ: «Я коллекционер неисправных лазерных указок». К концу 1995 года на AuctionWeb, который первоначально был полностью бесплатным сервисом, уже проходили тысячи аукционов. В сентябре 1997-го компания обрела имя eBay, под которым известна всему миру как один из самых успешных стартапов до сегодняшнего дня.

Оригинальность идеи, создание с нуля и быстрое развитие действительно можно считать основными признаками стартапов. Тогда как с высокими технологиями, как видим, все не так однозначно. Большинство экспертов считает, что появление этого критерия в списке требований к проектам, претендующим на звание стартапа, появилось скорее как дань времени. Использование того же интернета как инструмента ведения бизнеса стало отличительной чертой большинства успешных компаний еще в конце ХХ века, так что нет ничего удивительного в том, что спустя почти 20 лет без него не обходится практически ни один новый проект. Пример eBay – яркая тому иллюстрация. В данном случае Омидьяр просто одним из первых догадался совместить то, что уже существовало до него – систему аукциона и интернет-торговлю. И его ставка сыграла.

Основная идея eBay заключается в предоставлении продавцам интернет-платформы, на которой они могут предложить покупателям практически любые товары. Сама компания при этом выступает исключительно посредником при заключении договоров купли-продажи – оплата товара и его доставка уже происходит без ее участия. Доход eBay формируется из взносов, которые платят продавцы за использование платформы – обычно они складывается из сбора за выставление лота и процента от суммы сделки. Для всех покупателей использование интернет-аукциона бесплатно. В общем-то, при таком раскладе неудивительно, что на eBay действуют достаточно либеральные условия, ведь прибыль компании напрямую зависит от объемов продаж, совершенных с использованием ее платформы. Так что к продаже разрешены любые товары и услуги, которые не внесены в черный список eBay и не нарушают законодательство страны, в которой зарегистрирован соответствующий филиал eBay.

Эксперты отмечают как минимум 5 главных причин, по которым созданная Омидьяром бизнес-модель оказалась успешной. Во-первых, характерное практически для всей интернет-торговли отсутствие географических барьеров для продавцов и покупателей, которые могут участвовать в торгах из любой точки мира. А значит, это позволяет увеличить число участников торгов с обеих сторон. Во-вторых, отсутствие временных рамок – на таком аукционе можно делать ставки в любое время суток в любой день недели. Существует, правда, небольшое ограничение для продавцов – лоты могут выставляться не более чем на 30 дней, однако это достаточный период для того, чтобы товар нашел своего покупателя. В-третьих, отсутствие языкового барьера. Многие страны имеют собственные локальные филиалы аукциона и, соответственно, полный перевод сайта на свой язык. В-четвертых, большое количество покупателей, которых привлекает на eBay не только огромный ассортимент товаров, но и возможность найти здесь уникальные вещи со всех уголков земного шара. И как следствие, огромное количество продавцов, получающих за небольшую цену широкую покупательскую аудиторию. Все это порождает пятую причину успеха – мультипликационный эффект модели. Рост количества покупателей приводит к росту количества продавцов, а это в свою очередь стимулирует еще больший рост количества покупателей. Результат – популярность интернет-аукциона eBay во всем мире и вхождение Омидьяра в список миллиардеров еще в 1998 году. К слову, Пьер входит в число предпринимателей, давших «Клятву дарения», то есть пообещавших пожертвовать не менее половины личного состояния на благотворительность.

 

     

Стол из дверей

Назвать компании, работающие в сфере интернет-торговли, стартапами все же сложно. Хотя и здесь есть те, кто заслуживает внимание не только потому, что они были в числе первых, но и потому, что изначально выбрали для себя отличную от коллег модель. Например, с самого начала существовали исключительно в виде веб-сайта и никогда не вели торговлю через обычные магазины.

В этом плане показателен пример Amazon.com, Inc., созданного предпринимателем Джеффом Безосом в 1994 году и являющейгося сейчас мировым лидером по обороту среди компаний, продающих товары и услуги через интернет. Изначально на сайте были представлены только книги. Музыкальные диски и видеопродукция пополнили ассортимент только в 1998-м. Сейчас сервис охватывает 34 категории товаров и имеет филиалы более чем в 10 странах. В 2011 году Amazon.com, Inc. насчитывала около 30 тыс. сотрудников; в конце 2016-го порядка 180 тыс. 5 лет назад корпорация купила компанию Kiva Systems (сейчас она носит название Amazon Robotics), занимающуюся производством складских роботов. В апреле 2016-го от Amazon.com, Inc. был подан и зарегистрирован патент на систему хранения и доставки товаров, которая будет использовать дирижабли и беспилотные аппараты. В рейтинге Forbes, опубликованном в начале этого года, Джефф Безос замкнул тройку самых богатых людей планеты (еще год тому предприниматель занимал пятое место).

Безос неоднократно заявлял, что всегда стремился и стремится идти в ногу со временем и использовать все возможности, которые сможет предоставить ему ХХI век. При этом некоторые столы в офисе компании сделаны из дверей говорят, что именно таким, сколоченным из двери, был первый рабочий стол основателя Amazon.com, Inc. Сейчас у Джеффа нет необходимости экономить, однако он уверен, что всегда надо помнить о том, с чего ты начинал свой путь к успеху.

     

               

Молодые и успешные

Если все же пытаться определить некий центральный признак стартапа, то это, пожалуй, будет новаторская, неординарная идея, лежащая в основе каждого подобного проекта. Даже если, как показывает пример eBay, это идея нового способа использования уже существовавшего ранее инструмента. Собственно, сейчас существует целая индустрия, представители которой любыми способами выискивают свежие, необычные идеи и приобретают их, не жалея крупные суммы. Так что даже сама идея стартапа, воплощенная на бумаге (а иногда и вовсе лишь на словах), может стоить немало. Правда, предварительно потенциальный покупатель – а в этой роли обычно выступают крупные корпорации или известные инвесторы – обязательно постарается оценить востребованность и потенциальную прибыль проекта. Все же период пузыря доткомов миновал и многому научил мировой бизнес.

Откуда же берутся стартапы и почему их считают основными конкурентами крупным корпорациям? Ответ на первую часть вопроса, наверное, лежит на поверхности – за каждым подобным проектом стоит человек или группа людей с неординарным складом ума и морем энтузиазма. Они смогли мыслить нешаблонно, рискнули поверить в свои силы и все же решили воплотить в жизнь свои идеи. Бум стартапов наступил на стыке веков, в период активного развития высоких технологий и появления новых возможностей. В то время как крупные корпорации продолжали использовать имеющиеся продукты и созданные ранее бизнес-модели, мир очень быстро менялся. И то, что раньше казалось стабильностью, внезапно превратилось в медлительность и неповоротливость. А на арену тем временем выходили молодые и амбициозные авторы новых идей, поражающие своей мобильностью в плане их воплощения.

К слову, большинство экспертов считает молодой возраст создателей стартапов одной из причин успеха. Ведь он обычно означает не только неординарность мышления и стремление идти в ногу со временем, но и увлеченность идеей и делом, готовность рисковать и действовать по принципу «или пан, или пропал». Не в последнюю очередь это происходит еще и потому, что молодые люди уверены: впереди у них еще много времени и возможностей. А значит, если не получится достичь успеха с этой идеей, то всегда можно попробовать реализовать следующую.

Кроме того, для стартапа важна команда. История, конечно, знает примеры тех, кому удалось начать бизнес одному и взойти на вершину делового Олимпа, однако это скорее то самое исключение, которое только подтверждает правило. И важна не только команда, но и атмосфера внутри нее. Стартапы не просто так рассматривают как отдельное, особое явление в мировой экономике – каждый успешный пример анализируется с различных сторон, включая корпоративную культуру, которая также имеет свои уникальные особенности и правила. Но об этом стоит говорить отдельно.

Вернемся к команде. Здесь возраст тоже играет свою роль. Большинство основателей стартапов познакомились друг с другом в студенческие годы, а самые удачливые из них к окончанию университета уже становились миллионерами. Или, как Марк Цукерберг, один из разработчиков и основателей крупнейшей социальной сети в мире, самыми молодыми в истории миллиардерами (правда, Гарвардский университет, студентом которого он был с 2002 по 2004 год, он так и не окончил). Ведь, по сути, Facebook первоначально был создан исключительно для студентов одного вуза. После регистрация на веб-сайте сеть была открыта для студентов Бостона, а затем – для представителей всех учебных заведений США. И только через 2 года после своего открытия, в сентябре 2006 года, Facebook стал доступен для всех пользователей интернета старше 16 лет, имеющих электронную почту. На момент основания социальной сети Марку Цукербергу и Дастину Московицу было 19 лет, Крису Хьюзу – 20, а Эдуардо Саверину – 21 год. Молодые люди во время обучения в Гарвардском университете были соседями по комнате. По итогам 2016 года 32-летний Марк Цукерберг, согласно рейтингу Forbes, занял пятое место в списке богатейших людей мира.

Ценность молодого возраста заключается еще и в наличии достаточно большого количества свободного времени, которое человек может потратить на свое хобби или реализацию бизнес-идеи. Ценность хорошей команды – во взаимной поддержке и гармоничном дополнении друг друга. Обычно случается так, что кто-то из стартаперов берет на себя техническую сторону вопроса; другой занимается налаживанием связей и поиском инвесторов; третий – организовывает пиар-кампанию. Однако каждая история успеха индивидуальна. И еще одна отличительная черта известных стартапов – отсутствие готовых схем или моделей. Здесь нет проторенных дорог и готовых решений. Зато есть возможность почувствовать себя первопроходцем, законодателем моды и образцом для подражания. И это поднимает еще один важный вопрос – вопрос подражателей. Каждый успешный стартап порождает немало копий, которые тоже претендуют так называться. Но имеют ли они на это право? Можно ли считать страртапами другие социальные сети, появившиеся на волне популярности Facebook? И как в этом случае обстоят дела с патентами и авторскими правами?

     

Продолжение следует…