Во все времена людям был присущ дух соперничества. Чтобы просто перечислить все большие и малые войны, прокатившиеся по земле, потребуется немало часов, а то и дней. Что же остается тем, кому чужды кровавые баталии, но воинственный дух заставляет искать противоборства, «мирной войны»? На выручку приходят различные игры, самой популярной из которых издавна были шахматы. По своей сути они – модель войны, но лишенная смертей и кровопролития. Зато в избытке сохранившая азарт борьбы и захватывающую возможность продемонстрировать чудеса стратегии и находчивости. А в роли оружия выступает главная сила людей – интеллект.

 

С древности до наших дней

Свой путь в истории игра начала в середине VI века в Индии. Но она была совсем не такой, какой мы знаем ее сейчас. Историки утверждают, что прародителем привычных нам шахмат была индийская игра чатуранга. Чатуранга, или чатранг, в переводе с санскрита обозначает воинское объединение из четырех отрядов («чатур» – четыре, «анга» – отряд). Несмотря на схожий внешний вид, правила чатуранги существенно отличаются от правил классических современных шахмат. Хотя борьба и ведется на доске 8 на 8 клеток, играют 4 человека, фигуры располагаются по 4 сторонам, образуя 4 войска, каждому из которых присваивается свой цвет (зеленый, черный, красный и желтый). В чатуранге оставалось место везению. Ход фигур определялся броском кости, на которой изображалось 4 цифры. Точные правила игры так и не были реконструированы. В 1951 году исследователь Павле Бидев выдвинул теорию, что в игре символически отражалась система устройства вселенной. Наличие 4 отрядов фигур символично связанно с 4 стихиями и сменой времен года. При движении по доске каждая фигура образует символы из древних ритуалов. Например, ладья – квадрат (символ земли), слон – шестиконечную звезду (воздух), конь – отрезок круга (вода).

 

 

Как и любое великое изобретение, шахматы окутывает множество легенд, в том числе связанных с возникновением игры. Сложно сказать, что в них правда, а что вымысел, все-таки у царицы интеллектуальных игр должны оставаться свои секреты. Вот одна из них.

После скоропостижной кончины индийского царя Пора несметные богатства и владения достались его сыну. Неожиданно на плечи маленького мальчика легла ответственность за целое царство. Вскоре об этом узнали враги. Стало понятно войны не миновать. Но как может ребенок защитить свои владения? В короткий срок молодой правитель должен был освоить стратегию ведения войны и управления войском. Тогда, гласит легенда, мудрый министр Сисса бен Лахир создал для юного правителя шахматы. Он объяснил молодому царевичу, что это и есть реальная битва, но пока только на доске. Вскоре мальчик освоил шахматы и впоследствии применил свои знания против злоумышленников, защитив свое царство.

 

     

Как бы то ни было, игра пользовалась популярностью и распространялась и к западу, и к востоку от Индии. В Китае чатуранга трансформировалась в сян-ци – китайские шахматы. В них играли на одноцветной доске, разделенной линиями (кстати, и на арабском востоке, и в Европе такими досками пользовались вплоть до ХVI века, привычная нам черно-белая клетка возникла позднее). Сян-ци имеют мало общего со своим прародителем и во внешнем исполнении, и в ведении игры. На первый взгляд они напоминают, скорее, шашки: здесь используются круглые фишки с нанесенными на них символами – знаками различия. И все же основным отличием от классических шахмат является наличие реки – линии поперек шахматной доски, вдоль которой двигаются фигуры. Кстати, в Китае не популярно вести родословную сян-ци от чатуранги, некоторые историки утверждают, что исконный национальный прообраз этой игры, любо, появился около 3500 лет назад.

Одним из наиболее значимых моментов истории шахмат был их приход на Ближний Восток. Арабский вариант этой игры назывался шатранджа. Существенные изменения были внесены в правила игры. От определения очередности хода с помощью бросания кости отказались и дали возможность игрокам – их стало всего два – действовать поочередно. Впервые появилось понятие «мат». Победа в партии могла быть достигнута не только уничтожением всех фигур соперника, но и постановкой мата королю. IX – X века явились расцветом интеллектуальной культуры Востока, что, конечно, не могло обойти стороной и шахматы. Начали появляться труды, не только посвященные правилам и стратегии игры, но и рассматривавшие ее философскую сторону. Проблематика шахматной доски нашла отражение в произведениях именитых мыслителей, таких как Омар Хаям, Ибн-Сина и другие.

Также после прихода в арабскую культуру шахматы претерпели изменение внешнего облика. Согласно мусульманским законам запрещается изображать людей и животных. Вследствие этого фигуры исполнялись в минималистичной манере, но при этом обильно украшались орнаментом. Именно после заимствования арабами игра получила широкое распространение по всему миру.

В Европу шахматы попали двумя путями – византийцы переняли шатрандж у арабов, а завоеватели-мавры принесли игру в Испанию. Доска для византийских шахмат имела круглую или кольцеобразную форму, хотя играли на ней привычными для нас фигурами. В Великобритании историк Дэвид Рейнольдс настолько заинтересовался этой средневековой разновидностью, что воссоздал ее с современными правилами и ухитрился так увлечь ею соотечественников, что с 1996 года Общество круговых шахмат проводит официальные мировые чемпионаты. А вот игру, называемую астрономическими шахматами, с круглым шахматным семейством роднит только использование доски из концентрических кругов. Эта доска символизирует небо, а в роли фигур выступают звезды и планеты. У игры есть усложненный вариант, в котором небо разделяется на 12 сегментов, соответствующих знакам зодиака. А по сути это разновидность игры в кости для 7 игроков.

Уже в Европе шахматы приобрели известную нам форму. Основные изменения коснулись статуса ферзя. Ферзь на доске является самой сильной фигурой, а в идеологическом смысле выполняет роль главного советника короля. Женское обличие этой фигуре впервые придал предводитель норманнов Роберт Гвискар, изгнавший из Италии византийцев в XI веке. Своими главными советниками он считал свою жену и дочь. Окончательное присвоение ферзю статуса королевы произошло в XV веке в Испании. Своеобразный золотой век государства, многочисленные завоевания и военные победы утвердили могущество страны. Во многом этому способствовала королева Изабелла. Считается, что именно в ее честь ферзь с тех пор принял женское обличье.

И именно в средневековой Европе появились «живые шахматы» – на городских площадях либо во дворах замков, служивших гигантскими досками, устраивались партии, в которых фигурами выступали живые люди. Как правило, такие партии разыгрывались для развлечения знати и горожан.

 

 

Небольшой итальянский город Маростика как раз известен живыми шахматами. В 1554 году два славных воина претендовали на руку прекрасной Элеоноры, дочери Таддео Паризио, правителя Маростики. И оба они были хороши в бою. Тогда мудрый правитель во избежание кровопролития и войны предложил воинам вместо дуэли показать свои умения на шахматной доске. Для небольшого города это было грандиозное событие. Дабы каждый мог его лицезреть, было решено разыграть партию на открытой площадке главной площади. В роли фигур выступали живые люди. В той битве победителем вышел Ринальдо де Анграно, получив не только любовь красавицы Элеоноры, но и внушительное приданое. Но и проигравшего Вьери да Валлонара жалеть не стоит: после битвы он женился на Орланде, второй дочери правителя. Красочный турнир по сей день проводится в Маростике каждый четный год, привлекая своей зрелищностью не только заядлых любителей шахмат, но и обычных туристов.

 

     

Не существует исторических документов, которые бы подтверждали проведение в Средневековье и далеко не романтичных «живых» шахматных турниров. Но об этом ходит множество легенд. И так ли они безосновательны? Жестокость людей, не имеющая границ, превращала невинную игру в поединок жизни и смерти. Имя испанского инквизитора Педро Арбуеса связывают с созданием «смертельных шахмат». Рассказывают, что в борьбе с еретиками он устраивал расправы на шахматной доске. Обвиняемых облачали в черные и белые одеяния, после чего они занимали места фигур на расчерченной на земле доске. Игру вели два слепых монаха. При взятии фигуры в ход вступал палач, обезглавливая или прокалывая жертву копьем. Участь победившей стороны также не была радужной. Выживших ожидала скорая расправа на костре. Увлечение «дьявольскими» шахматами зачастую приписывают и русскому царю Ивану Грозному. Сложно сказать, правда это или же просто любовь рассказчиков к преувеличению. Но гладиаторские бои, религиозные расправы и жуткие казни, которые во множестве знала история, дают подобным легендам право на существование.

На протяжении столетий шахматы оставались любимым развлечением бедняков и вельмож, редкой игрой, в которую женщины играли наравне с мужчинами, головной болью для христианской церкви, готовой бороться с ней как с порождением дьявольского азарта. Но лишь в XX веке они превратились в спорт. А в 1999 году МОК включил шахматы в список олимпийских видов спорта. По сей день это вызывает множество споров. Но если разобраться, что представляет собой спортивное состязание по своей сути, а не по форме, – такой вопрос вряд ли будет иметь место. Напряженная борьба, дух соперничества, невероятная концентрация и умение справиться с волнением – вот отличительные особенности спорта. А где, как не в шахматной битве, можно встретить все это с избытком. И главное, как и в любом другом виде спорта, в шахматах бывает куда сложнее перебороть не соперника, а самого себя.

 

Люди и машины

XX век – век технологического прогресса. Как сейчас, так и много лет назад ученых по всему миру охватывала идея создания искусственного интеллекта. Как же это отразилось на шахматах? Говоря о том, почему шахматы так стремительно вошли в русло технического прогресса, стоит упомянуть об их неисчерпаемой многогранности. Интерес ученых обуславливался не только идеей создания виртуального шахматного мышления. По аналогии с шахматными партиями находились ответы к математическим, экономическим и даже управленческим задачам. Впервые электронные машины для игры в шахматы стали использоваться в 1956 году. Разумеется, в силу развития техники того времени они никак не могли противостоять шахматистам даже среднего уровня. Но, как нам известно, техника сделал огромный шаг вперед. Уже спустя всего 21 год ситуация поменялась коренным образом: компьютер Deep Blue обыграл гроссмейстера Гарри Каспарова.

Кроме того, компьютеры-шахматисты борются не только с игроками-людьми, но и между собой. В ноябре 1966 года впервые состоялось состязание машин, вошедшее в историю под названием «Матч столетия». Соперниками стали компьютеры Стэндфордского университета США и Московского университета прикладной физики. Партии велись на 4 досках и продлились целый год. Большинство игр закончилось вничью, но советские машины все же одержали две победы.

 

 

Попытки создать человека-робота предпринимались задолго до появления компьютеров в известном нам виде. В 1769 году венгерский изобретатель Вольфганг фон Кемпелен произвел фурор в шахматном мире, создав первый в своем роде механизированный шахматный аппарат. Он представлял собой большой деревянный ящик, за которым сидела фигура в человеческий рост. Автомат прозвали «турком», так как фигура была одета в замысловатый турецкий костюм. Для любопытной публики дверцы шкафчика открывались, позволяя убедиться, что там не спрятан человек. Для пущего эффекта во время игры приводились в действие различные валики и шестеренки, имитирующие мыслительный процесс.

Долгое время принцип действия автомата оставался тайной, но со временем ее все-таки раскрыли. Как ни печально, мечта о человеке-роботе так и осталось мечтой. Турок был хоть и потрясающей, но мистификацией. В ящике находился человек, а оставаться незамеченным даже при открытых дверцах ему позволяла система зеркал. Следует заметить, что тайна автомата была раскрыта лишь в 1834 году!

 

 

Злейший враг или лучший друг?

А есть ли у шахмат соперник? При ответе на данный вопрос, конечно, сразу появляется мысль о шашках. Несмотря на безусловное внешнее сходство, по своей сути игры очень отличаются. И сколько же возникало споров о том, какая из них требует большей изобретательности и гибкости ума! Что ж, сколько людей, столько и мнений.

Сведения о происхождении шашек, как и шахмат, крайне спорные. Первая легенда гласит, что они были придуманы в XIII – XII веках до н.э. греческим воином Паламедом во время осады Трои. Чтобы войско не скучало, в качестве досуга между битвами он предложил шашки. Условия военного лагеря никак не мешали – поле для игры можно было с легкость расчертить на земле, а в качестве фишек использовать камешки.

Кое-кто приписывает шашкам египетское происхождение. Найденные при раскопках игральные доски внешне напоминают шашечные. Правда, эта версия неоднократно ставилась под сомнение учеными-скептиками, которые утверждают, что к шашкам древнеегипетские доски не имеют никакого отношения, а являются элементом игры, не дошедшей до наших дней.

Объединяющей чертой шахмат и шашек можно считать большое количество вариаций этих игр и наличие множества «родственников». Наиболее распространенный вариант шашек (международный) – на 100-клеточной доске. В русские же шашки играют на 64-клеточной доске, как в шахматах. Как бы парадоксально это ни звучало, появились русские шашки в XII веке во Франции. Игра возникла из смешения мавританской игры алькерк и шахмат. Алькерк от шахмат отличает расположением фигур: фишки стоят не по центру квадратов, а на пересечении линий. А непосредственно правила передвижения напоминают современные шашечные.

На пике популярности, особенно в среде дворянства, шашки оказались в XI – XIII веках. В те времена шахматы пребывали в упадке в силу запрета христианской церковью азартных игр. В средние века в шашки играли по разным правилам. Отличались они условиями победы – в одном случае она достигалась составлением выигрышных комбинаций на доске, а в другом, более известном на сегодняшний день, надо было съесть фигуру соперника.

У шашек есть уникальные «родственники», которые по своим правилам живут далеко на востоке. Одна из таких игр – багхычал, часто ее называют «Тигр вперед!» или же «Тигры и козы». Историки считают самой вероятной родиной игры Тибет. В настоящее время багхычал более всего распространен в Непале. По углам игрового поля, представляющего собой 25 точек, 5 на 5, соединенных линиями, выставляют 4 фишки-«тигра». Фишки-«козы» могут иметь произвольное расположение на доске (причем выставляются они на пересечениях линий). Как только 20 коз занимают свои позиции, игра начинается. Игрок может играть за коз или за тигров, в зависимости от того, каким путем ему хочется достичь победы. Козы побеждают, если все тигры оказываются в окружении без возможности сделать дальнейший ход. Задача тигров – съесть 5 коз, осуществляется это как в обычных шашках.

 

Шахматные истории

Несмотря на свой внушительный возраст, шахматы не чужды современной культуре, в частности литературе и кинематографу. Так, в первой части известного романа Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере шахматы также нашли свое место. На пути к философскому камню Гарри Поттеру и его друзьям предстояло сыграть партию в магические шахматы, заняв место недостающих фигур. Следует заметить, что образцом для исполнения фигур послужил найденный на острове Льюис в Северной Шотландии шахматный набор, на данный момент являющийся самым старым из сохранившихся до наших дней. Предположительно, он был создан в XII веке в Норвегии или Исландии. Неудивительно то, что «живые» шахматы могут быть не только в сказке. Драматизм и нешуточные страсти, разворачивающиеся на шахматной доске, вдохновили не один десяток творцов и открыли шахматам дорогу также и на большую сцену – речь идет о балетных и театральных постановках.

Шахматы – игра не простая, но существует вариант, подвластный далеко не всем умелым игрокам. Шахматы вслепую нередко называют верхом мастерства. Не секрет, что и обычная партия требует от игрока больших усилий и собранности, а что же говорить, когда весь процесс игры происходит в голове. Безусловно, мастера игры вслепую имеют феноменальную память, но и этого мало. Здесь требуется поразительная концентрация и развитое образное мышление. Зачастую профессиональные шахматисты одновременно ведут не одну партию. Мировой рекорд принадлежит Джорджу Колтановскому. 4 декабря 1960 года он вел одновременно 56 партий и вышел победителем в 50 из них. Несмотря на свою невероятную сложность, шахматы вслепую получили признание. Существуют отдельные турниры, специализирующиеся исключительно на данной форме игры.

Другой интересный вариант игры – на расстоянии. В современном мире с учетом бурного развития технологий это, конечно, мало кого удивит, поэтому вернемся назад во времени. Широкое развитие шахматы на расстоянии получили с того момента, когда были усовершенствованы способы доставки писем, а далее – с изобретением телефона и телеграфа. Борьба человечества с преградами и расстояниями и шахматная борьба вылились в крайне интересное сочетание, со своими достоинствами и недостатками. Большим преимуществом является спокойное течение игры и отсутствие эффекта волнения, который нередко является причиной проигрыша. Второе и, пожалуй, главное, преимущество – возможность померяться силами с выдающимися игроками, личная встреча с которыми едва ли возможна. Начиная партию в такие шахматы, надо быть готовым, что она может продлиться и не один год. В начале XX столетия двое американских шахматистов завершили партию спустя 16 лет после ее начала. Но и это не предел. В древних итальянских рукописях имеются записи о жителях Дальманицы, которые частенько играли с соседними деревнями. В силу того, что письма в то время доставлялись очень долго, многие участники игры так и не доживали до ее окончания, завещая ее продолжение своим детям.

 

Пожалуй, секрет популярности шахмат – как игры, вида спорта и культурного явления – в их поразительной неисчерпаемости. Будучи, казалось бы, просто набором клеток и фигур, они создают целый мир. Это и искусство, и состязание, и трагедия в одном лице. Они воодушевляют не только игроков. Сложно сосчитать художников и писателей, вдохновленных шахматной тематикой. По сей день при стремительном развитии игровой индустрии шахматы гордо занимают нишу величайшей игры с богатой историей, а также, безусловно, являются культурной и исторической ценностью.

у тебя солидная работа, дорогая машина и хорошая сигнализация на входной двери – может, все-таки не стоит открывать ночью дверцу темного и жуткого скрипучего шкафа в коридоре?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.