Из всех действующих до наших дней библиотек, пожалуй, ни одна другая не овеяна таким количеством тайн и легенд, как богатейшее собрание в Ватикане. В настоящее время его фонды насчитывают около 1,6 миллиона печатных книг, 150 тысяч манускриптов, 8,3 тысячи инкунабул, более 100 тысяч географических карт и гравюр и порядка 300 тысяч монет и медалей. И эти фонды постоянно пополняются. Ватиканская апостольская библиотека обладает богатейшей коллекцией рукописей Средневековья и Возрождения, а о некоторых сокровищах, хранящихся в недрах ее 85-километрового секретного архива, исследователям до сих пор остается лишь гадать. А потому неудивительно, что многие убеждены: в хранилище Святого престола собраны едва ли не все священные знания человечества. Ходят даже слухи, что там до сих пор находится часть великой Александрийской библиотеки.

Сложно сказать, что из этих предположений правда, а что – всего лишь домыслы. С одной стороны, Ватиканская библиотека и архив открыли доступ к своим фондам для научно-исследовательской работы. И хотя получить разрешение не так уж и просто, ежедневно здесь работают около 150 ученых. С другой стороны, часть собрания по-прежнему остается засекреченной, а прикасаться к некоторым книгам и уж тем более выносить их за стены хранилища может только лично папа римский.

 

Апостольская библиотека

Основателем Ватиканской апостольской библиотеки считается папа Николай V, избранный в марте 1447 года и известный своим трепетным отношением к древней литературе. По рассказам современников, он неоднократно лично переписывал редкие книги, причем мог часами выводить строки на черновике, добиваясь, чтобы почерк стал каллиграфическим. Собственную коллекцию он начал собирать еще задолго до того, как принял решение об основании библиотеки. Вполне вероятно, что толчком для этого стало удивительное наследство, доставшееся ему от предшественника, папы Евгения IV, в котором было обнаружено около 350 древних произведений на латыни, греческом и иврите. Николай V отлично понимал, какую ценность для потомков представляют эти тексты, а потому старался не только сохранить полученные рукописи, но и приумножить их количество.

Однако он был далеко не первым понтификом, восхищавшимся мудростью книг и стремившимся сохранить их для будущих поколений. Первое собрание Ватиканской библиотеки начало формироваться еще в IV веке, когда в Латеранском дворце были собраны архивные документы и литургические книги в виде свитков. В следующем столетии у хранилища манускриптов появился смотритель – в этой роли выступал государственный секретарь Ватикана. А в VIII веке была утверждена и должность библиотекаря. В начале XIII века, в период правления папы Бонифация VIII, сформировалось второе собрание библиотеки, которое включало в себя украшенные миниатюрами кодексы, в числе которых были 32 греческих манускрипта из собрания императора Священной Римской империи Фридриха II Штауфена. Однако в сентябре 1303 года часть коллекции была разграблена. Пришедший на смену Бонифацию VIII папа Климент V приказал перенести наиболее ценные из уцелевших рукописей в Ассизи, но, к сожалению, это не уберегло их от новой беды: в 1319 году на город напали гибеллины, и часть документов погибла или исчезла. Но подобные неудачи уже не имели значения. Третью библиотеку начал собирать Папа Иоанн XXII, владевший собранием книг, созданным для Римской курии, главного административного органа Святого Престола и одного из основных в Римско-католической церкви. Почти весь XIV век коллекция находилась в Авиньоне – в Ватикан были перевезены только некоторые книги – и после вошла в Национальную библиотеку Франции и собрание семьи Боргезе. Книги из последнего, к слову, в 1902 году все же были возвращены Святому Престолу.

Так что собрание папы Николая V, который и считается основателем современной Ватиканской библиотеки, было как минимум четвертым по счету. Рукописи Евгения IV он дополнил многочисленными манускриптами из Европы и Востока. Причем понтифик подошел к делу очень основательно – например, известно, что по его указанию на поиски уцелевших собраний из императорского хранилища в Константинополе был отправлен грамматик Альберто Энок д’Асколи. При этом официальное открытие общественной библиотеки в Ватикане произошло уже при папе Сиксте IV. Известна даже точная дата – 15 июня 1475 года. В этот день была издана булла Ad decorem militantis Ecclesiae, в которой описывались все основные функции и задачи Ватиканской апостольской библиотеки. В их число входило сохранение и охрана культурных ценностей, пополнение собрания манускриптами, книгами и другими предметами путем их покупки, обмена или дарения, исследование имеющихся экспонатов, представление собрания ученым всего мира. Что характерно, до наших дней эта булла остается неизменной.

На момент открытия в библиотеке было 2527 произведений, а уже в 1481-м их число возросло до 3500. В этом же году было принято решение о строительстве нескольких новых помещений, чтобы разместить столь обширные коллекции. Честь стать первым библиотекарем и хранителем нового собрания выпала гуманисту Бартоломео Платине.

Модернизация библиотеки напрямую связана с папой Львом XIII, возглавлявшим Католическую церковь в конце XIX века. Именно в это время здесь открылся читальный зал для печатных книг, была основана лаборатория по реставрации манускриптов, сформировались правила каталогизации коллекций, которые действуют до сегодняшнего дня. Немало было сделано и для пополнения фондов: в 1891-м Лев XIII приобрел коллекцию графов Боргезе (около 300 свитков из старой Авиньонской библиотеки), а в 1902-м – архивы кардинала Франческо Барберини (более 10 тыс. латинских, почти 600 греческих и 160 восточных рукописей вместе с книжными полками, на которых они хранились). Позже фонды Ватиканской библиотеки пополнило собрание Сикстинской капеллы (коллекция документов по истории музыки).

 

 

При папе Николае V для хранения книжной коллекции хватало нескольких залов, которые, к слову, были очень роскошными, украшенными фресками Доменико Гирландайо, Мелоццо да Форли и Антониаццо Романо. Со временем собрание расширялось и требовало дополнительных площадей. В 1481 году Ватиканская библиотека обзавелась новыми зданиями, получившими свое название в соответствии с характером хранившихся в них манускриптов: греческий, латинский, секретный и папский отделы.

Последующие полвека посланники понтификов колесили по всей Европе в поисках новых экспонатов. При этом каждый папа стремился добавить в собрание что-то свое. Так, Лев Х в своих письмах сообщал, что считает своим величайшим долгом увеличение числа копий античных авторов, чтобы во время его правления латинизм смог расцвести заново. И коллекция действительно активно пополнялась, однако в 1527 году Рим был разграблен, а вместе с ним пострадал и Ватикан, и его библиотека, насчитывавшая в тот момент более 4000 манускриптов. Множество из них исчезло или было серьезно повреждено.

Но понтифики уже не раз доказывали серьезность своих намерений в 1588 году Папа Сикст V поручает архитектору Доменико Фонтана построить напротив старой библиотеки новое здание для будущих собраний. Работа над пополнением фондов продолжается вновь. И уже в начале XVII века Ватиканской библиотеке в очередной раз требуется расширение. В 1610 году из нее официально выделяется Ватиканский секретный архив.

 

     

Секретный архив

Завеса тайны окружает Ватиканскую апостольскую библиотеку едва ли не с момента ее основания, но наибольшее количество легенд, конечно же, говорят о ее секретном архиве. По официальным данным, здесь хранятся папские документы, охватывающие период от Средневековья до наших дней. Например, многочисленные акты и дипломатическая переписка Римской курии с иностранными дворами. Да и само определение «секретный» обозначало не столько «тайный», сколько «приватный», то есть указывало на то, что архив принадлежал лично папе римскому. С другой стороны, это хранилище долгое время было полностью закрыто для кого бы то ни было, кроме понтификов. Ученые впервые смогли попасть сюда лишь в конце XIX века, причем доступной для изучения до сих пор остается только часть документов, – а значит, поводов для появления домыслов было и остается предостаточно.

Так, некоторые ставят под сомнение даже дату постройки здания Ватиканского секретного архива и утверждают, что оно было возведено несколькими столетиями ранее. Однако, скорее, речь здесь больше идет о фондах хранилища, сбор которых на самом деле начался задолго до XVII века, но этого Ватикан и сам не отрицает. К слову, и здание, и фонды действительно впечатляют – общая протяженность стеллажей с документами составляет ни много ни мало 85 км. Возможно, еще и поэтому многим сложно представить, что на столь обширной территории, много веков тщательно охраняемой от чужих глаз, не нашлось места для великих тайн и уникальных сокровищ.

Другие утверждают, что где-то в недрах Ватиканского секретного архива надежно спрятаны древние книги индейцев-тольтеков, славившихся своими страшными и таинственными ритуалами и оказавшими значительное влияние на формирование культуры ацтеков. А в этих рукописях, кроме прочих тайн, конечно же, есть сведения о легендарных семи золотых городах, а также неопровержимые доказательства контактов тольтеков с представителями инопланетных цивилизаций. Но если это предположение многим может показаться уж слишком невероятным, то о недоступных для ознакомления рукописях Леонардо да Винчи говорят даже именитые ученые – мол, эти документы существуют и хранятся в секретном архиве, но получить к ним доступ можно только теоретически, и при этом никто не знает почему. А потому многие предполагают: Святой Престол не показывает рукописи широкой публике из-за того, что содержащаяся в них информация может подорвать авторитет церкви.

Пожалуй, в возросшем в наше время интересе к секретам Ватикана можно увидеть заслугу известного американского писателя и журналиста Дэна Брауна, автора таких бестселлеров, как «Код да Винчи», «Ангелы и демоны», «Утраченный символ», «Инферно». Причем сюжеты его конспирологических детективов традиционно формируются вокруг тайных обществ и заговоров, а о том, что все самые страшные тайны мира хранит именно Святой Престол, Дэн Браун говорит едва ли не прямым текстом. Неудивительно, что в какой-то момент Ватикан устал от столь пристального внимания и в 2012 году организовал в римском Капитолийском музее выставку из 100 уникальных экспонатов, которые прежде никогда не покидали стены секретного архива. Мероприятие получило достаточно символичное название Lux in Arcana («Свет во тьме»).

И надо сказать, посмотреть здесь действительно было на что. Чего стоили, например, документы с судебного процесса над Джордано Бруно, которые считались утерянными. Или подпись Галилея под собственным приговором инквизиции. Или булла об отлучении от церкви реформатора Мартина Лютера. Или последнее письмо Марии Стюарт, написанное в тюрьме в ночь накануне казни. Не меньший интерес представляло и послание Микеланджело, в котором великий мастер рассказывал о ходе работ над одной из семи паломнических базилик в Риме. Не была забыта и знаменитая личная гвардия папы римского, которая состоит исключительно из швейцарцев и является самой маленькой армией в мире. Инициатором ее создания выступил папа Юлий II, который во время своего понтификата вел несколько войн и потому нуждался в надежной охране. А швейцарцы на рубеже XV – XVI веков пользовались репутацией отличных солдат, так что решение папы сложно назвать случайным. На выставке были представлены документы – первое вербовочное свидетельство и устав сформированного войска, – датированные XVI веком и определяющие статус гвардии, принципы ее служения (например, тот факт, что она никогда не будет участвовать в боевых действиях) и даже особенности униформы.

Архивист и куратор выставки Джанни Вендитти отметил, что выбор экспонатов, охватывающих более 12 веков европейской и мировой истории, не был случайным – организаторы стремились продемонстрировать разнообразие хранящихся в Ватиканском секретном архиве документов и показать связь каждого из них с конкретной эпохой или личностью. И при этом, как они сами утверждают, хотели «развеять мифы и разрушить легенды, которые окружают это великое собрание человеческих знаний». Сложно сказать, была ли достигнута эта цель. Памятуя о 85 км стеллажей с экспонатами, многие посетители назвали представленную в Капитолийском музее сотню хоть и невероятно интересной, но всего лишь каплей в море. И вряд ли кто-то станет с ними спорить.

 

 

Во время Наполеоновских войн, в начале XIX века, значительная часть папских архивных документов была вывезена во Францию для замышлявшегося грандиозного проекта создания общеевропейского архива. Однако уже в 1815 – 1816 годах Святому Престолу удалось вернуть большинство рукописей в Париже остались в основном налоговые документы и папские буллы, которые представители папы почему-то брать не стали. Правда, в 1920-м Ватикан одумался и попросил вернуть оставленное, вот только Франция запросила в обмен несколько манускриптов, напрямую связанных с историей страны и хранящихся в секретном архиве. Сделка так и не состоялась.

 

     

Тайное и явное

В наши дни нередко можно услышать шутку о том, что только Ватиканская апостольская библиотека хранит больше информации, чем Интернет. И уж точно гораздо более ответственно относится к вопросу безопасности. Сохранность миллионных фондов обеспечивает, конечно же, не только Швейцарская гвардия, но и многочисленные современные автоматические системы, образующие несколько степеней защиты. Например, каждый экспонат оснащен специальным чипом, передающим радиосигнал для определения его местонахождения. А уж о таких обыденных вещах, как сигнализация, видеонаблюдение или огнеупорные стены, даже и говорить не приходится. Всем этим библиотека была оснащена во время недавней реконструкции, и теперь ее всерьез называют одним из самых охраняемых объектов на планете.

Ватиканская апостольская библиотека притягивает к себе как магнит, но получить доступ к ее фондам не так уж и просто. Для работы с большинством документов необходимо сделать специальный запрос с объяснением причины своего интереса. И не факт, что ответ будет положительным. Ведь при принятии решения учитываются не только научные заслуги исследователя, актуальность и важность для человечества его работы, но и репутация самого ученого как человека. И власти Ватикана лично решают, безупречная она или нет. Однако порой ошибаются и они. Искушение стать обладателем хотя бы части уникального древнего манускрипта оказывается столь велико, что даже профессора с мировым именем решаются на преступление. Так, в 1996 году известный американский историк искусства был осужден за кражу нескольких страниц, вырванных из манускрипта XIV века Франческо Петрарки.

Все хранящиеся в Ватиканской апостольской библиотеке экспонаты считаются достоянием человечества. И понять столь пристальный контроль за каждым из них не сложно – многие из них настолько стары, что повредить их может даже просто неосторожное прикосновение. Немало в здешних архивах и манускриптов, которые существуют в единственном экземпляре – причем речь идет не только об указах, буллах или каких-то иных официальных документах, но и о манускриптах, книгах. К числу наиболее ценных из них относят, например, свиток Иисуса Навина; рукопись греческой Библии, датированную серединой IV века; Каролингские книги, где собраны опровержения актов VII Вселенского собора, а также его учения об иконопочитании, составленные по повелению императора Карла I Великого его придворными богословами между 789 и 791 годами; папирус Бодмера – содержащий самый древний текст Евангелий от Луки и Иоанна; два экземпляра первопечатной Библии Гутенберга. В хранилищах библиотеки можно найти старинные рукописи с произведениями Вергилия, Цицерона, Гомера, Аристотеля и Евклида; письма Фомы Аквинского, Петрарки, Микеланджело и Рафаэля. И все это – тоже лишь капля в море. По количеству уникальных рукописей, манускриптов и книг с Ватиканом не может соперничать ни одна другая библиотека, музей или архив. Причем если речь идет о древних текстах, то на второе место исследователи традиционно ставят монастырь святой Екатерины на Синайском полуострове, в котором также хранятся не имеющие аналогов рукописи. Однако здешние собрания, конечно же, сильно уступают ватиканским.

 

     

Синайская библиотека

В IV веке в центре Синайского полуострова, у подножия библейской горы Хорив, на высоте 1570 м был основан один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире монастырь Святой Екатерины, который изначально именовался монастырем Преображения или монастырем Неопалимой Купины. С момента своего появления святыня ни разу не была завоевана или разграблена, а потому хранящееся здесь огромное собрание икон и древних рукописей по своему историческому значению, как считает большинство исследователей, уступает только Ватиканской апостольской библиотеке.

К слову, знаменитый Синайский кодекс один из древнейших списков Библии на греческом языке с неполным текстом Ветхого Завета и практически полным текстом Нового Завета был найден именно в монастыре святой Екатерины. Сейчас, правда, здесь хранятся лишь 12 листов уникальной рукописи, созданной еще в IV веке. К числу наиболее ценных экспонатов библиотеки также относится Сирийский кодекс, датированный V столетием; 10 страниц с текстом Евангелия от Матфея на греческом языке (VI век); греческое Евангелие 717 года, подаренное монастырю византийским императором Феодосием III; древнейший славянский список Псалтыри (XI век).

При этом библиотека при монастыре святой Екатерины была создана достаточно поздно в первой половине XVIII века. До этого момента никаких работ по систематизации и изучению хранящихся здесь сокровищ, к сожалению, не проводилось. И более того, даже сто лет спустя побывавшие в монастыре паломники отмечали, что ценнейшие манускрипты хранятся в тесной комнатке в полнейшем беспорядке. Так что нет ничего удивительного в том, что некоторые рукописи просто пропадали бесследно. Однако даже несмотря на это, сейчас в монастыре святой Екатерины находятся более 3000 манускриптов, около 1700 свитков и 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Большая часть текстов написана на греческом, но встречаются и документы, причем не только религиозного содержания, на арабском, сирийском, армянском, эфиопском, грузинском, старославянском и других языках.

               

 

Отдельного внимания заслуживают даже залы Ватиканской апостольской библиотеки. Например, зал бракосочетания Альдобрандини, в котором сейчас можно увидеть античные фрески эпохи Октавиана Августа, изображающие, вероятно, свадьбу Александра Македонского и Роксаны, а также фрески со сценами из «Одиссеи», созданные около IV века до н.э. В Сикстинском салоне, спроектированном для хранения манускриптов и книг, представлены в числе прочего изображения всех древних библиотек и их основателей (для Ватиканской библиотеки в этой роли выступает апостол Петр). Музей сакрального искусства может похвастаться своей экспозицией раннехристианских артефактов, а фрески зала Александра расскажут историю из жизни папы Пия VI, попавшего в плен Наполеона и обреченного на ссылку и смерть в изгнании. Галерея Урбана VIII, служащая для хранения Палатинской библиотеки, привлекает внимание еще и большим количеством астрономических инструментов, а музей светского искусства – редкими римскими и этрусскими артефактами.

 

Богатейшее собрание Ватиканской апостольской библиотеки в первую очередь ассоциируется с традиционными ценностями старого мира, однако Святой Престол раз за разом доказывает свое желание и готовность идти в ногу со временем. И речь идет не только о пополнении фондов современными предметами культуры и искусства, но и об использовании высоких технологий – и для защиты своих экспонатов, и для распространения знаний. Несколько лет тому стартовал проект по оцифровке бесценной коллекции свитков, манускриптов и древних фолиантов, и уже сейчас на официальном сайте библиотеки в свободном доступе можно найти, например, цифровую копию «Илиады» на греческом и латинском языках или ацтекскую рукопись доколумбовой эпохи; Кодекс Маймонида на древнееврейском языке или иллюстрацию Сандро Боттичелли к «Божественной комедии», созданную по заказу Лоренцо Великолепного. Или даже Ватиканскую рукопись, составленную в Риме примерно в 400 году н.э. – редкий пример древней иллюстрации классического текста, изучением которого в свое время занимался сам Рафаэль.

Реализация столь грандиозного проекта, по мнению организаторов, позволит «сохранить наше прошлое и передать его будущему». Планируется, что для этого потребуется помощь около 150 специализированных экспертов, не менее 15 лет и более 50 млн. евро. Однако результат того стоит – ведь в этом случае можно будет говорить о том, что фонды Ватиканской апостольской библиотеки, хранящие знания со всего мира, действительно станут достоянием всего человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.