Не так давно мир с интересом следил за громким скандалом, связанным с именем интернет-журналиста Джулиана Ассанжа. Казалось, эта история вызовет целую серию потрясений – однако на деле все вышло скучнее, чем ожидала общественность. Ассанж безвылазно сидит в посольстве Эквадора в Лондоне, периодически развлекая фотографов, дежурящих под окнами. Его детище – «Викиликс» – по-прежнему ведет подрывную деятельность против правительств всего мира, а те, в свою очередь, ничего не могут с этим поделать, хотя и очень стараются. Все идет своим чередом – и тема закономерно начала отходить на второй план.

     Тем более что в последнее время Ассанжа начал вытеснять со страниц СМИ новый бунтарь. Причем гораздо более молодой, деятельный и обаятельный.

     

     

Эд Сноуден вырос в Мэриленде недалеко от штаб-квартиры Агентства национальной безопасности. Для человека, который сначала занимался информационной безопасностью американской разведки, а потом стал у нее занозой в известном месте, это достаточно символично. Его детство было, по слухам, обычным для любого американского ребенка. Правда, потом юноша завалил учебу в ВУЗе (говорят, по болезни) и в результате стал магистром Ливерпульского университета только в 2011 году. К этому времени, поработав на американской военной базе в Японии, он увлекся японской поп-культурой, выучил язык и даже посотрудничал с одной из компаний, создающих аниме. Дальше – больше: в сферу его интересов попали буддизм и мандаринский язык – один из диалектов китайского.

     При этом молодой Сноуден любил свою страну – он даже хотел поехать воевать в Ирак, чтобы нести демократию его народу. Правда, это желание довольно быстро прошло: в 2004-м, проходя курс подготовки для солдат сил специального назначения, во время учений он сломал обе ноги. Серьезная травма мгновенно отбила у вчерашнего добровольца охоту быть крутым спецназовцем – и он тут же перепрофилировался. Сноуден пошел служить в разведку.

     

     Ввиду того, что Сноуден не является первопроходцем в деле разглашения секретной информации, расскажем о его предшественнике, Джулиане Ассанже, и его детище, «Викиликс».

     Вообще говоря, секретные данные разглашали всегда. Кто за деньги, кто по глупости, а кто и из идейных соображений – но не в промышленных масштабах. Ассанж относится к третьей категории болтунов, но он превратил разбалтывание секретов в профессию. И даже выстроил на этом карьеру.

     Путь к звездам, как известно, тернист – Джулиана он привел к домашнему аресту. Дошло бы и до реального, причем по позорной статье за изнасилование, но наш герой вовремя сманеврировал и, вместо того, чтобы угодить в руки британских полицейских, оказался в посольстве Эквадора. Там он и находится по сей день, безвылазно сидя в небольшой комнате-студии. У него есть матрац, книжные полки, круглый стол, кожаные стулья, беговая дорожка, лампа дневного света.

     Такую жизнь, по словам Ассанжа, он мог бы вести на космической станции – наш герой рассказывает, что работает по 17 часов в день, пробегает несколько километров, боксирует, занимается гимнастикой, смотрит фильмы и сериалы. Он ест много витамина D и использует ультрафиолетовую лампу, чтобы восполнить недостаток солнечного света. Правда, в отличие от космонавта, у него есть свежие продукты, которые ему приносят друзья и сотрудники посольства.

     «Викиликс» тем временем практически прекратил свою деятельность. В чем тут причина – не понятно. То ли спецслужбы поработали, то ли проект естественным образом затух. Второе, впрочем, более вероятно. Известно, что еще в 2010 году его создатели перессорились. «Развод» был громким и теперь вместо некогда мощного «Викиликс» существует несколько его полумертвых клонов.

     

В 2007 году ЦРУ отправило его в служебную командировку в Швейцарию. Там, в Женеве, Эдвард работал под дипломатическим прикрытием. Правда, не в качестве разведчика – он был всего лишь специалистом по компьютерной безопасности. Позже он сказал, что именно тогда разочаровался в методах работы спецслужб США. Он описывал, как его коллеги провели вербовку одного из банкиров. Агенты подстроили ситуацию, в результате которой он был арестован за вождение в пьяном виде, а потом предложили свою помощь – естественно, в обмен на тесное сотрудничество с ЦРУ.

     В 2009 году Сноуден переходит на работу в структуры, тесно сотрудничающие с АНБ, получив при этом высокую степень допуска к секретной информации и, по собственному признанию, «чувствует себя комфортно».

     Интересно, что на выборах президента Эдвард не голосовал ни за «ослов», ни за «слонов» – он отдал свой голос за некую третью партию. Впрочем, послушав предвыборную риторику Обамы, он решил, что у первого черного президента есть шанс изменить ситуацию в Америке. Правда, политик ожиданий не оправдал: он вел себя, по утверждению нашего героя, так же, как и его предшественник. Так что на выборах 2012 года Сноуден делает ставку на Рона Пола, набравшего на праймериз всего 0,02%.

     В общем, как писали Ильф и Петров, у Сноудена, как и у Остапа Бендера, с властью в родной стране «наметились серьезные разногласия».

     В мае 2013 Сноуден, ссылаясь на проблемы со здоровьем (несостоявшийся спецназовец, оказывается, еще и страдает эпилепсией), временно покидает свой пост в одном из офисов АНБ на Гавайях и летит в Гонконг. А дальше история никому не известного Сноудена заканчивается и начинается история звезды мировой величины, за каждым жестом, словом или действием которой станут следить спецслужбы и лидеры мировых держав.

     

Скандал

     Не разглашая своего имени, Эдвард Сноуден связался с рядом влиятельных людей, ведущих неравную борьбу за свободу слова и открытость информации по всему миру. В том числе, с Гленном Гринвальдом из Guardian и Бартоном Геллманомиз из Washington Post. Посредством закодированных электронных писем он сообщил им, что имеет ряд сведений чрезвычайной важности, касающихся незаконных методов сбора информации американскими спецслужбами. Он заявил, что готов ими поделиться, но просит не публиковать переданную им информацию целиком, дабы отсрочить время, когда АНБ сможет понять, откуда произошла утечка. Он объяснил, что понимает: рано или поздно его вычислят, и тогда все может закончиться: «Спецслужбы почти наверняка убьют вас, если они думают, что вы – ключевая фигура, через которую можно остановить раскрытие этой информации».

     Трудно сказать, чем руководствовался наш герой, когда решил нарушить подписку о неразглашении. Сам он объяснял свои действия так: «Я буду удовлетворен, если секретные законы, неравная безнаказанность и непреодолимая исполнительная власть, правящая тем миром, который я люблю, будут раскрыты хотя бы на мгновение… Я действительно хочу, чтобы в центре внимания оказались эти документы, и надеюсь, что это вызовет обсуждение среди граждан всего мира о том, в каком мире мы хотим жить… Я готов пожертвовать всем этим (хорошей работой, деньгами и т.д. – прим авт.), потому что не могу со спокойной совестью позволить правительству США нарушать приватность, свободу Интернета и основные свободы людей во всем мире с помощью этой громадной системы слежки, которую они втайне разрабатывают… Вы не можете ждать, пока кто-то еще начнет действовать. Я искал лидеров, но я понял, что лидерство в том, чтобы действовать первым… Я не считаю себя героем, потому что я действую в собственных интересах: я не хочу жить в мире, где нет тайны частной жизни, и поэтому нет места для интеллектуальных исследований и творчества». Этими мыслями Сноуден поделился с журналистом «Гардиан», и сегодня они выглядят почти манифестом.

     Журналисты выполнили просьбу Эдварда и, начиная с 6 июня, стали дозированно обнародовать выданную им информацию. Естественно, узнав о разоблачениях, к делу тут же подключился «Викиликс». Причем катализатором, похоже, послужил тот факт, что 6 июня полиция наведалась в дом Сноудена на Гавайях.

     Так получилось, что сведения, преданные гласности, поставили под удар не только интересы США, но и их давнего партнера – Великобритании. Но долго искать виновника им не пришлось. 9 июня Сноуден раскрыл инкогнито – и вся дальнейшая информация появлялась на страницах газет с прямой ссылкой на него. Причем некоторые из спецов АНБ тут же высказали опасение, что местонахождение предателя не случайно – часть секретной информации он, якобы, уже передал Китаю. Тот подобные предположения опроверг, заявив при этом, что если бы это было так, то он давно уже был бы «во дворце в Пекине».

     21 июня в жизни Сноудена произошли сразу два важных события: он отметил свое 30-летие и против него выдвинули официальное обвинение в хищении государственной собственности и разглашении государственной тайны. К этому времени он давно уже покинул отель и скрывался в городе.

     22 июня Госдеп США потребовал у властей Гонконга задержать преступника. Те отказались, ссылаясь на некорректные формулировки в официальном запросе. Тем не менее, стало очевидно: Китай – ненадежное прибежище. Эдвард решил покинуть Поднебесную в кратчайшие сроки. Правда, возможно, эта мысль посетила его еще до того, как Соединенные Штаты потребовали его выдачи.

     

     Китай решил проблему Сноудена весьма элегантно. С одной стороны, Поднебесная не прочь лишний раз задеть США, с другой – прятать беглого предателя и ссориться чуть ли не со всем Западным миром на пустом месте Пекину не с руки. Поэтому они не стали прятать Эда, дав ему понять, что отсидеться в Гонконге не удастся. Сноуден оказался в Москве, и теперь что делать с беглецом – головная боль Путина. Причем для Кремля это задачка повышенной сложности. Лишенный паспорта экс-шпион и спецслужбист крайне ограничен в перемещениях. Правда, теперь ему предлагает руку и сердце Анна Чапман – оскандалившаяся русская шпионка, у которой карьера разведчика не задалась, зато с покорением телевершин и личной популярностью все в порядке.

     

Уже 23 июня в СМИ появилась информация: Эдвард Сноуден находится в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево. Причем конечный пункт его путешествия – тайна за семью печатями. Беглеца №1 сопровождает сотрудник «Викиликс» Сарра Харрисон.

     Тут же начались газетные спекуляции: с одной стороны, всем стало интересно, с чего это Сноуден отправился в Россию – страну, далекую от западных представлений о законности и демократических свободах. Не спланированная ли это акция? Правда, МИД РФ в лице господина Лаврова тут же отреагировал, заявив, что все это домыслы: для России перемещения беглого американца такая же неожиданность, как и для всех остальных. С другой стороны, прошел слух, что самолет с беглецом отогнали в специальный терминал, к трапу подъехала машина с дипломатическими номерами посольства Венесуэлы и увезла его в неизвестном направлении.

     По другим источникам, Сноуден продолжает оставаться в транзитной зоне аэропорта. Причем за это время с ним приключился ряд неприятных происшествий. США аннулировали его паспорт, и он не смог подняться на борт самолета, который вроде бы должен был доставить его в Эквадор (по другим сведениям, на Кубу).

     Консул Эквадора выписал ему удостоверение беженца, но МИД этой страны тут же его аннулировал, заявив, что дипломат насамовольничал, потому как проконсультироваться с собственным министерством, выписывая документ, не посчитал нужным.

     В общем, уже и Путин был готов, несмотря на все слова Лаврова и даже собственные (он как-то заявил, что вмешиваться в дело Сноудена – то же самое, что стричь поросенка: визгу много – шерсти мало), предоставить беглецу убежище – правда, с условием, что тот прекратит свою вредительскую деятельность против США. Но Эдвард на сделку не пошел и разослал прошения о политическом убежище чуть ли не в два десятка стран.

     Некоторые даже объявили, что беглец двинется в Беларусь, и кинулись встречать самолеты, следующие рейсом Шереметьево–Минск, но зря. Тот по-прежнему оставался в Москве.

     В итоге в дело вмешалась тяжелая артиллерия в лице президента Боливии Эво Моралеса. Он пообещал Сноудену убежище и чуть ли не доставку на собственном президентском лайнере. В результате, когда борт №1 Боливии поднялся из Шереметьево, Франция и Португалия запретили ему пролет над своей территорией, и тот вынужден был приземлиться в Вене. Надо сказать, что такие действия являются вопиющим нарушение дипэтикета – хуже может быть только досмотр президентского самолета. Понятно, что все это время Америка заходилась криком и угрозами всем, кто окажет хоть минимальную помощь их новому врагу. Оттого и странные решения. Конечно, позже МИД Франции извинился, а генеральный секретарь ООН выразил озабоченность тем, что жизнь президента подвергли опасности. И все вроде бы было улажено. Но осадок, как говорится, остался…

     

     История со Сноуденом стала яркой иллюстрацией отношений между Европой и США. Обратите внимание: несмотря на все обиды на американских партнеров за прослушку и некорректное партнерское поведение, стоило Вашингтону попросить – и самолет президента страны был принудительно приземлен, вопреки всем международным соглашениям, приличиям и прочим условностям, принятым в нашем мире и делающим его цивилизованным. 

     

Впрочем, где на данный момент находится Эдвард Сноуден – не важно, ибо свою миссию он выполнил – скандал устроил.

     

PRISM и Tempora

     Что же такого нового он сообщил, что все засуетились, как муравьи в растревоженном муравейнике? Разоблачения Сноудена на сегодняшний день составляют 5 позиций.

     Первое: Сноуден рассказал о программе PRISM. Ее существование, кстати, уже признал директор АНБ. Это не компьютерная программа, а целый комплекс мер, который позволяет следить за огромным объемом интернет-траффика. PRISM рассчитана, в первую очередь, на иностранцев и граждан США, проживающих за пределами страны. Ее возможности поистине безграничны. АНБ может просматривать электронную почту, фотографии, видео, прослушивать голосовые и видеочаты, просматривать, отслеживать пересылаемые файлы, узнавать другие подробности из социальных сетей. Считается, что для успешной реализации комплекса вышеперечисленных мер с правительством должны сотрудничать Microsoft (Hotmail), Google (GoogleMail), Yahoo!, Facebook, YouTube, Skype, AOL, Apple и Paltalk. Кстати, помимо PRISM, существуют и другие, интегрированные в нее программы, «заточенные» под сбор конкретных видов данных.

     

     Оказывается, аналог PRISM есть и у Франции. Об этом недавно сообщила общественности французская газета Le Monde. По информации издания, Главное управление по внешней безопасности Франции (DGSE) собирает данные, передаваемые между компьютерами внутри страны, а также передаваемые и принимаемые из-за границы. В сообщении Le Monde мы встречаем наших старых знакомых – компании Google, Facebook, Yahoo! и Apple. Именно с их помощью, считает газета, и организован весь процесс. Также французская разведка прослушивает и телефонные переговоры – как внутренние, так и внешние. Под контролем электронные письма и SMS-сообщения. Как и в случае с PRISM, DGSE получает доступ не к содержимому сообщения, а только к метаданным — информации о том, кто, откуда и кому направлял послание. 

     Собираемые данные хранятся в штаб-квартире Главного управления по внешней безопасности в Париже. Обрабатывает их специальный суперкомпьютер. Считается, что французы делились собранными сведениями и с коллегами из других стран, а также со своими «смежниками» – другими разведслужбами Франции и полицией.

     Понятно, что такая программа абсолютно незаконна и официально не существует.

     

Отдельно хотелось бы остановиться на реакции бывшего работодателя Сноудена. Как мы уже писали выше, директор АНБ Джеймс Клаппер признал, что программа, направленная на сбор информации об иностранцах, ведущих деятельность против национальной безопасности США, существует уже около 6 лет. Тем не менее, неназванный источник внутри АНБ рассказал прессе, что, несмотря на демонстративное буддистское спокойствие, в ведомстве царит «полная паника и истерика». Руководство Агентства бросилось к ФБР с просьбой предпринять срочные меры по прекращению распространения информации.

     Второе откровение Сноудена – британская программа Tempora.

     По мнению беглеца, это еще более мощный инструмент по сбору информации, который состоит из двух частей: Mastering the Internet и Global Telecoms Exploitation. Первая подпрограмма ориентирована на перехват интернет-сообщений, вторая контролирует телефонные звонки. Сноуден считает, что в Центре данных правительственной связи Великобритании хранится больше данных, чем в АНБ. Причем сотрудники последнего имеют постоянный доступ к информации, собранной британской разведкой. Программа существует с 2011 года.

     Официальные власти Британии отреагировали на сообщение жестко: Минобороны выпустило памятку для СМИ, в которой просило воздержаться от дальнейших публикаций на эту тему. Более того, доступ на сайт Guardian, имеющей прямую связь с разоблачителем Сноуденом, был «временно ограничен», чтобы избежать дополнительных утечек.

     Заметим, что адвокаты Центра данных правительственной связи отказались публиковать список тех, чья конфиденциальная информация была просмотрена спецслужбами с мотивировкой: «это будет бесконечный список, который мы не сможем контролировать».

     Третье разоблачение – постановление суда, по которому один из крупнейших американских операторов сотовой связи Verizon обязан ежедневно передавать в АНБ данные обо всех звонках, сделанных в пределах США либо между США и другой страной. Правда, речь не шла о записи самого разговора – разведку интересовали телефонные номера вызывающего и принимающего абонентов, данные самих телефонных аппаратов, время и продолжительность разговора и месторасположение вызова.

     Четвертое – информация о «прослушке» восточноазиатской волоконно-оптической сети Pacnet, а также китайских операторов мобильной связи. Почему-то АНБ заинтересовали миллионы SMS в этой сети.

     Ну и пятое, пожалуй, самое интересное разоблачение касалось мониторинга компьютеров и перехвата телефонных звонков иностранных политиков и чиновников в ходе встречи Большой двадцатки в Лондоне в 2009 году. В том числе и президента России Дмитрия Медведева. Пикантность ситуации состоит в том, что под колпак американских и британских спецслужб попали не только потенциальные враги, но и давние союзники из Европы.

     Как только информация была обнародована, понятное дело, случился скандал. Обиженные главы союзных государств дошли до того, что некоторые из них (например, Олланд) стали замораживать переговоры с США по самым разным вопросам.

     Ну и уж, как водится, все пострадавшие затребовали у Британии и США официальных разъяснений, которые, не сомневаюсь, в ближайшее время будут получены. Скорее всего, невнятные – лишь бы что-нибудь сказать.

     В общем, Сноуден своей цели добился и поднял бурю. Он звезда, а все кругом бегают, суетятся… Вот только есть один нюанс: всем давным-давно понятно, что спецслужбы любого государства стремятся следить за всем и вся, в том числе и за частными лицами. И более того, сотрудники спецслужб в курсе, что их деятельность уже давно ни для кого не тайна. Так что Сноуден, по сути, не рассказал ничего нового, кроме конкретных технических деталей.

     Что самое интересное – сам он тоже все это отлично понимал с самого начала, и про эволюцию своего сознания рассказывает зря. Его выступление – это демонстративная акция. За месяц он стал звездой мирового масштаба, о нем говорят президенты, за него борются могущественные державы… Правда, в итоге все может закончиться парой-тройкой десятков лет тюрьмы. Но каждый выбирает по себе.