Часть 1. Назад, на Луну

      Начало нового столетия, помимо всего прочего, ознаменовалось возрождением интереса землян к их ближайшему космическому соседу – Луне. И если в далекие 60-е высадка на поверхность спутника Земли была лишь вехой в противостоянии двух держав, то теперь за него собираются взяться всерьез. В чем причина такого пристального внимания? В наш прагматичный век, когда всем правит расчет, от освоения Луны ждут в первую очередь экономической отдачи.

      Давно известно, что спутник Земли богат разнообразными полезными ископаемыми – в том числе железом, алюминием, титаном. Кроме того, на Луне обнаружены залежи водяного льда. Глубокий вакуум и дешевая солнечная энергия сулят подлинную революцию в электронике, литейном производстве и металлообработке. Поговаривают и о туристическом потенциале нашей ближайшей соседки – но это, по-видимому, дело совсем отдаленного будущего.

      Однако настоящим «золотым дном» Луны являются не залежи металлических руд и не туристические перспективы. А реголит – лунный грунт. Вернее, возможность получить из него редкий изотоп – гелий-3 – этакое «абсолютное топливо» для перспективных термоядерных реакторов. На сегодняшний день литр этого газа стоит 1200 долларов США. А для того чтобы обеспечить все население Земли электроэнергией в течение года, его необходимо около 30 тонн. Перспективы же «лунного клондайка» ученые оценивают в 500 тыс. тонн – и это самые пессимистичные прогнозы. Математика проста – запасов гелия-3 на Луне хватит для «энергоснабжения» Земли в течение… шестнадцати с половиной тысяч лет!

      Неудивительно, что к «лунной гонке» XXI века подключились все кому не лень. Кроме США, России и Китая о намерении создать на спутнике базу заявили Европейское космическое агентство, Японское агентство по космическим исследованиям и Индийская организация космических исследований.

      Фаворитом этой гонки до недавнего времени являлись США – тем более что это единственная страна, которая имеет практический опыт экспедиций такого рода. Но в феврале 2010 года программа «Созвездие» была свернута Бараком Обамой «в связи с пересмотром подхода к реализации космических миссий и недостатком финансирования».

      А как обстояло дело почти полвека назад, когда в первой «лунной гонке» сошлись две сверхдержавы того времени – США и СССР?

 

 

«Аватар» от НАСА

                Свертывание программы «Созвездие» вовсе не означает отказа НАСА от создания базы на Луне. В 2010 году была принята новая программа, абсолютно фантастическая, на первый взгляд. Вместо живых космонавтов на Луну отправятся… автоматы. Это сразу позволит отказаться от сложных систем жизнеобеспечения – как на корабле, так и на лунной станции. А управлять механическими старателями будут операторы с Земли при помощи костюмов «дистанционного присутствия» – по сути в виртуальной реальности. Специалисты НАСА предположили, что для реализации программы «Аватар» достаточно тысячи дней.

     

     

Часть 2. Первые люди на Луне

                16 июля 1969 года в 16 часов 32 минуты со стартового устройства №39 мыса Кеннеди в космос ушла ракета-носитель «Сатурн-5» с космическим кораблем «Аполлон-11». После целого ряда «генеральных репетиций» Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин отправились на штурм Луны. Сделав полтора витка вокруг Земли, корабль был выведен на траекторию полета к Луне. 19 июля в 20 часов 22 минуты «Аполлон-11» начал торможение и благополучно вышел на окололунную орбиту. Армстронг и Олдрин, которым выпала честь первыми ступить на поверхность спутника Земли, начали готовиться к переходу из командного отсека «Аполлона» в кабину лунного корабля. 20 июля астронавты отстыковались от «Аполлона» и начали самостоятельный полет к месту прилунения, которое находилось в районе Моря Спокойствия. Расстояние до поверхности неуклонно сокращалось. Десять километров… пять… Наконец, спускаемый аппарат завис на высоте 200 м и Армстронг, перейдя на ручное управление, опустил корабль на грунт. Астронавту пришлось изрядно попотеть – выбранный для посадки участок был не очень ровным и Нил, виртуозно отработав двигателями, скользнул над лунной поверхностью. Наконец опоры спускаемого аппарата утвердились на грунте. На часах было 23.17 20 июля 1969 года. Через шесть с небольшим часов Нил Армстронг открыл люк кабины и спустился на поверхность Луны, а еще через 34 минуты к нему присоединился Олдрин. Астронавты установили на Луне флаг США и сняли чехол с таблички, смонтированной на посадочной ступени. «Здесь человек с планеты Земля впервые ступил на Луну. Июль 1969 г. Мы явились с миром от имени всего человечества», – гласила надпись. Затем первые люди на Луне приступили к монтажу приборов и сбору грунта. В 8 часов 10 минут, прихватив 22 кг образцов, они вернулись в кабину. Нил Армстронг пробыл на поверхности Луны 2 часа 31 минуту 40 секунд, а Эдвин Олдрин – 1 час 44 минуты. В 20 часов 54 минуты 21 июля астронавты запустили двигатели взлетной ступени лунного корабля, а в 0.35 следующего дня состыковались с «Аполлоном-11», где их ожидал Майкл Коллинз. В 3 часа 02 минуты «Аполлон» сошел с лунной орбиты и устремился к Земле. 24 июня 1969 года в 19.50 спускаемый аппарат «Аполлона» приводнился в 1600 км юго-западнее Гавайских островов. Экспедиция закончилась.

                Однако лунная эпопея продолжалась. 19 ноября 1969 года Чарльз Конрад и Ричард Бин закрепили успех Армстронга и Олдрина. Они провели на Луне тридцать один с половиной час и совершили два выхода на поверхность, общей продолжительностью семь с половиной часов. 5 февраля и 30 июля 1971 года на спутнике Земли побывали Алан Шепард, Эдгар Митчел, Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин. А 21 апреля и 11 декабря 1972 года – Джон Янг, Чарльз Дьюк, Юджин Сернан и Харрисон Шмитт.

                Раз за разом росло время пребывания астронавтов на Луне и количество «добытого» лунного грунта. На борту «Апполона-15» американцы даже доставили на поверхность спутника специальный автомобиль, в котором могли осуществлять относительно дальние экспедиции – первые высадки показали, что даже в условиях низкой лунной гравитации ходьба очень сильно утомляла исследователей.

                Все полеты прошли достаточно гладко – казалось, что весь возможный «негатив» судьба щедро отвела «Аполлону» с несчастливым номером «13». 13 апреля (вот такое совпадение) 1971 года на корабле произошел взрыв кислородного баллона. Две из трех батарей топливных элементов вышли из строя. «Аполлон» с несчастливым номером мгновенно превратился в летящий по инерции булыжник. Система жизнеобеспечения командного отсека тоже вышла из строя. Используя двигатели лунного модуля, астронавтам Джеймсу Ловеллу, Джону Суиджеру и Фреду Хейсу удалось облететь вокруг Луны и вернуться на Землю.

                Однако самая большая катастрофа поджидала лунных первопроходцев не в космосе и не на поверхности спутника, а годы спустя на Земле. В 1976 году впервые прозвучал вопрос: «А были ли американские астронавты на Луне?»

 

 

Реальность или мистификация?

                В самой Америке сомневаться в реальности облетевших весь мир кадров начали еще в 1969 году. Однако «библией» сторонников «теории заговора» стала вышедшая в 1976 году книга Билла Кейсинга «Мы никогда не были на Луне». Кейсинг в свое время приложил руку к созданию двигательных систем для «Сатурна-5» и «Аполлона», и теперь убежденно заявлял, что вся история с высадкой на Луну не более чем мистификация. Цель? Цель была проста – «обойти» СССР, удовлетворить собственные политические амбиции и лишний раз продемонстрировать всему миру свое превосходство.

                На чем же основывается Кейсинг и его многочисленные последователи?

                – Уровень технологий НАСА не позволял отправить человека на Луну.

                – На месте посадки лунного корабля должен был образоваться кратер – а на фотографиях и кинохронике видна гладкая поверхность.

                – Недостоверность фото- и кинодокументов (отсутствие звезд и Земли на лунных фотографиях, явные следы ретуши и монтажа, развевающийся в вакууме флаг и т.д.).

                – После завершения программы «Аполлон» тема межпланетных полетов была закрыта.

                Сейчас у теории Кейсинга сторонников не меньше, чем у «официальной» версии. При этом самое интересное заключается в том, что НАСА наступило на грабли, которые само же и положило! Потому что знаменитые «лунные» фотографии и кинокадры для пущей красоты картинки нещадно ретушировались – а местами и доснимались на Земле. Кстати, вероятно, руку к съемке «дублей высадки» на Земле приложил знаменитый режиссер Стенли Кубрик.

 

 

Часть 3. Большая гонка

                В конце 50-х – начале 60-х годов в деле освоения космоса США, будем честными, плелись в хвосте СССР. У американцев не имелось ни мощных двигателей, ни сколь-нибудь внушительных ракетоносителей. Планы были очень амбициозны, но приходилось, что называется, «по одежке протягивать ножки». Это происходило еще и потому, что вместо того чтобы рвануться в космос «единым фронтом», за океаном каждый тянул одеяло на себя. «Свои» космические программы разрабатывали армия, авиация и флот.

                Ракетоноситель «Авангард», с помощью которого американцы собирались вывести в космос спутник, был слишком слаб, что позволило СССР запустить свое «изделие» первым. Конечно, этот искусственный спутник был достаточно примитивен. Первоначально планировался более «серьезный» объект. Но от него отказались, чтобы сэкономить время и не оставить американцам шанса вырваться вперед.

                То же произошло и с первым пилотируемым космическим полетом – за океаном проектировали «Меркурий» – легкий корабль, который могли поднять слабые ракеты. Советская Р-7 позволила сразу заняться программой пилотируемого облета Земли – в то время как американцы планировали лишь ненадолго «выпрыгнуть» в космос. И вот – после серии испытаний – 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин в одночасье стал самым известным человеком в мире.

                Дальнейшее развитие советской космонавтики, казалось бы, не оставляло США ни малейшего шанса. Первый парный полет, первая женщина в космосе, первый выход в открытый космос, первые межпланетные автоматические корабли…

                И тут – совершенно неожиданный, на первый взгляд, успех американской лунной программы. В короткий срок в США смогли создать тяжелый ракетоноситель, межпланетный корабль, лунный корабль… При том что программа «Аполлон» начиналась очень тяжело. Президент Эйзенхауэр прохладно относился к идее пилотируемой космонавтики, и только Кеннеди, придя к власти, дал «Аполлону» «зеленый свет».

 

 

Планы и реалии

                А в СССР после первых успехов ОКБ-1 Сергея Королева пилотируемым полетом на Луну абсолютно не интересовалось. Тут следует напомнить, что еще Циолковский обозначил основные «вехи» покорения «мирового эфира»: орбитальный полет, создание крупных «эфирных городов» (т.е. орбитальных станций) и – опираясь на них – подготовка марсианской экспедиции. Именно этим путем шел Королев. И надо сказать, такая стратегия была абсолютно оправдана. На орбите в принципе можно было собрать любой корабль – хоть для полета на Луну, хоть на Марс. Именно для вывода в околоземное пространство тяжелых и крупногабаритных грузов в ОКБ-1 разрабатывалась сверхтяжелая ракета – та самая Н-1, которая впоследствии стала «локомотивом» советской лунной программы.

                Когда США во всеуслышание объявили о намерении быть первыми на Луне, планы ОКБ-1 в одночасье рухнули. Руководство страны требовало опередить американцев. И советская космическая отрасль вынуждена была отказаться от проработанной программы и заняться неблагодарным делом – «догонянием и обгонянием».

 

 

Часть 4. Фон Браун в Америке

                Как уже говорилось, одним из самых «узких» мест программы «Аполлон» был ракетоноситель. Разработку «Сатурна-5» возглавил не кто иной, как Вернер фон Браун. Тот самый ученый, который «продвигал» ракетные технологии еще в «тысячелетнем рейхе». Кстати, сторонники «теории лунного заговора» считают, что фон Брауну так и не удалось «довести до ума» мощные, но капризные кислородно-водородные двигатели второй и третьей ступеней «Сатурна». Поэтому в 1970 году его отстранили от руководства программой и поставили на место его «творений» маломощные «керосинки» – кислородно-керосиновые ракетные двигатели.

                Когда фон Браун приступил к разработке ракеты для «Аполлона», его задача усложнялась еще и тем, что на тот момент не была даже выработана схема полета. В НАСА еще не знали – то ли сажать на поверхность спутника (а потом и поднимать) весь корабль, то ли ограничиться лунным модулем. Первоначально склонялись к первому варианту – и фон Браун занялся разработкой ракеты «Нова», способной вывести на трассу «Земля-Луна» 67 тонн полезного груза. Однако вскоре в НАСА возобладал здравый смысл – сажать на Луну решили отдельный модуль. Работы над «Новой» были свернуты, и фон Браун переключился на «Сатурн-5».

                Надо отметить одну особенность – стиль работы фон Брауна. Каждый элемент новой ракеты подвергался многократным испытаниям на стенде. Только на эту стадию работ в США потратили 15 млрд. долларов – огромные по тем временам деньги. В результате на стартовом столе «Сатурны» вели себя более-менее стабильно. Единственной трагедией стал пожар на борту «Аполлона-1» во время наземных испытаний в феврале 1967 года. В огне погибли астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи, пилотируемые полеты были задержаны на полтора года, а директора Департамента пилотируемых полетов НАСА Джозефа Ши отстранили от программы «Аполлон». Но в данном случае «подвела» не ракета фон Брауна, а короткое замыкание в кислородной атмосфере «Аполлона» и… сложная конструкция люка и его замков, которая не позволила астронавтам быстро покинуть корабль.

                Тем не менее, после нескольких беспилотных пусков 11 октября 1968 года стартовал первый пилотируемый «Аполлон-7». Целью полета стали испытания командного модуля и командно-измерительного комплекса. В следующей экспедиции планировалось «отрепетировать» на земной орбите все элементы лунной экспедиции. Девятый корабль должен был облететь вокруг Луны. Но работы в СССР вынудили американцев ускориться. Аполлон-8» впервые в истории человечества совершил пилотируемый облет Луны. И только после этого американцы провели на земной орбите две запланированные «генеральные репетиции».

 

 

Голоса в эфире

                Отрабатывая элементы советской лунной программы, космический корабль «Зонд-4» в автоматическом режиме совершил облет Луны в марте 1968 года. На протяжении всех шести суток космонавты Попович и Севастьянов вели переговоры с Центром Управления Полетами через ретранслятор корабля, проверяя работу систем связи во время пилотируемого полета к Луне и обратно. Перехват этих переговоров поверг НАСА в шок. Американцы посчитали, что русские снова оставили их «за кормой». Когда же все разъяснилось, аэрокосмическое агентство США максимально форсировало свою программу и пошло на рискованный шаг, отправив «Аполлон-8» на облет Луны. К счастью, эта авантюра увенчалась успехом.

     

 

Часть 5. Н-1 и другие

                В СССР также не сразу выработали схему полета к Луне. Первоначально лунный корабль планировали собирать из отдельных модулей на орбите. Однако от этой здравой идеи отказались, понадеявшись на мощь ракеты Королева Н-1, которая была способна поднять с Земли и вывести на траекторию полета к Луне весь корабль целиком. В конце концов, принятая к разработке схема полета почти повторяла американскую. За двумя исключениями. Во-первых, советский межпланетный корабль «Союз 7К ЛОК» был рассчитан на экипаж из двух человек, а спуститься на поверхность Луны в модуле ЛК мог только один. Во-вторых, переходить из межпланетного корабля в лунный пришлось бы через открытый космос. Но хватало и других фундаментальных отличий, в конце концов сыгравших немалую роль в том, что Советский Союз проиграл лунную гонку. В первую очередь, то, что лунных программ в СССР фактически было две. Одна предусматривала облет Луны, вторая – высадку на ее поверхность. У американцев же облет был лишь одной из подготовительных стадий. Кроме того, если в США сумели взяться за проект «всем миром», то в СССР конкурирующие «фирмы» тянули одеяло на себя. Разные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ Королева и Челомея, а ракетоноситель – в КБ Королева, Челомея и Янгеля. Н-1, на которую в итоге сделали ставку, терпела катастрофу за катастрофой. Дело в том, что стендовые испытания – те самые, на которые американцы тратили миллиарды долларов – в СССР почти не проводились. Вместо этого недостатки ракет предпочитали выявлять во время испытательных пусков – эта практика себя оправдывала для Р-7, но не для дорогих, сложных и огромных Н-1. Еще одна проблема была в двигателях. КБ Глушко отказалось разрабатывать для Н-1 ракетные двигатели. Там не верили в возможность создания мощного и «чистого» кислородно-керосинового двигателя и предлагали альтернативный вариант с тягой в 600 тонн на токсичных гептиле и тетраоксиде диазота. Королев отказался. В результате только в первую ступень Н-1 пришлось установить тридцать двигателей КБ Кузнецова. Тогда считалось, что такое количество двигателей – даже плюс, в случае аварии автоматика отрубала аварийный и симметричный – и полет продолжался.

                Однако автоматика штатно работать отказывалась. Одна за другой четыре Н-1 взорвались при запуске. Особенно драматичной была катастрофа второй ракеты – 3 июля 1970 года на высоте 100 м взорвался один двигатель, но система «Корд» отключила все двигатели первой ступени, и корабль рухнул прямо на стартовые сооружения.

                Таким образом программа высадки на Луну была сорвана. Ступить на поверхность спутника Земли советские космонавты смогли бы не ранее 1974 года. А что же с программой пилотируемого облета Луны, которая базировалась на ракетоносителе «Протон»? К сожалению, и тут все прошло не очень гладко. После успеха «Аполлона-8» это направление тоже было свернуто.

 

 

Политический расчет

                Есть мнение, что причина провала советской лунной программы – не столько в сфере двигателей и ракет, сколько в сфере «высокой политики». Руководство СССР, по этой версии, само «сдало» американцам Луну, «притормозив» собственные проекты недостаточным финансированием. Что получил Кремль взамен? Одни считают, что допуск на мировые нефтяные рынки, другие – «замалчивание» американцами некоторых советских провалов в космосе.

 

 

Часть 6. Что было потом?

                «Забив гол престижа» и доказав всему миру – и СССР в том числе – свое превосходство, США свернули программу полетов к Луне. Последние две ракеты «Сатурн-5» были отправлены в музеи. Однако если бы СССР не «сошел с дистанции», соперничество двух сверхдержав могло зайти еще дальше.

                Если бы СССР и США пришли к Луне, что называется, «ноздря в ноздрю», следующим этапом гонки вполне могло бы стать создание постоянной базы на Луне. Тем более что проекты были. С 1964 по 1974 год в СССР появился первый детально проработанный проект лунной базы «Звезда». На первом этапе модули базы должны были доставляться на поверхность «ночного светила» в автоматическом режиме. Следом планировалось направить экспедицию из четырех человек на «лунном поезде». Проектировщики «Спецмаша», которым в те годы руководил Владимир Бармин, даже разработали эту передвижную лунную станцию – действительно полноценный поезд из тягача, жилого модуля, изотопной энергоустановки и буровой. В основе конструкции лежали технические решения, отработанные на советских «Луноходах». 8-тонный «поезд» должен был выбрать и подготовить участок под лунный городок, а впоследствии использоваться для долговременных экспедиций. На месте первой базы впоследствии собирались возвести комплекс из девяти модулей с экипажем из 12 человек – настоящий Луноград. Который – куда уж без этого в те годы – имел и военное значение. Однако «Звезда» являлась логическим продолжением лунной программы и без Н-1 была попросту неосуществима.

                А что же НАСА? В 1958–1961 годах в США руководство ВВС планировало к 1968 году создать на Луне подземную обитаемую базу на 21 человека. Стоимость проекта, названного «Лунекс», была приблизительно 7,5 млрд. долларов, но детально его не прорабатывали. Через год был составлен аванпроект «Горизонт», предусматривающий создание к 1966 году на Луне военной базы с гарнизоном из 12 солдат. Это был чисто военный проект – он предусматривал даже защиту базы от пехотной атаки «красных» – американский «форт» на Луне должны были защищать минные поля и батареи ракет с ядерными боеголовками малой мощности. Но этот проект также не был реализован и даже проработан. Так что в создании лунной базы первенство вполне могло остаться за СССР. Но и этого тоже не произошло.

                15 декабря 1972 года в 1 час 0 минут 54 секунды с поверхности Луны стартовали Сернан и Шмитт – последние люди, побывавшие там. С тех пор 40 лет на поверхность нашей ближайшей соседки не ступала нога человека.

 

     

Черепахи в космосе

               Единственными живыми существами на корабле «Зонд-5» были несколько черепах. За три месяца до полета «Аполлона-8» они стали первыми живыми существами, возвратившимися на Землю после облета Луны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.