ПИРАТЫ XXI ВЕКА
Декабрь 2006
Вернуться к номеру >>

Автор: Юрий Калашников
Раздел: Глобальный мир
Теги: глобальные проблемы, криминал, пираты, Азия, Африка, Южная Америка





     Ошибаются те, кто считает, будто бы пиратство отжило свой век. Корсары существовали всегда – и во времена фараонов, и в эпоху Интернета.

     В последние двадцать лет последователи Дрейка и Моргана и вовсе добились мирового признания – пиратство приравняли к терроризму.

     Ежегодный ущерб, наносимый современными флибустьерами, оптимисты оценивают в 15 млрд., а пессимисты в 40000000000 долларов!

     

     Масштаб заразы


     


     

     Мировое сообщество встревожено. И его можно понять – «география пиратства» стремительно расширяется. Иногда даже начинает казаться, что живем мы не в космический век глобальных коммуникаций, а в веселое время Черной Бороды и старины Кида.

     Специалисты по морским перевозкам утверждают: сегодня пиратство уже охватило прибрежные воды Азии (Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море), Африки (Западная Африка, Индийский океан и Восточная Африка), Латинской Америки (Южная Америка и Карибское море).

     Причем если в 1990 году пираты атаковали 64 судна, то в 2005-м уже более 600 кораблей, т.е. в ДЕСЯТЬ РАЗ больше! И это не считая сотен пропавших без вести яхт. В общем, все возвращается на круги своя – и человечество как будто откатывается на пару-тройку столетий назад…

     В чем дело?

     Никто толком не может объяснить, почему пиратство со страниц романов вновь «сорвалось» в реальную жизнь. Среди множества версий наибольшее доверие пока вызывает одна – глобальное замедление темпов экономического роста в мире. Больнее всего оно бьет по третьему и четвертому миру – по бедным азиатским, африканским и латиноамериканским государствам. Толпы безработных в этих странах пошли искать новый источник дохода. И нашли его… в старом-добром «береговом братстве».

     Живой пример – Индонезия. Нищая страна с громадным населением. Здесь живет почти 240 млн. человек, и добрая половина из них никогда не знают, что будут есть на завтрак.

     Выход из положения им подсказывает сама природа. Индонезия – это более 17 тыс. островов. Тысячи маленьких скалистых участков суши, поросшие джунглями, сотни лагун, протоков, потайных морских пещер – лучшего места для пиратства просто не придумаешь. Здесь легко спрятаться, уйти от погони, устроить тайные склады и схроны.

     Если вы отправитесь сегодня на индонезийские архипелаги, то гораздо быстрее найдете клады современных пиратов, чем древние сокровища – местные островки буквально забиты награбленным.

     Правда, увезти что-либо с собой вы вряд ли сможете – число занятых морским гоп-стопом в здешних краях исчисляется… сотнями тысяч человек! А потому встреча с недружелюбными владельцами кладов вам практически гарантирована – равно как и бесплатное погребение в ласковых и прозрачных водах очаровательных местных лагун.

     Кто идет в пираты?

     В островной экваториальной области, занимаемой Индонезией, миллионы лет назад появился современный человек как биологический вид.

     Недавно Индонезия вновь внесла свой вклад в «развитие» цивилизации – в конце ХХ века здесь появился современный пират.

     Большинство индонезийцев – бывшие крестьяне, у которых нет земли, или рыбаки, чья рыба никому не нужна (из-за перенасыщенности рынка). В поисках лучшей доли они отправляются в города. Но и там нет работы для всех.

     У молодых парней, обитающих в кампунгах (ночлежках для бедняков), выбор невелик – стать kupu kupu malams (т.е. гей-проституткой для богатых иностранцев) или попробовать освоить рискованное, но более престижное дело – морской разбой.

     Молодежь «сбивается» в мелкие банды и поначалу расхищает имущество на пришвартованных в портах кораблях. Это милое хулиганское детство будущих морских волков. Кто-то проходит эти университеты довольно быстро. Самых тупых нещадно бьют по голове. В прямом смысле слова.

     Вот вам, как говорится, случай из практики.

     В одном из азиатских портов команда российских моряков была атакована двумя десятками самодеятельных корсаров, вооруженных мачете, дубинками, железными цепями и прутьями.

     То, что бандиты были бестолковые, стало ясно сразу – весь груз судна состоял из кокосовой стружки, коей цена грош в базарный день.

     Тем не менее, местные полицейские, оказавшиеся здесь же (в количестве шести человек), связываться с бандитами не решились. Тогда, используя подручные средства: топоры, ломы и лопаты, – русские морячки с бодрыми криками «выноси родимая!» лихо пошли в рукопашную. Жаль, не видели мы той драки. А посмотреть явно было на что, ибо спустя десять минут все пираты были сброшены в воду.

     Если же первые набеги не заканчиваются тюрьмой или пулей в лоб, то на вырученные деньги приобретается необходимый «инвентарь» – быстроходные катера, автоматы, минометы и т.д. Вооружившись и экипировавшись, банда готова к покорению морских просторов.

     Правды ради, отметим – даже обвешавшись гранатами и патронташами на манер матросов-анархистов образца 17 года, господа пираты душою все равно неудержимо тянутся к оружию холодному.

     Настоящую нежность современный пират питает отнюдь не к глушителям и оптическим прицелам. Первая и последняя любовь пирата – это мачете.

     Мачете – длинный (до 60 см), тонкий (до 3 мм) широкий нож. В тропических странах крестьяне используют его для уборки сахарного тростника и прорубания троп в густых зарослях джунглей.

     Пираты несколько изменили его предназначение – к услугам мачете они любят прибегать, когда нужно перерезать ногу или руку противника. Именно этим оружием казнили 23 члена команды сухогруза «Чунг сон».

     Откровенно говоря, этим ребятам лучше не попадаться. Благородство и прочие гуманные штучки, придуманные в романах, никому из них не знакомы. Здесь действует первобытная мораль в ПРЯМОМ смысле этого слова. Дело в том, что в Индонезии порядка 15 млн. человек проживают в джунглях в условиях каменного века (со всеми его атрибутами – от тростниковой хижины до непреодолимого желания полакомиться мозгом или печенью врага). И именно выходцы из этих диких мест в основном и составляют флибустьерские команды, наводящие ужас на индонезийский архипелаг.

     Впрочем, кое-какой «кодекс чести» у современного пирата все же есть.

     Так, по негласно почитаемому близ Малайзии закону, за трусость во время боя виновника на сутки… связывают лицом к лицу с мертвецом! За повторное нарушение банально перерезают горло.

     У вора – вырывают ноздри и уши. Курить и пить на «чужом» судне – верный путь лишиться пальца ноги или руки. Донос официальным органам власти влечет смерть не только провинившегося, но и всей его семьи.

     Инструкция по применению

     Единой методики разбоя не существует. Действия современных пиратов зависят от двух вещей. Во-первых, связаны ли они с местными властями (а в Юго-Восточной Азии и в Африке это не редкость). Во-вторых, от вооружения и технической оснащенности.

     Если у пиратов нет серьезной «крыши» и слабовато с оружием, то они промышляют «детским способом» – нападают на судна во время якорной стоянки. Обычно дело происходит так: к обездвиженному судну в темное время суток подплывают пираты и, стараясь оставаться незамеченными, крадут часть груза. Улов обычно невелик, но и риск меньше.

     Классическое нападение (абордаж и проч.) устраивают те, кто связан с властями и отлично вооружен (а следовательно, может открыто нападать на крупные корабли и быстро уходить от погони и перепрятывать награбленное). Грабят все – от автомобилей до сельхозпродукции.

     Например, в 1991 году у берегов Индии угнали австралийский сухогруз «Эрриа Индж» с грузом соевых бобов стоимостью в 2,5 млн. долларов. А обнаружили его только два года спустя (!) в одном из китайских доков – без бобов и без команды.

     Широко популярны заказные нападения. Пираты атакуют корабль и перегоняют его в надежную бухту. Там перекрашивают, меняют название, оформляют новые документы и… передают заказчику.

     Кстати, если вы полагаете, что выправить новые документы на судно затруднительно, то вы жестоко ошибаетесь. В Юго-Восточной Азии эта милая услуга обойдется вам не дороже 10 тыс. долларов. А вывесить на корабле флаг кого-нибудь из «морских оффшоров» (вроде Панамы, Либерии или Белиза) вообще не проблема.

     У захваченных моряков две судьбы – если везет, то их спускают на шлюпки с небольшим запасом воды и еды (выживешь – твое счастье). А если не везет, то их попросту выбрасывают на съедение акулам.

     Заметим, если у хрестоматийного Флинта особой любовью пользовалось золото, то у его афроазиатских праправнуков (большинство современных пиратов либо азиаты, либо африканцы) в почете отнюдь не презренный металл, а жидкое черное золото, то бишь нефть и нефтепродукты. Захватить танкер считается большой удачей.

     Причем, несмотря на сложность операции, полиции почему-то никак не удается «схватить» пиратов «за хвост».

     К примеру, в 1998 году танкер «Петро Рэнжер» под малазийским флагом следовал из Сингапура в Китай. На борту – 11 тыс. тонн дизельного топлива (неплохой куш). Ночью на танкер напали 12 вооруженных бандитов в масках и захватили судно. Пять суток команда сидела в заточении под бдительным оком пиратов. Капитан недоумевал: чего они ждут?

     Оказалось, они ждали танкеров. В конце концов, танкеры прибыли, перекачали «соляру» и отбыли в неизвестном направлении. А через час (какая оперативность!) к ограбленному танкеру причалил патрульный китайский катер.

     Он с почетом сопроводил «Петро Рэнжер» в порт. Иронические вопросы капитана «не могли бы они появиться как-нибудь пораньше?» были проигнорированы. А злобные намеки на сговор местных полицейских с пиратами так же категорически (и с благородным негодованием) отвергнуты.

     Впрочем, капитан напрасно ерничал. Ему повезло. Его команде оставили и жизни, и корабль.

     А вот сухогрузу «Марина» повезло меньше. Вернее, ему совсем не повезло. В 2005 году он бесследно исчез в территориальных водах все той же пресловутой Индонезии. Экипаж «Марины» состоял из граждан Бирмы и Индии.

     Накануне происшествия «Марина» в порту Пасир-Гуданг возле Сингапура взяло на борт более 1000 тонн проката стали. Затем теплоход зашел в малайзийский порт Думаи, где загрузил 3 тыс. тонн пальмового масла, и взял курс на столицу Бирмы – город Янгон. С тех пор о транспорте водоизмещением почти 9 тыс. тонн и длиной 128 м (отличный корабль!) ничего не известно.

     МОПы – Морские Оборотни в Погонах

     Вообще-то технически бороться с пиратством не очень сложно. Внеплановую остановку любого плавающего средства легко обнаружить при помощи современных средств слежения. Тем более, не так трудно контролировать территориальные воды и акватории портов. Но! Именно на самые защищенные участки приходится абсолютное большинство случаев нападения – 72%!

     Цифра говорит сама за себя – без сговора с портовыми служащими, морской охраной и патрульной службой пираты долго бы не протянули.

     Интересно, что во многих африканских, азиатских и латиноамериканских гаванях рассчитывать на помощь полиции вообще не приходится. Стражи порядка или являются на место преступления с опозданием на несколько часов, или попросту игнорируют сигналы о нападении. Такие «показательные» действия полиции неоднократно отмечались в бразильских, филиппинских и таиландских портах.

     В 1998 году в Тайваньском проливе пираты захватили китайский сухогруз «Чунг сон», действуя как… таможенный патруль! Бандиты обезглавили 23 человека, а тела выкинули за борт. Сам корабль злоумышленники продали иностранному бизнесмену за 300 тыс. долларов. Позже китайские власти «вычислили» и пиратов, и «опекавшего» их чиновника. Ребятам не повезло – все преступники были отправлены малым ходом на тот свет, вслед за своими жертвами.

     А вот вам замечательный случай из новейшей истории славного государства Индонезия.

     В конце XX века на безымянных островках в Малаккском проливе современные корсары сумели создать подобие собственного государства. Узнав об этом, официальные власти Индонезии отдали войскам вполне логичный приказ – найти и обезвредить.

     Проблем с поиском не было. Спецназ бодро высадился на берег и обнаружил, что с ним произошло довольно редкое для спецназа событие – он высадился именно там, где надо.

     Пиратское логово встретило карательную экспедицию остроумно – не грубыми пулеметными очередями, а нежным журчанием искусственных водопадов.

     Бравые морпехи бессмысленно бегали туда-сюда, от удивления разинув рот. Здесь было на что посмотреть – посреди диких джунглей расцвел целый город, этакая Тортуга наших дней, скроенная на азиатский манер – современные складские помещения, мощнейший автономный генератор электричества, шикарные дома с лужайками и бассейнами, ухоженная замаскированная гавань и даже… кинотеатр на 200 мест!

     Там было все, что душе угодно. За исключением одного – невесть куда пропавших людей.

     Напрасно морпехи сурово вглядывались в безбрежную морскую даль; напрасно рыскали по пещерам, тревожно сжимая личное оружие. Оно здесь было без надобности – предупрежденые о военной операции заранее, пираты предпочли уйти «по-английски».

     Одним словом, несвященный союз правоохранителя и правонарушителя в действии!

     Есть, правда, и обратные примеры – авторитарный Сингапур. Здесь полиция не спит, а наказание за пиратство или просто пособничество преступникам одно – казнь через повешение. В сингапурском порту и близлежащих водах вы можете чувствовать себя в безопасности. К сожалению, таких примеров немного.

     Более того, на земном шаре существуют веселые страны (вроде Сомали, Анголы, Филиппин или Либерии), которые попросту не способны содержать достаточные военно-морские силы и полицию, чтобы бороться с пиратами. В результате, сплошь и рядом местные «силовики» становятся «крышей» для флибустьеров южных морей. Все происходит, как в известном анекдоте о нашем родимом ГАИшнике, который подходит к ничего не нарушившему водителю, козыряет и доверительно сообщает ему: «Сержант Иванов! Трое детей!».

     Правда, в южных морях десятью баксами дорожного сбора в пользу детей сержанта Иванова дело не ограничивается.

     Морские войны с ВМС СССР и США

     Удивительно, но факт: советские суда совершенно свободно плавали в любых водах земного шара. До сих пор ходит легенда, что «неуязвимость» этих кораблей была добыта благодаря спецоперации КГБ. Подготовленная на базе Тихоокеанского флота особая группа уничтожила одну из крупнейших на то время пиратских группировок.

     Дело было сделано просто и со вкусом. Через советскую агентуру в азиатских портах был распространен слух, что в такое-то время, по такому-то маршруту пойдет советский корабль с колоссальным грузом русской водки.

     Собственно, дезы здесь не было – корабль действительно шел, причем шел именно в это время и именно по этому маршруту. И вез отличную русскую водку.

     Пираты решили атаковать его в районе Тайваня. К несчастью, они не знали, что кроме водки и обычного экипажа на корабле были лихие ребята из особой группы, подготовленной советскими спецслужбами.

     Позже, через тайных агентов, всем крупным мафиозным группировкам было передано предупреждение о смертном приговоре каждому, кто помешает свободному проезду советского плавательного средства.

     Так это или нет, доподлинно выяснить невозможно, но факт остается фактом – до 1993-го года ни одного случая нападения на судно под красным или российским флагом не фиксировалось.

     В общем, пока был СССР, даже пираты нас уважали.

     Похожую тактику используют ВМС США. Они всегда преследуют обидчиков собственных граждан до победного конца. Это дает результат – нападения на корабли со звездно-полосатым флагом сегодня крайне редки.

     Впрочем, в последнее время корсары начали огрызаться. Например, не так давно у берегов Сомали ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» сошлись с пиратским катером. Бандиты на требование предоставить судно для досмотра ответили незамысловато – пулеметным огнем.

     Что впереди?

     С некоторых пор пираты начали «примериваться» и к пассажирским рейсам. В 2005 году у берегов Сомали пираты чуть было не захватили целый круизный лайнер «Сиборн спирит»! Судно направлялось из египетского города Александрия в Кению. Никаких предпосылок к нападению не было – корабль находился на рекомендуемом безопасном расстоянии от суши (160 км).

     Неожиданно на быстроходных катерах появились корсары. И, не долго думая, из автоматов и гранатометов открыли мощный огонь на поражение. Пассажиры «Сиборн спирит» по гроб жизни должны быть обязаны какому-то безвестному находчивому умнику из моряков, который в самый ужасный момент предложил спасительное решение – использовать против бандитов… акустическую пушку! Средство сработало – пушка оглушила пиратов. Пока незадачливые морские волки приходили в себя, лайнер успел отойти на безопасное расстояние.

     Подобная наглость пиратов говорит о многом. Раньше такого себе никто не позволял.

     К сожалению, сегодня невозможно выбить экономическую почву из-под пиратства. Бедные страны в тропиках становятся все беднее. Население их растет и молодеет. А работы и заработков там как не было, так и нет. Поэтому в ближайшее время в рекрутах у пиратов недостатка не будет.

     При этом из года в год корсары становятся все более оснащенными технически; растет и качество вооружения.

     Эксперты озабоченно качают головой – слишком многое говорит о том, что ХХI век вполне может родить своих темнокожих Морганов и Дрейков с раскосыми глазами. Хотелось бы ошибиться, но, вероятно, все будет именно так…

     


Структура международного пиратства

     Международной морской организацией пиратские группировки разделены на три класса:

     - Группы численностью не более пяти человек. Нападают на мелкие и средние суда. Грабят экипаж, выносят судовую кассу и забирают часть груза (насколько позволяют объемы пиратских лодок и катеров). Вооружены ножами (мачете) и пистолетами. Общая численность шаек составляет от 8–10 тыс.

     - Организованные преступные группы (до 30 человек). Серьезно вооружены: пулеметы, минометы, гранатометы. Действуют не по наитию, а по точной наводке. Нападают как в порту (на якорных остановках), так и в открытом море. Имеют свои устойчивые рынки сбыта товара. Зачастую выполняют заказы легальных предпринимателей (кража кораблей). Численность – около 300 тыс. человек по всему миру.

     - Международные организованные группы (синдикаты). Имеют обширные связи в самых различных органах власти, великолепно оснащены технически (вплоть до спутниковой навигации и ракетного вооружения). Работают на захват наиболее ходового товара (алкоголь, сигареты). Способны взять на абордаж нефтяные танкеры для последующей перекачки «черного» золота в собственные резервуары. Считается, что синдикаты из ворованных кораблей организовали альтернативную сеть морских перевозок с объемом порядка 5 млрд. долларов в год.



Пираты «достали» Поднебесную

     Совсем недавно Китай приступил к разработке планов строительства нефтепровода от порта Ситуэ на берегу Бенгальского залива до административного центра юго-западной китайской провинции Юннань. Сделали это с целью… избежать регулярных краж нефти в Малаккском проливе!




     

     





Спешите подписаться на журнал “Планета”!