ТЫСЯЧУ ЛЕТ НА АРЕНАХ ДРЕВНИХ ГОРОДОВ ЛИЛАСЬ КРОВЬ.

     ТЫСЯЧУ ЛЕТ ДИКИЕ СТОНЫ УМИРАЮЩИХ НЕИЗМЕННО ВЫЗЫВАЛИ БУРНУЮ РАДОСТЬ И ВОСТОРГ ЗРИТЕЛЕЙ.

     ТЫСЯЧУ ЛЕТ АНТИЧНЫЕ АМФИТЕАТРЫ СОТРЯСАЛ ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ РЕВ ТОЛПЫ, ТРЕБУЮЩЕЙ ОДНОГО – КРОВИ!

     Ошибаются те, кто думают, что гладиаторские игры изобрели в Риме. На самом деле, первооткрывателями «кровавого спорта» стали этруски – древний, могущественный народ, несколько веков соперничавший с еще молодым Римом за первенство в Италии. Именно этруски заменили ритуальное убийство военнопленных (жертва богам) смертельным поединком на потеху победителей. В VI веке до н.э. кровавый этрусский обычай пришел и в соседний Рим, который в ту пору был еще не мировой державой, а лишь городом-государством, постепенно распространявшим свою власть на соседние италийские области. Интересно, что и позднее, в пору расцвета Римской республики, главной «гладиаторской» областью была Кампания (когда-то населенная этрусками) с центром в городе Капуя – именно здесь располагались наиболее известные гладиаторские школы.

     При слове гладиатор почти каждый наверняка вспомнит Древний Рим и восстание рабов под предводительством знаменитого Спартака. Для большинства гладиатор – это раб, приговоренный к смерти на арене ради потехи кровожадного римского плебса.

     Но не многие знают, что гладиаторами часто становились… знатные и богатые римляне.

     Например, брат римского полководца Марка Антония Луцилий в 80 году до н.э. был профессиональным гладиатором. В боях на арене участвовали знатный римлянин Фурий Лептин, бывший судебный оратор Квинт Кальпен, многие богатые вольноотпущенники, всадники и даже… сенаторы. А в конце II века н.э. гладиатором стал… римский император Комод!

     Между прочим, римский сенат дважды (!) принимал закон, запрещавший сенаторам и всадникам (римская знать) становиться гладиаторами, ограничивал вознаграждение за бой и делал все возможное, чтобы отвадить свободных римских граждан от этой профессии. Но это не помогало.

     Во II веке н.э. при императоре Септимии Севере в гладиаторы нанялся… целый отряд преторианцев!

     Интересно, что в гладиаторских школах императорского Рима свободных граждан было больше, чем рабов. Да и большинство рабов было добровольцами.

     Оказывается, в смертельно опасной профессии гладиатора были свои несомненные «плюсы». Для рабов это была одна из немногих возможностей получить свободу, для бедных римских граждан (и для разорившейся знати) – отличный способ заработать огромные деньги (за один бой гладиатор даже самого низкого разряда получал до 200 сестерциев – полугодовое жалование римского легионера). А богатые и знатные римские патриции выходили на арену ради славы и всеобщего обожания – знаменитые гладиаторы в древнем Риме чем-то напоминали современных футбольных звезд или поп-идолов.

     И если «официально» работа гладиатора приравнивалась к ремеслу проститутки или золотаря, то в «неофициальном» рейтинге престиж этого ремесла был гораздо выше.

     Вообще общепринятые представления о гладиаторах весьма далеки от действительности. Многие, вероятно, будут удивлены, когда узнают, что в императорском Риме САМЫМИ ПОПУЛЯРНЫМИ БЫЛИ ПОЕДИНКИ ЖЕНЩИН-ГЛАДИАТОРОВ!

     В I веке н.э. бои женщин-гладиаторов стали пользоваться гораздо большим спросом, чем обычные ристалища с участием мужчин. При императорах Нероне и Клавдии женщины в нарядах амазонок стали особенно часто мелькать на аренах. Как и мужчины, это могли быть и рабыни, и свободные, в том числе и представительницы знатных семейств. Чаще всего они выступали на колесницах, осыпая друг друга стрелами и дротиками, но были и любительницы «полного контакта». Нерон устраивал даже совместные бои африканских гладиаторов обоего пола.

     Женщинам запретили выступать в качестве бойцов только в 200 году н.э.

     КАК СТАНОВИЛИСЬ ГЛАДИАТОРАМИ

     Для свободнорожденного гладиатора все начиналась с подписания контракта с ланистой. Как правило, в контракте оговаривался срок найма и «заработная плата» (для новичка – всего 200 сестерциев). По завершении контракта гладиатор получал оговоренную премию и мог продлить договор на новый срок. В этом случае его жалование могло вырасти до 12 тыс. сестерциев. На эти деньги можно было купить дом и участок земли, а то и небольшое поместье! Обязательной формулировкой в контракте было согласие «рекрута», что его можно «жечь, вязать, сечь и казнить мечом».

     После подписания контракта будущий гладиатор попадал в школу, где начиналось его обучение.

     Наиболее известная из школ республиканского периода находилась в городе Капуя и принадлежала ланисте Лентуле Батиату. Именно в ней началось знаменитое восстание Спартака. Позже возникают школы в Пестуме, Риме, Равенне, Александрии, Пергаме. Кроме ланист «оседлых» появляются ланисты-бродяги, которые с небольшой группой гладиаторов кочевали из города в город, как делали это странствующие циркачи или актеры. Кроме этого, содержали отряды гладиаторов знатные люди и богачи. Для некоторых это было своего рода хобби. Цезарь даже в галльских походах возил с собой отряд любимых гладиаторов. В императорском Риме было несколько школ: Большая, Галльская, Дакийская и школа беллуариев.

     Центром школы была тренировочная площадка, вокруг которой располагались большая кухня, тюрьма для «приговоренных к смерти на арене», склады снаряжения, больница и казарма. На первом этаже казармы располагались небольшие помещения, в которых по двое жили начинающие гладиаторы. На верхнем этаже находились апартаменты знаменитых гладиаторов, которые иногда по роскоши обстановки не уступали домам состоятельных римлян.

     КАК ТРЕНИРОВАЛИ ГЛАДИАТОРОВ

     Даже если начинающий гладиатор принадлежал к знатному сословию, поначалу ему приходилось несладко. Крохотная – около 4 кв.м. комнатка на двоих, никаких прав, постоянные побои и изнурительные тренировки. Но недовольных практически не было. Каждый понимал: если он не научится драться, расплатой станет мучительная и бесславная смерть на арене в первом же бою.

     Прежде всего гладиаторов учили обращаться с коротким мечом. Вначале – отработка приемов с деревянным мечом на столбе либо подвижном деревянном чучеле. Наставники следили за тем, чтобы доводить каждого до пределов его физических возможностей. Часто тренировка продолжалась до тех пор, пока ученик не терял сознание. А если возникало подозрение, что он симулировал обморок, то его могли «привести в чувство» при помощи… раскаленного железа.

     Через несколько месяцев обучаемый получал в руки тренировочное оружие – оно было затуплено, но зато весило гораздо больше настоящего боевого. Против новичка ставился опытный гладиатор, который без всяких поблажек дрался с ним в полную силу. Считалось, что лучший способ обучения – на собственных ошибках. Иногда ученикам сообщали, что бой будет настоящим и их могут не только покалечить, но и убить. Это делалось для того, чтобы новичок не расслаблялся, а напряг все свои способности и силы. На самом же деле, ланисты берегли бойцов (каждый стоил больших денег) и старались не допускать смертельных исходов поединков в гладиаторских школах.

     Начинающих обучение гладиаторов в школах называли «тритоны». По окончании обучения им присваивался ранг «грегария». Далее шли четвертый, третий, второй и первый классы. Кроме этого, гладиаторы объединялись в товарищества по своей «специализации». Наиболее известны в Риме были корпорации гладиаторов-«фракийцев», «мирмиллонов» и «ретиариев». Новый ранг давал дополнительные вознаграждения, права и свободы, а в корпорациях царил дух подлинного братства, и даже создавались «кассы взаимопомощи» из добровольных пожертвований.

     Особенное внимание уделялось питанию будущего героя арены. Слишком жирный или, наоборот, слишком тощий и слабый боец не был нужен ни зрителям, ни ланисте.

     Гладиаторы питались в общей столовой специально подобранными продуктами в полном соответствии с тогдашней медициной и диетологией. В рационе будущего гладиатора главное место занимал ячмень – считалось, что он способствует наращиванию мускулатуры. Строго по нормам получали бойцы мясо, чеснок, рыбу, вино. Зато бобы полностью исключались – римляне полагали, что от них мышцы становятся вялыми и дряблыми.

     После тренировок пришедшие в себя ученики получали приготовленный из щелочной золы «коктейль» – для улучшения обмена веществ в организме.

     Вечером «тритоны» направлялись в свои каморки – покидать школу им запрещалось. «Грегарии» и гладиаторы четырех высших классов могли свободно выходить в город и даже заводить себе любовниц и подруг, жениться, иметь детей и приобретать недвижимость. По сути дела, они отличались от современных спортсменов-профессионалов только одним – исход каждого «соревнования» грозил им не поражением или дисквалификацией, а смертью либо тяжким увечьем.

     ОРУЖИЕ ГЛАДИАТОРА

     Когда по завершении «базового» курса обучения «тритон» начинал учиться обращению с одним из типов гладиаторского оружия, это вовсе не значило, что именно в таком виде он будет выходить на арену каждый раз.

     С течением времени гладиатор- «ретиарий», вооруженный сетью и трезубцем, мог превратиться во «фракийца» – бойца в закрытом шлеме, со щитом и изогнутым мечом, а «эсседарий» – боец, сражающийся на колеснице, стать «мирмиллоном» – тяжеловооруженным гладиатором с большим щитом и длинным мечом-спатой. Некоторые виртуозы арены порой выступали и в нескольких «амплуа».

     На завершающих этапах подготовки ученики гладиаторских школ обучались не только фехтованию, владению копьем или трезубцем с сетью. Их учили элементам актерского мастерства, навыкам поведения на арене – они должны были знать, как правильно подать себя. Напомним, что их задачей было не просто убивать или умирать на арене, но делать это красиво.

     ПРИГОВОРЕННЫЕ

     В любой гладиаторской школе была тюрьма. Но предназначалась она вовсе не для гладиаторов.

     В ней содержались те, кого римские суды приговорили «к участию в играх». Такой приговор мог быть вынесен за убийство (особенно за отцеубийство), грабеж, разбой, поджог или осквернение храма, государственную измену, военный мятеж.

     Приговоренных в тюрьме содержали в цепях, а на арену выгоняли раскаленными прутьями. «Смертников» к гладиаторским играм почти не тренировали и не готовили – в противостоянии с закаленными и опытными бойцами арены им практически не оставляли шансов. Впереди их ждала смерть, отсроченная лишь до начала очередных игр.

     Преступник мог быть приговорен «к мечу» – тогда он выходил на арену с оружием. Но были случаи, когда приговоренный одерживал победу – тогда его ждал новый бой, а потом еще и еще – пока осужденный не получал смертельный удар.

     Приговоренные «к арене» не получали оружия – их просто убивали на глазах зрителей самыми изощренными способами – распинали, сжигали заживо или устраивали «полет Икара» – бросали вниз на арену с огромной высоты. Изощренность казней не была прихотью судей или палачей – жестокости требовали сами зрители. И если приговоренный умирал «слишком быстро», трибуны бурно выражали свое негодование и немедленно требовали новой крови.

     НА АРЕНЕ

     Обучение гладиатора продолжалось от года до двух. Только после этого молодой «грегарий» – свободнорожденный или раб – получал право выходить на арену.

     Накануне гладиаторы участвовали в большом обеде, подаренном организаторами игр. Публика могла присутствовать на этом обеде и оценить физическую форму бойцов. Здесь же крутились «букмекеры», заключались пари и делались ставки.

     Сами кровавые игры открывались парадом участников. Перед гладиаторами шествовали одетые в пурпур судьи, которые следили за соблюдением правил.

     Интересный факт. Сегодня, когда мы жмем друг другу руку, мы повторяем древний обычай римских гладиаторов – именно так они приветствовали своего врага и именно от них человечество переняло обычай рукопожатия. После этого начинался бой.

     Когда один из бойцов оказывался слабее, он поднимал руку, чтобы отдать себя на суд публики. Если толпа опускала большой палец, значит, она требовала смерти, если поднимала его – дарила жизнь.

     Спорить с толпой не решались даже императоры. Не исполнить волю плебса в цирке означало очень сильно рисковать – бунт мог начаться немедленно и с ним не могли бы совладать даже отборные преторианские когорты. Иногда зрители могли разделиться во мнениях, и тогда вспыхивало нечто похожее на драку современных футбольных фанатов, только исход ее был, как правило, гораздо более кровавым.

     Интересно, что римская толпа не всегда была кровожадна – по подсчетам историков, в среднем на арене погибал каждый десятый гладиатор. А такие «живые боги арены» как Палумбий, Мириний или боец по прозвищу Триумфус выходили на арену сотни и сотни раз.

     ШОУ-БИЗНЕС ПО-ДРЕВНЕРИМСКИ

     С течением времени гладиаторские бои превратились в Риме в целую отрасль, сильно напоминающую современный игорный и шоу-бизнес.

     В республиканский период, когда проведение гладиаторских боев было частной инициативой, устроитель игр приобретал у ланисты гладиаторов такого качества и в таком количестве, в каком мог себе позволить. Однако в имперскую эпоху, когда расходы оплачивались государством, уже существовал строгий регламент проведения подобных мероприятий.

     Гладиаторские игры делились на пять разрядов, и казна вкладывала в них от 30 до 200 тыс. сестерциев – суммы, сравнимые с годовым оборотом хорошей латифундии или с финансированием небольшой военной кампании. Наем «грегария» стоил 1000 сестерциев, гладиатора 4 класса – 3000, а первого – до 15 тыс. сестерциев. В играх четырех высших разрядов половину участников должны были составлять высококлассные гладиаторы.

     Вокруг гладиаторских боев крутились огромные деньги – часто на победу того или иного гладиатора ставили целые состояния. Из знаменитых гладиаторов «лепили» «звезд арены», о них создавали и поддерживали целые легенды.

     Когда они выходили на арену, их приветствовали восторженными криками и размахивали флагами и табличками с их именами. У них брали «автографы» и дарили им подарки. Их приглашали на пиры к самым знатным патрициям и даже к самому императору. В них влюблялись и молоденькие девицы, и почтенные матроны, и даже целомудренные весталки. Раскопки в Помпеях показали, что существовала целая индустрия, выпускавшая «открытки» и мелкие предметы с портретами знаменитых гладиаторов. У каждого «бога арены» были толпы «фанатов» обоего пола и всех возрастов. В тех же Помпеях в 59 году до н.э. произошла грандиозная драка между местными «фанатами» и «болельщиками» из соседнего города Нусера.

     В крупных школах и учеников, и опытных гладиаторов обслуживала целая армия специалистов. Преподаватели и тренера обучали их и следили за соблюдением режима, оружейники содержали в порядке учебное и боевое оружие, врачи и массажисты поддерживали бойцов в спортивной форме. И это не считая поваров, учетчиков, уборщиков и т.д.

     Кроме того, существовали специальные «разносчики слухов» (прообраз современных репортеров) – в преддверии игр они распускали по Риму слухи о том, в каком физическом состоянии находится тот или иной боец, какой тактики он будет придерживаться и т.д. Целью этих слухов, как правило, было понудить римлян делать выгодные ланистам ставки. Поскольку подобным «черным пиаром» обычно пользовались обе стороны, то можно себе представить каких нешуточных усилий стоило римлянину сделать разумную ставку.

     Те же «разносчики слухов» распускали сплетни о личной жизни и прошлом знаменитостей арены с целью вызвать презрение к противникам того бойца, на владельца которого они работали.

     Весьма почетным считалось лечить гладиаторов. Многие опытные и знаменитые медики связывали свою карьеру с гладиаторскими школами. Будущий врач императора Марка Аврелия Гален Пергамский долго работал в большой гладиаторской школе Рима. Так же с гладиаторов начал свою деятельность современник Цицерона, врач Варрон. Очень много неплохих специалистов дала гладиаторским школам покоренная Греция. Интересно, что среди врачей гладиаторских школ и военных хирургов того времени большинство составляли именно греки.

     Вообще же в относительно спокойные периоды (когда не было крупных войн и смут) гладиаторские игры становились настоящим средоточием жизни Рима – «индустрия игр» кормила десятки тысяч людей и составляла главное и любимейшее развлечение для миллионов подданных империи и в столице, и в провинциях. Во время проведения игр Рим как будто сходил с ума – никто не обсуждал ничего иного, кроме исхода предстоящих поединков.

     И несмотря на то, что уже в I веке н.э. в Риме стало широко распространяться христианство, новому учению понадобилось несколько веков, чтобы одолеть кровавую традицию.

     Наиболее просвещенные люди Рима часто выступали против гладиаторских боев, осуждая их за жестокость и развращение нравов. Но ни Сенека, ни Цицерон, ни Ювенал никак не могли повлиять на своих соотечественников. И даже «философ на троне» – знаменитый император Марк Аврелий не сумел отучить римлян от их кровавых привычек.

     Лишь с принятием Константином Великим христианства начинается наступление на наследие «языческого мира» – гладиаторские игры. Интересно, что самому Константину не удалось полностью запретить их. Понадобилось еще почти сто лет после официальной христианизации Римской империи, прежде чем указом императора Гонория древний кровавый спорт, проживший почти тысячу лет, стал достоянием истории.

     

В 122 году до н.э. римские власти решили продавать места на трибунах. Однако Гай Гракх, защищая права бедных римлян на бесплатное зрелище, ночью до основания разрушил помосты. До самого запрещения игр в 404 году н.э. развлечение это было бесплатным для зрителей.