Далеко не всегда мы задумываемся о том, как меняется наша жизнь из года в год. Да, мы отмечаем появление новых технологий, сравниваем времена до и после появления интернета, говорим о том, насколько более современной и инновационной стала медицина и другие отрасли – то есть концентрируемся в первую очередь на научно-технологическом и экономическом аспектах, забывая при этом о культурной и социальной сторонах. А ведь здесь тоже существуют свои тренды.

И, что крайне важно, все эти сферы связаны между собой на глобальном уровне и оказывают друг на друга непосредственное влияние. Именно поэтому отчет компании Ford, в котором она вот уже пятый год подряд представляет анализ ключевых трендов потребительских настроений и поведений, в равной степени привлекает внимание руководителей транснациональных корпораций, социологов и культурологов, финансовых аналитиков и психологов, политических обозревателей и всех небезразличных к своему будущему людей.

Основу отчета традиционно составляют данные опросов, которые компания проводит среди тысяч жителей государств всего мира. И каждый год результаты этих опросов если и не удивляют, то заставляют всерьез задуматься о том, как быстро все меняется в современном мире.

Больше – не значит лучше

Пожалуй, именно этот девиз сейчас выбирает для себя мировое сообщество. Об этом свидетельствует как минимум огромное количество людей, согласившихся с утверждением «Богатство больше не является синонимом счастья». Еще более показательными стали данные по пункту «Меня раздражают люди, которые выставляют свое богатство напоказ». Его поддержали 84% опрошенных в возрасте старше 45 лет, 80% – в возрастной группе от 30 до 44 и 77% молодых людей от 18 до 29. И, как несложно догадаться, среди этих людей было немало тех, чье финансовое состояние более чем стабильно. В чем же причины?

Во-первых, как оказалось, современный человек получает удовольствие не столько от самого факта владения чем-либо, сколько оценивает, как тот или иной предмет или деньги влияют на его жизнь. Или не только на его. Яркий пример этому – растущая с каждым годом популярность самых различных благотворительных и экологических проектов, направленных на улучшение жизни всего человечества в целом. Тенденция тратить свои состояния на тех, кто в этом нуждается, а не завещать их своим наследникам, наметилась в кругу представителей первых строк рейтинга Forbes не вчера. Однако сейчас она действительно активно набирает обороты и привлекает к себе все большее число сторонников из самых различных слоев общества.

Не исключено, что происходит это и еще по одной причине. Многие по-настоящему богатые люди отмечали, что достаточно быстро начали ощущать свою изолированность от общества и осознали, что существуют вещи, которые, как бы банально это ни звучало, нельзя купить за деньги. Однако дело не только в этом: по их словам, богатство нередко влечет за собой такую проблему, как отсутствие мотивации работать. Причем не столько у тех людей, которые этот капитал сколотили, сколько у их наследников. Так что старая японская пословица «Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню», увы, некоторым финансовым магнатам известна не понаслышке. А потому другие, посмотрев на их грустный опыт, всерьез задумались о том, как будет лучше и эффективнее распорядиться своими доходами.

Ну и в-третьих, хотя это тоже во многом вытекает из первой причины, в современном мире практический результат труда начинает цениться гораздо выше чистой прибыли. Именно потому уже мало кого удивляет, что крупные корпорации становятся основателями некоммерческих организаций в странах третьего мира, на территориях которых бушуют гуманитарные катастрофы. И, к слову, разговоров о том, что тем самым они все равно преследуют какие-либо личные цели, ну хотя бы рекламные, звучат гораздо реже, чем раньше. Может, люди просто перестают искать скрытые смыслы в таких поступках. Может, привыкают к ним и считают, что лучше такая помощь, чем никакой вовсе. Или на самом деле верят в альтруизм и даже примеряют эту модель на себя.

Основателем некоммерческой организации Boond, занимающейся развитием альтернативных источников энергии в северной части Индии, является Рустам Сенгупта, большая часть жизнь которого похожа на олицетворение еще недавнего представления об успешности. Закончив ведущую бизнес-школу и получив степень MBA, он устроился на высокооплачиваемую должность в сфере консалтинга. Его карьера шла в гору. За несколько последующих лет он смог поработать в крупных компаниях и банках США, Швейцарии и Сингапура. Но однажды, вернувшись в родную деревню в Индии, Рустам осознал, что для местных жителей даже питьевая вода или электричество – это роскошь. Так в 2010 году и появилась организация Boond, концепция которой отражена в ее девизе: «Каждая капля имеет значение».

Время деньги?

Вторым трендом, согласно отчету Ford, стал постепенный уход в прошлое такого понятия, как тайм-менеджмент. А ведь еще недавно популярность методик, тренировавших сознательный контроль над количеством времени, затраченного на тот или иной вид деятельности, или другие способы управления этим самым временем, было невозможно переоценить. Считалось, что только они способны повысить эффективность и продуктивность работы, а значит, сделать человека успешным, богатым и счастливым. Причем применялся тайм-менеджмент практически во всех сферах жизни и затрагивал даже время на отдых и сон. Но что особенно интересно, на смену управлению временем пришло такое явление, как прокрастинация – склонность к постоянному переносу важных дел на потом, – еще недавно воспринимавшееся современными людьми как нечто негативное. По крайней мере, эта тенденция прослеживается в ряде стран. Например, в Индии, согласно данным опроса, с утверждением «Прокрастинация помогает мне развивать в себе творческое начало» согласились 63% респондентов. В Испании – 48%; в Великобритании – 38%.

Анализируя наметившуюся смену парадигм, психологи предположили, что люди просто устали жить в условиях постоянного цейтнота и нависающих над ними дедлайнов. И, как результат, решили стать чуть менее пунктуальными и педантичными, даже ценой снижения своей продуктивности и эффективности. Тем более что многие из опрошенных отметили, что слепому следованию «искусственно созданной модели успешности» они предпочитают «простые радости жизни». 72% жителей разных стран мира признали: «Занятия, которые раньше я считал пустой тратой времени, теперь не кажутся мне бесполезными». При этом к таким занятиям они отнесли сон, чтение книг, отдых на природе или даже просто возможность бездельничать и мечтать.

К слову, не в чести теперь и сверхурочная работа или отказ от отпуска. Вместо этого – свободное время для занятия хобби и велнес-туры. Причем последнее – яркая черта нашего времени. Общий объем мировой индустрии подобных путешествий (определение происходит от английского wellness – «хорошее самочувствие» или «благополучие») на сегодняшний день оценивается специалистами почти в 600 млрд. долларов США. По их подсчетам, только за 2015 год по всему миру было продано порядка 690 млн. подобных туров. А ведь в статистике не учитывались те, которые люди организовали для себя самостоятельно. По словам Пола Пилзнера, одного из самых популярных авторов The New York Times, «велнес» – это деньги, потраченные на то, чтобы чувствовать себя более здоровым, даже если вы не «больны» по обычным медицинским параметрам». «Сегодня главная потребность большинства людей не в деньгах, а в здоровье», – подчеркнул он.

Что же представляет собой такой отдых? Все, что соответствует концепции здорового образа жизни и способствует улучшению физического и ментального здоровья. Кулинарный тур по Италии или Франции, путешествие в Индию для занятия йогой в окружении единомышленников, этнотуризм и агротуризм – все зависит исключительно от ваших предпочтений. Главные принципы – забыть о работе; не проводить отпуск в интернете и социальных сетях; не использовать свободное время для решения тех задач и выполнения тех дел, до которых раньше не доходили руки, а вместо этого наслаждаться каждым мгновением и прислушиваться к своим желаниям.

Оригинальный подход к борьбе со сверхурочной работой внедрили в одном из рекламных агентств недалеко от Амстердама. Теперь рабочий день здесь всегда заканчивается в 18:00 и ни минутой позже. А чтобы гарантировать это, ровно в указанное время все столы и компьютеры принудительно поднимаются вверх, под потолок, с помощью стальных тросов. При этом сразу уходить домой необязательно – освободившееся в офисе пространство сотрудники могут использовать для занятий йогой и танцами под руководством приглашенных инструкторов. По словам креативного директора компании, проведение четкой грани между работой и личной жизнью, а также возможность проводить свободное время интересно и с пользой, сделали коллектив еще более сплоченным и эффективным.

Тенденция откладывать дела на потом или вообще на когда-нибудь особенно ярко проявилась среди молодых людей, которые отказываются следовать стандартным схемам развития событий – например, поступать в вуз сразу после окончания школы. Так, по данным американской ассоциации American Gap Association, количество выпускников, решивших взять годовую паузу перед поступлением в университет, за последние несколько лет выросло на 22%. При этом, согласно результатам опроса Ford, 98% из тех, кто решил взять такой годичный перерыв, уверены: именно пауза помогла им определиться с выбором жизненного пути.

В английском языке даже существует понятие gap year («пропушенный год»), которое используется как раз для обозначения вот такого годичного отпуска после школы. Кто-то тратит его на путешествия. Кто-то занимается волонтерством. Но есть и те, кто в этот период устраиваются на работу или находят стажировку в интересующей их сфере, чтобы проверить на практике свой выбор профессии. Причем, если изначально gap year был популярен только в Великобритании и США, то сейчас такой вариант считают приемлемым для себя выпускники школ практически всех европейских стран.

Все гениальное просто

Люди устали от прогресса. Они просто не успевают за открытиями и инновационными технологиями. Они уже не уверены в том, что все эти новомодные гаджеты действительно нужны им и улучшают их жизнь. А вот в том, что технологии ее усложняют, сомнений нет почти ни у кого. К слову, почти 50% респондентов даже считают, что они делает нас глупее. 63% убеждены, что они делают нас менее вежливыми. В общем, существовавшее и ранее мнение, что у столь стремительного технологического прогресса есть и другая сторона, в наши дни перерастает в уверенность. Да, эта тенденция прослеживалась и в предыдущих отчетах Ford, однако сейчас этот тренд вышел в лидеры.

Нынешнюю ситуацию нередко называют технологической спиралью. То есть люди признают, что с каждым новым ее витком открывается огромное количество возможностей, однако все это в целом негативно сказывается на человечестве в целом. Например, на физическом здоровье людей. Так, с утверждением «Повальное увлечение технологиями привело к росту ожирения среди людей» согласились 77% опрошенных по всему миру. Кроме того, почти 80% женщин и около 70% мужчин отметили, что постоянное использование смартфонов, планшетов и компьютеров вызывает у них нарушение сна.

Люди считают, что современные производители предлагают им гораздо больше, чем нужно для комфортной жизни. Например, создают искусственный ажиотаж вокруг новых моделей телефонов или автомобилей, рекламируя их дополнительные функции и заставляя потребителя поверить, что старые модели уже не справляются со своей задачей. Но еще важнее то, что человек просто страдает от переизбытка информации, от необходимости постоянно что-то осваивать или следить за новинками и обновлениями. И многие просто выходят из этой гонки гаджетов. Все больше людей говорят о том, что им интересен сугубо «базовый минимум» технологий в их жизни. Да, они не планируют отказываться от использования мобильного телефона и даже видят плюсы возможности подключения его к интернету, однако в необходимости установки на свой смартфон всех возможных приложений для обмена сообщениями смысла уже точно не видят. Или просто размышляют так: если что-то старое хорошо работает и полностью устраивает, то зачем менять его на новое?

Проблема выбора

99% опрошенных в Китае поддержали мысль о том, что интернет предлагает гораздо больше вариантов, чем действительно нужно человеку. С ними солидарны 90% респондентов из Индии и 74% – из Бразилии. В Европе показатели оказались чуть ниже – около 70% для тройки лидеров, в которую вошли Германия, Испания и Великобритания. Американцы в этом опросе набрали 57%, а общемировой результат в итоге составил 73%.

Отдельно был подчеркнут тот факт, что проблема выбора нередко приводит к тому, что человек вовсе отказывается делать покупку или, все же сделав, не может после избавиться от сомнений в верности своего решения. Причем особая головная боль – огромное количество специальных предложений, которые, с одной стороны, порождают у людей страх упустить выгодную покупку, а с другой – страх быть введенным в заблуждение.

Еще одна тенденция в рамках этого тренда – отказ от покупки новомодных гаджетов в кредит или рассрочку. Дело в том, что нередко они перестают радовать владельца задолго до того, как произведутся все выплаты. А на рынке в это время, пока человек отягощен бременем кредита, будут появляться новые и новые модели, напоминающие человеку о том, что его приобретение выходит из моды.

Кто, если не я?

Что показательно, сознательность жителей земного шара растет. С каждым годом все больше людей укрепляются в уверенности: их мнение имеет значение. Как результат, они становятся более ответственными за свой выбор, потому что понимают: от каждого из них зависят те решения, которые принимает общество в целом. И особенно если речь идет о социальной и экологических сферах. Так, на вопрос «Что является главной движущей силой, способной изменить общество к лучшему?» 47% принявших участие в опросе ответили «Потребители». Государству досталось 28%, а корпорациям – всего лишь 17%.

Современный человек выбирает активную позицию и не хочет, чтобы за него решали другие. Пожалуй, этот тренд можно рассматривать как закономерный результат всех описанных выше трендов. Люди перестали ставить богатство во главу угла. Им больше не интересны накопления ради накоплений или просто факт владения чем-либо. Производителям становится все сложнее привлечь их внимание красивой картинкой новых гаджетов или рекламой дополнительных функций. Люди не хотят быть слепыми потребителями – они хотят знать и понимать, за что они платят. Более того: они уверены, что бизнес должен быть с ними максимально честным. Кстати, некоторые производители и продавцы уже взяли это себе на вооружение. Например, один из американских интернет-магазинов одежды отказался от заоблачных, ничем не мотивированных наценок, которыми славится индустрия моды, а вместо этого открыто показывает на своем сайте, какие составляющие формируют цену товара – стоимость материала, трудозатрат, транспортировки. По словам владельцев, как только с покупателями были выстроены максимально прозрачные взаимоотношения, продажи пошли в гору.

Такую же позицию люди занимают и в вопросе доступности цен на товары и услуги, свободного доступа полной информации о товарах. Причем речь идет даже о таких, казалось бы, мелочах, как поход в магазин за продуктами. Опросы показывают, что с каждым годом растет число тех, кто перед тем, как положить что-то в корзину, внимательно изучает его состав или отказывается от покупки товаров в одноразовых упаковках. Во-первых, потому что это сразу повышает их стоимость; во-вторых, потому что производство такой упаковки негативно сказывается на экологии.

Характерно для нашего времени и то, что люди видят больший смысл в своих личных инициативах. Причем речь не идет о каких-то глобальных проектах – речь о росте уровня ответственности в простых, бытовых вещах. Таких, как сортировка мусора, отказ от полиэтиленовых пакетов, даже если их бесплатно выдают в магазине, участие в благотворительных акциях по сбору одежды для нуждающихся. Если еще недавно жители большинства стран придерживались мнения, что один человек вряд ли сможет что-то изменить, а потому и начинать нет смысла, то сейчас они говорят: если каждый начнет отвечать за свои поступки и сознательно относиться к своему выбору, то мир станет лучше.

И если говорить о каком-то едином тренде, который продемонстрировал пятый отчет компании Ford, то с определенной долей уверенности можно утверждать, что человечество выбирает курс, уводящий его в сторону от общества потребления. Уже сейчас видно, как меняется система ценностей и установок, как на вершину пирамиды выносится не массовость, а индивидуальность, как жизнь становится более размеренной. Да, экономическая система по-прежнему тесно переплетается с культурой потребления – и так, пожалуй, будет всегда, – однако правила игры все чаще начинают диктовать покупатели, а не производители.

Люди демонстрируют желание и готовность принимать ответственность за свои поступки и свою жизнь. Они не хотят больше следовать моде и трендам – вместо этого они стремятся понять те процессы, которые действуют в обществе, и найти способы управления ими. Социальная и культурная сферы приобретают все большее значение и активно влияют на экономическую и научно-технологическую.

Наши современники выбирают осознанность и ответственность. Они перестают быть бездумными потребителями, не думающими о завтрашнем дне. Они не хотят следовать готовым схемам и принимать все на веру. Они стремятся увидеть картину в целом и найти взаимосвязь между всеми деталями мозаики. Они прислушиваются к своим желаниям и потребностям и знают, что глобальные перемены в мире начинаются с самого себя.