Больше известный всему миру как Далай-лама XIV, он является одним из самых могущественных духовных наставников современности. Невообразимое количество верующих – 400 млн. человек – признали в этом добродушном пожилом человеке живое воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания.

На протяжении 1200 лет буддизм, зародившийся в гималайском регионе, именуемом Тибет, стремительно развивался. Буддийская традиция служила источником духовных знаний и подарила миру бессчетное количество святых людей. Однако Нгагванг Ловзанг – не только объект поклонения последователей тибетского буддизма, но и один из самых удивительных людей XXI века.

Тибет. Страна, одной из последних сохранившая древнюю систему правления, при которой во главе государства стоит первосвященник. Ход истории в ней словно замер, остановился. Несмотря на признаки современной цивилизации – автомобили на улицах городов, ленты железных дорог, протянувшиеся тут и там, – Тибет остается одним из самых изолированных уголков Земли. Страной, окруженной со всех сторон горной цепью и окутанной облаком таинственности.

Древняя традиция

Этот горный регион знаменит как своей обособленностью, так и уникальным религиозно-философским учением, тибетским буддизмом. Отличительной чертой этой религиозной традиции является передача духовной власти перерожденному главе – первосвященнику. По представлениям буддистов, каждый следующий носитель высокого титула представляет собой звено в цепи бесконечного перерождения бодхисаттвы Авалокитешвары, воплощения сострадания и милосердия. Авалокитешвара принимает разные обличия, и в момент физической смерти Далай-ламы он переселяется в тело одного из новорожденных.

Бодхисаттва – в буддизме существо, достигшее абсолютного просветления. Высшим существом может стать человек, который принял решение встать на путь духовного совершенствования во благо всех живущих на земле, иными словами, стать буддой. Причина добровольного самопожертвования кроется в очищенном сознании бодхисаттвы, стремлении спасти человечество от боли и страданий. Служение реализуется через поиск духовного прозрения и выхода из цепи перерождений, поэтому просветленный вновь и вновь будет появляться на земле с целью продолжить свое предназначение.

После всех необходимых погребальных церемоний бодхисаттвы совет монахов организует поиски его следующей реинкарнации. На долю священнослужителей выпадает нелегкий, кропотливый труд, состоящий в розыске и отборе кандидатов на высокую должность. Как правило, это отнимает несколько лет. Долгий отбор связан с тем, что воплощенное божество должно обладать соответствующими признаками, главный из которых – дата рождения. День появления нужного ребенка на свет должен примерно совпадать с датой смерти последнего духовного правителя. Кроме того, будущий Далай-лама проходит самый важный в его жизни тест: он должен узнать все вещи умершего.

Поиски избранного

Древняя буддийская традиция берет свое начало в 1391 году, когда на высший духовный пост был избран первый из 14 Далай-лам. Далее, один за другим, кандидаты, успешно прошедшие испытания и получившие официальное признание, сменяли друг друга. Все они с огромными почестями возводились на трон и возглавляли страну, пользуясь заслуженным уважением среди народа.

В 1933 году мир покинул Тхуптэн Гьяцо, тринадцатый Далай-лама. А это значило, что время отправляться на поиски его реинкарнации пришло. Согласно традиции, тело усопшего было забальзамировано и посажено на трон. Через некоторое время голова умершего изменила свое положение: она повернулась на северо-восток – туда, где монахам надлежало искать заново его возродившуюся душу. Спустя некоторое время, в день, назначенный государственным оракулом, группа ученых монахов покинула столицу Тибета, Лхасу, и двинулась вглубь страны. После долгих скитаний они нашли дом, подходящий под описание, в бедной деревушке Ткцер.

Оказался у хозяев дома и сын подходящего возраста. Маленькому мальчику предстояло пройти через серьезное ритуальное испытание: он должен выбрать из ряда предложенных вещей именно те, что принадлежали тринадцатому Далай-ламе, то есть ему самому в прошлой жизни. Перед кандидатом монахи разложили множество предметов. Лхамо Тхондуп, так звали ребенка, безошибочно выбрал ритуальный барабан, четки и колокольчик своего предшественника. После он допустил ошибку и выбрал из двух неверный посох. Но, подумав несколько минут, он изменил свое решение и протянул руку к нужной трости. Впоследствии выяснилось, что первый посох тоже когда-то принадлежал Тхуптэну Гьяцо.

Так, зимой 1940 года, в 5-летнем возрасте был избран новый Далай-лама, который уже на протяжении 81 года является бессменным лидером тибетского народа. Для десятков миллионов верующих он стал живым воплощением доброты и мудрости.

Образование

В столь юном возрасте Лхамо покинул родную деревню и отправился с большим караваном в столицу Тибета. Там мальчика ждала совсем иная, необычная жизнь, наполненная испытаниями и трудностями. Но прежде чем вступить в должность, юный избранник должен был пройти серьезную подготовку и получить необходимое образование. Оставив свою земную жизнь позади, он обрел новое имя – Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо. Иная жизнь подарила и новых наставников взамен родителей. Монахи стали его ближайшим окружением на долгих 19 лет обучения в трех монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене.

В стенах храмов Нгагванг получал знания, которые помогли сформировать его мировоззрение. Учебная программа состояла из 5 основных и 5 второстепенных предметов. Основные предметы составляли логика, изобразительное искусство, санскритская грамматика и медицина, но наибольший акцент был сделан на буддийскую философию.

В возрасте 24 лет Далай-лама закончил свое обучение, сдав заключительные экзамены в главном храме Лхасы. Этот последний шаг стоил огромных усилий, ведь экзаменационный день был разделен на три сложнейших этапа. Утром знания юноши проверяли 30 преподавателей по логике. Во второй половине дня, после небольшого перерыва, он участвовал в философском диспуте с 15 учеными-монахами, а завершился его день экзаменом по вопросам монашеской дисциплины и метафизики.

Блестяще сданные экзамены в присутствии более 20 тыс. монахов позволили Нгагвангу получить высокое звание доктора буддийской философии. Только после этого молодой Далай-лама мог стать духовным лидером страны, однако ему пришлось сделать это гораздо раньше, и виной тому были экстренные обстоятельства.

Руководство страной

В ноябре 1950 года, еще в процессе обучения, Далай-лама в возрасте 15 лет взял на себя огромную ответственность, укрепившую его роль в государстве. По просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета он принял политические полномочия и возглавил правительство. Столь сложная миссия выпала на долю юноши по причине вторжения войск Народно-освободительной армии Китая на территорию страны.

Далее последовали военные столкновения между вооруженными тибетцами и китайской армией, на смену которым пришел период длительных переговоров. Спустя 4 года Далай-лама отправился в Пекин и встретился с китайскими лидерами Мао Цзэдуном, Дэн Сяопином и Чжоу Эньлаем. Но все попытки мирно сосуществовать с китайскими властями привели лишь к тому, что в 1959 году Тибет окончательно лишился независимости, став частью Поднебесной. В марте этого же года духовный лидер вынужден был покинуть родные края и эмигрировать в Индию. С собой Нгагванг взял лишь одну вещь – древнюю танку, священную ткань с изображением буддийских святых.

От самой Лхасы до долины Чумби, что в 200 милях к юго-востоку, почитатели нести его паланкин на плечах. За две недели пути сотни верующих собрались из отдаленных поселков ради одной цели – увидеть живого бога и получить благодать. Весь маршрут воплощенного божества они отметили дорожкой из камней, символизирующей защиту от злых духов. Кроме того, за Далай-ламой в добровольное изгнание последовало около 100 тыс. тибетцев. Именно эта преданная поддержка приверженцев спасла жизнь их молодому правителю.

Деятельность

После переезда его деятельность не закончилась. Поселившись на севере страны, в небольшом городке Дхамасала, Далай-лама сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании. Воодушевленный поддержкой верующих, он занялся вопросами сохранения тибетской культуры и религии. Для этого на территории Индии была создана система обучения детей беженцев родному языку. Благодаря ему также открылись Тибетский институт драматический искусств и Центральный институт высшей тибетологии. Для защиты самого ценного – уникальных сакральных знаний – в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

В 1963 году духовный наставник провозгласил демократическую конституцию, вобравшую в себя основные принципы буддизма и Всеобщей декларации прав человека. Новая конституция была названа «Устав тибетцев в изгнании» и представляла собой модель свободного Тибета.

В 1987-м на совещании Конгресса Соединенных Штатов Америки по правам человека Далай-лама выдвинул «План мира из пяти пунктов», предусматривающий объявление Тибета зоной, свободной от военных действий. Документ предлагал прекращение массового переселения китайцев на территорию Тибета, а также прекращение использования Китаем этой зоны как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов.

Переломный момент в его политической деятельности настал в 2001 году, когда в Тибете впервые прошли демократические выборы на пост премьер-министра. В ходе них электоратом был избран Калон Трипа, председатель комитета министров. Однако этот исторический шаг к независимости привел к переходу духовного правительства в разряд номинального.

И Далай-лама сказал своему народу: если у тибетского народа будет избираемая политическая власть, институт Далай-лам может утратить свою актуальность. Также он заявил о готовности уйти в отставку и позволить древней традиции кануть в Лету вместе с ним. Свое нелегкое решение Нгагванг подкрепил кратким пророчеством в 2005 году на страницах газеты Hindustan Times: «Если я умру в течение нескольких ближайших месяцев или до того, как мы вернемся в Тибет, тогда на Землю придет новый Далай-лама». Под «возвращением в Тибет» он подразумевал обретение родиной независимости.

Утвердившись в правильности своего решения, в марте 2011 году он сложил с себя обязанности политического руководителя Тибета. Так завершилась многовековая эпоха духовного правления.

Вот уже на протяжении 6 лет Нгагванг сосредоточен на духовных делах, оставив все мирское позади. Но, несмотря на уход с политической арены, он все так же остается фигурой международного значения.

Будущее

Еще в 1969 году Нгагванг определил границы признания своего преемника. Он выразил опасение, что в отсутствие четких указаний существует явный риск подмены личности следующего Далай-ламы по политическим причинам. По этой причине 24 сентября 2011 года были опубликованы четкие руководящие принципы для предотвращения сомнений или обмана.

Действующий духовный предводитель заявил: когда ему исполнится 90 лет, он проведет ряд консультаций с советом буддийских монахов, чтобы оценить, следует ли искать правопреемника. В том случае, если будет принято решение о признании Далай-ламы XV, ответственность за это ляжет на сотрудников Фонда Далай-ламы. Члены фонда должны будут проконсультироваться с руководителями тибетских буддийских традиций, связанных присягой, чтобы выполнить процедуры поиска и принятия реинкарнациибодхисаттвы. Также Нгагванг сообщил о том, что он оставит все необходимые письменные инструкции для данного процесса. Далее он предупредил, что помимо кандидата, избранного с помощью законных методов, никому не следует признавать или принимать иного претендента.

Человек мира

Список заслуг Далай-ламы довольно внушителен. Благодаря своему вкладу в ненасильственную борьбу за освобождение Тибета в 1989 году он был награжден Нобелевской премией мира. Он также стал первым лауреатом Нобелевской премии, номинированным за вклад в решение глобальных экологических проблем. Решение норвежского Нобелевского комитета вызвало одобрение всего мирового сообщества. Комитет подчеркнул: «Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».

Высокая премия – результат длительного труда, проделанного в надежде изменить этот мир с помощью гуманитарной, политической, социальной, духовно-просветительской деятельности. Так, начиная с середины 80-х годов Далай-лама провел немало диалогов с современными учеными, главным образом в области психологии, нейробиологии, квантовой физики и космологии. Это способствовало исторически значимому сближению и сотрудничеству буддийских монахов и всемирно известных ученых в стремлении помочь человечеству. Также беседы великих умов привели к интеграции современной науки в традиционную учебную программу тибетских школ.

Невзирая на свой солидный возраст, Далай-лама часто путешествует по странам Востока и Запада. Посещая множество городов, он встречается с политиками, значимыми культурными деятелями, поддерживает теплые отношения с религиозными лидерами разных конфессий. За весь период своей активной деятельности Далай-лама посетил более 67 стран, охватывающих 6 континентов. Помимо Нобелевской премии этот добродушный человек получил 150 наград в знак признания его призыва к миру, межрелигиозному пониманию и состраданию. Свое учение он выразил на страницах более 110 книг, а многие его философские высказывания и наставления часто цитируются во всем мире.

При этом Нгагванг Ловзанг остается скромным человеком, чье лицо часто украшает добродушная улыбка. О себе он говорит: «Я всего лишь простой буддийский монах, ни больше ни меньше». Каждый день его жизни действительно ничем не отличается от жизни обычного буддийского священнослужителя: он просыпается в 4 утра, чтобы встретить рассвет в молитве, а после проводит время в храме, благословляя прихожан и медитируя.

Далай-ламу почитают и по сей день. Преклоняют колени перед живым божеством не только тибетцы, но и буддисты Монголии, Бутана, некоторых провинций Китая, Непала и севера Индии. Но за полвека изгнания он стал образцом духовности не только для единоверцев, но и для приверженцев других религий. Среди паломников, приезжающих посетить Дхамасалу, можно встретить людей из разных стран, и просторный двор резиденции Далай-ламы ежедневно вмещает сотни гостей.

Сегодня главным для Далай-ламы является не политическая независимость Тибета, а сохранение и развитие самобытных традиций, родившихся за неприступной стеной Гималаев. Именно благодаря его деятельности в современном мире, полном объяснений и разгадок Вселенной, Тибет по-прежнему остается обителью великих тайн и духовных достижений.