В Индии сотни людей совершают паломничество в бедный и невзрачный городок Алипурдуар, находящийся на востоке штата Западная Бенгалия. Верующие проделывают порой долгий и утомительный пеший путь ради одной цели – поклониться живому богу.
Чандре Ораон стал живым воплощением обезьяноподобного бога Ханумана. Доказательством его святости служит обезьяний хвост, с которым индиец родился на свет. Прикосновение к нему, по мнению верующих, дарует исцеление от тяжелых заболеваний, а также приносит счастье и удачу. В доказательство своей сверхъестественной природы Чандре охотно демонстрирует всем желающим умение виртуозно лазить по деревьям без веток и сучков.
Город Алипурдуар, расположенный в предгорьях Гималаев, славится не только своей живописной природой, но и тем, что в нем нашел свое земное пристанище живой бог Хануман. Мятежный дух воплотился в теле Чандре Ораона, стройного 38-летнего мужчины, жителя этого небольшого города. Местное население не подвергает сомнению тот факт, что мужчина служит телесным сосудом для могущественного индийского божества Ханумана.
Хануман – почитаемое в индуизме обезьяноподобное божество, наследник бога ветра Ваю. Является одним из главных героев древнеиндийских эпосов, написанных приблизительно в V – VI вв. до н.э. Хануман – воплощение божественной силы и энергии, поэтому изображается в виде могучей обезьяны с человеческими конечностями. Традиционно в левой руке он держит индийскую палицу, главное оружие воинов. Он известен своими героическими подвигами, способностью левитировать, разгонять облака, передвигать тяжелые предметы.
Индусы чтят Ханумана за его боевую магию и способность побеждать темные силы, превосходящие в численности. Помимо этого, небожителя считают покровителем деревенской жизни и наук. Культ Ханумана – один из самых популярных в индуизме. Именно благодаря ему среди жителей принято жертвовать еду бездомным обезьянам.
Хвостатое божество
Внешне Чандре ничем не отличается от остальных местных жителей западного городка. Бронзовый оттенок кожи, темно-каштановые волосы, выразительные глаза – типичная внешность индуса. Но при более пристальном рассмотрении можно обнаружить то, что выделяет обыкновенного крестьянина среди сотни таких же. Это 37-сантиметровый гибкий хвост, расположенный на пояснице, который служит предметом гордости мужчины. По воспоминаниям родителей, он рос постепенно: при появлении на свет был совсем коротким, а после удлинился в несколько раз и покрылся волосами растительностью.
Еще одной особенностью Чандре является способность лазить по деревьям без видимых усилий. В считанные секунды мужчина взбирается на любое дерево, цепко хватаясь всеми четырьмя конечностями за ствол. Индус напоминает наших предков не только этой удивительной способностью, но и тем, что употребляет в пищу только овощи и фрукты, в частности бананы.
Счастливого избранника богов индусы почитают с рождения, съезжаясь к нему из разных уголков страны. Паломники со всей Индии совершают путешествие в надежде прикоснуться к главному объекту своей веры, божественному хвосту, дабы получить благословение и исцеление. Веру паломников подогревает дата рождения Ораона, которую они считают неслучайной. Он появился на свет в праздник Рам Навами, день рождения бога Рамы, близкого друга Ханумана.
Вместе с тем, вспоминая о своем детстве, Чадре рассказывает о постоянных издевательствах над ним. Деревенские мальчишки дразнили его, изображая из себя обезьян. Хулиганы ради забавы дергали его за хвост до тех пор, пока он не начинал плакать от боли. По этой причине необычный мальчик был окружен с детских лет не друзьями-ровесниками, а толпой обожателей.
Однако всеобщее почитание никак не отразилось на характере индуса. В повседневной жизни Чандре – довольно скромный и малообщительный человек, зарабатывающий на жизнь сбором чая в предгорьях Дарджиллинга и Джалпаигури. Наполняя корзину чайными листьями, крестьянин проводит долгие часы в молчании и молитве. И лишь в свободное от работы время общается с паломниками в своем небольшом храме. Род занятий никаким образом не смущает его поклонников, а лишь добавляет ему уважения.
Недуг или божий дар?
Многие врачи утверждают, что обезьяноподобный хвост – это всего лишь редкий врожденный дефект, известный как расщелина позвоночника. При данном генетическом заболевании еще во внутриутробный период возникает неполное закрытие позвоночника и мембран вокруг спинного мозга. В результате аномалии происходит образование мешочка с жидкостью, который выпирает над позвоночником. Выбухание несформированного спинного мозга внешне и напоминает небольшой хвост. Как правило, специалисты рекомендуют удалить рудиментарный отросток, чтобы избежать дальнейших осложнений.
Подобную рекомендацию получил и Чандре. Врачи, осмотревшие его в детстве, признали хвост симптомом заболевания и предложили удалить аномальную часть тела. Но осуществить ампутацию не удалось: в ходе операции мальчик едва не лишился жизни из-за высокой температуры тела.
После неудавшейся попытки лечения вся семья наотрез отказывается подпускать к Ораону медиков. Родные посчитали внезапное ухудшение здоровья знаком свыше, указывающим на божественную природу хвоста. «Нет нужды вести его к доктору, – поясняет брат Чандре, – ведь хвост всегда при нем, с самого рождения. Он – воплощение бога». Солидарна с этим мнением и сестра: «Хвост является неотъемлемой частью его существа». Сам же индус утверждает, что не представляет без него свою жизнь.
Добрый целитель
Верующим, разумеется, нет дела до слов врачей. Для них лучший доктор – это сам Чандре. И именно ему они несут в дар еду, одежду и все, чем могут поделиться, чтобы он избавил их от болезней. Желающие обрести благословение держат путь к довольно скромному храму, на вершине которого развевается красный шелковый флаг, символ Ханумана. К невысокому зданию можно выйти сквозь лабиринт узких улочек древнего города.
Перед приемом посетителей Чандре проделывает нелегкую работу для того, чтобы полностью перевоплотиться в индуистского бога. Мужчина наносит на открытые участки тела густой слой оранжевой краски, символизирующей шерсть обезьяны. Для придания полного сходства с животным индиец надевает особую маску Ханумана. Ежедневный макияж позволяет ему выполнять ритуальную роль и отрешиться от земного тела. Живой бог облачается в золотые одежды с причудливыми узорами и священными надписями. Сзади костюма непременно крепится изогнутый обезьяний хвост. Среди украшений, в которых Ораон появляется на публике, есть золотые браслеты и ожерелья, состоящие из крупных бусин и белоснежных цветов. Голову божества венчает традиционный золотой головной убор. Закончив все необходимые приготовления, воплощенный Хануман начинает прием, пройдя сквозь толпу в свою священную обитель.
Многие из последователей Чандре уверены в его целительских способностях. В качестве доказательств некоторые из них приводят свидетельства внезапного улучшения здоровья после встречи с ним. По словам одной из посетительниц, Моники Лакды, хвост мужчины помог исцелить ее племянника от смертельного жара. Приехав ночью в импровизированный храм, женщина получила благословение живого бога, а утром узнала о том, что мальчику стало значительно лучше: «Мы давали лекарства, но ему становилось все хуже, и тогда мы решили прийти к Чандре, чтобы получить помощь. Сразу после нашего путешествия ребенок полностью поправился. Мы считаем, что Чандре является воплощением божества». И подобных свидетельств полно.
Однажды во время интервью Чандре поделился с журналистами: «У людей есть много веры в меня. Они получают исцеление от тяжелых заболеваний, когда касаются моего хвоста. Я считаю, что могу сделать много хорошего для тех, кто приходит ко мне с преданностью».
Одинокий бог
Несмотря на высокий социальный статус, в быту Ораону приходится нелегко. Хвост стал причиной одиночества своего хозяина. Проблемы с общением не ограничились издевательствами детворы. Повзрослев, Чандре столкнулся с более серьезной проблемой – безразличием со стороны противоположного пола. В юные годы девушки не отвечали на ухаживания Чандре, обходя его стороной. С возрастом ситуация только усугубились, поскольку шансы найти спутницу жизни снижались с каждым годом. Не менее двух десятков женщин отклонили предложение руки и сердца живого бога. Свой отказ представительницы слабого пола объясняли тем, что не могут находиться рядом с обезьяноподобным человеком. «Причем сначала соглашаются, – уточняет Чандре, – но стоит им увидеть мой хвост, тут же отказываются. Я решил жениться на женщине, которая согласится принять и меня, и мой хвост, а иначе останусь холостяком, как Хануман».
В 2007 году Ораону все-таки удалось жениться на бедной сироте по имени Маино. А через год у пары родилась дочь Рдхика. К сожалению, вскоре брак треснул по швам. Позже супруга объяснила, что их семейная жизнь не сложилась из-за необычного образа жизни мужа. Женщина так не смогла смириться с экзотическим поведением Чандре, постоянными нашествиями паломников, и решила порвать отношения. Позже Маино призналась, что истинной причиной вступления в брак было принуждение со стороны ее родных братьев. Близкие родственники заставили ее пойти на этот шаг ради финансовой выгоды. Чандре долгое время переживал из-за бесчестного поступка бывшей жены и решил больше не доверять женщинам.
Таким образом, причудливая странность организма оказалась для молодого мужчины не только благословением, но и личной трагедией, а одиночество стало своеобразной платой за дар.
Многоликий Хануман
Чандре Ораон – не единственный обезьяноподобный человек, родившийся на территории Индии. Научным журналом People’s Journal Of Scientific Research были зарегистрированы около 40 подобных случаев.
Наиболее знаменитыми реинкарнациями Ханумана можно назвать несколько человек, также довольно известных в Индии. Первый из них появился на свет 15 февраля 2001 года в селении Набипур. В этой небольшой засушливой деревне мальчика уже признали богочеловеком. Новоявленного малыша назвали вторым именем обезьяноподобного бога, Бабаджи. Хвост у подростка, по сравнению с Чандре, скромных размеров – 10 см длиной. С младенчества родители демонстрировали ребенка в храмах по всей стране. Помимо хвоста на теле Бабаджи имеется еще два признака, сближающих его с Хануманом. Первый из них – так называемый «след от нитки», которую традиционно повязывал на левое запястье бог, вырисовывается в виде складки кожи на руке мальчика. Вторая необычная складка находится на левой ступне и походит на след от стрелы, по легенде, выпущенной в небожителя его злейшим врагом.
Очередным посредником между двумя мирами стал Амар Сингх, родившийся 9 лет назад в индийской деревне Нижмапур. Самый юный Хануман демонстрирует своим поклонникам 30-сантиметровый хвост – знак божественности. Местные жители, невзирая на возраст мальчика, уже приходят к нему за советом и благословением. Амар отличается усердием в учебе, а также вежливостью. В свободное время он любит играть со своими сестрами и братом возле коров. В последнем факте индусы усматривают еще одно свидетельство божественной сущности Сингха, поскольку коровы в Индии считаются священными животными.
Прав ли Дарвин?
Хвостатые люди рождаются не только в Индии, их появления отмечены по всему миру. К сожалению, сегодня не существует статистики, которая может назвать их точное количество. Сложность подсчета состоит в самом определении понятия «хвост» с медицинской точки зрения. В некоторых случаях сам рудиментарный отросток как таковой отсутствует, а на его месте можно обнаружить лишь аномальный волосяной покров, который не все считают хвостом. По этой причине данные очень разнятся: согласно одним источникам, в мире зафиксировано и описано не более сотни достоверных случаев аномалии, по другим – среди 7 млрд. жителей планеты с хвостом родились около 12 млн. человек.
Почему же так происходит? Врожденный ли это дефект, случайная генетическая мутация, отголосок эволюционного процесса – вопрос довольно сложный. Все три версии сосуществуют в медицине и по-своему объясняют возникновение заболевания.
Если рассматривать явление через призму эволюционного пути, то возникает еще более тяжелый вопрос: какова изначальная роль рудиментарного отростка, ведь сегодня он утратил свое основное назначение. Кроме того, остаточные органы показывают сходство между различными видами живых существ. Так, в своих научных трудах английский натуралист Чарльз Дарвин занимался анализом рудиментарных органов и частей организма и содействовал формированию доказательной базы происхождения человека. В качестве одного из подтверждений родства человека и обезьяны ученый привел рудиментарный отросток. Иными словами, согласно данной версии люди, обладающие хвостом, являются живым аргументом в пользу знаменитой теории Дарвина.
Огромный резонанс получила появившаяся в 1982 году статья доктора Фреда Д. Ледли «Эволюция и человеческий хвост». В ней американский биофизик утверждал, что на протяжении миллионов лет мы храним гены, ответственные за рост хвоста у наших обезьяноподобных прародителей и других млекопитающих, но не реализуем их. Лишь у некоторых они активируются, вследствие чего человек рождается хвостатым.
Вдобавок доктор Ледли подчеркивает, что не всякий отросток на самом деле является хвостом. Например, бескостное и мягкое образование чаще всего представляет собой псевдохвост – кожный отросток, результат аномального разрастания мягких тканей. Настоящий же хвост является продолжением позвоночника, обязательно содержит костные или хрящевые структуры и имеет нервно-мышечную систему.
Рассматривая следующую из основных версий, следует упомянуть доктора Дуэйн Гиша. Американский биохимик был ярым противником теории дарвинизма и в своих научных статьях давал суровые отповеди ее сторонникам. Он считал, что эта теория не выдерживает никакой критики, приводя ряд простых доказательств своей правоты. К примеру, у новорожденных девочек молочные железы иногда расположены под мышками. У некоторых летучих мышей эти железы располагаются в аналогичном месте. Но это вовсе не означает, что летучая мышь является прародителем человека. Гиш полагал, что хвост как врожденное уродство также передается из поколения в поколение, но не имеет никакого эволюционного основания. Генетический сбой может произойти по причине плохой экологии или неправильного поведения беременной женщины.
На данный момент Чандре по-прежнему ведет холостяцкий образ жизни, и все его мечты направлены лишь в одну сторону: «Я хочу построить храм. Но я небогатый человек, поэтому на данный момент ищу помощь в этом деле. Однако я верю, что однажды моя мечта осуществится». Намерение возвести новый храм не связано с целью увеличить свой доход. Все, чего желает индийский Чандре – помогать верующим в более массовых масштабах.
Бог ли он или обычный крестьянин – на данный вопрос можно ответить по-разному. Главное, что этот скромный человек наполнен искренней добротой ко всем окружающим. И хвост здесь, скорее всего, абсолютно ни при чем.