Вольные каменщики, или масоны, – члены самого старого и, пожалуй, самого многочисленного из сохранившихся по сей день светских обществ, история которого уходит корнями в глубокое прошлое. Сегодня существование организации франкмасонов, от старофранцузского franc-masson, что дословно переводится как «вольные каменщики», уже не является секретом. Но давным-давно, в конце XVII века, этическое и философское движение масонов создавалось как закрытое тайное общество. Ныне же сами масоны предпочитают говорить о себе как об эзотерическом обществе, направленном на нравственное совершенствование, лишь некоторые стороны которого являются тайными для непосвященных.
Первые вольные каменщики
Появление франкмасонства непосредственно связано с развитием средневековых ремесленных гильдий и братств. Так, в Англии, где начиналась история этого общества, первые цеха появились еще в XII веке. Объединения мастеров росли и набирали силу и влияние, пока в XV веке не стали играть важнейшую роль в жизни каждого крупного города, а потом и целого государства. К тому времени цеха разрослись и окрепли, владели домами и предприятиями, самые крупные из них имели право посылать своих представителей в городские советы и даже участвовать в выборах парламента. Члены наиболее почетных гильдий носили форму и были наделены такими полномочиями и привилегиями, что даже знать и малоземельная аристократия им порой завидовала.
Нельзя сказать, что цеха каменщиков чем-то выделялись среди прочих. Они не были самыми старыми или самыми крупными, но имели свой герб, униформу и все права и привилегии, которыми пользовались другие влиятельные цеха в XV веке. Примечательным в них было то, что в ряды гильдии каменщиков могли вступить и люди, не владевшие профессией строителя. Так возникли две разновидности каменщиков – «оперативные», которыми считались те, кто действительно возводил дома и знал все тонкости профессии, и так называемые «сторонние», или «признанные», масоны. Последние не имели никакого отношения к строительству, но решили подчиняться внутренним правилам цеха каменщиков и принять их обычаи и моральные постулаты. Конечно, вступившие в гильдию люди получали и все положенные членам цеха каменщиков привилегии, например, свободу передвижения. В те времена право менять место жительства имели далеко не все. А вот каменщикам, чтобы строить замки, дома и поместья, церкви и соборы, приходилось постоянно переезжать из города в город. Так что они были едва ли не единственным ремесленным цехом в Англии, членам которого было позволено невозбранно путешествовать по всей стране. Именно поэтому их и стали называть вольными.
Считается, что именно в таких цехах и зародилось новое этическое и философское учение – масонство. Правда легенды самого ордена порой возводят его основание ни много ни мало ко временам Христа, Моисея, Соломона, а то и к праотцу людей Адаму. Однако большинство историков с этим не согласны. Они находят корни масонства у пифагорейцев, ессеев, первых христиан и тамплиеров, считая, что эти учения легли в основу философии масонов. В современной истории масонства можно найти ссылки как минимум на 20 манускриптов со специфическими текстами, написанных еще в Средние века.
Однако этика современного ордена масонов окончательно сформировалась только в XVII веке. Не последнюю роль в этом сыграли те самые «сторонние» каменщики, среди которых хватало богатых и образованных людей, желавших получить свободу передвижения. В то время в масонские ложи начали массово вступать ученые, философы, люди прогрессивного склада ума и творческих профессий – художники, скульпторы, архитекторы. Кроме того, масонское братство пользовалось поддержкой высокопоставленных людей, благодаря которым цеха вольных каменщиков сохранились даже тогда, когда ремесленные гильдии по всей Англии начали приходить в упадок и распадаться. Одним из покровителей масонов стал король Вильгельм III Оранский, вступивший в одну из лож в последние годы XVII века.
Такое общество не могло не стать благодатной почвой для развития идей о справедливости, равенстве, просвещении, благотворительности, стремлении к самосовершенствованию и высшей истине, гармоничном обществе, основанном на достижениях этики, науки и разума. Так масонство из корпоративной идеологии ремесленного цеха превратилось в учение, ставящее на первое место гуманизм, мораль и нравственно-духовное совершенствование каждого отдельного человека.
Идеи эти, правда, в то время было небезопасно провозглашать открыто, поэтому масонский орден долгое время оставался тайным. Среди братьев было постановлено, что тот, кто предаст тайны ордена вольных каменщиков перу, кисти, резцу или другому инструменту, будет предан смертной казни. Так что все тайные знания, уставы, правила и уложения передавались исключительно устно и только при условии строжайшей клятвы о сохранении молчания.
Однако с ростом и развитием организации стало буквально невозможно скрывать ее работу от любопытных глаз. Так что, имея поддержку сильных и влиятельных людей, братство решило наконец обнародовать свое существование. Современный орден вольных каменщиков официально был основан в начале XVIII века. В День св. Иоанна Крестителя, 24 июня 1717 года, в лондонской таверне «Гусь и вертел» была учреждена первая Великая ложа. Она объединила 4 так называемые Малые ложи, собиравшиеся до этого в других тавернах. Так была создана первая масонская организация нового времени, вскоре распространившая свое влияние по всей Европе.
Масонские ложи
По мере роста числа масонов и их сообществ, традиционно именуемых ложами, возникала необходимость координировать совместную деятельность. Этим и занималась первая Великая ложа. Ее торжественно обставленные ежегодные собрания привлекали повышенное внимание общества к организации масонов. В орден вступали все новые люди – движение вольных каменщиков ширилось.
Чтобы как-то донести до новоприбывших общие для всего ордена идеи и правила, в 1723 году в Англии была опубликована так называемая «Книга Уставов», написанная шотландским священником Джеймсом Андерсоном. Эта книга включала «Конституции вольных каменщиков, содержащие историю, обязанности и правила этого древнего и весьма почтенного братства», и собрала в себе все законы и постулаты, принятые и пропагандируемые масонами. Целями союза вольных каменщиков, согласно «Книге Уставов», обозначались стремление к нравственному самосовершенствованию, познание Истины и самого себя и любовь к ближнему.
Этот же документ утверждал, что масонство не делает различий между людьми – ни цвет кожи, ни национальность, ни политические убеждения не могут стать препятствием для членства в ордене. Даже фундаментальные для тех времен религиозные различия не могли разобщить масонов. «Хотя в древние времена масоны принимали вероисповедание той страны, в которой они находились, теперь же представляется целесообразным принудить их перейти в ту Религию, где все люди придут к взаимному согласию, оставив при себе свое частное мнение; то есть следует быть добродетельным и искренними людьми, людьми благородными и честными, как ни были бы различны их названия и убеждения», – говорится в «Книге Уставов». С тех пор терпимость и непредубежденность стали своеобразным законом для сообщества вольных каменщиков, а на собраниях под запрет попало обсуждение того, что может разъединить людей.
Неудивительно, что масонское учение распространилось по всей Европе, а вскоре пустило корни и за ее пределами. В конце 30-х годов XVIII века масонские ложи существовали не только в Англии, но и в Бельгии, России, Франции, Италии, Германии, Швейцарии. В 1735 году только в Париже действовало 5 лож, к 1742 году их число выросло до 22, а накануне Французской революции число масонов здесь достигало 100 тыс. Войти в эту организацию было довольно почетно. Судите сами: в промежуток между 1737 и 1907 годами в братстве состояли 16 английских принцев, четверо из них впоследствии были коронованы. Так же обстояли дела и в других странах – в ложи вступали не только ученые и люди передовых взглядов, но и представители элиты и аристократы.
Итак, ложа традиционно является основной организационной единицей масонства. Каждая новообразованная ложа должна иметь «ордер» или «хартию», которую может выдать только Великая ложа. Этот документ дает новой Малой ложе право собираться и проводить работы. Члены ложи должны встречаться регулярно – не реже чем раз в год – в строго определенном месте и в заранее назначенные даты. Когда-то такие собрания часто проходили в тавернах, кабаках или других более-менее подходящих для этого местах с приватной комнатой. Теперь же многие ложи имеют собственных залы собраний.
Каждая отдельная ложа имеет право самостоятельно посвящать новых членов, а также повышать ступени их посвящения. Большинство таких ячеек не очень многочисленны и насчитывают около 40 – 50 человек. Обычно они состоят из людей, объединенных территориально, то есть живущих или работающих в одном городе или поблизости от него. Но существуют и ложи, объединяющие людей по иным принципам – интересам, хобби, образованию, профессии или происхождению. Вне зависимости от степени посвящения члены сообщества обращаются друг к другу «брат» и относятся как равные к равным. Это способствует созданию открытой и дружеской атмосферы. В ложах все руководствуются принципами: «Мы интересны друг другу потому, что мы разные», «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой», «Никогда не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе».
Малые ложи всегда объединены под началом какой-либо из Великих лож. Согласно правилам ордена, в стране может существовать только одна Великая ложа и сколько угодно подчиненных ей Малых. Не все Великие ложи признают друг друга, но любой масон может посещать не только ту ложу, в которой он принял посвящение, но и собрания дружественных ей сообществ. Однако новая ложа может отказать ему в гостеприимстве, если решит, что его присутствие может нарушить гармонию собрания.
Орден и его иерархия
И все же масоны, несмотря на равенство, были и остаются орденом со строгой иерархией. Всего существуют три степени – ученик, подмастерье, или товарищ, и мастер – названия сохранились еще с цеховых времен. Учениками считаются кандидаты в масоны, еще не посвященные в тайны. Подмастерья – это те, кто уже некоторое время состоит в ордене, но еще проходит обучение у более опытных коллег. И, наконец, мастерами именуют тех, кто прошел обучение и посвящен во все тайны ордена.
Чаще всего сроки пребывания на ступени ученика и подмастерья в каждой отдельной ложе строго оговорены, ведь посвященным этого уровня открыт вход только в ту ложу, в которой они начали свое обучение, и долго держать их в таком положении не в интересах братства. Прием в орден и переход со ступени на ступень сопровождается тайными ритуалами, о которых известно только масонам. Приходя в орден, новоприбывший должен иметь рекомендации от уже посвященных членов ложи, а также как минимум одного поручителя из их числа. А достигшему степени мастера выдают официальный сертификат, который удостоверяет, что владеющий им человек посвящен в тайны ордена и может посещать другие ложи по своему усмотрению. Масон посвящается в высшую степень пожизненно, а решение о его посвящении принимают руководители ложи – Высшая группа.
Ученик не знает о том, что делает подмастерье, а подмастерье не посвящен в цели и задачи мастера, и все же все масонские степени крепко связаны между собой, а младшие беспрекословно исполняют приказы старших, пусть те и прибегают к своей власти не часто. Все три степени посвящения важны – даже для образования новой ложи необходимо присутствие масонов каждой степени числом не менее трех человек.
Кроме того, каждая отдельная ложа назначает своих членов на так называемые офицерские должности, необходимые для функционирования организации или просто почетные в силу традиции. Большинство лож избирают досточтимого мастера, то есть руководителя, а также первого и второго стражей, секретаря или хранителя печати, казначея и привратника, который охраняет дверь в ложу во время собраний. Кроме того, в ложах могут быть наместный мастер, надзиратель, церемониймейстер, ритор, обрядоначальник, цеховой староста, стюард, попечитель о бедных и капеллан, которого чаще всего избирают из числа действительных священнослужителей.
Высшее же управление ордена по традиции называется Востоком, потому что «Восток – это край избрания, святыня и родоначальница высшей человеческой мудрости». А человек, который руководит Великой ложей, а стало быть, и всем сонмом Малых лож, именуется Великим мастером, или Гроссмейстером.
Символы и ритуалы
Масоны, как орден не в последнюю очередь эзотерический, большое внимание придает символам и ритуалам. Многие из них долгое время были и остаются строжайшей тайной, но кое-что о символике и обычаях масонов все же известно.
Немало символов и терминов, применяемых масонами, берет свое начало у истоков ордена – от орудий труда средневековых каменщиков – и используется для иносказательного изложения масонской нравственно-этической системы. Например, линейка и уровень символизируют равенство сословий, отвес – стремление к совершенству, наугольник – уравновешенность и добродетель, мастерок – укрепление братских связей, а угломер – справедливость. Циркуль, немаловажный для масонов символ, означает умеренность и благоразумие, а также стремление к высшему и духовному, ведь каждый масон должен «ограничивать свои желания и сдерживать свои страсти внутри должных границ по отношению ко всему человечеству». Необработанный камень масоны считают прообразом хаоса, а вот камень кубический – воплощением нравственности и порядка. Поэтому одним из символов масонства является мозаичный пол, составленный из квадратов в виде шахматной доски или из белых квадратных ячеек, разделенных сеткой черных линий. Молоток, служащий для обработки камня, является символом молчания и повиновения, а также власти – его по традиции вручают Великому мастеру. Ветви акации воплощают бессмертие, а гроб, череп и кости олицетворяют презрение к смерти и печаль об исчезновении истины, свойственные каждому просвещенному человеку.
Даже одежда масонов имела определенный смысл. Например, распространенная среди вольных каменщиков в Средние века круглая шляпа символизировала вольность и свободомыслие. Немало почерпнул орден и из рыцарской традиции. Так, используемый в ритуалах обнаженный меч символизирует карающий закон, борьбу за идею, казнь злодеев и защиту невинности.
И, конечно, немало общего у масонской символики с иудейской и христианской. Например, во многих масонских храмах можно увидеть две колонны, являющиеся прообразами притвора Первого Храма царя Соломона. Пожалуй, самый узнаваемый символ масонства – Лучезарная дельта, треугольник, с изображением открытого глаза внутри. Этот символ заимствован из христианства – здесь он является образом Всевидящего Ока, а треугольник символизирует Троицу. Правда, еще до христиан подобный символ был распространен в древнем Египте, где его называли Глаз Гора. Лучезарная Дельта призвана напоминать масонам о единстве бытия, и является главным символом первой ступени посвящения.
Еще об одном символе масонов – пятиугольной «пламенеющей звезде», воплощающей человека, излучающего внутренний свет – рассказал в своих трудах доктор Папюс, бывший в свое время мастером в одной из лож: «Независимо от света видимого, братья узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, – этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды».
Ритуалы, как и символы, имеют для масонов огромное значение. И пусть не существует ритуала, единого для всех, каждая Великая ложа вправе установить собственный регламент для собраний, церемоний и таинств. Впрочем, они будут во многом схожи с ритуалами всех прочих лож, ведь все они опираются на вековые традиции.
О церемониях масонов непосвященным известно совсем мало. Единственный ритуал, о котором есть хоть какие-то доподлинные сведения, – это церемония посвящения новичка в первую масонскую степень ученика.
В назначенный день и час кандидата приводят в комнату размышлений, стены которой выкрашены в черный цвет, на столах и стенах разложены и развешаны предметы, напоминающие о бренности бытия. Здесь кандидат в масоны пишет своего рода морально-философское завещание, свои пожелания и обеты, которые он готовится принять. Затем за ним приходит его поручитель и, завязав подопечному глаза, ведет его в помещение ложи, где их уже ждут посвященные вольные каменщики, готовые начать ритуал.
В знак смирения кандидат должен быть «ни одет, ни раздет», так что его частично раздевают, и обнажают левую сторону груди в знак того, что его сердце открыто, а на шею ему надевают грубую веревку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Посвящаемый ступает на заранее написанные на полу или ковре знаки и символы. У него спрашивают, верует ли он в какого-либо бога, и только в случае положительного ответа на этот вопрос церемония продолжается. После этого посвящаемый в тайны ордена дает клятвы, именуемые также обязательствами, на священной книге своей религии и обнаженном мече, в знак того, что если он когда-нибудь нарушит свои обещания, он отдает свою душу на вечное покаяние, а тело – на смерть от рук братьев.
В каждом отдельном случае клятва может разниться, но одна ее часть, касающаяся хранения тайн ордена, остается неизменной и звучит так: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франкмасонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника».
После принесения клятвы с кандидата в масоны снимают наконец повязку, ведь теперь он «прошел испытания и достоин Света». На новоявленного ученика надевают кожаный фартук каменщика и пару белых рукавиц, как символ чистых помыслов, а также вручают неотполированную серебряную лопатку как знак снисходительности к другим и строгости к себе, говоря, что «отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы». После этого председательствующий на церемонии торжественно объявляет всем присутствующим, что они только что обрели нового брата.
Но жизнь масонов полна и других, менее значительных, ритуалов и обычаев. Например, они постоянно используют тайные знаки и жесты, особые рукопожатия и слова для того, чтобы отличить своих братьев по ордену от любопытных обывателей. Когда-то эти тайные знаки были единственным способом различать своих – сегодня же масона могут попросить предъявить диплом или членский билет, правда, не вместо, а вместе с положенными тайными жестами и паролями. Еще один популярный способ отличать своих – кольца и нагрудные знаки с масонской символикой.
Правда и неправда о масонах
Но тайны, окутывающие братство масонов, не всегда играют ему на руку. Ведь об этом ордене до сих пор ходит немало мифов и слухов, которые на самом деле не являются правдой.
Многие считают, что масоны – это собрание стариков и ретроградов. Однако среди масонов хватает людей всех возрастов, начиная с 18 лет. На сегодняшний в ордене около 5 млн. членов – и почти половина из них принимает посвящение в возрасте до 30 лет.
Говорят, что масоны – орден расистов и элитаристов, но и это не является истиной. Братство принимает в свои ряды всех желающих и готовых исполнять клятвы и обеты, независимо от их цвета кожи, вероисповедания, нации, происхождения и общественного положения. Более того, историки масонства утверждают, что принцип равенства всех людей распространился не в последнюю очередь именно благодаря вольным каменщикам. Да и слухи о том, что масонские ложи открыты только для аристократов, бизнесменов и политиков, тоже неверны.
Единственное неравноправие, в котором можно было бы обвинить масонов, – гендерное. Долгое время в их ряды принимали только мужчин, да и сегодня женщин готовы приветствовать далеко не во всех ложах. Так, в европейских ложах они появились еще в 1882 году, а вот в Америке дам все еще не посвящают в масоны, боясь нарушить древние устои. Однако для женщин под эгидой масонов создается множество других организаций, таких как «Орден Восточной Звезды», «Пурпурный Орден», «Белый Храм Иерусалима» или «Дочери Нила», схожих с орденом вольных каменщиков принципами, идеологией и ритуалами.