Столкновение представителей европейской цивилизации и коренного населения различных материков в наши дни больше похоже на сцены из приключенческого фильма или страницы учебника истории. Однако для многих это реальность и даже обыденность. Как живется ныне аборигенам? Почему одни из них отказываются от своей самобытности, а другие готовы любой ценой защитить и сохранить традиции предков? Какие тайны они скрывают и что могут предложить своим «высокоразвитым соседям»?
Добро пожаловать в резервацию
Путешествуя по Австралии, Новой Зеландии, Колумбии, США или, например, Канаде, многие туристы в обязательном порядке включают в программу своего визита посещение резерваций. В этих землях и в наши дни обитают представители коренных, или, как их еще называют, автохтонных, народов того или иного континента, отказавшиеся от благ цивилизации и предпочитающие сохранить тот уклад жизни, который вели их предки сотни и даже тысячи лет назад. Конечно, в нашем большом и удивительном мире и в ХХI веке без особого труда можно найти племена, которые живут по-старинке и знать не знают не то что об интернете или человекоподобных роботах, но даже о водопроводе или телевидении. Однако стоит признать, в большинстве случаев это будут изолированные группы людей, обитающие на островах или на территориях, удаленных от других населенных пунктов на сотни и тысячи километров. А тут речь идет о народах, бок о бок соседствующих с достижениями современной цивилизации.
Так, в той же Австралии, из год в год удивляющей мир невероятно высоким темпом своего экономического роста, есть люди, чей образ жизни и уровень развития остается неизменным едва ли не с каменного века. Только представьте: в местных резервациях можно найти племена, которые не имеют собственной письменности – да и вообще не знают что это такое и не понимают, зачем она нужна, – не пользуются ничем, что даже бы отдаленно напоминало привычный для нас календарь или времяисчисление, не умеют добывать и обрабатывать железо. Зато они регулярно общаются с душами умерших предков и верят, что параллельно с нами существует другая реальность, которая может пересекаться с нашим миром и влиять на него. Что интересно, несмотря на полное нежелание интегрироваться в современное общество, аборигены из австралийских резерваций в большинстве своем не имеют ничего против контактов с представителями западного мира. Они дружелюбны к туристам, для которых выступают экскурсоводами и с радостью организуют красочные представления с песнями, танцами и даже театральными постановками ритуальных обрядов.
В общем-то, австралийские аборигены гордятся своей самобытной культурой не без основания. Здешняя цивилизация является одной из старейших непрерывных культур в мире. По новейшим данным, коренные австралийцы являются потомками первых людей современного типа, которые мигрировали из Африки почти 75 тыс. лет назад, образовав отдельную ветвь австрало-меланезийской расы. К моменту появления здесь европейцев – а случилось это только в XVIII веке – численность австралийских аборигенов составляла, по разным оценкам, от 300 тыс. до 1 млн. человек, объединенных в более чем 500 племен. И у каждого из этих племен была своя, достаточно сложная социальная организация, богатая мифология, включавшая не только верования и ритуалы, но и интересные космологические и астрономические представления. Здешние обитатели говорили более чем на 250 языках и вместо письменности использовали систему символических рисунков и изображений, с помощью которых сохраняли информацию о своем культурном наследии. По сути, некоторые из австралийских аборигенов и до сих пор поступают именно так. Да и вообще не стремятся менять что-либо в своих привычках и укладе жизни.
И не только они. Не просто так до наших дней автохтонные племена на разных материках, вот уже несколько столетий не просто заселенных европейскими переселенцами, но и полностью принявших новую культуру и традиции, предпочитают жить обособлено и изолировано в так называемых резервациях. Сами резервации по своей организации очень похожи между собой. Обычно за аборигенами законодательно закрепляется определенная территория – чаще всего та, которая на момент определения границ была местом наибольшей концентрации коренного населения или с древних времен имеет для него сакральное значение. Эти земли традиционно получают автономный статус и право на самоуправление. Но стоит признать, что положение дел не всегда было таким радужным. История знает немало примеров того, что выделение земель, на которых коренное население могло бы жить в соответствии со своими традициями и исконным укладом жизни, происходило без учета желаний и предпочтений аборигенов. Да и сами они переселялись туда насильственно. Сейчас, к счастью, ситуация изменилась. Целью создания и существования большинства резерваций является именно уважение к выбору тех, кто не хочет интегрироваться в современное общество. Их поселения нередко получают дополнительное финансирование от государства, а кроме него еще и различные льготные условия, позволяющие племенам вести привычный для них образ жизни.
Сами резервации также можно разделить на несколько типов. Как минимум можно выделить полностью изолированные и те, куда пускают людей извне. Однако и во вторых нередко имеются территории, где чужакам не рады. Во-первых, даже в рамках одной резервации может оказаться четкое деление на племена, одни из которых готовы к контактам с внешним миром, а другие полностью отказываются от них. Последние обычно проживают в глубине территории резервации и, что логично, являются хранителями культурных традиций, максимально близких к исконным. Во-вторых, на территории таких поселений могут находится очень важные для аборигенов сакральные места и строения. И если демонстрировать свои ритуалы в виде театрального представления аборигены не против, то во время настоящего религиозного действа зрителям они обычно не рады. И этот фактор обязательно стоит учитывать – миролюбивые и улыбающиеся на территории, открытой для туристов, те же аборигены вполне могут оказаться свирепыми воинами и вспомнить о том, что происходят из племен с не самыми гуманными традициями, как только дело коснется их сакральной жизни. Если и это не пугает, то позволим себе напомнить, что аборигены некоторых материков не разделяют нашего гуманистического протеста против каннибализма. В общем, рисковать не стоит.
История индейских резерваций в США изобилует не самыми приятными страницами, однако сейчас именно эта страна может похвастаться едва ли не самым лояльным по отношению к коренному населению законодательством. Юридически резервации имеют почти те же права, что и каждый отдельный штат, и при этом законы штатов, в которых они расположены, в них не действуют. Территориальные организации аборигенов могут формировать собственное правительство, племенные суды и правоохранительные органы, принимать свои законы и устанавливать налоги, присваивать статус соплеменника, лицензировать и регулировать практически все виды деятельности на своей территории. Кроме этого, племена, доказавшие что собственность их предков реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты.
В официальной переписке для обозначения коренного населения используется термин «суверенный народ такого-то племени». В настоящий момент в США насчитывается 565 индейских племен, официально признанных федеральными властями. Более трети индейцев США проживает в резервациях. Крупнейшая из них принадлежит навахо – площадь их земель равна площади штата Западная Виргиния.
В 1990-х годах индейцы США получили право на открытие на территории резерваций казино, что заметно повысило их благосостояние. Другими источниками дохода аборигенов являются безакцизная торговля алкоголем и табачными изделиями, а также туризм.
К слову, всемирно известная сеть Hard Rock Cafe, первый кафе-бар которой был открыт в 1971-м в Лондоне, в 2007 году была куплена племенем индейцев семинолов за 965 млн. долларов. Теперь главный офис компании находится в Орландо, штат Флорида.
Территориальные споры и удивительные открытия
История взаимоотношений коренных народов и переселенцев, которые со временем становились доминирующим большинством в населении тех или иных государств, к сожалению, редко была безоблачной. К счастью, очень многие конфликты, как и проблема дискриминации, со временем уходят в прошлое. По крайней мере, именно эти слова постоянно звучат из уст многочисленных политиков на международном уровне. Но действительно ли это так? Все ли претензии между аборигенами и «новыми гражданами» решены? Пожалуй, нет. Как минимум в настоящий момент существует две главные, тесно связанные между собой сферы, которые раз за разом становятся камнем преткновения в отношениях приверженцев аутентичного уклада жизни и поклонников достижений современной цивилизации – экология и экономическая выгода.
В 2015 году во время проведения Конференции по климату в Париже под эгидой ООН французская столица стала местом встречи не только делегатов государств-участников соглашения, но и многочисленных активистов, ратующих за улучшение экологической ситуации на планете. Были в их числе и представители различных коренных народов Африки, Северной и Южной Америки. Некоторые из них, по их собственным словам, впервые посетили другую страну, да и вообще покинули территорию резервации. Решиться на подобный шаг их вынудило серьезное беспокойство о будущем Земли. Большинство прибывших являлись вождями своих племен, решившими подписать пакт солидарности между всеми туземными народами и организовать в Париже совместную акцию с требованием к мировым лидерам незамедлительно предпринять активные действия для защиты природы. По мнению вождей, международным политикам, чтобы справиться с надвигающейся экологической катастрофой, необходимо обратиться к опыту аборигенов, потому что только они в XXI веке живут в неразрывном контакте и гармонии с природой. Что интересно, демонстрация коренных народов Африки, Северной и Южной Америки стала едва ли не единственной акцией, которая не встретила противодействия со стороны полиции – во время проведения Конференции по климату все уличные мероприятия, и в том числе манифестации, в Париже были запрещены. Правда, нельзя не отметить, что и сама акция носила исключительно мирный характер и проходила ярко, в фольклорно-музыкальной форме.
Протестом завершились и Всемирные игры аборигенов, проходившие в 2015 году в Бразилии. Так, представители коренных народов этой страны выступили против передачи Конгрессу, в котором сильное влияние сельскохозяйственного лобби, права демаркации земель аборигенов. А потому протестующие всерьез опасались, что в будущем Конгресс будет принимать решения, выгодные в первую очередь фермерам, а не коренным народам.
К слову, стоит признать, что парижская манифестация – во многом исключительное событие, едва ли не впервые продемонстрировавшее готовность коренных народов разных стран в некоторых вопросах взять курс на глобализацию и выступить общим фронтом. В большинстве же ситуаций, как можно догадаться, каждый автохтонный народ решает свои проблемы самостоятельно. Однако это не отменяет того факта, что проблемы у них очень часто бывают схожими. Например, необходимость отстаивать право на свои земли, когда они вдруг попадают в сферу интересов крупных компаний и транснациональный корпораций. И за примерами тут дело не станет.
Буквально сейчас в США остро стоит вопрос «индейского нефтепровода» – проекта компании Dakota Access Pipeline, работы по которому были приостановлены администрацией Барака Обамы. Однако еще в начале этого года, сразу после вступления в должность нового президента Дональда Трампа, было объявлено о возобновлении строительства, против которого выступают индейцы. Дело в том, что один из участков нефтепровода должен пройти под озером Оахе на землях народа сиу, представители которого, во-первых, считают нефтепровод потенциальной опасностью (и в этом их активно поддерживают защитники природы из различных общественных организаций), а во-вторых, просто не испытывают восторга от какого-либо вмешательства в их владения.
В этом мнении с народом сиу, к слову, полностью солидарны австралийские аборигены с западного побережья страны – региона, который власти еще в 2008 году выбрали в качестве своеобразного полигона для реализации гигантского проекта по переработке природного газа. Все это крайне обеспокоило коренное население, выступившее с протестами, которые смогли на некоторое время заморозить начало строительства. Однако аборигенам нужна была безоговорочная победа и гарантии, что угроза не возникнет вновь, и вот тогда они предприняли по-настоящему удивительный шаг – обратились за помощью к ученым и поделились с ними информацией, которой сами владели уже тысячи лет. И в марте 2017 года специалисты из Квинслендского университета объявили об открытии, которое не имеет аналогов в мировой палеонтологии. Аборигены не ошиблись – на западном побережье Австралиии, на полуострове Дампьер, ученых ожидало гигантское скопление следов более 20 видов динозавров, большинство из которых относятся к числу крупнейших из когда-либо ходивших по нашей планете. Как утверждается в официальном заявлении, отпечатки были оставлены на камнях около 140 млн. лет назад.
Проживающие в этом регионе аборигены не скрывают, что знали об этом всегда – в их ритуальных песнях существует немало упоминаний об огромных животных, ходивших по земле. Конечно же, они и сами встречали необычные следы на камнях, но никогда не удивлялись им, ведь они точно знали об их происхождении. Почему же они не сообщили об этом раньше? Просто раньше у них не было веской необходимости делиться своими знаниями, а вот теперь они оказались заинтересованы в том, чтобы научная значимость находки была должным образом оценена и задокументирована. К слову, аборигены добились своего: правительство Австралии отказалось от газового проекта и включило западное побережье в список национального наследия.
Шнобелевская премия 2017 года еще раз подтвердила тот факт, что автохтонные народы могут многому научить представителей современной цивилизации. Так, лауреатами Премии мира в этот раз стала команда из шести ученых, которые смогли найти способ борьбы с храпом. В результате длительных исследований они выяснили, что избавиться от храпа и многих других нарушений сна помогает регулярная игра на диджериду – национальном инструменте австралийских аборигенов, по виду похожем на двухметровую трубу.
Австралийские аборигены в прошлом немало страдали от дискриминации, а потому в наши дни правительство делает все возможное, чтобы подобное не повторилось. Например, в 1990-х в школах страны была запущена программа «Освоим многообразие», одним из обязательных элементов которой является курс «Абориген на день». В рамках этого дня школьники получают возможность максимально близко познакомиться с культурой древних жителей Австралии. К слову, программа пользуется невероятной популярностью и с каждым годом пополняется новыми курсами.
Особенности жизни коренных народов
Когда разговор заходит о коренных народах, то в первую очередь на ум приходят австралийские аборигены, американские индейцы и, пожалуй, новозеландские маори. Тогда как география автохтонов, конечно же, этим не ограничивается. Коренные народы есть практически во всех частях нашей планеты – например, саами в Скандинавии, эскимосы и алеуты в Приполярье Северной Америки и Дальнего Востока, эвенки на Дальнем Востоке, кхонды в Индии, сапотеки в Мексике, айны в Японии и многие другие. По некоторым данным, в настоящий момент общее число представителей тех или иных коренных народов на нашей планете составляет около 300 млн. человек.
Четких общепринятых характеристик понятия «коренной народ» – а в официальном лексиконе, к слову, для обозначения автохтонного населения используется только этот термин – в международном праве в настоящее время нет. И это связано с рядом причин, главную роль среди которых играет как раз тот факт, что коренные народы существуют практически повсеместно, являются представителями разных рас, языковых групп, культур и религий. А кроме того, они находятся на разных этапах социального, культурного и экономического развития, а потому их потребности, стремления, интересы и, как результат, требования очень сильно разнятся. Что действительно объединяет эти народы, так это наличие у каждого из них богатого набора морально-этических норм, сформировавшихся в далеком прошлом, бережное и даже трепетное отношение к природе и наличие очень высокой экологической культуры. Кроме этого, многим коренным народам, к сожалению, в прошлом пришлось познать опыт пребывания в условиях колонизации и угнетения со стороны государства, приведший к политическому, экономическому, социальному и культурному бесправию.
Свои аборигены есть и в континентальной Европе. По сути, даже сам термин происходит от названия народа, древнейших обитателей Лации, региона в античной Италии. Этимология этого слова до сих пор неясна, однако принято считать, что происходит оно от латинского ab origene – «изначальные», хотя существуют и другие гипотезы. По одному из преданий, аборигены в союзе с троянцами, пришедшими под предводительством Энея, основали город Рим. Римский историк Марк Юниан Юстин утверждал, что Ромул и Рем, легендарные братья-основатели Рима, были именно аборигенами.
В наши дни настроения коренных народов, по сути, можно разделить на два основных типа: с одной стороны, стремление к полной изоляции от современного мира; с другой – борьба за признание не просто гражданских прав, а и высокой ценности их культурного наследия, а также возможнось активно участвовать в политической и социальной жизни государства.
В качестве примера второго варианта, без сомнения, можно привести коренное население Новой Зеландии – маори. С середины XIX века они занимают активную политическую позицию и стараются одновременно сохранять свою аутентичность и уникальность, но при этом не отстраняться от общественной жизни. Так, в 1980-х им удалось добиться признания своего языка одним из государственных, наряду с английским. В 2006-м, к слову, к их числу был добавлен еще и новозеландский жестовый язык, который на самом деле имеет национальные особенности и отличается от, например, британского жестового языка. Причем не только тем, что в большей степени использует технику проговаривания слов, но и наличием в лексическом запасе понятий, которые характерны исключительно для Новой Зеландии, и в основном это – концепции маори. В 2004 году у новозеландских аборигенов появилась своя партия, которая так и называется «Партия маори». В своем уставе организация провозгласила 8 основных ценностей, среди которых неустанное отстаивание ценностей коренных народов и обязательное изучение культурного наследия маори в новозеландских школах.
Не менее интересен пример саамов – малочисленного финно-угорского народа, являющегося, по сути, коренным народом Северной Европы. Скандинавы называли их lappar или lapper; россияне – «лопари» или «лопляне». Да, именно так в обиходе появилось название Лапландия, в переводе означающее «земля лопарей».
Лапландия никогда не являлась единым государственным образованием – сейчас ее территории поделены между Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией, – однако населявшие ее саамы всегда отличались отчетливой национальной самоидентификацией. Например, у них есть свои национальные атрибуты – флаг и гимн, а их права в упомянутых странах представляют Саамские парламенты, выборные представительные органы культурного самоуправления.
Коренные народы нередко называют последними хранителями традиционных ценностей человечества – культурного наследия и мировоззрения, которое сформировалось в далеком прошлом, а после было утрачено. То, что является неотъемлемой частью быта этих людей, для современного человека не более чем отголоски древних легенд и преданий.
Порой мы считаем, что представители автохтонных народов, отказываясь от благ цивилизации, многое теряют и упускают, лишают свою жизнь комфорта. Но так ли это? И если в их древнем фольклоре зашифрованы сведения, способные совершить переворот в современной мировой палеонтологии, если некоторые аборигены всерьез говорят о том, что знают секрет строительства пирамид и зиккуратов, а в геоглифах Наска они не видят никакой тайны, то, может, и причины их отказа от интеграции в современное общество не столь уж наивны, как нам кажется? В любом случае практически все историки и этнографы уверены: коренным народам из любой части земного шара есть чем удивить своих высокоразвитых соседей. Возможно, пока они просто не видят в этом необходимости.