Страсти по пошлинам… Автомобильным
В конце 2009 года у белорусских автолюбителей появился серьезный повод для беспокойства – таможенные пошлины на иномарки обещали вырасти в несколько раз. Однако 1 июля 2010 года наши соотечественники вздохнули с облегчением – налоги на ввоз автомобилей физическими лицами остались неизменными.
Надо сказать, что белорусам еще повезло. В нашей стране автомобиль все же средство передвижения, а не роскошь. Его покупка и содержание не требуют баснословных вложений. А вот в других государствах все не так просто.
Таможня дает добро
За примером далеко ходить не надо. Скажем, житель Украины присмотрел себе неприхотливый Volkswagen Golf 2005 года выпуска со скромным объемом двигателя – 1800 куб. см. На европейских рынках такая машина стоит примерно 5000 евро. Но в процессе растаможки новому владельцу придется выложить еще столько же (для сравнения – в Беларуси этот платеж составит всего 720 евро). Причем чем мощнее авто, тем выше поборы.
В последнее время в южных областях Украины стали замечать все больше молдавских номеров. Оказалось, местные жители ради приобретения вожделенного транспорта без драконовских пошлин готовы на все – даже на заключение фиктивных браков в соседней республике. Получив всего за 200 долларов (именно столько, как говорят, берут знойные незнакомки в Кишиневе) штамп в паспорт, можно смело бежать на авторынок. Ведь в Молдавии пошлины в разы ниже, а ввозить зарегистрированные там авто на Украину разрешается без лишних формальностей.
Про ситуацию в России и говорить нечего. При покупке того самого Volkswagen Golf стоимостью 5000 евро нужно отстегнуть еще 4500 евро таможенных пошлин. Вот и приходится довольствоваться родной «Ладой-Калиной», которая уже стала предметом анекдотов.
История с российскими пошлинами подтвердила давно известную истину: нет ничего более постоянного, чем временное. Повышенные пошлины были установлены в России в январе 2009 года для защиты отечественного автопрома сроком на 9 месяцев. Потом их продлили еще на девять… А теперь, похоже, в Кремле решили, что раз уж полтора года все выдержали, то крутить колесо назад никакого смысла нет.
Однако высокие налоги при покупке машин существуют не только в постсоветских странах. Возьмем хотя бы Израиль. Тут все приобретаемые авто поделены на 15 категорий по степени загрязнения окружающей среды. Покупая самого «грязного» «железного коня», вы заплатите в казну 92% от его общей стоимости. Если выберете «зеленый» автомобиль с гибридным двигателем – наценка составит 30%.
Социализм по-австралийски
При покупке автомобиля в Австралии налоги исчисляются по принципу «все равны». Независимо от объема двигателя и мощности машины вы заплатите около 10% от стоимости. Это, правда, касается лишь относительно дешевых авто. А вот для желающих приобрести транспортное средство дороже 57 тыс. долларов разовый взнос составит около трети от его стоимости.
Такой системой не довольны ни покупатели, ни продавцы. Ведь, по идее, именно новые автомобили оснащены самыми передовыми технологиями, а значит являются более экологичными. Однако власти не спешат пересматривать законодательство, и налоги «на роскошь» продолжают расти.
Но это еще цветочки. Вот в Испании (казалось бы – европейская страна!) машина – действительно роскошь. Здесь уже упомянутый Volkswagen Golf может стоить и 25 000 евро. А еще 500 евро на годовую страховку. А еще штрафы за нарушение ПДД, которые могут превышать 1000 евро. А еще топливо, парковка, ремонт, экологический налог… При этом средняя зарплата в стране не превышает 1500 евро.
Испанские автомобилисты выкручиваются как могут. Во-первых, существует множество льгот. Например, профессиональные таксисты и инвалиды при покупке легковушки полностью освобождаются от уплаты налогов. А многодетным семьям предоставляется скидка в 50%.
Кроме того, большое значение имеет место регистрации автомобиля: чем ближе к центру страны – тем дороже. Из-за этого периодически случаются различные казусы. Например, в пяти небольших приграничных поселках, насчитывающих несколько сотен жителей, оказалось зарегистрировано более 140 тыс. машин.
Но дальше всех в вопросах налогообложения пошла Дания. Здесь жителям сразу «настойчиво рекомендуют» выбрать самый экологичный вид транспорта – велосипед или мопед. Судите сами. В Дании из-за высокого налога на импортные товары и бензин, и автомобили стоят дороже, чем в других государствах Европы. Кроме того, при покупке машины новый владелец должен дополнительно заплатить в казну 105% от ее базовой стоимости. А если транспортное средство дороже 15 000 евро – на налоги придется отдать 180% от цены. Словом, автомобиль за 27 000 евро по местным меркам – просто дешевка. Зато нет очередей на заправках и проблем c парковкой.
В 1999 году в Дании обложили экологическим налогом даже любителей спорта. Обоснование простое: спорт создает нагрузку на природу в виде износа площадок, земли под ними и… вредных выбросов в атмосферу. Ведь любители здорового образа жизни приезжают на тренировку на автомобилях.
Единственные, кто может позавидовать датчанам, – это японцы. При покупке машины они платят государству всего около 5% от ее стоимости. Однако житель Страны восходящего солнца не сможет приобрести машину, пока не предъявит справку об аренде индивидуального парковочного места. А это весьма дорогое удовольствие. Например, в Токио аренда заветного куска асфальта обойдется в 1000 долларов в месяц. Поэтому жители крупных городов предпочитают пользоваться общественным транспортом.
А вот где совсем не сложно купить новую машину – так это в Китае. Здесь сошедшая с конвейера малолитражка стоит 6-7 тыс. долларов. Такое авто могут себе позволить миллионы людей. Впрочем, есть одно «но». С покупкой долгожданного «железного коня» финансовые проблемы не заканчиваются, а только начинаются.
В разных странах объем двигателя автомобиля измеряется в литрах или кубических сантиметрах. 1 л = 1 000 куб. см
«Купить смогу, а содержать не смогу!»
Так говорят китайцы и… решают повременить с приобретением автомобиля. Ведь покупка транспортного средства – это только полдела. Его содержание тоже влетит в копеечку.
Например, в России на содержание машины при самом скромном раскладе уходит 3–3,5 тыс. долларов в год. В Европе эта цифра увеличивается в среднем в 2–3 раза. А, скажем, американец ежегодно вкладывает в свой автомобиль 20 000 долларов. Откуда же берется такая внушительная сумма? Тут уж у каждого государства свои причуды.
Меньше всего заморачиваются в США. Здесь еще в 1919 году пришли к упрощенной системе транспортного налогообложения. Не надо заполнять лишних квитанций, куда-то специально ехать, платить непонятные пошлины. Посетил заправку – и автоматически сдал скромный взнос на ремонт дорог и прочие нужды. Никакой бюрократии!
И все же, несмотря на упрощенную систему налогообложения, автомобиль в США – достаточно дорогая игрушка. Но в этом по большому счету виноваты сами граждане. Во-первых, американцы покупают многие вещи в рассрочку и основная часть денег уходит на платежи по кредиту. Во-вторых, экономичные малолитражки в этой стране как-то не прижились. Местные жители предпочитают авто внушительных габаритов и аппетитов. А это, понятное дело, совсем другие расходы.
Эксперты Немецкого института экономических исследований (DIW) пришли к выводу, что суммы налоговых автомобильных выплат хватило бы на обслуживание дорог целых четырех Германий. Однако снижать тарифы никто не собирается. Запас карман не тянет. Да и законопослушные немцы считают такую политику вполне справедливой.
По другую сторону океана все намного сложнее. Например, в Японии только прохождение ежегодного техосмотра обойдется в кругленькую сумму. Цена процедуры для небольшой малолитражки начинается от 1300 долларов! Кроме этого, необходимо заплатить транспортный налог. Правда, по местным меркам он не слишком высокий и напрямую связан с объемом двигателя и количеством вредных выбросов. Впрочем, жителей Страны восходящего солнца такая ситуация устраивает. Ведь все собранные средства направляются на финансирование перспективных разработок в сфере автомобилестроения. Как говорят сами японцы – мы платим за то, на чем будем ездить завтра.
А вот украинцы, напротив, весьма недовольны своей системой автомобильных налогов. Кроме разовых взносов при покупке автомобиля они выплачивают ежегодный транспортный сбор. Принцип следующий: чем выше мощность под капотом – тем больше гривен придется отдать. Причем неважно, используется машина ежедневно или весь год стоит в гараже.
В Беларуси на данный момент не существует транспортного сбора для физических лиц. Владелец платит только при покупке автомобиля и постановке его на учет. Остальные налоги включены в стоимость топлива. Подобная система «заливания денег в бензобак» используется и во многих других странах.
Штат Орегон, где впервые налог на автомобиль заменили сбором при покупке бензина, сейчас активно экспериментирует. Появление на американских дорогах экономичных малолитражек привело к падению налоговых сборов. Поэтому, по решению местных властей, автолюбители теперь платят не за купленное топливо, а за километры, которые проехали. А чтобы не возникало искушение «открутить» показания счетчика назад, машины контролируются с помощью систем глобального позиционирования. Правда, пока это нововведение является частным случаем.
В Англии, как и в Японии, значительной статьей автомобильных расходов становятся платные парковки. Например, в Лондоне час стоянки в центре обойдется минимум в 10 евро. Да и в других городах есть дорогие парковочные зоны. В остальном ежегодное содержание машины обходится британцам не намного дороже, чем французам (около 7000 евро в год).
А вот итальянец за содержание скромной малолитражки платит в казну около 3000 евро. Существенная часть этой суммы (от 700 до 1500) – обязательная страховка, размер которой зависит от водительского стажа. Также бьют по карману платные дороги (за сумму дорожного налога можно купить железнодорожный билет, чтобы проехать тот же маршрут).
Но это еще цветочки. В последние годы у европейцев появилась новая «фишка» – забота об экологии. И если автомобиль наносит вред окружающей среде – его владельцу придется раскошеливаться.
Любишь кататься – люби и саночки возить
Педантичнее всего к данному вопросу подходят немцы. Совсем недавно в разных землях налоги формировались индивидуально. Где-то выплаты были привязаны к габаритам и массе машины, где-то при регистрации автомобиля требовалось только указать номер банковского счета, чтобы власти сами могли с него снимать необходимые сборы.
Но в июле прошлого года Германия пришла к единому мнению. Теперь по всей стране водители платят налог как за объем двигателя (дизельные авто обходятся дороже), так и за количество выхлопных газов.
Причем за вредными выбросами СО2 немцы следят особенно тщательно. Допустимое количество – 120 граммов на километр. За каждый грамм сверх нормы придется отстегнуть 2 евро. Однако с 2012 года норма «бесплатных» вредных выхлопов в Германии будет неуклонно снижаться. Такие меры, по мнению чиновников, должны заставить людей приобретать экологически чистые автомобили.
«Французский поцелуй»
Во Франции нередко бросается в глаза плачевное состояние бамперов автомобилей. Объясняется это просто. Узкие улицы и большое количество транспортных средств вынуждает водителей располагать авто практически вплотную друг к другу. Как же выезжать со стоянки, если расстояния между бамперами исчисляется миллиметрами? Очень просто. Нужно немного оттолкать стоящую впереди машину. И все. Таким же образом можно «утрамбоваться» туда, где места для автомобиля не хватает. Вероятно поэтому в некоторых зонах запрещено оставлять машину с включенной передачей – чтобы можно было откатить.
Во Франции количество «бесплатных газов» почти в 2 раза больше – 200 граммов за километр. Но каждый лишний грамм вредных выбросов обойдется в 2 евро. А если объем выхлопов превышает 350 граммов на километр – готовьтесь заплатить еще в два раза дороже. Кроме того, для самых «грязных» авто введен дополнительный налог в 160 евро. Полученные средства идут на финансирование государственного Агентства по делам экологии и энергетического контроля.
Не менее сурово к загрязнителям воздуха относятся британцы. За удовольствие управлять дымящим и коптящим автомобилем придется заплатить 300 евро. Зато малолитражки пользуются на Туманном Альбионе заслуженной популярностью. Для владельцев машин с объемом двигателя меньше 1,1 литра годовой налог уменьшается на 55 евро.
В борьбе за экологию Италия также не отстает от своих соседей. Здесь размер налоговых сборов напрямую зависит от объема двигателя и количества вредных выбросов. Владелец автомобиля с двухлитровым двигателем должен заплатить примерно 185 евро в год.
Власти Испании полностью поддерживают общеевропейскую политику и пытаются стимулировать население покупать экологически чистый транспорт. В этой стране, как и в Германии, объем разрешенных выбросов в атмосферу равен 120 граммов на километр. А если машина не в состоянии показывать такой результат, при ее покупке придется заплатить в казну от 7 до 15% ее стоимости. Эта сумма может также увеличиться и в зависимости от возраста авто.
В Швеции 30% участников дорожного движения передвигаются на велосипедах, хотя по уровню жизни страна занимает одно из первых мест в мире.
Но впереди планеты всей в вопросах защиты окружающей среды оказалась Швеция. Здесь с 2011 года владельцев «зеленых» автомобилей планируется полностью освободить от уплаты транспортных налогов. При этом штрафные санкции для владельцев изношенных машин будут весьма внушительными. Эта мера призвана переориентировать население на современные технологии. А с 2030 года Швеция вовсе собирается вести запрет на такие привычные для нас виды топлива, как дизель и бензин. Страна уверена, что уже через двадцать лет сможет полностью перейти на альтернативные источники энергии.