Джайпур – достаточно молодой город по историческим меркам. Однако столица северного индийского штата Раджастан неизменно привлекает множество туристов своей необычной архитектурой, уникальными памятниками старины, невероятными контрастами, яркими праздниками и знаменитыми ремесленными традициями.
Основанный в 1727 году, четырехмиллионный Джайпур сегодня – один из самых быстроразвивающихся городов не только в Индии, но и во всем мире. Он по праву неоднократно назывался одним из лучших туристических городов Азии и входит в знаменитый классический «золотой треугольник Индии» наряду с Дели и Агрой, с которыми, к слову, соединен удобными железнодорожными и автомобильными маршрутами. Здесь действительно есть на что посмотреть.
Стоит лишь запомнить, что лето, когда дневная температура достигает 45 – 47 °C, – не лучшее время для посещения этого города в пустыне. С июля же по сентябрь в Раджастане наступает сезон дождей, так что оптимальное время визита сюда для европейцев, привычных к мягкому климату, – зимние месяцы.
Немного истории
Среди высоких холмов пустыни Тар в начале XVIII века повелел великий махараджа Джай Сингх II заложить новую столицу своего княжества Дхундхар, воистину красивейший и необычный город… Так могут начинаться легенды о Джайпуре – и так оно, собственно и было. Великий астроном и знаменитый воин, Джай Сингх был еще и прозорливым правителем. Приступая к планированию нового города, он не только проводил многочисленные консультации с лучшими архитекторами, лично согласовывал строительство, но и предварительно тщательно изучил традиционную ведическую архитектуру «васта». Именно ее канонам обязан Джайпур своей прямой строгой планировкой, разительно отличавшейся от большинства североиндийских городов того времени с их запутанными узкими улочками и хаотичным нагромождением разновеликих зданий и храмов. На момент окончания строительства основной части, которое продолжалось около 4 лет, архитектура новой столицы была поистине передовой и крайне необычной.
В итоге под жарким солнцем Индии встал великолепный семивратный Джайпур с дворцами и площадями – окруженный мощной крепостной стеной и разделенный на 9 прямоугольных жилых кварталов. 7 из них предназначались для простого населения, а 2 – для правящей верхушки.
Отдельно стоит упомянуть о том, откуда пошло название «розовый город». Изначально многие здания строились из местного песчаника, имевшего натуральный желто-розовый цвет. Позже же ворота и строения старого города стали специально подкрашивать. Почему и когда это сделали впервые – доподлинно неизвестно. Есть различные версии: то ли Джай Сингх стремился сделать свой город поистине сказочным и неповторимым, то ли отдавал должное великому божеству Шиве, который, как всем известно, предпочитает именно этот цвет. В общем, сложилась традиция время от времени подкрашивать город. Когда такое очередное колорирование в 1876 году совпало с визитом в Джайпур принца Уэльского, британцы-колонизаторы распространили новую версию, которая сегодня считается наиболее достоверной. Розовый цвет по индуистской традиции – цвет доброжелательства и гостеприимства, а значит, таким образом жители города демонстрировали посетителям королевских кровей свое радушие. Так это или нет, кто знает, но и по сей день примерно раз в десятилетие (или перед визитами высоких гостей) муниципальные власти города обновляют его жизнерадостную окраску на радость туристам.
Город чудес
Символом и главной знаковой достопримечательностью города является Дворец ветров – Хава-Махал, особенно его ажурный пирамидальный фасад, на фоне которого всенепременно фотографируется каждый турист.
Это великолепное здание было построено для королевского гарема в 1799 году. Когда-то из этих окон, сидя в узеньких комнатах, женщины могли наблюдать за городской жизнью, оставаясь невидимыми для прохожих – ведь о том, чтобы появиться на улице без паранджи, закрывающей лицо, они не могли и подумать. Видимо, дворец служил только для этих целей, поскольку его помещения невероятно маленькие и вряд ли могли использоваться в ином качестве.
5-этажный розовый (а скорее, бледно-оранжевый) дворец, богато украшенный резьбой, колоннами и росписями, имеет несколько сотен решетчатых окон и миниатюрных балкончиков с арочными карнизами, каждый из которых когда-то был предназначен для одной из жен или наложниц махараджи. Именно эти многочисленные окошки, превращающие фасад в некое подобие пчелиных сот, позволяют воздуху свободно циркулировать в помещении – отсюда и пошло название дворца.
Городской дворец, расположенный практически в центре столицы и занимающий чуть ли не седьмую часть огороженной стеной площади мегаполиса – следующий пункт в записных книжках туристов. Возведенный в 1729 – 1732 годах и подвергшийся позднее многочисленным достройкам, он столетиями служил резиденцией махараджам Джайпура. Великолепный образчик смешанной раджпутско-могольской архитектуры и сегодня является домом для королевской семьи. Впрочем, жилые покои дворца тоже доступны для посещений, хотя лишь частично и за большие деньги. Жилище махараджей на самом деле представляет собой целый комплекс дворцов, соединенных террасами и коридорами, храмов (один из которых, сикхский, до сих пор действующий), садов, крытых галерей и обширных открытых площадок, превращенных большей частью в музейные помещения. Великолепные коллекции оружия, одежды, ковров и тканей, живописных полотен, редких рукописей – для подробного изучения всех сокровищ Городского дворца не хватит и недели. Всем посетителям обязательно с гордостью демонстрируют пару серебряных сосудов, занесенных из-за своего гигантского размера в «Книгу рекордов Гиннесса». Когда-то эти емкости невероятной величины были изготовлены специально для транспортировки священной воды Ганга из Индии в Англию. Роскошные интерьеры помещений – еще одна, совершенно самостоятельная достопримечательность дворцового комплекса. Декоративная плитка, цветочные каменные и зеркальные мозаики и разукрашенные барельефы на стенах, ажурные решетчатые окна, многочисленные резные балкончики, фрески даже на потолках – перечислять разнообразные элементы декора можно бесконечно. Отдельным памятником архитектуры являются и богато украшенные резьбой и узорами главные ворота-арка 15-метровой высоты, ведущие к дворцу с городской улицы.
Нельзя пройти и мимо Джал-Махал, Водного дворца, расположенного прямо посреди искусственного озера. Живописное, светлое 5-этажное здание смешанной раджпутско-могольской архитектуры было выстроено для летнего отдыха правителей. По некоторым сведениям, изначально дворец возводился на суше, посреди холмистой низины, которую позже затопили, обеспечив городу и всем окрестностям постоянный источник воды для орошения полей в засушливом климате. В зависимости от уровня воды (в сезон дождей он резко поднимается, а в засуху может значительно понизиться) над поверхностью озера видны иногда пара, а иногда и все пять этажей дворца. Джал-Махал неоднократно реставрировался и сегодня закрыт для посещений, однако и со стороны представляет собою крайне живописное зрелище, особенно в пору цветения гиацинтов.
Старинная обсерватория Джантар-Мантар, построенная в 1728 году в Старом городе, – национальный памятник, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Джай Сингх возвел еще 4 схожих сооружения в других городах, но джайпурское является крупнейшей в мире каменной обсерваторией. Джантар-Мантар представляет собой площадку с набором старинных статических архитектурных астрономических инструментов. Среди них 27-метровые солнечные часы, гигантские мраморные астролябии, приборы для расчета благоприятного времени важных событий, уникальные схемы определения положения светил и созвездий. Даже если вы не астроном-любитель, а просто любопытствующий турист, эта каменная лаборатория для наблюдения за небесными светилами не оставит вас равнодушным.
Что еще можно посмотреть в Джайпуре? Да массу всего интересного. Многочисленные храмы и целые храмовые комплексы – от старинных полуразрушенных до вполне новеньких, с иголочки. Не забывайте только, что перед входом в любой вы должны будете снять обувь и верхнюю одежду, оставив их у порога. В туристический минимум обычно включают комплекс Галтаджииз, возведенный из розового песчаника, с бассейнами для омовения с целебной водой, храм-дворец Бирла, белоснежный и очень нарядный, резной храм Лакшми-Нараян с ухоженным парком. В этом же списке – ступенчатый колодец Чанд Баори, прямоугольное каменное сооружение глубиной почти в 20 м, чьи стены, составленные из ступеней-террас, украшены статуями божеств. В зависимости от сезона уровень воды в нем значительно повышается и понижается. Здесь же – музей Альберт Холл в индо-сарацинском стиле, старейший в городе, с богатой коллекцией произведений искусства, а также смотровая башня-минарет Сварга Сулл, построенная в середине XVIII века, с которой открывается отличный вид на город. Не обойдите вниманием и ремесленные дома, где можно приобрести все, чем славится Раджастан – от шелковых сари и тончайших пашмин до кованых сувениров и, разумеется, великолепных ювелирных изделий с драгоценными камнями.
Твердыни на гребнях холмов
Главными диковинками в шаговой доступности от Джайпура несомненно, являются его форты – огромные величественные комплексы дворцов и защитных сооружений.
Форт Амбер в 11 км от северной границы города среди туристов знаменит в первую очередь подъемом на слонах ко входу во дворец. Удовольствие, вообще говоря, сомнительное: сперва отстоять огромную очередь, отбиваясь от назойливых торговцев сувенирами, а затем, заплатив немалую сумму, 10 минут в паре с другим таким же жаждущим впечатлений путешественником протрястись наверх, сидя боком в люльке на спине могучего животного. В конце прогулки ушлый погонщик без стеснения стребует с вас еще дополнительную денежку – на корм слону. И отправится вниз, вставать снова в эту бесконечную живую карусель.
Сам же Амбер, чье строительство приходится на конец XVI века, без всяких преувеличений великолепен. Советуем отправиться туда рано утром или поздно вечером – когда толпы туристов заметно редеют и наслаждаться видами можно без дополнительных опций вроде постоянного разноязычного гама и вспышек фотоаппаратов, когда за людской массой и не разглядеть сами достопримечательности. А вечером дворцовый комплекс еще и подсвечивается разноцветными огнями, постоянно меняющими цвет и интенсивность – зрелище незабываемое!
Вообще Амбер – настоящий небольшой город со своими роскошными храмами и дворцами, бывший в свое время даже столицей могущественного раджпутского клана, пока ее не перенесли в новопостроенный Джайпур. Расположен он на высокой скалистой гряде холмов и производит неизгладимое впечатление как изнутри, так и своим внешним видом, особенно если смотреть от подножия гряды с берега озера. Мощные крепостные стены из красного песчаника и изящные дворцы из белого резного мрамора, смешение индуистской и мусульманской архитектуры, бесчисленные красочные многофигурные росписи, фрески и мозаики, уютные сады и мрачноватые храмы, мраморные скульптуры и зеркальные стены, узкие лестницы и роскошные крытые террасы, колонные залы и широкие площади – описать все великолепие Амбера просто нереально, это надо видеть своими глазами.
Форт Джайгарх, «крепость славы» – это, собственно, фортификационное сооружение Амбера, соединенное с ним помимо наружной дороги еще и подземным ходом. Добраться до форта можно за полчаса пешей прогулки вверх по крутому склону, что осиливает не каждый турист, поэтому там гораздо малолюднее, чем во дворцах Амбера. Добравшиеся же будут вознаграждены в первую очередь умопомрачительными видами на расстилающиеся далеко внизу Джайпур и Амбер, зеленые холмы и искусственные озера. Сам комплекс площадью примерно в 3 кмІ представляет собою переплетение мощных крепостных стен с узкими бойницами и караульных помещений, несколько небольших музеев с оружием, монетами, фотографиями и храмов, а также маленьким садом. В форте, бывшем некогда артиллерийским центром штата, находится еще одна знаковая достопримечательность – гигантская колесная пушка Джайвана, самая большая в Азии. Для ее транспортировки была нужна целая слоновья упряжка, но стреляло это орудие за свой век всего единожды.
Полуразрушенный ныне форт Нахагарх расположен с другой стороны высоких холмов, всего в 6 км от Джайпура и представляет собой небольшую крепость, завершавшую мощное кольцо обороны города.
Помимо вышеописанных фортов в окрестностях столицы можно также посетить мраморные кенотафы махараджей, несколько красивых общественных садов, Храм обезьян и форт Моти Дунгри, переделанный в шотландский дворец. Правда последнее сооружение находится в частном владении, так что стоит ли ехать туда, чтобы просто полюбоваться на небольшое строение издалека, решать вам.
Праздник каждый день
Если архитектурных и природных достопримечательностей вам недостаточно для интересной поездки, обратите внимание на фестивали и праздники, которые проходят в Джайпуре с большим размахом.
В середине января, 14 числа, можно попасть на Фестиваль воздушных змеев. Переход солнца в Северное полушарие индусы отмечают увлекательнейшим действом, запуская тысячи бумажных змеев всех цветов и размеров. А вечером небо над всем городом расцвечивают великолепные фейерверки.
В конце февраля – начале марта путешественников ждет грандиозный Слоновый фестиваль. Сотни огромных животных, богато наряженных и разукрашенных, торжественно шествуют по городу, восхищая всех окружающих. Слон – важное животное в индийской истории и мифологии, символ королевской власти и богатства, настоящий помощник как в быту, так и на поле боя. Разумеется, боев серых гигантов, как в древности, вы не увидите, зато можете насладиться конкурсом костюмов, слоновьим поло на старом стадионе, выступлением дрессированных слонов, скоростными бегами этих животных и даже уникальным номером – перетягиванием каната между ними и всеми желающими.
На период между февралем и мартом (каждый год в новую дату, привязанную к полнолунию) приходится и фестиваль Холи – местный праздник встречи весны. Пожалуй, это один из самых известных европейцам здешних фестивалей, и уж точно самый красочный из них. Проводится он практически во всех районах страны, и Джайпур – не исключение. Бесшабашную традицию осыпать в этот день всех вокруг разноцветными порошками уже успешно переняли многие города далеко за пределами Индии. А кроме этого вас ждут народные танцы и песни, разжигание ритуальных костров и многочисленные конкурсы и ритуалы, различные в каждой области.
В марте же проходит и фестиваль любви Гангаур, посвященный идеальному браку бога Шивы и его супруги Парвати. В эти дни девушкам положено изысканно наряжаться, молиться о счастливом замужестве и здоровье всех членов семьи, а также заниматься ритуальным проращиванием семян ячменя в пепле. Верующие в эти дни питаются всего раз в день, но туристов это, конечно же, не касается. Их привлекает удивительное разнообразие роскошных женских нарядов и богатейших украшений во время красочных шествий с песнопениями. Самым ярким считается вечернее шествие девушек с огненными сосудами на головах.
«Женский» фестиваль Тидж приходится на сезон муссонов и отмечается в августе, и посвящен он все той же супружеской паре богов. Незамужние девушки в этот день стараются получить благословение богини, изо всех сил наряжаются, разукрашивают тела замысловатыми узорами из хны, надевают лучшие украшения. Те, кто уже просватан, получают от будущей родни богатые подарки и сладости. Замужние женщины молятся о здоровье мужей. И те, и другие, и третьи возносят молитвы, поют ритуальные песни и гимны, качаясь на особых качелях, а также участвуют в торжественных шествиях верблюжьих и конных колесниц, сопровождающих путешествие изваяний богини по городу.
Разумеется, на всех этих праздниках для туристов предусмотрено множество услуг и дополнительных мероприятий – от сувенирных магазинчиков и лавок ремесленников до театральных и музыкальных выступлений.
Город контрастов
Конечно, не все так безоблачно и нарядно даже в «розовом городе». Индия – страна контрастов, и в Джайпуре они видны очень отчетливо. Город перегружен людьми и транспортом – особенно хорошо понимаешь это, лавируя на открытом тук-туке (моторикше) в часы пик. Наряду с великолепием исторических памятников, шикарных магазинов и дорогих отелей здесь есть и по-настоящему нищие кварталы – с горами мусора прямо на дорогах, в которых роются десятками священные коровы и тощие собаки, с полуразрушенными и ободранными зданиями, с беспризорными детьми, выпрашивающими милостыню… Рядом со строящимся метро или широкими автомагистралями все так же по старинке грохочут самодельные телеги, запряженные верблюдами. Туристов в хлебных местах ожидают не только доброжелательные гиды, свободно говорящие по-английски, но и толпы попрошаек, местные цыгане, исключительно навязчивые торговцы с полными руками дешевой ерунды. Даже на территории храмов и дворцов, куда вы вроде бы оплатили полноценный билет, из вас будут настойчиво и откровенно пытаться вытянуть дополнительные деньги местные работники – за фотографию в стилизованном костюме, за то, что они подержали ваш фотоаппарат (во время посещения некоторых мест их принудительно отбирают), указали дорогу к некой конкретной достопримечательности или помогли сесть на слона… Кто-то брезгливо поморщится, кто-то сочтет все вышеописанное неотъемлемой частью колорита настоящего восточного города – как всегда, каждому свое.