Российская Федерация и Республика Беларусь
как субъекты европейской интеграции
1. Глобализация мировой политики и экономики в качестве объективной тенденции и многоуровневого социального стимула находит свое выражение в процессах европейской интеграции. Ее стратегическая задача – создание трансграничной системы партнерства и сотрудничества на основе координации национальных экономик и правовых норм при строгом уважении фундаментальных принципов современного международного права (норм jus cogens) и Устава ООН.
Европейская интеграция формируется и обеспечивается политической волей и практическими действиями государств, международных организаций, обладающих правосубъектностью, другими факторами, выполняющими компетентно и легитимно, с согласия, прежде всего, государств – суверенных образований — конкретные функции в евроинтеграционном пространстве (ТНК, банки, административные единицы, иные юридические лица).
Активными участниками строительства европейской интеграции в персональном качестве и в статусе субъекта с объединенным (по согласованию воль) потенциалом являются Российская Федерация и Республика Беларусь.
2. В соответствии с международным правом и собственным конституционным законодательством Россия и Беларусь образовали интеграционный комплекс взаимоотношений, который отличается высокими количественными и качественными показателями. Новые проекты, разрабатываемые в России и Беларуси, например белорусский Парк Высоких Технологий или российский по созданию специальных экономических и технико-внедренческих зон, объективно усилят объемы и глубину интеграции.
Эта интеграция, безусловно, имеет как двустороннее, так и многостороннее (общеевропейское) прикладное применение. Она органично касается, а по ряду направлений и прямо связана с другими формами европейской интеграции. Среди них – сотрудничество 25 стран в рамках Евросоюза, работа ЕС и РФ по созданию общего европейского экономического пространства, проект четырех государств – Беларусь, Казахстан, Россия и Украина – по единому экономическому пространству и др.
Российско-белорусский диалог в сфере интеграции (промышленность, энергетика, космос, наука, технологические инновации, международное правотворчество, экология, торговля, культура и т.д.) характеризуется самоопределением и самоидентификацией. Он обладает рядом важных признаков, в число которых входит развивающаяся совокупность целей и задач, политически признанная сторонами, современная нормативная (национальная и международно-правовая) база, адекватные решаемым проблемам организационные формы и механизмы. Все это в целом позволяет позитивно оценивать достигнутый уровень взаимопонимания и взаимодействия сторон, говорить о перспективах его прогрессивного развития с ориентацией на триаду интересов — персональных (России и Беларуси), их согласованных, общих в двустороннем формате и, наконец, корпоративных, в рамках, например, СНГ, ОБСЕ, ООН, ВТО и др.
3. Активно осваивая интеграционное (прежде всего экономическое) пространство сотрудничества, Россия и Беларусь совершенствуют свой государственный статус, овладевают современными методами управления, обеспечивают устойчивое развитие своих стран перед вызовами и угрозами XXI века.
Как международные личности (члены ООН, участники многих международных конвенций и соглашений, конференций и форумов, носители договорной праводееспособности, субъекты морально-политической и юридической ответственности, признающие и соблюдающие императивные нормы международного права), Российская Федерация и Республика Беларусь посредством инструментов внешней политики, двусторонней и многосторонней дипломатии вносят заметный вклад в укрепление и развитие европейской интеграционной безопасности, регионального (субрегионального) экономического порядка, обеспечение равноправия различных форм собственности и принципов современного хозяйствования, экономической дипломатии, в том числе в рамках межправительственных организаций и структур экономического профиля, институтов международного права, связанных с европейской и мировой интеграцией, а также международно-правового сознания в условиях глобализации. Эта линия поведения весьма позитивна, реальна, обладает значительным ресурсом влияния на европейскую интеграцию и поэтому требует политической и материальной поддержки со стороны органов власти России и Беларуси, а также их совместных международных институтов, созданных в рамках строительства Союзного государства. В числе основных приоритетов и векторов интеграционного взаимодействия России и Беларуси, имеющих, вне всякого сомнения, общеевропейский характер, находятся такие вопросы, как информация, инновационные технологии, энергетика, транспорт, технические стандарты, образование и наука, сближение и гармонизация законодательства, создание еврорегионов, экология, туризм и др.
4. Результативный и перспективный характер интеграционного сотрудничества России и Беларуси требует постоянного и эффективного мониторинга со стороны законодательной и исполнительной власти каждого государства, разработки и реализации программ кадрового, организационного, юридического обеспечения интеграции. В целях ее оптимизации требуется также соответствующая политическая и дипломатическая поддержка. Она особенно актуальна в связи с фактами дискриминации Беларуси, применения в отношении нее инструментов своего рода европейской «маргинализации», сокращения ее присутствия в международных структурах, использования применительно к России и Беларуси «двойных стандартов» (см. резолюции Европарламента), антидемпинговых процедур (КЕС) и т.д.
Сегодняшняя атмосфера в европейских делах, кризис ряда международных институтов (Европейский Союз), трудности функционирования Совета Европы, ОБСЕ и, вместе с тем, неотложность регулирования глобальных проблем современности требуют в рамках европейской безопасности, европейской интеграции соблюдения принципов универсальности, неделимости мира и безопасности, уважения государственного суверенитета и обязанности сотрудничества. Российская Федерация и Республика Беларусь как европейские игроки выступают именно за такой императивный подход. Они вправе рассчитывать на адекватное поведение в отношении себя и со стороны других субъектов европейской и мировой политики.
С учетом сказанного целесообразна подготовка совместной (Россия—Беларусь) Программы содействия европейской интеграции. Ее элементы – разработка международно-правовых и дипломатических инициатив, ратификация Соглашения Евросоюза и Беларуси (1995 год) о партнерстве и сотрудничестве, подключение Беларуси к процессам выполнения четырех «дорожных карт», принятых на московском Саммите Россия–ЕС (май, 2005 год), возобновление действия в Беларуси программы ТАСИС, более активная работа отдельных международных структур – ЕБРР, ЕИБ, МВФ на территории Беларуси, формирование новых (региональных) форм взаимодействия России и Беларуси с государствами — членами ЕС (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Германия), например, в сфере приграничного сотрудничества, строительства еврорегионов, по тематике Калининграда, внесение вопроса об отношениях с Евросоюзом, СЕ, ОБСЕ в повестку внешнеполитических и дипломатических консультаций Российской Федерации с Республикой Беларусь, в том числе и по линии межпарламентского диалога.
Исходя из значения политико-правового, социально-экономического, гуманитарного и научно-технического сотрудничества европейских стран с интеграционным комплексом, который в качестве специфического субъекта международных отношений формируют Россия и Беларусь, целесообразно в рамках государственной и многосторонней дипломатии заинтересованных европейских стран также подготовить и осуществлять соответствующие планы взаимодействия с ним. Так, совершенно очевидно, что многопрофильная программа действий могла бы быть у Европейского Союза, его отдельных структур. Она должна касаться как двусторонних (ЕС—Россия, ЕС—Беларусь), так и коллективных (в формате «3») отношений.
Наконец, есть еще один аспект повышения эффективности европейского участия России и Беларуси в международной интеграции. Речь идет об их национальных государственных программах совершенствования международного потенциала через освоение пространства демократии, рыночной экономики, конкуренции, принципов правового государства.