Понятие «техносфера» прочно вошло в обиход современных людей. И даже больше: априори принято считать, что едва ли не каждый человек стремится к использованию технических новинок, количество которых растет с каждым днем. С одной стороны, подобное поведение навязывают нам традиции общества потребления, согласно которым именно окружение себя новомодными гаджетами позволяет сделать свою жизнь лучше, проще и счастливее. И многие действительно с этим соглашаются. Но с другой стороны, есть немало людей, по той или иной причине решивших бросить вызов общественному мнению и выбравших для себя и своих соратников иной и не всегда понятный сторонним наблюдателям образ жизни.

Территория тишины

                В середине ХХ века расположенное к западу от Вашингтона в штате Западная Виргиния поселение Грин-Бэнк и подумать не могло, что станет этакой тихой гаванью для людей, бегущих подальше от прелестей техногенного общества. Изначально территория площадью около 33 тыс. кмІ была обособлена Федеральным агентством связи США, и это решение преследовало вполне конкретные цели – создание условий работы для научных и военных телескопов.

Собственно, там и сейчас располагается один из них – крупнейший в мире полноповоротный параболический радиотелескоп Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO), запущенный в 2000 году. Габариты у него действительно внушительные – диаметр зеркала равен 100 м, площадь зеркала антенны – 7854 мІ, высота – 148 м, а вес – 8,5 тонн. И более того, этот радиотелескоп можно направить в любую точку на небе, обеспечив точность, превосходящую одну тысячную градуса. Рядом с телескопом располагается здание контроля, в котором разместились центральный управляющий компьютер, записывающее устройство и множество другого оборудования, с помощью которого полученные данные обрабатываются и систематизируются.

Получаемая телескопом из Грин-Бэнка информация – это радиосигналы, которые излучают галактики и космические тела. И собранные за время его работы данные уже внесли значительный вклад в ряд научных открытий. Например, позволили подтвердить гипотезу о том, что Млечный путь расположен в сверхскоплении галактик под названием Ланиакея. А кроме того, помогли к 2014 году составить первую трехмерную карту Ланиакеи, состоящей приблизительно из 100 тыс. галактик и имеющую диаметр около 500 млн. световых лет.

                Казалось бы, подобное место должно стать Меккой для поклонников технического прогресса. Ведь именно здесь, во многом, создается база для новых открытий и даже прорывов в науке и технике. Да и все вокруг является яркой демонстрацией уровня развития инновационных технологий. Но дело в том, что телескоп чувствителен к любым, самым минимальным излучениям. Настолько, что даже микроволновая печь, которая, по утверждениям сотрудников, все же имеется в столовой научного фонда Грин-Бэнка, находится в специальном, не пропускающим волны помещении.

                Еще в 1998 году австралийские астрономы с помощью знаменитого телескопа, находящегося в Обсерватории в Парксе (штат Новый Южный Уэльс), получили загадочные сигналы, которым было дано название «перитоны». На их изучение, а также поиск источника ученые потратили почти 17 лет. Ответ был найден совсем недавно. К сожалению многих, представители внеземной цивилизации были здесь совсем не при чем – генератором «перитонов» оказались микроволновые печи, в которых сотрудники время от времени разогревали свою еду.

                Правда, подозрения о том, что источник сигналов имеет земное происхождение, у ученых были и раньше. И когда с помощью нового передатчика они смогли определить частоту сигнала – 2,4 гигагерц, что соответствует частоте, на которой работают микроволновки, модули Wi-Fi, 4G-модемы и ряд других устройств, – подозрения только укрепились. Ряд тестов и экспериментов, проведенных в начале 2015 года, позволил выяснить, что телескоп (при определенном положении антенны) улавливал «перитоны» в тот миг, когда кто-то открывал дверцу работающей СВЧ-печи. «Вывод из этой истории таков: не используйте микроволновки рядом с радиотелескопами!» – написал в своем Twitter один из астрономов.

                К слову, Австралия совсем скоро обзаведется своей «Зоной молчания». В западной части страны активно ведутся работы по возведению нового телескопа. И, по словам местных ученых, это будет «самое тихое и спокойное место для астрономических работ, которое только можно найти на Земле». Завершение работ намечено на 2016 год.

                Так что на всей обособленной территории, которая получила название «Зона молчания» или «самое тихое место в США», законодательно ограничено использование любой техники, излучающей электромагнитные волны. А в самом Грин-Бэнке действует полный запрет на радио, телевидение, мобильную связь, беспроводной Интернет, микроволновые печи и даже бензиновые двигатели, так как свечи зажигания тоже создают помехи. За соблюдением строгих правил неукоснительно следят сотрудники Национальной радиоастрономической обсерватории, ежедневно патрулирующие поселение и его окрестности на фургоне, оборудованном специальными датчиками. Такая щепетильность объясняется просто: чаще всего улавливаемые телескопом сигналы настолько слабы, что стоит в радиусе его действия появиться любому другому средству связи, как созданные им помехи полностью лишат телескоп качественного приема. И именно отсутствие электромагнитных волн привлекло в «Зону молчания» первых поселенцев, никак не связанных с научными исследованиями.

                В Грин-Бэнк потянулись люди, страдающие электромагнитной сверхчувствительностью. Всемирная организация здравоохранения, правда, не признает этот феномен болезнью, но опросы показывают: от 2 до 5% европейцев и американцев считают, что излучение от электроприборов, беспроводных и электрических сетей вызывает у них боли, тошноту, учащенное сердцебиение и другие побочные эффекты. Сами пациенты уверены, что все эти симптомы тесно связаны именно с электромагнитными волнами.

Феномен известен уже более 15 лет, однако пока ученые не могут дать точного объяснения его природе. А люди просто ищут для себя выход, и некоторые нашли спасение в Грин-Бэнке. Поселение, конечно же, не разрослось до многотысячного города – здесь проживает около 200 человек, любящих пошутить, что они добровольно застряли в прошлом. Своего «соседа» и причину появления «Зоны тишины» они ласково называют «Большой штуковиной». В остальном же живут обычной, размеренной жизнью – работают, отдыхают и даже вступают в брак. А когда у них интересуются, не скучают ли они без некоторых благ цивилизации, с улыбкой отвечают: «Нам нравится, что люди здесь не спрашивают друг у друга номер телефона, пароль от интернета или имя в соцсети. В отличие от многих других мест, в Грин-Бэнке люди знают, кто их соседи и как их зовут. Здесь еще сохранилось общение между людьми».

Зеленый свет

                Попытки создания идеального, с точки зрения автора, если не общества, то хотя бы сообщества принято называть утопиями. Причем необходимо отметить одну крайне важную деталь – искреннюю веру создателя в безупречность предложенной им модели. И хотя о них чаще можно прочесть в романах писателей-фантастов или на страницах философских трактатов, все же были и остаются те, кто стремится воплотить свои мечты в реальном мире.

                Говоря об утопиях, существовавших лишь «на бумаге», исследователи традиционно выделяют два основных типа – технократический и социальный. В первом общественные проблемы решаются ускорением научно-технического прогресса; во втором – изменением людьми собственного социума. Логично, что на практике гораздо более популярной и хотя бы относительно выполнимой оказалось попытка создания именно социальных утопий.

Причем подобное явление не детище нашего времени – своими корнями оно уходит глубоко в историю. Как минимум, к рубежу XVIII–XIX столетий. Однако утописты ХХ века не только впитали в себя идеи и опыт своих предшественников, но и развили их до появления нового типа – экологического. У него уже даже есть самостоятельное название – экотопии. Авторы и последователи данного движения ратуют за создание экообщин, объединение городов и деревень в экополисы, а также за полный отказ от какой бы то ни было общественной иерархии. С их точки зрения, человечество может найти спасение только в фундаментальном повороте всего своего развития – то есть отказе от пути, пройденного историей современных технологий и социума. Создатели экотопий уверены: концентрация людей и ресурсов в гигантских индустриальных предприятиях и городах, разделение города и деревни, бюрократический контроль над гражданами, стремительно развивающееся общество потребления – все это ведет современную цивилизацию к гибели.

Идея строительства экополисов – городов, которые будут созданы при помощи экотехнологий, наносящих минимальный ущерб окружающей среде – даже привела к появлению новой архитектурной концепции, получившей название аркология. Ее основные принципы провозгласил итало-американский архитектор Паоло Солери. Он же, в числе первых, решился воплотить теорию на практике.

В 1956 году он приобрел участок земли в центральной части Аризоны (США). К 1969-му – разработал проект, а в 1970 году в 110 км от города Финикс, на высоте 1130 метров, началось строительство города Аркозанти. Своим экспериментом Солери хотел показать всему миру, как можно минимизировать разрушительное воздействие людей на природу. Целью Аркозанти стало исследование концепта аркологии, соединившей в себе архитектуру и экологию. По замыслу своего создателя, экополис должен был занять как можно меньше места – а значит, здания возводились большие, многоуровневые и хорошо спланированные. Аркозанти стремился совместить в себе все функции города, но в то же время остаться частью природы, минимально используя ее ресурсы.

Аркозанти существует и по сей день, продолжая развиваться. У него даже есть свой официальный сайт. Население экополиса варьируется в пределах 50–150 человек, хотя изначально предполагалось, что здесь будет проживать около 5 тыс. Сейчас в городе насчитывается 13 главных зданий – каждое в несколько этажей высотой. Однако в генеральном плане есть пункт о массивном комплексе «Аркозанти 5000», который будет существенно выделяться на фоне остальных построек. К слову, город пользуется популярностью – ежегодно сюда приезжают десятки тысяч путешественников.

На фоне Арконзати другие проекты экопоселений выглядят не такими масштабными, но от того не менее интересными. Чего стоит одна лишь община Финка Беллависта в тропическом лесу Коста-Рики – уникальная экологическая деревня, все дома которой находятся на деревьях. Обычных строений с фундаментом здесь просто нет. Основополагающим для детища Матео и Эрики Хоган – супружеской пары из Колорадо, которая влюбилась в Коста-Рику – стал принцип невмешательства: ничего не вырубать, не перекапывать и не разрушать. В Финка Беллависта предлагается просто жить среди крон деревьев-великанов, наслаждаясь красотой окружающей природы – кроме удивительных пейзажей тропического леса, тут можно, например, можно полюбоваться водопадами или реками. Ближайший населенный пункт находится на расстоянии приблизительно в полторы мили. Члены общины любят дикую природу и ценят уединение, но и не отказывают себе в удовольствии совместного отдыха. Питаются они также вместе, а вся еда выращивается прямо на территории поселения. Есть в Финка Беллависта и одно электрифицированное сооружение – базовый лагерь. Запретов на мобильную связь или использование Wi-Fi не существует.

Никакой особой идеологии у общины, по сути, нет, так что стать ее членом может практически каждый, готовый примерить на себя предложенный образ жизни. Сразу строить свой домик на дереве не обязательно, хотя доступные для продажи участки имеются. Для начала можно ограничиться, например, арендой комнаты. Только стоит понимать: несмотря на то, что цены за ночевку здесь не уступают стоимости номера в европейском отеле в историческом центре города, никаких удобств и услуг туристам здесь не предложат. Также стоит учесть, что дождь в тропическом лесу, конечно, возможен в любое время года, но примерно с июня по ноябрь наступает по-настоящему «мокрый сезон». Так что свой визит лучше планировать на период с середины декабря по конец мая.

                Нередко жителей экопоселений воспринимают как современных последователей некогда популярного в молодежной среде движения хиппи. Однако разница между этими людьми огромная. Стоит понимать, что сторонники экотопий не отрицают важности научного прогресса или экономической составляющей общества. Они не пропагандируют полный отказ от технических разработок, но указывают на те минусы, которые, с их точки зрения, имеет современный мир. А кроме того, стремятся привлечь внимание человечества к существующим экологическим проблемам.

                В концепции экообщин большое внимание уделяется экотехнологиям – то есть технологиям, которые будут развиваться по принципу многосторонней применимости и станут использовать энергию природы (солнце, ветер, приливы, отливы, силу рек, разницу температур). Все это необходимо для того, чтобы снабжать экодеревни и экополисы экологически чистыми материалами, решить проблему переработки отходов и т.д.

                Но конечная цель экотопий многим видится даже не в этом. Считается, что новый формат отношений между людьми и природой позволит человеческому обществу постичь себя как экосистему. А это станет основой для решения и устранения возрастных, гендерных, национальных и расовых проблем и конфликтов.

Австралийское поселение Кристал Уотерс или шотландский Файндхорн на фоне Финка Беллависта выглядят не столь экзотично, но заботятся о сохранении экосистемы Земли еще более рьяно.

Экодеревня Кристал Уотерс официально сформировалась в конце 1980-х, однако первые жители появились там еще раньше. Поселение, знаменитое своей кристально чистой водой и мягким климатом, занимает территорию в 259 га, примыкающую к Национальному парку Конондейл Рендж. Жизнь и работа в Кристал Уотерс основаны на идеях пермакультуры. Так называется подход к экологии и сельскому хозяйству, пропагандирующий уход от современных технологий и стремление создать экосистему, максимально близкую к существующим в природе.

Файндхорн своим возникновением обязан благотворительной организации, созданной еще в начале 1970-х и продвигающей образ жизни в полной гармонии с природой. Одним из результатов работы активистов стала одноименная экодеревня, жители которой стремятся минимизировать свое воздействие на окружающий мир и экспериментируют с самыми различными идеями – от экологической архитектуры до «живых машин», извлекающих из отходов питьевую воду. Не брать от природы больше, чем нужно для жизни – один из основополагающих принципов Файндхорна. Организация продолжает продвигать свои идеи по всему миру, ведет образовательную деятельность, участвует в разработке проектов по восстановлению окружающей среды. По данным независимого исследования, Файндхорн был признан самым экологичным поселением в цивилизованном индустриальном мире на настоящий момент.

Верность традициям

                Но есть в современном мире и те, кто просто уверен: им с прогрессом совсем не по пути. И нередко причиной верности древнему укладу жизни, который вели еще деды и прадеды, становятся религиозные убеждения. Отказ от использования технических новинок обычно является одним из проявлений принятого в таких сообществах образа жизни – максимально простого, а порой даже аскетичного. Подобное чаще характерно для представителей наиболее консервативных направлений (или ответвлений) того или иного религиозного движения, считающих, что однажды созданные правила не могут быть изменены, как бы ни менялся окружающий мир.

                Однако есть и другая категория людей, считающих техносферу не просто вредной, но и едва ли не губительной для личности. По крайней мере, для личности творческой. Не меньшим врагом они считают, к слову, и навязываемые людям искусства принципы капитализма.

Именно благодаря людям с такими взглядами еще на заре ХХ века в американском штате Делавэр появилась удивительная деревня Арден. Задуманная скульптором Фрэнком Стивенсом и архитектором Уиллом Прайсом как уникальный арт-проект, где каждый житель платил бы лишь «единый налог на землю» и был бы освобожден от каких-либо других налогов, деревня привлекла к себе немало музыкантов, художников, писателей, философов. Параллельно создатели продвигали мысль о благе сельской жизни, свободе от давления общества и радостях независимого ни от кого труда. Мол, только в таких условиях и может раскрыться и развиться творческий потенциал.

Местечко быстро стало популярным – если вначале люди приезжали сюда, чтобы провести отпуск, то со временем многие перебирались в Арден навсегда. Небольшое поселение развилось до полноценной коммуны, в которой даже появилась внутренняя экономика, основанная на продаже ремесленных изделий через местный магазин. Тем более что и туристы не заставили себя ждать. Одна из причин – желание своими глазами увидеть уникальную архитектуру деревни. Практически все дома здесь созданы в духе традиционного английского Средневековья. К слову, коммуна счастливо дожила до наших дней и сейчас насчитывает около 400 жителей, а сама деревня Арден теперь официально является национальной достопримечательностью США.

                На главном гавайском острове, в 50 км от города Хило, расположилась коммуна для любителей йоги и медитации. Ее жители придерживаются принципов бескорыстного служения другим и считают, что все свои силы необходимо вкладывать в духовное развитие и ни в коем случае не растрачивать их на достижение материальных благ. И уж тем более не тратить время на телевидение, Интернет или разговоры по сотовому телефону.

                Желание не отвлекаться на техногенный мир и направить все силы на саморазвитие привело и к созданию поселения Даманхур в Северной Италии. Свое название оно получило в честь одноименного города в Древнем Египте. Взгляды даманхурцев сочетают в себе принципы нескольких религиозных учений, и к настоящему моменту многие воспринимают коммуну как некую школу. Она даже имеет несколько центров-представительств по всему миру. Последователи называют Даманхур «коллективной мечтой, трансформированной в реальность благодаря творческой силе позитивного мышления».

                Но как бы то ни было, даже те, кто говорит о негативном влиянии техносферы на человека, крайне редко декларируют свой полный отказ от благ цивилизации. Гораздо чаще они призывают к их разумному использованию. Одни акцентируют внимание на необходимости разработки технологий, которые не только не будут наносить вред природе, но и смогут восстановить уже причиненный ей ущерб. Другие, по сути, напоминают о важности человеческой личности, ее индивидуальности и развитии. А еще о том, что ни одна технология, ни один гаджет не смогут заменить человеку человека.