Миндалевидные глаза, густо подведенные сурьмой, призывно глядящие из-под паранджи… Кажется, в них сокрыты все тайны романтичного и загадочного Магриба. Экзотические восточные красавицы из «Тысячи и одной ночи», чьи прелести прятали многослойные расшитые шелка, издавна привлекали европейцев, будоражили воображение.

      Однако в последнее время интерес сменился опасливым недоверием, щедро приправленным неприязнью.

 Год назад во французском Нанте дорожная полиция задержала и оштрафовала молодую женщину. А все потому, что она управляла автомобилем… в парандже. Это, казалось бы, незначительное происшествие неожиданно получило мировую огласку. И немудрено: по всей Европе сегодня идут споры – как же относиться к национальной одежде иммигранток, исповедующих ислам. Ведь в наш неспокойный век почти каждый способен представить под паранджой не экзотическую красавицу, а, скажем, террориста-смертника с бомбой. Так что появление в общественном месте человека в костюме такого рода может вызвать серьезное беспокойство.

 Впрочем, кое-где к решению этой проблемы подошли радикально – в прошлом году в Бельгии одеваться подобным образом попросту запретили. Хотя недовольных этим решением было много. Например, правозащитники всех мастей тут же заговорили о дискриминации по религиозному и национальному признаку. Правда, дальновидные политики заранее обезопасили себя от подобных обвинений, приняв к рассмотрению довольно обтекаемую формулировку: «Никто не имеет права на ношение в общественных местах одежды, покрывающей лицо». Ни слова об исламе, чьих-то традициях или национальном костюме. Так что закон вступил в силу.

      Пример бельгийцев вдохновил остальных европейцев. Буквально в течение нескольких месяцев такой же запрет был введен во Франции. Причем санкции за нарушение этого закона весьма суровы: по информации «Дейли Телеграф» те, кто принуждает своих родственниц скрывать лицо, должны заплатить штраф в 15 тыс. евро и могут даже угодить в тюрьму на целый год. Да и самих женщин, появившихся на людях в столь «неприличном» виде, полиция имеет право задерживать до выяснения личности. К тому же «нарушительницы» тоже платят штраф, правда, на порядок меньше – всего 150 евро.

      Ненамного отстали и другие европейские страны – подобный закон был принят даже в сверхлиберальной Голландии. А испанцы и вовсе не стали дожидаться официального решения на высшем уровне – местные власти нескольких городов запретили своим жительницам появляться в общественных местах в одежде, скрывающей лицо. Они мотивировали это «соображениями безопасности». «Паранджой могут воспользоваться террористы-смертники для проникновения в общественные места и организации взрывов», – отмечают испанские чиновники.

      Впрочем, Европа не проявила такого уж единодушия в этом вопросе. Правительства некоторых государств – в том числе официальные Германия и Великобритания – заявили: на территории их стран никто не посягнет на право выходцев с Востока одеваться так, как они считают нужным. Заместитель министра внутренних дел по вопросам иммиграции Дэмиан Грин высказался по этому поводу: «Я думаю, что указывать людям, что они могут и не могут надевать, выходя на улицу, противоречит британскому характеру, британским обычаям или понятиям. Мы – толерантное общество». Однако и здесь иммигранток с исламского Востока призвали появляться в общественных местах с открытым лицом.

      Еще более либеральных взглядов придерживается всемирный оплот демократии – США. Здесь уверены: каждый человек имеет право одеваться в соответствии со своим личным вкусом, национальными традициями и религиозными убеждениями. И если у себя на родине исламские женщины носят никаб – никто не имеет права запрещать им это и в любой другой стране.

 Говоря о традиционной одежде восточных женщин, мы называем ее чадрой, паранджой, хиджабом, никабом и т.д. Однако не все знают, что это отнюдь не одно и то же. Давайте разберемся, как выглядят эти наряды.

      Хиджаб (от арабского «покров», «завеса») – изначально так называли любую одежду, однако в Европе под этим понимают платок, скрывающий волосы и шею. Такой головной убор, согласно Шариату, является обязательным для каждой женщины, исповедующей ислам.

      У этого слова существует и еще одно значение – свод правил поведения женщины и подход к выбору одежды. Согласно ему, открытыми должны оставаться только лицо и кисти рук; кроме того, женщина не может носить мужскую одежду – если она надевает брюки, то они должны отличаться по покрою.

      Паранджа (от персидского фараджи – «халат») – одежда, полностью скрывающая фигуру и лицо женщины. Даже прорезь для глаз закрыта прозрачной сеткой из конского волоса – чачваном, поверх которого надевается сама паранджа. Эта одежда наиболее распространена в Средней Азии и Афганистане.

      Никаб (от арабского «покрывало») – головной убор, полностью скрывающий лицо, оставляет открытыми только глаза. Иногда они также закрыты чачваном. В отличие от паранджи, никаб носят в основном арабские и египетские женщины.

      АбайЯ (иначе абая) – длинная одежда, обычно черного цвета, без пояса и с длинными рукавами, полностью скрывающая фигуру женщины от шеи до ног. Часто ее надевают вместе с никабом.

      Джильбаб (иначе джилбааб) – верхняя одежда, оставляющая открытыми только глаза, кисти и ступни. Носится обычно вместо плаща или пальто.

      Чадра – легкое покрывало, обычно белое, черное или синее, которое оставляет лицо женщины открытым, но при необходимости позволяет быстро задрапировать его капюшоном из более легкой материи. В основном чадра распространена у шиитов.

      Особняком в этом списке стоит куфиЯ. Этот головной убор, закрывающий лицо, носят только мужчины. Свое название получил от города Эль-Куфа – большинство историков считает, что он появился именно там. Позже куфия распространилась по всему Аравийскому полуострову. В 80-х годах, когда в советской прессе и на телеэкранах часто появлялось лицо Ясира Арафата, этот головной убор стали называть арафаткой.

     

      Однако в самом ли деле все мусульманки обязаны скрывать лицо? Так думает большинство представителей западного общества. Но в действительности это неверное мнение. Некоторые традиционно исламские государства задолго до европейцев задались вопросом, должны ли женщины носить паранджу. Еще в 1924 году женской модой заинтересовались турки и египтяне. Именно тогда в этих странах впервые запретили одежду, полностью скрывающую лицо. А в 1928 году указ о снятии чадры подписал король Афганистана Аманулла-хан.

      Немного позже, в 50-е годы, Мохаммед V, король только что обретшего независимость Марокко, попросил собственную дочь появиться на публике без хиджаба, дав тем самым зеленый свет эмансипации исламских дам. Сегодня в этой стране женщинам-служащим запрещено носить на работе любые платки. Следом за Марокко паранджу запретили в Тунисе.

      Но в конце прошлого века ситуация начала меняться: во многих исламских странах 

     к власти пришли радикально настроенные правители. Результатом этого стало массовое возвращение к традициям, в том числе и в отношении одежды и мусульманской морали. «В последние годы в Сирии происходит настоящее исламское возрождение; все больше женщин начинает носить хиджаб»,– сообщает профессор юриспруденции и активистка по защите прав женщин Кинда Шаммат. Несмотря на это (а, может быть, именно поэтому) женский костюм и сегодня является предметом спора политиков-мусульман и не последним аргументом в политической борьбе. Всего два года назад, в 2009-м, египетским студенткам запретили появляться в университете Аль-Азхар – одном из известнейших вузов исламского мира – с закрытым лицом. Об этом заявил шейх Мохаммед Сайед Тантави, духовный лидер Египта. Кстати, он же призвал студенток-мусульманок, которые живут и учатся во Франции, следовать законодательству этой страны и выполнять требования администрации европейских университетов относительно внешнего вида.

      Такого же мнения придерживаются и сирийские политики. Министр высшего образования Гияс Баракат потребовал не пускать девушек в парандже даже на территорию университетских кампусов. По его мнению, ношение такой одежды противоречит принципам светского образования, а также «академическим ценностям и традициям университетов».

      Многие девушки остались этим недовольны. Правда, их протест оказался весьма курьезным – студентки явились на экзамен… в медицинских масках.

      Запрет на никаб касается не только учащихся – к внешнему виду всех работающих женщин выдвигаются довольно строгие требования. И наказание за нарушение дресс-кода весьма сурово – в прошлом году из сирийских школ было уволено 1200 учительниц. Причиной стал их костюм: все они носили никаб, позволяющий видеть только глаза. «Покрывало, закрывающее лицо, – препятствие в отношениях между учителем и учеником и угроза светскому характеру государства», – так объяснил это решение Гияс Баракат.

 Не только паранджа, но и любая одежда призвана защищать человека от неблагоприятных условий, будь то пыльная буря, дождь, холод или жара. Традиционный наряд мужчин-мусульман – длинная свободная рубаха – не менее практичен в их климате, чем паранджа. Именно поэтому он оказался так живуч – большинство арабов и египтян до сих пор предпочитают его европейским костюмам. Легкая хлопчатобумажная ткань, не прилегающая к телу, обеспечивает воздушную прослойку между кожей и одеждой, создавая относительную прохладу, а закрытый ворот и длинные рукава защищают от солнечных ожогов.

      В странах Аравийского полуострова такая рубаха называется дидаш, в Египте – галабея. Они практически не различаются по покрою – только по цвету. Арабы предпочитают белые одежды, а египтяне – цветные.

 Споры о том, носить или не носить хиджаб, которые не утихают в исламском мире, начались отнюдь не на пустом месте. Оказывается, Коран отнюдь не требует от женщин одевать никаб, полностью прячущий лицо. По мнению известного исламского богослова шейха Юсуфа Кардави, Шариат предписывает появляться на людях в хиджабе, скрывающем только волосы, а также полностью закрывать шею и грудь. Что же до остального – это не связано с религией. Корни традиции совсем в другом.

      Ни один, даже самый странный на первый взгляд, обычай не возникает просто так. Элементы национальной одежды, прячущие лицо, появились задолго до ислама. Они существуют у любого народа, живущего в пустыне, где случаются пыльные бури. В этих условиях такой наряд имел практическое значение. Однако в те времена никто не обязан был носить его постоянно. Впрочем, еще в древней Ассирии женщины покрывали лицо, хотя религия не требовала этого. Некоторые историки утверждают, что такая традиция осталась у них от предков – кочевников из аравийских пустынь. Впрочем, была и другая причина – каждый мужчина стремился уберечь свою жену, сестру или дочь от посягательств чужаков.

       Однако даже с принятием ислама женщины не начинали сразу же прятать лицо. Например, в Среднюю Азию эта религия пришла в VIII–IX веках, а вот чадра стала обязательной в XIII столетии. Причина была проста – в это время здесь появились монгольские завоеватели. Пытаясь избежать их внимания, женщины выходили на улицу, только укутавшись с головой покрывалом или халатом. Позже такие импровизированные накидки превратились в паранджу в ее современном виде, ношение которой стало неотъемлемым элементом культуры, связанным со множеством традиций и верований.

      Считалось, например, что эта одежда защищает свою обладательницу от негативных влияний внешнего мира – проклятий, злого колдовства, демонов. Поэтому паранджу снимали сразу за порогом дома – войти в ней в жилые комнаты означало принести туда следы всех этих вредных воздействий.

      По той же причине паранджа считалась нечистой одеждой. И тратиться на нее ни сами женщины, ни их мужья не горели желанием. Даже для любимых жен богачей эта накидка шилась из самой дешевой материи, хотя под ней могли скрываться роскошные наряды. Да и меняли ее редко – за всю жизнь женщина изнашивала всего три или четыре паранджи.

      А вот к чачвану относились совершенно иначе. Ведь он укрывал самые уязвимые части тела женщины – уши, рот и нос. А значит, преграждал путь злым духам, которые, согласно древним верованиям, проникали в тело человека именно через эти отверстия. Особенно строго следовали традиции носить чачван незамужние девушки, невесты, молодые жены и будущие матери – они считались самой легкой и желанной добычей для демонов.

      Чачваном также частенько укрывали новорожденных. Матери, отходя на некоторое время от младенцев, укутывали их своим покрывалом, чтобы никакое зло не добралось до малышей.

      Возможно, именно из-за этих верований традиция носить вуаль из конского волоса сохранилась до наших дней даже в тех странах, где от паранджи отказались давным-давно. Так, в бывших среднеазиатских республиках Советского Союза чачван до сих пор является частью свадебного наряда невесты.

      Как и в Европе, на Востоке к парандже относятся по-разному. И это стоит учитывать не только восточным женщинам, но и тем, кто просто едет отдыхать или работать в исламские страны. Иногда для того, чтобы обезопасить себя, и христианкам, и атеисткам стоит пойти навстречу требованиям Шариата.

      Например, в Судане любая женщина независимо от национальности, гражданства и вероисповедания обязана носить никаб – иначе ей грозит крупный штраф или даже тюрьма. В Иране местные женщины носят хиджаб и европейкам стоит последовать их примеру, но полностью закрывать лицо необязательно. В Афганистане даже мусульманкам можно не прятать лицо и волосы. Но большинство представительниц слабого пола все же предпочитают носить никаб – иначе какой-нибудь радикально настроенный поборник нравственности может оскорбить женщину, плюнуть на нее или даже ударить. Примерно так же дела обстоят в Ираке и Пакистане.

      А вот в Объединенных Арабских Эмиратах, Египте и Турции туристки могут носить современные наряды без всяких ограничений. Да и местные женщины гораздо более свободны в выборе одежды. Впрочем, они не слишком стремятся перенимать чужую моду. Возможно, из-за местной жары, а может быть, из-за искренней религиозности, из уважения к своим древним традициям или из страха перед осуждением соседей и родни все больше восточных женщин вновь надевают паранджу. В том числе самые юные девушки, для которых впервые надетый хиджаб по традиции означает переход в разряд невест – тех самых желанных и недоступных красавиц из сказок загадочного Магриба.

     Мусульманки говорят: «Талибы обязывают женщин ходить в парандже, европейцы запрещают. Это тот же экстремизм, только с другой стороны».