В первый день марта произошло событие, оставшееся почти незамеченным, но от того не менее важное. Стоимость компании «Apple» превысила 500 млрд. долларов, что еще больше закрепило ее на позиции самой дорогой в мире. Казалось бы, какое нам дело? А вот сейчас расскажем…

     Среди самых дорогих корпораций больше всего тех, что работают в сфере программного обеспечения и информационных технологий. C «Apple», «Microsoft», «Intel» и «CiscoSystems», как оказалось, потягаться практически некому.

     Объем мирового рынка информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения некоторые эксперты оценивают в триллионы долларов. Это безоговорочное первое место. Следом идут банки и финансовые корпорации, и только потом нефтяные и газовые.

     Информационно-коммуникационные технологии и программное обеспечение – самая молодая и динамично развивающаяся сфера бизнеса. Причем в небогатых странах она расширяется гораздо быстрее, чем на Западе. По наиболее пессимистическим оценкам, ее доля в мировом ВВП к 2025 году утроится.

     Главную роль на рынке сегодня играют страны «Организации экономического сотрудничества и развития». Приблизительно треть доходов IT-сферы приходится на долю Европы, чуть больше – на Японию и США вместе взятые. Остальной мир контролирует всего лишь 24,1% доходов.

     В общем, сегодня можно уверенно констатировать, что за последние 30–40 лет мир круто изменился. Появилась новая сфера бизнеса, которая в кратчайшие сроки заняла лидирующую позицию. Те, кого ранее иначе как «чудиками» не назвали бы, стали миллионерами и внесли огромный вклад в развитие научно-технического прогресса. Более того, изменился не только бизнес, но и сами люди.

Человек играющий

     Человек любил играть всегда – чтобы посоревноваться или просто развлечься. Но практически для любой игры нам необходимы как минимум двое.

     С появлением постоянного партнера – компьютера – мир играющих людей изменился навсегда. Теперь каждому доступно любое число партнеров, готовых проводить в игре столько времени, сколько душе угодно, и днем, и ночью. А уж разнообразие развлечений и вовсе не поддается никакому описанию.

     По данным «Microsoft», на 98% персональных компьютеров мира установлена хотя бы одна игра. За 2011 год мировой рынок компьютерных игр вырос на 15%, установив новый рекорд в 18,6 млрд. долларов. Сумма не астрономическая, но тут важно другое.

     Для очень многих людей мир компьютерной игры стал гораздо более важным и интересным, чем реальный. Геймеры сидят за монитором сутками. На многопользовательских серверах сетевых игр они проводят времени больше, чем с родными и друзьями за пределами виртуальной реальности. Там они общаются, сражаются, заводят отношения и даже… занимаются сексом. Причем, зависимость от компьютерных игр и Интернета – это не подростковая «придурь», как некоторым может показаться. Это вполне серьезное расстройство, по причине которого, например, в Голландии не берут в армию.

     Психолог Ирина Облаева считает: «У подростков, длительно проводящих время за играми, страдают многие психические процессы, а также эмоции и чувства. Поэтому, ради своего удовольствия, они готовы творить насилие над близкими. Игромана можно сравнить с наркоманом или алкоголиком, ведь зависимость, по сути, имеет сходные черты. «Ломка» заставляет идти на жертвы в поиске «очередной» дозы необходимого «наркотика».

     Впрочем, говорить, что компьютерные игры – зло, нельзя. Огромное значение сегодня имеют разного рода обучающие программы и симуляторы. При помощи игр учатся многие – от школьников до морпехов. Есть программы-симуляторы для летчиков и танкистов, для борцов с террористами и курсантов автошкол. Просто любое увлечение не должно превращаться в психическое расстройство.

     Впрочем, игры – это только одна из примет, возвестивших начало новой, электронной эры.

Кстати, люди, связанные с компьютерами, часто шутят, что основную роль в развитии ЭВМ играют именно «игрушки». Дескать, развлекательные программы требуют гораздо больших мощностей и скоростей, чем все остальные. Пожалуй, это все же не совсем так, но в каждой шутке есть доля правды.

Гаджетмен

     Гаджет (англ. Gadget – приспособление, прибор) – это электронное устройство, способное выполнять некий, обычно узкий, круг задач. Оно обязательно должно иметь возможность подключаться к другим приборам – в первую очередь к компьютеру. Классическим гаджетом можно считать хэндс-фри и внешние GPS.

     Сегодня человека окружает множество электронных приборов и приспособлений. Мобильные телефоны, ноутбуки, нетбуки, плейеры, айпады, айподы и айфоны. Кстати, именно знаменитые планшеты «Apple» сделали компанию-производителя самой дорогой в мире. И все эти сложные, красивые и дорогие штуковины тоже относятся к той же отрасли – информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения.

     Мобильный телефон уже давно стал статусной вещью, наравне с хорошими часами и дорогими запонками. В 90-х даже появился анекдот: мобильник – это единственная вещь, которой меряются новые русские – у кого меньше. Сегодня – критерии «крутизны» изменились. Размер больше не имеет значения – на первом месте статусность модели. И только на втором – ее функциональность.

     Дорогой телефон и ноутбук – практически необходимые атрибуты для серьезного бизнесмена. На них обращают столько же внимания, сколько и на стоимость костюмов, галстуков, сорочек. Если еще 50 лет назад о деловом человеке могли судить по авторучке, которую он использует, то сейчас смотрят на то, какой ноутбук он откроет.

     «Классический» продукт «Apple» – iPhone – стал яблоком раздора и погрузил своих создателей в череду судебных тяжб с корпорацией «Samsung».

     Команда «надкушенного яблока» считает, что аналогичный продукт корейцев, получивший название «Galaxy» – клон их устройства. Сегодня спор только набирает обороты. По информации, полученной от специалиста по патентным спорам Флориана Мюллера, компания наняла около 100 граждан США корейского происхождения для того, чтобы они помогли разгрести целую кучу накопившихся непереведенных документов, полученных от «Samsung». Среди них 73 адвоката и около 20 делопроизводителей. Битва идет сразу по четырем направлениям. Два дела рассматриваются в Федеральном суде штата Калифорния, а еще два – в Международной торговой комиссии. Чтобы противостоять конкурентам, компания «Samsung» вынуждена была увеличить юридический бюджет с 200 до 260 млн. долларов.

     А тем временем поклонники «Apple», которых иногда сравнивают с сектантами за необъяснимую тягу к новинкам компании, ждут новых игрушек от любимого производителя. Они готовы поменять еще совсем новые айпады и айфоны на аналогичные продукты новой модификации, по сути, ничем не отличающиеся от предшественников.

     Это, кстати, очень распространенная «болезнь», которая, как считают, прогрессирует благодаря активной рекламе – люди стремятся обменять еще недавно приобретенное устройство, вполне исправное и удовлетворяющее всем их требованиям, на другое исключительно из соображений престижа.

     Впрочем, модные гаджеты, принесшие своим создателям миллионы долларов – далеко не самое значимое явление электронной эры. Кроме кардинально нового направления в бизнесе, XXI век сильно изменил и еще одну важную сферу общественной жизни – политику. И в основном за счет Интернета.

     Электронная политика

     Сегодня огромное влияние на политическую жизнь Европы и США оказывают электронные СМИ. Множество людей во всем мире получают новости через Интернет.

     Появление Всемирной паутины полностью изменило мир средств массовой информации. Если раньше газеты, радио и телевидение представляли собой три независимых направления, то в Сети все они слились воедино. Ведь на новостной страничке легко разместить не только текст и фото, но и видео – а значит, можно снимать собственный продукт. Практически все солидные радиостанции вещают в Интернете и при этом имеют текстовую версию собственных репортажей.

     Новости попадают в Сеть гораздо быстрее, чем на экраны телевизоров. Ведь чтобы снять и смонтировать репортаж, требуется довольно много времени, а написать и вывесить текст на сайте – дело минутное. Что уж говорить о газетах, которые выходят не чаще одного раза в сутки.

     Знаменитый медиамагнат Руперт Мэрдок как-то сказал: «Цифровая эра не пощадит никого». Он имел в виду в первую очередь традиционные СМИ. Генеральный директор российского «Первого канала» не согласен с коллегой по форме, но разделяет его мнение по сути. В ходе форума на международном телевизионном рынке MIPCOM он заявил: «Классическое телевидение убьет не Интернет, а люди, сформированные Интернетом. И разделительная черта проходит где-то до и после 1980 года. Психика людей, родившихся после 1980-го, сильно отличается от психики людей, родившихся до. Язык, который они воспринимают и который является для них адекватным, принципиально иной. Как и их представления о развлечении, информации, бюджете свободного времени. Им, еще детям, была предложена другая модель акцептирования общественной реальности. Не электронный ящик, стоящий в углу комнаты, а компьютер, стоящий на их столе – их окно в мир. Люди, родившиеся после 1980 года, не готовы проводить весь вечер у телевизора. Не готовы подчеркивать фломастером в телегиде интересные для них программы. Многие из них не в состоянии просмотреть часовую программу до конца. Люди, сформированные информационным потоком Интернета, интересуются выборкой ключевых моментов больше, чем самим событием. Их сознание готово ознакомиться с сутью предложенного продукта, и зачастую рекламный трейлер полностью удовлетворяет их интерес к просмотру. Синдром рассеянного внимания – диагноз этого поколения. Это не плохо, это факт. Ты можешь одновременно держать несколько источников информации, но в результате не можешь следить ни за одним из них по-настоящему внимательно».

     Но дело не только в том, что Интернет стал конкурентом традиционных СМИ. Всемирная паутина породила совершенно другие принципы ведения политических кампаний. Теперь, скажем, кандидату на какой-нибудь пост вовсе не обязательно идти со своими программными речами на телевидение или в газету. Достаточно завести свой сайт.

     Еще в 2008 Хиллари Клинтон заявила о своем намерении баллотироваться в президенты именно в Сети, выпустив отличный ролик, который тут же разошелся по Интернету. Все серьезные чиновники и политики имеют собственные блоги – с их помощью они в режиме он-лайн общаются с избирателями, рассказывают о событиях, происходящих с ними, ведут дискуссии – в общем, так тесно взаимодействуют с аудиторией, что не нужно никаких газет и телеэкранов.

     Уже сегодня появились влиятельные политики, сделавшие себе имя исключительно благодаря деятельности в Сети. Классический пример – российский блоггер Алексей Навальный. У него нет партии, он никогда не занимал публичных должностей – зато много писал в своем интернет-дневнике. Результат налицо: среди российской оппозиции он – одна из самых влиятельных персон.

     Электронная культура 

     Разумеется, виртуальная «среда обитания» подарила человечеству множество новых возможностей. Она многократно увеличила ритм жизни, обеспечила возможность свободно общаться людям, живущим на разных континентах, представителям несхожих культур и мировоззрений, сделала доступным каждому целый океан информации, открыла новые пути и формы самовыражения. Конечно, это породило и множество проблем – все труднее стало «фильтровать» информацию, отделяя правду от вымысла, защищать свои ноу-хау и даже собственную приватность.

     По сути, Интернет уже превратился в новый виртуальный мир со своими законами, неписанными правилами и, разумеется, с самобытной электронной культурой. Если вы думаете, что термин придуман, так сказать, для красного словца, то ошибаетесь. Это общепринятое понятие, которое использует, в частности, ЮНЕСКО. Официальное определение звучит так: «Электронная культура (Electronic culture, e-Culture, eCulture) – это область жизнедеятельности, связанная с использованием информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура), в перформативных искусствах (музыка, театр, танец и проч.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), в кино, телевидении и проч. Кроме того, электронная культура включает в себя произведения, которые сразу создавались в электронной форме, например, сетевое искусство, реконструкции в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные произведения. В электронную культуру входят электронные версии коллекций культурного наследия (библиотек, музеев, архивов)».

     Интернет породил новые виды искусства, новые формы человеческих сообществ. У Всемирной паутины появился даже собственный язык – вернее, сленг, настолько самобытный, что человек несведущий, столкнувшись с его носителем, может просто не понять обитателя Сети. И это явление свойственно не только русскоязычной пользовательской среде. В англоязычном Интернете существует собственный жаргон – LOLspeak.

     Какой же он – человек новой электронной эры? Во-первых, молодой, вряд ли старше 35. Во-вторых, часто и подолгу проводящий время в Интернете. Он много играет – и потому кажется старшим не очень серьезным. Впрочем, это не мешает многим геймерам оставаться вполне успешными и обеспеченными. Человек компьютерной эпохи оснащен разного рода гаджетами – часто помимо стационарного компьютера и мобильного телефона, подключенного к Интернету, он постоянно носит с собой еще одно, более удобное, чем телефон, средство выхода в Сеть.

     Оглянитесь вокруг – вы легко заметите таких людей. Может быть, они и есть люди будущего?