Свершилось – Ангела Доротея Меркель стала канцлером Германии. И хотя будущее нового правительства по-прежнему остается туманным, место в истории фрау Меркель наверняка застолбила, оказавшись первой женщиной, которой немцы доверили высший государственный пост.
Путь скромной диссидентки из Восточной Германии к вершинам политического Олимпа открыло объединение Германии. Тогда, 15 лет назад, 35-летняя Ангела присоединилась к правящему Христианско-демократическому союзу (ХДС) и вскоре привлекла внимание Гельмута Коля, находившегося в зените своей славы. «Девочка Коля» сделала успешную партийную карьеру – в 2000 году она уже заняла место своего покровителя во главе ХДС/ХСС – одной из ведущих политических сил Германии.
К 2002 году ее позиции в немецкой политике окрепли настолько, что она предприняла попытку потягаться за пост канцлера с Герхардом Шредером. Однако предвыборные комбинации вынудили ее уступить место главного оппозиционного кандидата старшему товарищу – лидеру Христианского социального союза (ХСС) Эдмунду Штойберу. Впрочем, те выборы оппозиция Штойбера–Меркель проиграла.
В 2005-м позиции фрау Меркель оказались сильнее. Рейтинг правящей Социал-демократической партии Германии (СДПГ) неуклонно падал. В мае оппозиция добилась первого серьезного успеха – лишила «красно-зеленую» коалицию Шредера большинства в бундесрате – верхней палате немецкого парламента. Аналитики хором пророчили ХДС/ХСС сокрушительную победу на очередных выборах 2006 года.
Вот тут-то и подоспел первый сюрприз, на которые была так богата политическая жизнь Германии в этом году. Герхард Шредер, опытный и изворотливый политик, пошел ва-банк. Он инициировал принятие бундестагом вотума недоверия собственному правительству (для этого пришлось попросить часть депутатов от СДПГ воздержаться от участия в голосовании) и на его основании объявил о проведении 18 сентября досрочных парламентских выборов.
Общественное мнение приняло это решение благосклонно – Шредеру удалось отыграть часть голосов у соперников из ХДС/ХСС. Потом – еще один успех: менее искушенная в публичной политической борьбе Меркель терпит поражение в единственных в этой избирательной кампании теледебатах. Терпит поражение… но все еще лидирует в «общем зачете».
По мере приближения к выборам оценки политологов становились все менее однозначными: «непредсказуемость», «неопределенность», «сомнения» – лейтмотив последних предвыборных комментариев.
Результат голосования ошеломил всех. Основные соперники пришли к финишу, как говорится, «ноздря в ноздрю»: ХДС/ХСС получила 225 депутатских мест, СДПГ – 222. Немцы так и не смогли толком определиться, чья программа для них более привлекательна. В итоге в проигрыше оказались оба «кита» немецкой политики – столь низких результатов у них не было уже лет 50.
Шедшая в тесной связке с ХДС/ХСС Свободная демократическая партия (СвДП) сумела увеличить свое представительство в бундестаге, в то время как союзные Шредеру «зеленые» несколько мест потеряли.
Очередной сенсацией досрочных выборов стал ошеломляющий успех левых – недавно образованная Левая партия во главе с бывшим коммунистом Гизе и «раскольником» от социал-демократов Лафонтеном получила сразу 54 голоса. До этого в бундестаге левых не было вовсе.
В итоге ни одна из традиционных коалиций не смогла обеспечить абсолютное большинство, необходимое для формирования правительства. Для Меркель после радужных предвыборных прогнозов это было почти поражение…
Следующие пару недель аналитики и журналисты играли в пятицветную мозаику, пытаясь «наглядно» представить будущее правительство Германии. Классические варианты отпадали: «красно-зеленые» (СДПГ и собственно «зеленые) большинство потеряли, «черно-желтые» (ХДС/ХСС–СвДП) – не приобрели.
Некоторое время особой популярностью пользовался вариант «Ямайка» (черно-желто-зеленый – цвета ямайского флага), но лидер «зеленых» Йошка Фишер отказался участвовать в подобных комбинациях. Аналитики какое-то время посомневались – потом поверили. Аналогичным образом был отвергнут возможный союз между СвДП и СДПГ.
Левых (традиционного цветового обозначения не имеющих) в коалиции никто считать не стал, чем они были вполне довольны – успех на выборах обеспечивал депутатские кресла и… никакой ответственности за судьбу страны.
После многодневного гадания на кофейной гуще имеющиеся варианты свелись к двум: «большая коалиция» ХДС/ХСС и СДПГ или повторные выборы. Снова собирать сторонников к избирательным урнам ни Меркель, ни Шредеру не хотелось. Пришлось договариваться.
Первой проблемой на пути к единству прежних соперников были личные амбиции лидеров. И Шредер, и Меркель по итогам голосования заявили о своей «убедительной победе» и готовности «принять вызов времени». При этом каждый из потенциальных канцлеров отказал сопернику в «моральном праве» претендовать на власть. В конце концов, фрау Меркель оказалась покрепче своего соперника – герр Шредер был вынужден признать поражение и устраниться от дальнейшего дележа портфелей в новом кабинете.
Вторая проблема оказалась посложнее.
ХДС/ХСС и СДПГ – извечные соперники в немецкой политике. Вопросы, по которым они придерживаются единого мнения, немногочисленны. В послевоенной истории Германии они объединялись в «Большую коалицию» всего один раз. Было это в 1966 году. Та коалиция продержалась три года из четырех, отведенных Конституцией. Правда, и противоречий между «союзниками» тогда было поменьше.
Сегодня о подобной близости речь не идет. Ангела Меркель и консерваторы из ХДС/ХСС шли на выборы с программой решительных реформ, многие из которых столь же решительно отвергались сторонниками Шредера. Теперь фрау Меркель с реализацией многих проектов придется быть весьма осторожной, а то и вовсе от них отказаться. Кресло канцлера обошлось ХДС/ХСС очень дорого – половину мест в новом кабинете пришлось уступить партнерам. СДПГ контролирует посты вице-канцлера, министра иностранных дел и министра финансов. Направлять работу правительства будет коалиционный комитет под руководством Ангелы Меркель и вице-канцлера от СДПГ, министра труда Франца Мюнтеферинга.
Понятно, что в такой ситуации амбициозные предвыборные планы консерваторов по радикальному изменению налоговой системы, трудового и профсоюзного законодательства встретят противодействие со стороны соответствующих министров.
Показательно, что формирование коалиционного правительства шло беспрецедентно долго – почти 2 месяца. Такого в послевоенной Германии еще не было. Впечатляет и объем коалиционного договора между партиями-победительницами – 190 страниц. Вероятно, его составители постарались учесть максимум спорных вопросов, которые неминуемо возникнут в новом правительстве.
Очевидно, что не все в ХДС/ХСС и СДПГ довольны достигнутым соглашением. Вспомнить хотя бы итоги голосования по кандидатуре нового канцлера. Коалиционные партии контролируют 447 мест в бундестаге, но при тайном голосовании за фрау Меркель высказалось только 397 депутатов.
Одновременно в самом ХДС имеется влиятельная группа критиков нового канцлера, опасающихся, что ее возвышение до вожделенного поста стоило консерваторам слишком дорого. В последний момент отказался от предложенного ему поста министра экономики Эдмунд Штойбер – соперник Шредера на прошлых выборах. В целом, фрау Меркель еще предстоит отстаивать среди собственных соратников правильность принятых решений.
Остаются вопросы и во внешней политике. Ангела Меркель, в отличие от своего предшественника, является активным сторонником укрепления атлантического сотрудничества. Еще во время иракской войны она агитировала за вступление в антитеррористическую коалицию, создаваемую Вашингтоном. Соответственно, новый канцлер постарается улучшить отношения с США и Великобританией, отодвинув на второй план парижско-берлинскую дружбу, и, конечно, уже не идет речи об особом положении России в системе немецких внешнеполитических интересов.
В делах внутренних, как считают эксперты, правительство Ангелы Меркель сможет легко договориться по вопросам федеральной реформы и регулирования рынка труда, а вот в сфере экономики придется идти на взаимные уступки.
Экономика локомотива еврозоны переживает не лучшие времена. Новому правительству предстоит заняться серьезнейшими проблемами: безработицей, перевалившей за 10%, огромным государственным долгом, бюджетным дефицитом, в который уже раз не укладывающимся в рамки «пакта о стабильности».
В программе правительства, утвержденной коалиционным соглашением, сделана попытка как-то согласовать интересы партнеров. Для реализации главной цели своей экономической программы – сокращения бюджетного дефицита до уровня ниже 3% ВВП – правительство намерено пойти на повышение с 1 января 2007 года ставки НДС с 16% до 19%. А в качестве уступки социал-демократам ХДС согласился на повышение ставки подоходного налога для наиболее состоятельных групп граждан с 42% до 45%.
Такое половинчатое решение уже вызвало нарекания со стороны представителей крупного капитала – сторонников нового канцлера. Президент концерна «Volkswagen AG» Бернд Пишетсридер назвал программу нового правительства «суммой худших идей» обеих партий.
Но самой главной проблемой правительства окажется, видимо, программа социальных реформ, и в первую очередь реформа здравоохранения, которая была важной частью предвыборной программы фрау Меркель. СДПГ, со своей стороны, решительно отвергает проект нового канцлера. Причем противоречия по этому вопросу оказались настолько острыми, что в коалиционном соглашении о здравоохранении решили вовсе не говорить, думается, из опасения, что весь процесс формирования коалиции пойдет прахом.
Тем не менее, новый канцлер сохраняет внешнее спокойствие и прямо-таки лучится оптимизмом, уверяя своих сограждан, что любые противоречия в коалиции явление временное и будут преодолены, сама же она уверена, что «альтернативе реформам нет».
Аналитики же, напротив, полны пессимизма. Согласование противоречивых интересов коалиционных партий, по их мнению, способно вообще заморозить какие бы то ни было реформы, поставив немецкую экономику перед лицом все углубляющегося кризиса. Чаще всего в прогнозах называют срок 2 года – столько лет пророчат первой женщине на посту канцлера Германии.