Кого из нас хотя бы раз не посещало желание отдохнуть от проблем реального мира? Просто сбежать от них. Сменить обстановку. Спрятаться. Представить, что проблем просто нет. Как нет и того мира, который их породил. Желание сменить свою нынешнюю жизнь на другую. Прожить сразу несколько жизней – или одну, но совсем по-другому.
Эскапизм появился не сегодня и не вчера. Однако долгое время о нем если и говорили, то обычно в связи с европейской литературой периода романтизма, провозгласившей самоценность духовно-творческой жизни личности, отличавшейся изображением сильных страстей и характеров и вознесшей на пьедестал образ героя-бунтаря, который в большинстве случаев не мог примириться с окружающей его реальностью. Выходов для таких героев обычно было два – борьба или побег. И оба из них пользовались одинаковой популярностью.
Или в связи с литературой начала ХХ века, когда эскапизм был весьма популярной философией писателей. В общем-то, именно в это время английский писатель и академик Артур Бенсон в своей книге Escape, and Other Essays в эссе, которое так и называлось – Escape – утверждал, что все великие истории в литературе – это истории бегства или чудесного спасения. В качестве примера он приводил сюжеты об Одиссее, Иосифе, библейском блудном сыне. По мнению Бенсона, каждая история любви также содержит в себе мотив побега. Ну а само стремление к бегству заложено в вечном стремлении человека к реализации своих желаний и вечной неудовлетворенности своим бытием, потому что, даже воплотив мечты в реальность, он не успокаивается – у него только появляются новые желания. Кроме того, людям свойственно стремиться к разнообразию, и это стремление также скрывает в себе одну из наиважнейших причин появления эскапистских побуждений.