Король Артур. Имя этого персонажа было не слишком популярно на постсоветском пространстве. Оно попадалось в стихах Бальмонта, Блока, Брюсова, но западные произведения практически не печатали. Долгое время в Советском Союзе пародийный роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» был чуть ли не единственной книгой о легендарном правителе. И все же это имя вызывало ассоциативный ряд – рыцари Круглого стола, замок Камелот, меч Эскалибур… 

      Все резко поменялось в конце прошлого века, когда на книжных полках появилось переводное фэнтези. Здесь король Артур был частым гостем. 

      Но жил ли он на самом деле?

     Традиционная биография

      Как и другие герои мифов, Артур не имеет единого выверенного жизнеописания. Его биография – сумма общих мест из разных источников.

      Рассказывают, что некогда Утер Пендрагон, правитель Логрии – центральной Британии – страстно полюбил Игрейну, супругу герцога Корнуолла Горлойса. Помощь королю в завоевании его возлюбленной предложил чародей и предсказатель Мерлин. Утер двинулся на Горлойса с войском. Тот запер Игрейну в надежном замке Тинтагел, а сам укрылся в другой крепости. Пока армия осаждала Горлойса, Мерлин чарами придал Утеру его облик. Утер провел ночь с Игрейной под видом ее мужа, однако в ту же ночь сам герцог погиб. Обман стал очевиден.

      Король Утер женился на овдовевшей Игрейне и сдержал данное Мерлину слово – в качестве платы за помощь отдал ему мальчика, зачатого в роковую ночь. Чародей назвал малыша Артуром и передал на воспитание сэру Эктору Окраинному.

      Годы спустя Утер умер, не оставив детей, кроме Артура. Стране грозила смута. Однако Мерлин установил в Лондоне камень, из которого торчал меч с надписью «Кто вынет сей меч из камня, тот – король Британии по праву рождения». Все видные люди королевства съехались сюда, но только Артур сумел вытащить оружие. Мерлин открыл королевству происхождение юноши, не знавшего родителей, и постепенно все признали Артура королем.

      В первые дни правления юный монарх разделил ложе с женой Лота, короля Оркнейских островов. Ему было невдомек, что любвеобильная Моргауза – его единоутробная сестра, дочь Игрейны и герцога Горлойса. От этой связи Моргауза произвела на свет Мордреда, и Мерлин предсказал Артуру: ребенок принесет Британии великие несчастья и станет причиной гибели Артура и его рыцарства. Тогда король приказал собрать всех младенцев, рожденных в первый день мая, посадить на корабль и отослать по волнам прочь. Судно попало в шторм и разбилось. Почти все дети погибли, но Мордреда волна вынесла на берег.

      Взамен меча, извлеченного из камня – он сломался в бою – Артур получает от Феи Озера знаменитый Эскалибур. Ножны волшебного оружия чудесным образом оберегают от ран их носителя.

      Артур женится на дочери короля Лодегранса прекрасной Гвиневере. В приданое он получает Круглый стол, за которым будет собираться совет. Форма стола символизирует равенство всех сидящих за ним. Число мест в совете разнится от источника к источнику – от 12 до 150 и более. Постепенно за столом собираются рыцари, прибывающие ко двору Артура. Все они клянутся следовать идеалам добродетели, быть отважными и верными долгу.

      Рыцари Круглого стола спасают прекрасных дам от коварных похитителей, защищают земли Артура от врагов – чудовищ, великанов, карликов, злых рыцарей. Имена величайших из них – Ланселот Озерный, Тристан Корнуэлльский, Паломид Сарацин, Гавейн Отважный, Гарет Белоручка, Галахад Непорочный. Главное из деяний рыцарей – поиск Святого Грааля, чаши, в которую некогда Иосиф Аримафейский собрал капли крови Иисуса Христа. Те, кто чист духом, сумеют добраться до Грааля – Галахад, Персиваль и Борс.

      Но над Артуром сгущаются тучи. Вторая его сестра, волшебница Моргана, пытается погубить короля. То она похищает Эскалибур и ножны и присылает к королю своего любовника, чтобы сразить Артура, пока он беззащитен, то насылает чары на верных соратников, заманивая их к себе и смущая их рассудок.

      Ланселот и Гвиневера давно втайне любят друг друга, и Артур догадывается об этом. Но однажды королеву похищает коварный Мелегант, и только Ланселоту удается отыскать и спасти ее. После этой истории любовники совсем перестают скрываться, и их связь становится достоянием общественности. Агравейн и Мордред доносят Артуру об измене его жены. Король вынужден принять меры. Когда Агравейн с двенадцатью спутниками выслеживает любовников и пытается схватить Ланселота, тот прорубается сквозь их ряды и убивает всех. 

      Артур приговаривает жену к казни за измену, но Ланселот спасает ее, попутно убив еще несколько рыцарей. Начинается полная позора и печали война сторонников Ланселота с теми, кто остался верен королю. Страну оставляют на управление Мордреду. Вскоре он объявляет о гибели Артура и провозглашает себя верховным правителем. Кроме того, он собирается жениться на Гвиневере.

      Но истинный король возвращается. На Камланнском поле сходятся две армии. Дело пытаются решить переговорами, но один из парламентеров хватается за меч, чтобы убить змею у своих ног – и армии воспринимают это как сигнал к атаке.

      Цвет рыцарства погибает в этом бою. Артур и Мордред сходятся один на один. Король пронзает узурпатора копьем, но и тот наносит отцу смертельную рану. Артур приказывает оруженосцу взять Эскалибур и выкинуть его в озеро. Три дамы грузят умирающего в лодку и увозят на Авалон – остров блаженных. Там, по легенде, его жизнь будет спасена, но среди смертных ему оставаться нельзя.

      Гвиневера уходит в монастырь. Ланселот, узнав обо всем, разделяет ее судьбу. Вскоре оба они умирают. Правление Артура завершается, и с ним оканчивается слава Логрии – королевства праведности. Остается только легенда, что в годину величайших бедствий великий правитель снова вернется к своему народу, чтобы отвести беду.

     Место в истории

       Эта версия биографии Артура, как и большинство современных пересказов, опирается на роман сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура», увидевший свет в 1485 году.

       Автор доносит до читателей высокие идеалы рыцарства – служение монарху, прекрасной даме, великодушие, благородство, честность. Примечательно, что сам сэр Томас, участник династической войны Алой и Белой роз, свой труд сочинял, находясь в заточении за разбой и изнасилования.

      Мэлори пишет об Артуре как о своем современнике – при его дворе находятся рыцари в латных доспехах и шлемах с забралами, у них проходят турниры, используются титулы времен Мэлори – герцог, граф, барон. Однако история Средних веков в Британии хорошо известна. Во времена рыцарских турниров Артуру попросту нет места. Ученые ищут следы прототипа легендарного короля значительно раньше.

      Историки считают, что древнейшим населением островов были иберы. О них известно немногое. В IV веке до н.э. в Британию вторглись кельтские племена – бритты. Они заселили большую часть острова, отбросив своих предшественников в горную часть современной Шотландии – Каледонию.

      В 50-х годах I века до н.э. островами заинтересовались римляне. Юлий Цезарь переправился через пролив, разгромил кельтов и обязал их выплачивать дань. Правда, спустя пару лет местные жители забросили выплаты. В 43 году н.э. император Клавдий вторично покорил Британию, объявил ее римской провинцией и оставил здесь гарнизоны и наместников. Только горная Каледония так и не признала власть Рима. Раз за разом на равнины спускались орды раскрашенных дикарей, которые не могли победить легионеров, но изрядно трепали их ряды. И римляне отгородились двумя валами от диких потомков иберов.

      Четыреста лет кельтская и римская культуры развивались бок о бок, но затем завоеватели ушли. Дряхлую империю рвали на части варвары, и Рим звал легионы назад – защищать Вечный город, обреченный, но еще сопротивляющийся. К 407 году на островах остались только получившие здесь землю ветераны и их потомки, купцы и знать, смешавшая обе культуры.

      Но с уходом римлян кельты занялись самым привычным делом – междоусобной грызней. Десятки вождей, гордо именующие себя королями, раздирали Британию на части. К началу V века старый уклад жизни сошел на нет. Упал товарооборот и почти прекратилось денежное обращение. Рынки закрывались, приходило в упадок хозяйство. Население городов сокращалось – люди бежали в сельскую местность, где могли прокормиться трудом на земле.

      Мгновенно возникли и внешние враги. На горизонте замаячили старые соседи – пикты. Следом вторглись скотты из Ирландии, а потом германские племена – саксы.

      Следующие 200 лет между уходом римлян и завоеванием всей страны англосаксами, между 400 и 600 годами – белое пятно в истории Британских островов. Записи об этих временах или крайне скудны, или противоречивы, или вовсе отсутствуют. Вот тут-то самое время появиться человеку, которого в истории «ищут давно, да не могут найти».

      В межклановой борьбе возвысился некто Вортигерн. В действительности это слово значит всего лишь «верховный вождь». Во время его правления два предводителя саксов, братья Хенгист и Хорса, с дружинами высадились в Кенте. Вортигерн позволил им поселиться на острове при условии, что они станут его союзниками в борьбе с пиктами. Он обещал саксам в дар земли, которые они отобьют у пиктов к северу от валов.

      Поначалу план его работал неплохо. Вортигерн женился на дочери Хенгиста. Саксы с энтузиазмом взялись за дело. Они теснили пиктов, к ним прибывали новые корабли с родины. А затем в голову братьев пришла простая мысль – к чему им бесплодные земли, которые отчаянно защищают полуголые дикари? К югу от вала лежат плодородные поля и неплохие пастбища, шумят леса, полные дичи, и все это хозяйство не могут поделить соперничающие между собой короли.

      У кельтов почти отсутствовала военная дисциплина – желание стать героями баллад гнало воинов вперед, и они бросались в битву толпой. Саксы были менее цивилизованны, но в военном отношении превосходили бриттов – во всяком случае, своих вождей в бою они слушали. И братья-вожди обрушились на Вортигерна. Под их напором бритты стремительно уступали. Переговоры с целью заключить мир закончились резней – и вся восточная половина Британии стала саксонской.

      В этот момент верховную власть у Вортигерна отобрал некто Амброзий Аврелиан по прозвищу «последний римлянин». В хрониках он обозначен латинским термином Dux Bellorum – военный вождь. Он сумел остановить и даже отбросить саксов, но не изгнать их с острова. Однако Амброзий состарился… А дальше? Дальше в писаной истории – пробел. Никаких записей того времени не существует. Из более поздних источников и археологических данных ясно одно – что-то остановило натиск саксов и заставило их умерить аппетиты и начать трудолюбиво осваивать уже завоеванное. Если Артур и существовал, то жил он именно в то время и был тем самым человеком, который прервал продвижение саксов. Источники смутно намекают, что после Амброзия правил Утер Пендрагон, но это не вполне доказано. Мифы же называют Артура сыном Утера.

      Но если так, то рыцари Круглого стола могли быть потомками римских солдат, которых Артур противопоставил саксам. Как раз тогда в Британии в гарнизонах стояли конные сотни, набранные в далекой Сарматии.

      Но как же военный вождь оставленной римлянами Британии мог превратиться в типичного средневекового короля на страницах Мэлори?

     Эволюция легенды

      Сэр Томас переработал несколько источников. Его роман был далеко не первым произведением об Артуре, но стал самым знаковым. Все последующие произведения в той или иной степени опирались на роман Мэлори.

      Первое письменное упоминание события, которое обычно связывают с Артуром, содержится в хронике Гильдаса, валлийского монаха и святого, «О разорении и завоевании Британии». Гильдас пишет, что одновременно с рождением легендарного короля (то есть примерно в 516 году) состоялась битва под Бадоном, в которой бритты разбили саксов. Но имя вождя бриттов он не называет.

      В другом месте Гильдас говорит, что Британией правил некий Медведь, при котором она много раз одерживала победу, но в конце потерпела крах. Валлийское «arth» и галльское «artos» значит «медведь».

      Только двумя столетиями позже монах Нений написал «Историю Британии», где присутствует имя Артура и упомянуты его двенадцать побед над саксами, включая битву под Бадоном. Нений утверждает, что под Бадоном Артур сразил лично 960 врагов.

      В 1139 году хронист и епископ Джеффри Монмаутский написал на латыни «Историю королей Британии» – самый полный на тот момент труд по истории острова. Книга появилась в 1139 году, на ее страницах соседствовали легендарные и реальные персонажи. Автор уверял, что основывался на оригинальной хронике, написанной на языке бриттов. С одной стороны, Монмаут излагает события подобно историку и претендует на истину. С другой – приводит диалоги, словно пишет роман. Появляются новые подробности, которые до Монмаута никто не излагал на бумаге – извлечение меча из камня, свадьба Артура с Гуанамарой – так он называет Гвиневеру, гибель от руки родича Медраута, сокрытие умирающего Артура в Авалоне. Впервые в письменном источнике упомянуты Мерлин, Кей, Бедивер, который в будущем «превратится» в Ланселота. Так вырисовался скелет будущей традиции.

      В 1066 году Вильгельм Завоеватель и его норманны пересекли пролив и вторглись в Англию. В итоге в стране возникла рыцарская феодальная культура. Завоевание подтолкнуло развитие героических преданий – норманнские рыцари обожали выступления бардов. Барды же воспевали Артура и его рыцарей.

      Английские короли, потомки Вильгельма, взяли легенду об Артуре на вооружение. Она прославляла единое и сильное королевство под властью справедливого монарха, а потому годилась для идеологии. Появляется даже перевод на французский для норманнской знати.

      С норманнами артуровская легенда пересекла Ла-Манш и в XII–XIII столетиях стала широко известна во Франции. На континенте как раз возникла мода на рифмованные романы о подвигах странствующих рыцарей. Артуриана давала отличную основу для фантазии французских труверов. Они воспевали подвиги рыцарей во имя любви к прекрасной даме. Резиденция Артура, Камелот, в их произведениях служила исходной точкой действия – рыцари выезжали оттуда на поиски новых приключений. Артур же появлялся лишь в начале и для сюжета не был важен.

      В XII веке Кретьен де Труа, пожалуй, самый известный трувер, написал несколько таких романов – о Тристане, Ивэйне, Ланселоте, Персивале.

      Следом за дело взялись монахи. В первой четверти XIII столетия цистерцианцы создали «Цикл Вульгаты». Они обогатили легенду новым значимым событием – поиском Святого Грааля. Никому из рыцарей не удается достичь цели, над всеми тяготеют их грехи. Особенно подробно описаны старания Ланселота – безусловно, достойнейшего из рыцарей, первого среди прочих. Однако он находится в греховной связи с королевой Гвиневерой, и Грааль остается недостижимым для него. Только один рыцарь – юный и непорочный Галахад – обретает искомое. Предательство Мордреда и гибель Логрии здесь преподнесены как расплата за грехи Артура и его подданных.

      В XIV столетии легенда об Артуре завоевывает Европу. Через Германию она попадает в Польшу и дальше на восток.

      В 1469 году сэр Томас Мэлори создает главное произведение всей Артурианы – роман «Смерть Артура». Со временем именно его версия становится «канонической».

     Иной Артур

      Так выглядела эволюция легенды от истоков до «Смерти Артура». Однако это только одна из двух параллельно развивавшихся веток. Как мы уже показали, Артур принадлежал к кельтской эпохе. И неудивительно, что ему нашлось место в мифологии этого народа. Со времени жизни короля и до 1400 года кельтский вариант легенды существовал лишь в устном предании. А на английский язык он был переведен и вовсе в XIX столетии, и издан в сборнике валлийской мифологии под названием «Мабиногион».

      В «Мабиногионе» действует Артур и его спутники. Они носят иные, непохожие на привычные нам, имена – Бедвир, Передур, Тростан, Герайнт. Сам Артур женат на королеве Гвенвифар, а советником у него значится знаменитый бард Талиесин пен Беридд.

      Волшебный меч короля, приносящий ему удачу в битвах, называется Каледвульх – крушащий. Он был украшен двумя змеями, которые полыхали пламенем, когда король обнажал оружие. Кроме того, у правителя и воина есть чудесные копье Ронгоминиад, кинжал Карнвенан, щит Винебгуртухер, волшебные котлы, в которых не заканчивается еда, и плащ, дающий невидимость.

      Сюжет валлийских легенд совсем другой. Здесь нет четкой биографии Артура, просто описываются отдельные события из его жизни. В кельтской мифологии герои и боги перемешаны и запросто ходят друг к другу в гости.

      Вот типичный пример подвигов кельтского Артура. Однажды герой Килох просил помощи короля и его дружины в сватовстве. Он хотел жениться на дочери короля великанов. Артур разослал гонцов во все стороны, чтобы найти великана, но они вернулись ни с чем. Тогда Бедвир предложил съездить в страну великанов. Артур с ватагой наконец разыскали отца будущей невесты, но тот потребовал тридцать восемь свадебных даров. Воины разделились, добыли все необходимое, кроме трех предметов – бритвы, ножниц и гребня, спрятанных в щетине гигантского вепря Торх Труйта.

      Отыскать кабана было под силу одному только охотнику Мабону. Но для начала надо было найти его самого. Артур интересовался его местонахождением у дрозда, оленя, совы и орла, пока не догадался спросить у всезнающего лосося из Ллин-Ллиу. Освободив охотника из заточения, Артур сотоварищи предложили ему возглавить охоту. Он согласился, но потребовал снаряжение. Тогда друзья жениха добыли ему специальную лошадь, специальных собак и специальную экипировку.

      Наконец, началась сама охота. Мабон выследил кабана в Ирландии в компании еще семерых устрашающего вида вепрей. Облава шла с переменным успехом, немало воинов Артура полегло. Наконец, король сразил всех кабанов, кроме трех. Артур бился с главным из них, вепрем Торх Труйтом, девять дней и ночей, но кабан переплыл пролив и скрылся в Уэльсе. Еще два раза его пришлось настигать, прежде чем были добыты бритва, ножницы и гребень. Со всеми свадебными дарами Артур, жених Килох и дружина явились к великану, получили руку дочери, а самого великана прогнали прочь.

      А вот в легенду о поиске святого Грааля, вероятнее всего, превратилось со временем сказание о том, как Артур и его друг и советник бард Талиесин добывали волшебный котел бога Пуйла, сокрытый во вращающемся замке. К этому сосуду, по преданию, не мог приблизиться ни один трус или предатель.

     Возможные прототипы

      Имя и подвиги Артура приписывались за двести лет исследований не менее чем двадцати людям. И тут следует вспомнить Амброзия Аврелиана. Его существование не вызывает сомнений у историков, а потому именно его некоторые считают главным прототипом Артура. Но почему бы тогда хронистам не сообщить, что именно «последний римлянин» разбил саксов под Бадоном. Да и хронологически получается, что тогда Артуру во время этой битвы было бы почти сто лет. Потому некоторые исследователи полагают, что имя Амброзий носили два человека – отец и сын.

      Прототипами Артура называли многих кельтских правителей, в имени которых содержалось бы «Арт». Так, во времена Амброзия в королевстве Пеннины правил Артуис ап Мор, бившийся с саксами и пиктами. А в 560 году погиб Артуис ап Масгвид, сын короля Элмета. В 582 году в бою с пиктами погиб Артуир мак Айдан, шотландский полководец, сын короля Далриады. В VII веке в Гвенте, в Уэльсе, правил Атруйс ап Мейриг, несколько раз бивший саксов.

      Сейчас большинство специалистов относят деятельность Артура к первой половине VI столетия. А обилие самых разных правителей с корнем «Арт» в имени в следующие 150 лет объясняют популярностью короля. Кстати, позже имя почти исчезает из обихода до XII века, когда слава Артура вернулась.

      Джеффри Эш и ряд других историков прообразом легендарного короля считали некого Риотама, правившего в Бретани, то есть на континенте. В 469 году по просьбе императора Антемия он попытался остановить напор готов на Галлию, но был разбит. Примечательно, что Риотам погиб в месте, которое называют Авалоном.

      Наконец, согласно довольно распространенной гипотезе, главным прототипом Артура был римский префект Луций Арторий Каст. Точные даты его жизни неизвестны, но они относятся ко II веку, то есть значительно раньше традиционной датировки жизни Артура. Он командовал кавалерией VI Победоносного Легиона. Римский род Арториев происходил из южной Италии. VI Победоносный Легион с 122 года стоял в Британии, защищая Адрианов вал от набегов пиктов. А его кавалерийские части с 175 года набирались как раз из сарматов. Часть историков предположила, что подвиги префекта и его войск были столь популярны, что народная память сохранила их и три столетия спустя.

      А вот другая часть историков породила самую, пожалуй, экстравагантную версию. Император Марк Аврелий принял на службу 8 тыс. сарматов-аланов. 5,5 тыс. из них были отосланы в Британию. Они носили металлические доспехи, бились в конном строю, имели стяги в виде дракона. В преданиях аланов есть место мечу, воткнутому в землю, которому они поклонялись. Герой их эпоса Батрадз получил волшебный меч от своей матери, живущей в озере. А умирая, просил вернуть меч на дно.

      Предположение состоит в том, что Артур и его рыцари были как раз сарматами-аланами, которые сохранили свои мифы и обычаи и распространили их среди бриттов. Кстати, эта версия была поддержана в последней шумной голливудской экранизации 2004 года. Здесь Артур и его рыцари – сарматы-аланы из степей Причерноморья, служащие римлянам настоящим спецназом.

      Добавить к этому хочется только высказывание историка Джона Майерса: «Прибавляя что-либо к констатации того факта, что Артур существовал и сражался с саксами, мы неизбежно удаляемся от истории в область вымысла».

     Артуровские места

      Место рождения Артура – Тинтагел – не только существует, но и до наших дней сохранило имя. Оно целиком соответствует описанию Джеффри Монмаутского – узкий скалистый мыс, соединенный с основной сушей узким перешейком. Сейчас там – руины каменного замка, возведенного в 1233 году. Но археологи доказали: каменная крепость стояла на месте куда более древней фортеции.

      Здесь же была обнаружена и загадочная плита с надписью «Артогну сделал это для Кола, своего деда». Такая находка – предмет с похожим именем в предполагаемом месте рождения Артура – стала добрым знаком для всех, кто верит в реальность легендарного короля. 

      Сейчас корнуолльская деревушка Тинтагел со своими руинами – место паломничества туристов. Кроме руин здесь есть своеобразный музей «Большие Артуровы залы», открытый в 1933 году.

      По преданию, избрание Артура королем прошло в Лондоне. Теоретически это возможно, так как Лондиниум был основан в римские времена. Возможно, он стоял на месте еще более древнего кельтского поселения, хотя археологи его следов не нашли. Впрочем, исторический центр города они не исследовали.

      Самое главное артуровское место – его столица, Камелот. Долгие годы считалось, что это нынешний Винчестер, старая резиденция королей Англии. По сей день здесь хранится столешница Круглого стола, разбитая на 24 сектора. Правда, он сделан при Эдуарде I в XIV веке, а позже переделан при Генрихе VIII.

      В середине XX века главный претендент сменился. В восточном Сомерсете есть деревня Уэст-Кэмел. В середине XVI века путешественник Джон Лиланд писал так: «Прямо к югу от церкви Сауз-Кэдбери стоит Камелот. Когда-то это был прославленный город или замок, стоявший на высоком холме и превосходно защищенный самою природой… При пахоте здесь в изобилии находили римские монеты из золота, серебра и меди, равно как и в полях у подножия холма, особенно с восточной его стороны. Найдено было и множество других древностей, включая серебряную подкову. Все, что могут поведать на сей счет местные жители – это то, что в Камелоте часто пребывал Артур».

      В 1966 году здесь провели раскопки. Выяснилось, что когда-то тут стояла бриттская крепость, разрушенная римлянами около 100 года. Позже, в V–VI веках, крепость была отстроена заново и окружена каменной стеной. В центре укрепления обнаружили остатки бревенчатого здания размерами 20 на 10 метров. Его забросили около 550 года. Это был огромный бревенчатый сруб с центральным залом и отдельными покоями. В зале помещался главный очаг, здесь проходили общие пиры, военные советы, выступления бардов. Обычно короли жили в таких «дворцах» зимой. В остальное время они объезжали владения, останавливаясь на ночлег в самых разных местах, собирали дань, устраивали охоту, вершили суд.

      В графстве Сомерсет находится и самое старое в Великобритании аббатство Гластонбери. По преданию, сюда пришел из Святой земли Иосиф Аримафейский. Сюда удалилась и королева Гвиневера после гибели Артура.

      В 1190-м здесь якобы нашли и могилу короля и королевы. Изначально говорили о трех гробах в одной могиле. В первом лежал женский скелет с хорошо сохранившимися белокурыми волосами, во втором – мужской, а в третьем – еще один мужской, очень впечатляющих размеров. Говорят, на последнем была надпись: «Здесь покоится прославленный король Артур, погребенный на острове Авалон». Предполагалось, что в могиле лежат Гвиневера, Мордред и Артур.

      После 1191 года останки были перезахоронены в строящейся церкви. В 1278-м на Пасху в присутствии короля Эдуарда I могилу вскрыли и обнаружили скелет мужчины «удивительных размеров», а также «прекрасные и тонкие» женские кости. Они были перезахоронены еще раз, появилось надгробие с надписью: «Здесь покоится Артур, цвет королей, гордость державы, чьей памяти и делам мы воздаем вечную хвалу». Однако монастырь был разобран после церковной реформы в 1539 году, сохранились только руины. Для любопытствующих табличкой помечено предполагаемое местонахождение могилы.

      А вот в Бретани доверчивым туристам демонстрируют сразу несколько «артуровских мест» в лесу Пемпон – озеро Компер, где Владычица Озера воспитала Ланселота в подводном замке, Долину без возврата, куда фея Моргана ссылала всех неверных рыцарей, и лишь Ланселот смог разрушить чары, и могилу Мерлина.

      Артур стал для многих настолько настоящим, что хочется верить в его существование. И не беда, что его имя через добрых пятьсот лет после смерти встречалось всего в пяти или шести источниках. Сегодня серьезных исследовательских работ об Артуре в мире написано более пяти тысяч. Для вымышленного героя это, пожалуй, многовато.