Вера в русалок и девушек со змеиными хвостами распространена практически на всем земном шаре. О них верили еще в древнем Вавилоне – верят и сейчас. С ними связана масса баек и суеверий, о них рассказывают старинные предания, красивые легенды, страшные сказки. Но одна история о деве с чешуйчатым хвостом вызывает особый интерес у историков и ученых – ведь, судя по записям в старинных документах, она произошла на самом деле. Это история о фее Мелюзине.

     

Старинная легенда

     Давным-давно, еще в VIII веке, на землях Франции жил граф Эммерик Пуату, человек добрый и мудрый, хорошо управлявшийся со своими обширными владениями и замком Пуатье. Холм, на котором стояли город и замок, был окружен древним лесом, простирающимся на много дней пути во все стороны света. В этом лесу, в своем небольшом имении, жил некий граф де ла Форе, приходившийся Эммерику дальним родственником. Однако, несмотря на родство с видным феодалом, был он очень беден, да и семья у него была немаленькая – всех детей на ноги никак не поставить. Так что младшего сына де ла Форе, юношу по имени Раймон (или Раймондин, как пишут иногда в летописях), из сочувствия и доброго отношения взял к себе в дом на воспитание граф Пуату, хотя у него самого было двое родных детей – сын по имени Бертрам и дочь Бланиферта. Молодой человек был красив и любезен, и вскоре стал верным спутником своего воспитателя, сопровождая того и на охоте, и на пиру.

     Но вот однажды граф и его свита охотились на дикого вепря в лесу Коломбьер. Эммерик и Раймон в погоне за зверем отделились от остальных загонщиков и оказались одни в самой глухой чаще леса. И вскоре поняли, что заблудились. Между тем наступила ночь. Раймону удалось разжечь костер и поудобнее устроить своего воспитателя у огня. Но вдруг из леса выскочил огромный разъяренный вепрь и бросился прямо на графа. Юноша выхватил меч и, желая защитить опекуна, нанес удар, но промахнулся и неосторожным движением задел самого графа. Вторым ударом Раймон уложил свирепого вепря и только тут с ужасом увидел, что его друг и покровитель мертв. В отчаянии юноша вскочил на коня и помчался по ночному лесу прочь, не разбирая дороги.

     Лес начал редеть, деревья будто бы расступились, и скакун Раймона вынес его на чудесную поляну. В ее центре бил чистый и звонкий родник, вода которого стекалась в небольшое, идеально круглое озеро, настолько чистое, что сквозь прозрачную воду виднелось каменистое дно. А возле родника сидели три прекрасные золотоволосые девушки в ослепительно-белых дорогих одеждах. От неожиданности и удивления Раймон застыл на месте. Ему почудилось, что это три ангела спустились на землю с небес, и он, опасаясь их гнева за недавнее невольное убийство, уже готов был пасть перед ними ниц, когда одна из дев подошла к нему и заговорила с ним. Раймон был напуган и взволнован, и дева спросила, что же с ним произошло. После некоторого колебания он честно и открыто рассказал ей о постигшем его несчастье.

     Девушка внимательно выслушала Раймона, а после предложила ему умыться у родника, сесть на коня и как ни в чем не бывало вернуться обратно в замок Пуатье, притворившись, что он ничего не знает о судьбе графа Эммерика. Ведь все охотники в тот день разбрелись по лесу и возвращались в замок парами или поодиночке, да еще и в разное время, так что отсутствие и позднее возвращение юноши вряд ли вызовет подозрения. А когда найдут тело графа, а рядом обнаружат тушу убитого вепря, все сразу же решат, что старый граф сумел убить дикого зверя, но и сам был смертельно ранен его клыками в схватке.

     Раймон, успокоенный нежным голосом и разумными словами прекрасной девы, согласился. Однако он не спешил уезжать от родника, а, будто зачарованный, все любовался на девушку и искал новые и новые темы для беседы, так что разговор их длился до самого рассвета. Никогда еще юноша не видел столь совершенной красоты, ни одна другая девушка не могла сравниться с незнакомкой умом и мудростью. Сердце Раймона теперь принадлежало ей и, прежде чем покинуть красавицу, он добился от нее обещания стать его супругой и быть с ним до конца жизни. Она же на прощание велела ему попросить у его родственника Бертрама, наследника графа Эммерика, в качестве свадебного подарка столько земли вокруг родника, где влюбленные впервые повстречались, сколько можно покрыть шкурой пятнистого оленя. К тому же красавица добавила, что обещает построить на этой земле великолепный, величественный замок для себя и своего будущего мужа. Она поведала Раймону, что ее зовут Мелюзина (в других источниках ее имя записано как Мелюзайн или Мелизанда), она могущественная водяная фея и владеет несметными богатствами и бесчисленными сокровищами. Было и еще одно условие: Раймон должен был позволить молодой супруге каждую субботу проводить в полном уединении и даже не пытаться увидеть ее в этот день. На том они и договорились.

     

     Свои сказки и предания о русалках есть практически у каждого народа на Земле. Древние вавилоняне верили в Оанна, получеловека-полурыбу, живущего в Эритрейском море. В греческой мифологии существовали тритоны и сирены. Мексиканские индейцы поклонялись Теоципактли, богу Рыбе, который выглядел как человек с чешуйчатым хвостом. Североамериканские индейцы верили, что их предки приплыли в свою страну из Северной Азии следом за человеком-рыбой. В фольклоре обитателей канадских лесов присутствует женщина-рыба. Огромное количество сказок кельтских народов посвящено русалкам; скандинавы во множестве легенд описывают женщин и мужчин с рыбьими хвостами, а германцы рассказывают истории об ундинах. Так могут ли эти легенды со всех концов света быть простыми совпадениями? Или русалки действительно существовали?

     

Раймон оставил Мелюзину в лесу и, вернувшись в Пуатье, сделал все, как она велела. Бертрам, наследовавший графу, с радостью пообещал названному брату выделить столько земли, сколько он просит. Каково же было его изумление, когда он увидел, что Раймон разрезал шкуру пятнистого оленя на тонкие полосы и, связав из них длинную веревку, отмерил себе весьма значительный кусок графства. Вскоре за этим последовала и свадьба. Пир устроили в прекрасном замке, который всего за несколько ночей построила Мелюзина. В первую брачную ночь невеста снова стала умолять Раймона повторить его клятву никогда не нарушать ее субботнего уединения, предупреждая, что иначе они вынуждены будут расстаться навсегда. Раймон, разумеется, обещал ей исполнить ее странное желание.

     Замок, названный в честь его хозяйки Лузинией или Лузиньяном, как это название дошло до наших дней, все рос и рос. Мелюзина продолжала строить новые башни и укрепления, и, наконец, дом де ла Форе своими размерами и величием превзошел все замки в стране.

     

     О многих замках, воздвигнутых Мелюзиной или по ее приказу, долгое время ходила дурная слава: там нередко случались таинственные и необъяснимые происшествия. В романе Жана Аррасского написано: «Именно Мелюзина воздвигала за одну ночь таинственные здания с помощью толпы слуг, которые бесследно исчезали после завершения работы. Когда она вышла замуж, у нее рождались дети с различными физическими дефектами. И построенные ею здания точно так же имели недостатки, как и те мосты дьявола, в которых всегда недоставало одного камня». До наших дней многие из этих замков не сохранились, но сохранившиеся сейчас не представляют собой ничего таинственного или пугающего. Неизвестно, магия ли выветрилась за 13 столетий или дурно о фее и ее творениях отзывались просто из зависти.

     

В положенный срок фея родила супругу первенца, которого окрестили Урианом. Мальчик появился на свет странным – рот у него был большим, уши крупнее обычных, один его глаз был красным, а другой – зеленым. Еще через год у Мелюзины появился второй сын, которого назвали Гедом – у него лицо оказалось алого цвета. Роды прошли тяжело, и в знак благодарности богу за благополучное рождение ребенка молодая чета основала монастырь Малье. А чтобы сыну, когда он вырастет, было где жить, воздвигла еще один замок – Фаван. Вскоре у Мелюзины и Раймонда родился и третий сын – Жио. У этого малыша один глаз располагался выше другого. Для него мать за три ночи построила Ла-Рошель. Следующий сын, носивший имя Антоний, был покрыт шерстью, а на руках у него были длинные когти. Затем Мелюзина произвела на свет одноглазого мальчика Фреймуна. Шестого сына феи народ прозвал Жоффруа Большезубый, потому что изо рта у него торчал огромный клык. Позже Мелюзина родила еще двоих детей – Дитриха и Раймона, – и оба они, также как и их старшие братья, обладали уродствами.

     Так шли годы… Любовь Раймона и его красавицы жены не слабела. Каждую субботу она удалялась в свои покои и проводила 24 часа в строжайшем уединении, а мужу даже в голову не приходило вторгаться к ней. Раймон не оставил и своих родных: старый граф, его отец, доживал свои последние годы в Лузиньяне, окруженный почетом и уважением, а братья хозяина дома не знали ни в чем отказа. Но все же богатство и счастье Раймона многим из них было не по нутру. И вот однажды, когда за обедом старый граф поинтересовался, где же пропадает его невестка, а Раймон честно ответил, что по субботам она не выходит из своих покоев, один из братьев отвел его в сторону и начал рассказывать ему о слухах, которые ходили в народе о странных субботних обычаях госпожи. И если от многих обвинений Раймон мог спокойно отмахнуться, то обвинения его жены в супружеской неверности больно его задели. К тому же братья наперебой уговаривали его разузнать все самому. Встревоженный этими разговорами, он отправился в комнаты Мелюзины, но там было пусто. Дверь, ведущая в ванную комнату, была заперта, но Раймон заглянул в замочную скважину. К своему ужасу, он увидел, что его возлюбленная лежит в воде, а вместо ног у нее не то рыбий, не то змеиный чешуйчатый хвост. Мужчине хватило ума и выдержки тайком удалиться из покоев супруги. Граф никому не рассказал об увиденном, но все равно боялся, что из-за своего любопытства и недоверия он может потерять красавицу супругу.

     И вот однажды в семье де ла Форе случилось большое несчастье: Жоффруа Большезубый напал на монастырь Малье и сжег его дотла, а в пожаре вместе с настоятелем и сотней других монахов погиб и его брат Фреймун. Услышав об этом, Мелюзина поспешила к мужу, чтобы поддержать того и утешить, но, обезумев от горя, воскликнул: «Прочь, гнусная змея, осквернившая мой славный род!» Услышав это, фея упала без чувств. Раймон, разумеется, в ту же минуту раскаялся в своих словах и кинулся молить супругу о прощении, но та, придя в себя, в последний раз обняла и поцеловала мужа. «О муж мой! – сказала она. – Я оставляю в колыбели этих двух малышей. Люби и заботься о бедняжках, лишенных матери. А теперь прощай навсегда! Но знай, что ты и твои наследники еще не раз увидите меня в славном замке Лузиньян – я буду являться всякий раз, когда должен прийти новый хозяин». С этими словами она обернулась драконом и вылетела в окно, а на камне, куда она ступила в последний раз, остался отпечаток ее ноги.

     Той же ночью няньки, которым поручили заменить малолетним Дитриху и Раймону мать, увидели у колыбели мерцающую фигуру. Обликом она напоминала пропавшую графиню, но ниже пояса у нее были не ноги, а чешуйчатый длинный хвост. Увидев ее, дети заулыбались и начали тянуть к ней ручки, а она поднесла их к груди и начала кормить. Но с первыми же лучами солнца призрачная фигура исчезла.

     

     И имя, и образ Мелюзины до сих пор популярны и широко используются. Например, атомный реактор в Гренобле назван в ее честь. Фея упоминается в произведениях Гете, Вальтера Скотта, Жерара де Нерваля, Густава Шваба, Теодора Фонтане, Мартина Лютера. Композитор Мендельсон посвятил ей концертную увертюру «Прекрасная Мелюзина», французский композитор Галеви написал об истории любви Мелюзины и Раймона оперу «Волшебница». А французский астроном Огюст Шарлуа назвал Мелюзиной крупный астероид, который он открыл 15 сентября 1893 года в обсерватории Ниццы.

     

Факты

     Разумеется, эта история вошла в хроники в куда более сухом и сжатом виде, но устная молва, вскоре превратившая ее в распространенную легенду, а потом и в сказку, щедро добавила подробностей и деталей. Но факты остаются фактами: молодой Раймон де ла Форе женился на женщине, которую все вокруг считали феей. Он и его супруга были очень богаты и возвели много замков и крепостей в своих обширных владениях. У них было восемь сыновей, и каждый из них отличался видимым уродством. Супруга графа, по всеобщему уверению, по субботам обращалась в полуженщину-полузмею и покинула мужа, когда тот раскрыл ее секрет. С одной стороны, во все это сложно поверить: уж больно сама история напоминает старую сказку. С другой – сложно и усомниться: у нее есть документальные подтверждения и свидетельства очевидцев.

     К тому же и после своего исчезновения Мелюзина продолжала опекать свой род, так что увидеть ее могли еще на протяжении десятка столетий. И этому также нашлись очевидцы и подтверждающие ее появления записи в старинных хрониках. Долгое время во Франции верили, будто несчастная Мелюзина появляется в траурном платье в своем замке незадолго до того, как должен скончаться его нынешний хозяин, и люди могут услышать ее горькие причитания. А когда весь род Мелюзины вымер, стали считать, что ее появление предвещает ни много ни мало смерть короля Франции. Так писал в своей хронике французский историк Мезере: «О том, что явление Мелюзины на старой башне Лузиньяна предшествует смерти одного из ее потомков или короля Франции, я слышал от людей, достойных всяческого доверия и не принадлежащих к тем, кого можно легко ввести в заблуждение».

     

Версии

     Эта странная история – на этом сходятся почти все – действительно случилась в те давние годы. О ее подлинности свидетельствует многое: и то, что имя Раймона неоднократно упоминается в летописях и хрониках; и то, что эти летописи и хроники изобилуют другими известными именами и географическими названиями; и то, что разные источники, если и расходятся в деталях, то в основных фактах и событиях совершенно схожи. Видимо, имели место и странная женитьба, и строительство множества родовых замков и имений, и рождение детей. Но многих исследователей до сих пор мучает вопрос, на ком Раймон все-таки был женат? Существовала ли Мелюзина на самом деле и кем же она была?

     Некоторые ученые склонны считать, что история феи Мелюзины, изложенная в хрониках, недалека от истины. Байки о русалках известны всем, так почему бы легенде о Мелюзине и Раймоне не иметь под собой реальных оснований? Тут мнения разнятся от версии о сверхъестественной и магической сущности прекрасной феи до мысли о том, что Раймон мог найти последнюю из потомков реликтовой, а то и вовсе внеземной расы.

     Другая версия гласит, что жена рыцаря, хоть и не была сама по себе сверхъестественным существом, но занималась ведовством или колдовством, что объясняет ее таланты и способности, а также то, что после свадьбы Раймон с супругой действительно вскоре стали невероятно богаты. Многие верили, что бессмертную душу можно выгодно променять как раз на несметные сокровища. К тому же люди в Средние века верили, что дьявол метит своих верных прислужниц: кому-то из них достается страшное родимое пятно, кому-то – небольшие рожки, кому-то – хромота, а то и раздвоенные копытца. Так почему же Мелюзина не могла иметь змеиный или рыбий хвост, талантливо скрывая его от посторонних глаз под длинными одеяниями?

     Еще одна версия приписывает появление историй о Мелюзине народной молве. Ученые считают, что подобный слух мог появиться из-за того, что молодая госпожа рожала детей с явными генетическими отклонениями. В те времена такие уродства традиционно приписывали проискам дьявола, так что и саму несчастную Мелюзину могли счесть феей, иначе – колдуньей. А если подобное мнение бытовало в народе широко, то его в том или ином виде могли занести и в хроники, чуть облагородив и приукрасив.

     Но немало ученых считают историю феи Мелюзины авторской выдумкой.

     Одни из них предполагают, что появлению легенды о прекрасной фее, очаровавшей молодого рыцаря, история обязана менестрелям и трубадурам, которые, по своему почину или по просьбам самого Раймона, сочинили эту красивую сказку, чтобы скрыть факт мезальянса. Те, кто придерживаются это версии, верят в красивую историю любви благородного юноши и девушки-простолюдинки, которые повстречались во время большой охоты в лесу Коломбьер. В таком случае, девушку действительно могли звать Мелюзиной, и она действительно могла быть очень умна и хитра и помогала своему супругу мудро править. Но вряд ли она на самом деле была феей, имела несметные сокровища и по субботам превращалась в полуженщину-полурыбу. Не укладывается в эту версию только один факт – множество упоминаний о Раймоне и Мелюзине в хрониках. Ведь даже чтобы оправдать свой мезальянс, молодой рыцарь вряд ли сумел бы уговорить хронистов и летописцев неоднократно записать придуманную трубадурами сказку в официальные документы.

     

     Когда история Мелюзины, что называется, «вошла в моду», многие европейские семьи стали возводить свое происхождение если и не к ней самой, то к каким-либо другим сверхъестественным существам. Так, испанский дворянин граф дон Педру де Аро в мемуарах возводит свой род к лесному духу. Он пишет о своих предках: «Дон Диего Лопес де Аро был очень хорошим охотником и, поджидая однажды в засаде кабана, услышал очень громкое пение какой-то женщины на вершине скалы. Он пошел к ней и увидел, что она очень красива и весьма хорошо одета, и потому влюбился в нее очень сильно и спросил у нее, кто она. Она ответила ему, что происходит из очень высокого рода, а он сказал ей, что раз она очень высокого рода, то он женится на ней, если она того пожелает, так как он – сеньор этой земли; и она сказала ему, что выйдет за него замуж, но с условием, что он пообещает ей никогда не творить крестное знамение, и он согласился, и тогда она ушла с ним. Эта дама была очень красивой и прекрасно сложена, за исключением того, что нога ее была как у козы. Они прожили вместе очень долго, и у них было двое детей, мальчик и девочка». Затем дон Педру пишет, что однажды дон Лопес, забывшись, перекрестился во время обеда, и его супруга в тот же миг схватила на руки их малолетнюю дочь, выпрыгнула вместе с девочкой в окно и убежала в горы. Ни графиню, ни ее дочь никто больше никогда не видел.

     

Другие исследователи говорят, что известная сегодня история феи Мелюзины написана по заказу герцога Беррийского. В 1387 году он приказал своему секретарю Жану Аррасскому собрать все возможные упоминания и сведения о фее Мелюзине. Вероятно, герцог хотела доставить удовольствие своей сестре графине Барской, которая любила старинные легенды и романы. Трудолюбивый секретарь пересмотрел все доступные ему хроники, собрал старинные сказки и предания, и даже перевел с итальянского книгу одного из представителей рода Лузиньянов Уильяма де Портенаша. Так Жаном Аррасским и была написана красивая легенде о Мелюзине и ее возлюбленном. К тому же он придумал предысторию к старинному преданию, в которой говорится, что Элмас, король Альбы, женился на фее по имени Прессина. Та согласилась стать его женой, только получив от него обещание не входить к ней в спальню, когда она рожает. Когда королева Прессина, наконец, родила королю тройню дочерей, которых назвала Мелюзина, Мелиор и Палатина, сын Элмаса от первого брака сразу же сообщил королю эту радостную новость. Потеряв голову от радости, монарх вбежал к жене и увидел, что она купает новорожденных детей. Прессина пронзительно вскрикнула и, укорив Элмаса в забывчивости, мгновенно исчезла вместе с дочерьми. В родных лесах, куда отправилась фея, она воспитывала дочерей одна, пока им не исполнилось 15 лет. Тогда Прессина рассказала им, как их отец нарушил свое обещание. Тогда Мелюзина, самая младшая из сестер, решила отомстить королю – ведь она могла быть принцессой, но из-за забывчивости и неосторожности отца вынуждена была жить с матерью и сестрами в лесу. Она подстерегла короля Элмаса на охоте и заточила его в сердце горы Авалон. Прессина, узнав о том, что сделала ее дочь, пришла в ярость и наложила на Мелюзину страшное заклятье – отныне каждую субботу девушка обречена была принимать форму полурыбы до тех пор, пока не найдется на свете человек, который женится на ней и никогда не станет допытываться, что же происходит с ней в этот день.

     Такая версия, без сомнения, имеет право на существование, ведь сочинения Жана Аррасского дошли до наших дней. Но так же несомненно и то, что секретарь герцога Беррийского писал свой, пусть и приукрашенный, роман на основании исторических справок и документов, а значит, история о Мелюзине к тому времени уже существовала и была задокументирована.

     Позже монах-доминиканец Стефан, происходивший из рода Лузиньянов, развил и дополнил труд Жана Аррасского. Это сделало легенду о таинственной деве с чешуйчатым хвостом настолько популярной, что благородные семьи Люксембурга, Роана и Сассене старательно изменили свои истории и родословные, чтобы доказать, что и они происходят от знаменитой феи Мелюзины. Да и сам император Генрих VII гордился тем, что может назвать эту загадочную даму среди своих предков. Хронист Конрад Вецерий в жизнеописании этого короля отмечает: «Не могу не упомянуть о том, что узнал из одного небольшого сочинения, написанного на местном диалекте, о жизни и деяниях некоей женщины по имени Мелюзина. Она считается одной из прародительниц Генриха VII, обреченной в один из дней недели от пояса и ниже принимать форму змеи… Как уверяют авторы этого труда, в океане есть остров, где живут девять сирен, наделенных различными магическими дарованиями, к примеру, они могут превращаться в любой предмет, какой пожелают. Так что не будет нелепым предположить, что эта самая Мелюзина происходит именно оттуда».

     Как видим, свои аргументы есть и у тех, кто считает историю о Раймоне и Мелюзине правдой, так и у тех, кто воспринимает ее как красивую легенду. И сложно сказать, кто из них прав – слишком много воды утекло с тех времен… Ясно лишь одно: пройдя сквозь столетья, предания о таинственных русалках или девах со змеиными хвостами не становятся менее увлекательными и волнующими.