Этикетом называют совокупность правил хорошего поведения, традиционно принятых в обществе. Сегодня существуют самые различные своды таких правил – застольный этикет, офисный этикет, дипломатический, воинский, светский, гендерный, корпоративный и многие другие.

Когда и кем все эти правила были придуманы, доподлинно неизвестно. Первые кодексы поведения появились еще у древних шумеров, записанные на глиняных табличках. А уже в древнем Египте в III тысячелетии до н.э. этикету придавали большое значение – там даже существовал сборник рукописей под названием «Поучения Кочемни», содержавший список советов о том, как следует вести себя в обществе. Изложено все это было в виде рекомендаций отца своим сыновьям. По этому документу можно сделать выводы о том, что уже в те времена у египтян считалось необходимым уметь вести себя за столом – например, пользоваться столовыми приборами и есть красиво и бесшумно. Также большое значение придавалось ухоженному внешнему виду и умению вести беседу.

В Древнем Китае уже к первой половине I тысячелетия до н.э. появилось понятие «ли», которое можно выразить по-русски словами «благопристойность», «этика», «ритуал». Кодекс «ли» до мелочей регламентировал буквально все сферы человеческой жизни. Например, обязывал мужчин всегда ходить только по правой стороне улицы, а женщин, наоборот, только по левой. Или предписывал, обедая в гостях, оставлять в тарелке хотя бы несколько зернышек риса, чтобы хозяева знали, что накормили гостей досыта.

В Средние века начали формироваться основы западноевропейского этикета. В первую очередь они четко разделяли людей на сословия и обязывали каждое из них вести себя определенным образом. Большая часть этих правил касалась, конечно же, знати – регламентировала их отношения между собой и диктовала соответствующие модели поведения. Существовал определенный ритуал: кто и как должен отдавать приветствие, как следует обращаться к тому или иному человеку, и даже как следует усаживаться за столом согласно рангу и статусу.

Правил этих было так много и они были до того сложны, что приходилось писать целые тома наставлений о том, как следует вести себя в приличном обществе. А в первой половине ХIV столетия был издан первый кодекс хороших манер за авторством флорентийца Джованни делла Каза. Его книга Il Galateo впервые охватила правила поведения не только для знати, но и для простолюдинов. То есть, по сути дела, стала первым универсальным учебником хороших манер.

А само слово «этикет» впервые прозвучало при дворе французского короля Людовика XIV. Король лично подготовил карточки со сводами правил для своих гостей и придворных и раздал их им на одном из приемов. Эти шпаргалки прозвали этикетками, а изложенные в них правила хорошего тона – этикетом. К слову, именно в высших кругах Европы соблюдение правил этикета было возведено в абсолют. При дворе появилась даже новая должность – церемониймейстер, то есть знаток придворного этикета, следивший за его соблюдением. С XVIII столетия элементы этикета, принятого в высшем обществе, начала перенимать буржуазия, а следом за ней – и простонародье.

В России же долгое время придерживались уклада, описанного в сборнике правил семейной жизни Домострой. Только с приходом к власти Петра I в обиход вошли нормы западного этикета. По приказу Петра в 1717 году была выпущена книга о хороших манерах и поведении в обществе под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Она предназначалась для молодых дворян и учила их быть вежливыми, учтивыми, красноречивыми и почтительными. Впрочем, все эти изменения касались лишь привилегированных сословий, а низшие слои общества еще долго жили по Домострою.

В наши дни существует множество правил этикета, сохранившихся с былых времен. Сегодня мы редко задумываемся о том, как появилось какое-то правило, почему возник тот или иной обычай. А между тем многие нормы поведения, которые сегодня являются просто рутинным ритуалом, в былые времена несли глубокий смысл. Так как же были придуманы правила этикета, которыми мы пользуемся до сих пор?

Давай пожмем друг другу руки

Привычка пожимать руки при встрече или на прощание, при знакомстве или в знак успешно заключенной сделки распространена повсеместно. И лишь в некоторых странах мира этот жест находится под запретом. А между тем это едва ли не самый древний обычай, ставший впоследствии правилом этикета, из ныне существующих.

Никто из антропологов пока не сумел точно определить, когда возникла традиция жать друг другу руки, однако древнейшее известное нам рукопожатие было запечатлено на барельефе, который иллюстрирует события, произошедшие в 855 году до н.э. На каменной плите высечены правитель ассирийцев Салмананасар III и вавилонский царь Мардук-закир-шуми I – и властитель Вавилона крепким рукопожатие благодарит царя Ассирии за его помощь и союзничество.

В древней Греции обычай пожимать руку был вполне обыденным. В Новом музее Акрополя в Афинах представлена статуя «Рукопожатие Геры и Афины», которую неизвестный скульптор вырезал еще в V веке до н.э. А первым литературным источником, в котором упоминается этот жест, стала поэма Овидия «Метаморфозы», написанная в I веке н.э.

В разные периоды истории люди, пожимая друг другу руки, вкладывали в это разные значения. Однако всегда и везде этот жест символизировал открытость и доверие. Так демонстрировали добрые намерения: для рукопожатия надо подпустить другого человека довольно близко к себе – на расстояние удара кинжалом. И привычка пожимать именно правую руку тоже появилась не случайно: люди показывали, что в ней нет оружия. Например, во времена древнего Рима было распространено рукопожатие, при котором мужчины сжимали не ладони, а запястья друг друга. Это обусловлено тем, что в те времена воины по традиции носили кинжалы не за поясом, а в рукавах.

Еще одним способом продемонстрировать доверие стал обычай для дружеского рукопожатия снимать перчатки, хотя в иных случаях люди старались как можно реже касаться друг друга голыми руками, избегая болезней и порчи. Это закрепилось в обычае, который жив до сих пор.

Не показывай пальцем

Все современные правила этикета строго запрещают показывать не кого-то указательным пальцем, а некоторые более строгие кодексы не разрешают указывать таким способом даже на предметы. И пусть этот жест кажется нам естественным и привычен каждому с девства, в приличном обществе приходится сдерживать себя. И такие правила поведения существуют уже почти 4 тыс. лет.

Дело в том, что в прошлом привычный нам указующий жест имел другое значение – выражал угрозу, символизируя направленное на человека оружие. Так что дело, начавшееся с «тыканья пальцами», легко могло закончиться кровопролитьем. Потому древневавилонский царь Хаммурапи в своем знаменитом Кодексе законов, высеченном на стеле, не обошел вниманием и этот оскорбительный жест. Согласно Кодексу, тыкать в кого-то пальцем строго запрещалось – нарушитель облагался штрафом, а если у него не было денег, запросто мог лишиться «провинившейся» части тела. Естественно, помня о суровом наказании, вавилоняне усваивали правила поведения с детства.

Кроме того, в древние времена люди верили, что, указывая на кого-то пальцем, можно привлечь к нему внимание нечистой силы – попросту сглазить. Так что обиженный таким жестом человек мог и отомстить тому, кто его намеренно или невольно «проклял».

Несмотря на то, что Кодекс Хаммурапи был написан еще в 1750 году до н.э., а в нечистую силу сейчас верят немногие, указывать не кого-то пальцем все еще считается неприличным.

Поднимем бокалы!

Произнося тост, принято чокаться бокалами. Сегодня все делают это по привычке, не задумываясь, в чем смысл этого обычая. А между тем смыслов даже несколько.

В древности люди верили, что нечистая сила боится громких звуков, так что, ударяя друг о друга кубки и чаши, они тем самым отпугивали злых духов, собравшихся у стола в надежде залететь людям в рот, пока те едят и пьют. В некоторых странах Африки до сих пор существует традиция звонить в специальные колокольчики, чтобы распугать демонов, прежде чем выпить спиртное. А в Европе в Средние века верили, что там, где застолье, алкоголь и разгул, появляется и сам дьявол, и отпугнуть его можно лишь звоном церковных колоколов. Но если уж их поблизости не оказывалось, заменой становились стеклянные и металлические кубки.

Традицию чокаться бокалами закрепили рыцари короля франков и герцога Баварии Карла Великого в VII – VIII столетиях. Во время пира они в знак взаимного уважения и единства сдвигали кубки над центром стола, несколько раз ими соприкасаясь. Это символизировало их силу, непобедимость, равенство и братство. Конечно, рыцари Карла Великого не выдумали этот обычай – считается, что они лишь ввели его в моду у высших сословий и наделили новым смыслом.

Но настоящий расцвет традиции чокаться бокалами наступал в смутные времена, когда люди начинали травить друг друга на пирах. История знает времена, когда яд подсыпали даже родителям, братьям и сестрам, супругам – и все для того, чтобы получить деньги, власть или корону. Неудивительно, что еще в Античности обычай предписывал хозяину дома первым сделать глоток из общего сосуда, демонстрируя, что напитки в его доме проверены и безопасны. Опасаясь за свою жизнь, многие богачи даже покупали специальных рабов-дегустаторов, которые снимали пробу – только после этого из сосуда отпивал хозяин дома, а уже затем вино разливали в кубки гостей. Но и тогда гости на всякий случай посильнее чокались бокалами друг с другом, старясь, чтобы при этом хотя бы несколько капель из одной емкости попадало в другую.

Второй период охватывает все Средние века. Не зря говорится, что в те времена на пирах вино текло через край – по традиции кубки наливали до самых краев. Так было принято не только для того, чтобы хозяин застолья мог продемонстрировать свои богатство и щедрость, но и для того, чтобы часть вина во время чоканья легко переливалась их одного бокала в другой. Так напитки во всех кубках постепенно перемешивались – это давало хоть какую-то надежду, что отравитель не рискнет подсыпать яд на пиру, где и сам рискует его отведать. Именно поэтому человек, отказавшийся чокнуться с кем-нибудь, сразу же вызывал подозрения и опасения. Это могло стать поводом даже для смертельной вражды. И, наоборот, считалось, что чем сильнее кубки ударятся друг о друга и чем больше вина перельется из одного в другой, тем больше можно доверять человеку, с которым пируешь.

Эта традиция возникла среди знати, а простолюдины переняли ее – просто как аристократический интересный обычай, позволяющий им походить на своих господ. Так она прижилась в европейской культуре и со временем стала частью застольного этикета.

Не следует класть локти на стол

Чокаться правила застольного этикета предписывают, а вот ставить локти на стол строго запрещают. Правильную позу для еды нам прививают с детства. В престижный военных академиях, выпускники которых должны иметь безупречные манеры, юношей даже учат есть ножом и вилкой, прижимая локтями к бокам пару тяжелых книг. Но откуда появилась традиция сидеть за столом именно так?

Считается, что появление этого обычая объясняется двумя причинами. Первая совершенно утилитарна. Раньше столы представляли собой широкие доски или столешницы из нескольких сбитых досок, которые просто клали на пни или козлы. Опираясь локтями на это шаткое сооружение, можно было легко опрокинуть на себя собственный обед. Да и кому хотелось, чтобы еда, которую добывали большим трудом, оказалась на полу. К тому же на трапезу обычно собиралась целая семья, а на пирах и застольях большая компания, и для того, чтобы все могли усесться, приходилось тесниться, да к тому же следить, чтобы не смахнуть соседскую чашку или тарелку и не влезть в чужую еду рукавом. Так что места для локтей на столе попросту не находилось.

Вторая причина не опираться руками на стол – весьма почтительное отношение к этому предмету мебели во многих культурах. Скажем, наши предки называли его «Божья ладонь» и относились к нему с таким же пиететом, как и к очагу или печи. Даже дом продавали вместе со столом. Его не позволялось двигать без важной на то причины, за него садились в строго определенном порядке и на строго определенные места. На нем всегда держали хлеб и соль, а выкладывая свежий каравай, приговаривали: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска». И неудивительно, что на такой важный предмет мебели не разрешалось ставить локти – сидеть за столом было положено скромно и чинно.

Помогите даме сесть

В приличном обществе до сих пор существует традиция отодвигать для дамы стул и помогать ей сесть. Сегодня, когда наряды женщин стали удобными и не стесняют их движений, этот обычай кажется отжившим свое. Однако каких-то 100 – 200 лет назад такая помощь была не просто данью традиции или проявлением вежливости, а необходимостью: мода вынуждала дам носить настолько пышные и громоздкие платья, а корсеты и крой рукавов настолько стесняли движения, что самостоятельно расположиться за столом светская красавица просто-напросто не могла. И мужчинам приходилось помогать барышням присесть. Тем более что и мебель в те времена была намного тяжелее современной, так что отодвинуть, а потом и придвинуть обратно к столу стул могло стать для женщины серьезным испытанием.

Впервые традицию отодвигать стул для дамы ввел в обиход и сделал обязательной тот самый Людовик XIV, добавив это правило в свои этикетки. С тех пор оно существует практически без изменений.

Плевки неприемлемы

Всем нам с детства говорят, что плеваться – очень нехорошо и неприлично. Действительно, в нашей культуре плевок связан с оскорблением и считается действием общественно порицаемым. Так, чтобы обидеть человека или выказать ему свое презрение, можно плюнуть ему под ноги или на что-то, что ему дорого. Но откуда взялось такое неприятие?

Историки считают, что это наследие наших европейских предков, переживших в Средние века и позже страшные эпидемии чумы, черной оспы, испанки и других болезней, которые унесли миллиарды жизней. Считалось, и небезосновательно, что плевок – один из способов передачи болезни от человека к человеку. Так что плевок на землю и тем более в другого человека тогда воспринимался не только как оскорбление, но едва ли не как попытка покуситься на человеческую жизнь. По тем же причинам не принято и сморкаться в приличном обществе.

Предположения историков, похоже, небезосновательны, ведь в культурах, которые не переживали столь масштабных эпидемий, ничего не имеют против такого поведения. А масаи, например, и вовсе считают плевок проявлением дружелюбия, так что никогда не пожмут друг другу руки, предварительно не смочив их слюной. Плюют они и на подарки, которые собираются подарить, и на новорожденных, желая тем долгой жизни, и друг на друга при встрече – в знак глубокого уважения.

Тут и дух вон

Для всех кажется естественным и привычным тот факт, что, зевая, стоит прикрывать рот рукой. Но и этот культурный обычай был когда-то введен в обиход, и у его появления есть свои причины, причем далеко не только эстетические.

В древние времена наши предки верили, что их тело – это храм души. А в момент зевания, когда рот широко открыт, в этот храм могут проникнуть демоны и злые духи. Они могут непоправимо навредить человеческой душе, а то и вовсе забрать ее с собой. Да и сама душа, согласно поверьям, могла вылететь из тела через открытый рот. Так что все верили, что, широко зевнув, можно было в буквальном смысле испустить дух. И этого, понятное дело, старались всячески избегать. Так что при зевке рот прикрывали ладонью, чтобы злым духам не было дороги внутрь, а душе – наружу. А в Средние века во время все тех же эпидемий чумы и прочих инфекционных болезней эта норма поведения закрепилась окончательно: считалось, что при зевании, как и при кашле, можно не только заразить окружающих, но и подхватить заразу самому.

Гораздо позже зевки стали истолковывать как признаки скуки и считать знаком неуважения к собеседнику. И по старой доброй традиции продолжили прикрывать рот при зевании ладонью – но уже исключительно из вежливости.

По схожим причинам появилась и традиция говорить человеку «Будь здоров!» после того, как он чихнет. Во многих человеческих культурах чиханье ассоциировали со смертью. Так, древние римляне верили, что душа живет в голове человека и проявляется в его дыхании, а при чихании может вылететь наружу. Поэтому чихнувшему они сразу же говорили: «Пусть боги спрячут твою душу обратно». А в иудейских преданиях говорится, что Бог, создавая человека, буквально вдохнул в него жизнь. Впоследствии, будучи уже смертным, Адам однажды чихнул и таким образом выдохнул из себя жизнь. И долгое время все люди чихали один раз в своей жизни, только перед самой смертью, пока однажды Иаков после того, как чихнул перед смертью, не сумел-таки умолить Бога не забирать его. Тогда Господь внес некоторые изменения в жизни людей, добавив в них болезни и постепенное старение – зато чихать после этого можно было сколько угодно. Но хотя это перестало быть смертельным, после каждого чиха окружающие на всякий случай желали чихнувшему здоровья и долгой жизни.

И, конечно, чихание не обошли вниманием и во время эпидемий. После сильнейшей вспышки Юстиниановой чумы в 551 – 580 годах, которая унесла 100 млн. жизней папа римский Григорий I лично велел правило сразу же благословлять каждого, кто чихает. Ведь именно этот симптом считался одним из первых проявлений страшной болезни. А люди к тому моменту были так напуганы и обеспокоены, что благословлять всех чихнувших стали не только духовные лица, но и на всякий случай все вокруг. Да что там говорить, благословения и Божьей защиты просил даже сам чихнувший со словами «Боже, помоги» или «Бог в помощь».

Не случайно в англоязычных странах чихнувшему до сих пор говорят God bless you, что переводится как «Благослови тебя Бог». А вот в русском языке это пожелание постепенно заменилось на привычное нам «Будьте здоровы!».

Снимаю шляпу!

Отдельной статьей в наставлениях по этикету были правила обращения с головным убором. В частности, со шляпой. Известно, что в помещении мужчинам следует снимать ее, как и при встрече с дамой. А вот увидев идущего по улице знакомого джентльмена, достаточно ее просто приподнять. И пусть сейчас мужчины надевают шляпы куда реже, чем в былые времена, эти правила остаются актуальным до сих пор. Многие считают, что шляпу снимают исключительно из утилитарных соображений – чтобы не разносить по помещению принесенные с улицы грязь, капли дождя и снежинки. А между тем этой традиции, как и предыдущей, уже несколько тысяч лет, и формировалась она в несколько этапов.

Изначально традиция снимать головной убор появилась еще в Древнем Риме. В те времена рабы должны были брить головы налысо и при встрече со свободным гражданином сразу же обнажали головы, чтобы обозначить и свой статус, и уважение к вышестоящему господину.

Христианизация Европы также сыграла свою роль в традиции снимать головные уборы в помещениях, ведь входить в церковь мужчинам предписывалось только с непокрытой головой. А на Руси в каждом доме или избе имелся так называемый красный угол, где висели иконы. Каждый пришедший в дом обязательно поворачивался к ним и крестился – а делать это в шапке было никак нельзя, вот ее и снимали.

Еще раз закрепилась эта традиция в Средние века. Рыцари снимали шлемы, а мужчины без доспехов – головные уборы, прежде чем кого-то поприветствовать или войти в дом. Таким образом они, с одной стороны, выражали свое доверие к собеседнику или хозяину дома, как бы давая понять, что могут не опасаться здесь за свою жизнь, а с другой – демонстрировали свои мирные намерения и то, что в руках у них нет оружия – ведь они заняты головным убором.

Кроме того, в Средние века по доспехам далеко не всегда можно было определить статус их обладателя. Так что перед тем, как заговорить с дамой, воины предпочитали снять шлем, чтобы она могла видеть, кто перед ней, – ведь в те времена женщинам, и особенно незамужним девицам, далеко не с каждым можно было беседовать без урона для своей чести. Именно для того, чтобы избавить даму от мучительных попыток угадать, кто же скрывается за забралом и можно ли ответить на его приветствие, рыцари из вежливости обнажали головы. Прошли века, железных шлемов никто уже не носит, а традиция по-рыцарски снимать шляпу перед дамой осталась.

И, наконец, в светских кругах XIХ века шляпу стали снимать в знак восхищения собеседником. Отсюда и пошло полушутливое выражение «Снимаю перед вами шляпу!» в значении «Я вами восхищаюсь!».

Все это – дела давно минувших дней и отживших реалий. Есть ли смысл сегодня следовать множеству сложных и порой нелогичных и причиняющих неудобство правил этикета? Пожалуй, все-таки есть – хотя бы для того, чтобы другим людям, тоже соблюдающим этикет, было приятно находиться с вами рядом. Ведь не зря говорят, что ничто не стоит так дешево и при этом не ценится так дорого, как самая обыкновенная вежливость.