Угон самолета – преступление не из частых. Такие не проходят незаметно и могут заканчиваться большими трагедиями. Угонщики порой уходят от ответственности, но нераскрытым такое преступление остается крайне редко – уж слишком оно на слуху. Тем не менее, человеку, известному как Дэн Купер, удалось удивить полицию и общественность.

     Мистер Купер садится на борт

      В 1971 году, в среду 24 ноября накануне Дня Благодарения, в Портленде, штат Орегон, некий человек купил билет на рейс 305 до Сиэтла на имя Д.Б. Купера. Он поднялся на борт «Боинга-727» авиакомпании Northwest Airlines и занял место 18С в задней части салона. При нем был небольшой кейс. Позже свидетели описывали его так: без особых примет, слегка за сорок, рост чуть выше среднего, одет преимущественно в черное – костюм, плащ, мокасины, галстук с перламутровой булавкой, сорочка белая, на лице темные солнцезащитные очки. На борту он выкурил сигарету и в ожидании рейса заказал бурбон с содовой.

      Пассажиров было немного – всего 36 на 94 места. В 14:50 по расписанию «Боинг» пошел на взлет. Во время взлета рядом с Купером на специальном откидном кресле для сопровождающих сидела молодая стюардесса Флоренс Шеффнер. Когда командир экипажа разрешил отстегнуть ремни, он подал ей записку. 

      В стюардессы часто берут настоящих красавиц, и мисс Шеффнер не была исключением. Пассажиры не раз пытались за ней ухаживать, и любовные записки с номерами телефонов не были для девушки чем-то необычным. Она улыбнулась Куперу, но записку, не читая, спрятала в карман. Однако Купер проявил настойчивость. «Вам лучше прочитать, мисс», – сказал он, подвинувшись к стюардессе. Флоренс заподозрила дурное, спешно извлекла сложенный клочок бумаги и прочла написанный фломастером текст. «У меня бомба в портфеле. Я использую ее, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолет угнан…», – прочитала она.

     Улыбка покинула лицо девушки, но она сумела сохранить спокойствие. Стюардесса присела возле мистера Купера и стала его слушать. Угонщик требовал 200 000 долларов «в американской валюте», исключительно банкнотами по 20 долларов без пометок и 2 комплекта парашютов. Чтобы убедить стюардессу в серьезности своих намерений, пассажир приоткрыл свой портфель. Флоренс разглядела красные провода, элемент питания и 8 каких-то красных цилиндров. Записка заканчивалась угрозой взорвать самолет, если требования не будут выполнены, и указаниями, как передать просимое на борт. Убедившись, что стюардесса все поняла, Купер забрал записку и отпустил девушку передать информацию командиру экипажа Уильяму Скотту.

     Мистер Купер приказывает

      Командир экипажа связался с руководством и доложил ситуацию. Купер сохранял спокойствие и вел себя совершенно адекватно. Он пояснил, что не разрешит посадить самолет, пока с земли не подтвердят согласие выполнить требования. И только когда в 16:39 ему сообщили, что условия приняты и деньги приготовлены, угонщик сразу дал добро на посадку в аэропорту Сиэтл-Такома. Пассажирам сообщили о небольшой поломке, которая задержала самолет в воздухе. По пути к аэропорту Купер заказал второй бурбон, оплатил счет и настоял на том, чтобы сдачу мисс Шеффнер оставила себе. Он был сама любезность, как вспоминала позже стюардесса, и даже предложил заказать для экипажа ужин. В 17:45 самолет приземлился. Купер потребовал, чтобы пилоты вырулили в самый дальний сектор аэропорта и погасили огни в кабине. По его условиям деньги и 2 комплекта парашютов (1 основной и 1 запасной в каждом) должен был поднести один человек к двери в хвостовой части воздушного судна.

      Агенты ФБР не стали метить пере данные угонщику купюры, они ограничились тем, что отобрали только купюры серии L, напечатанные в 1969 году в Сан-Франциско. Все номера были сфотографированы.

      Когда требуемое доставили, Купер позволил всем 36 пассажирам покинуть борт самолета. Он отпустил и стюардессу Шеффнер, но оставил на борту остальных членов экипажа – командира Уильяма Скотта, второго пилота Ратачака, бортинженера Андерсона и вторую стюардессу Тину Маклоу. Пассажиры, только оказавшись в безопасности в аэропорту, узнали от многочисленных репортеров, что были заложниками.

      Купер требовал взлетать немедленно, но сотрудники аэропорта убедили его, что самолету требуется долить горючего. В процессе дозаправки угонщик позволил себе в первый раз сорваться. Ему казалось, что она продолжается слишком долго – террорист заподозрил, что спецслужбы готовятся к захвату. Он угрожал взорвать бомбу, если заправку не закончат быстро. Затем Купер отказался встретиться с представителем Федерального управления авиации, который подошел к самолету в одиночестве и просил разрешения подняться на борт, чтобы разъяснить Куперу возможные последствия. Наконец угонщику сказали, что самолет готов. Он дал команду взлететь и взять курс на Рено, штат Невада. Там, по его словам, следовало снова дозаправиться, а затем лететь в Мексику. На часах аэропорта Сиэтла было 19:40.

     Мистер Купер исчезает

      Провожая взглядом разгоняющийся и уходящий в небеса «Боинг», ФБРовцы поражались задумке Купера. Очевидно, он взял парашюты не просто так – он собирался прыгать! Но еще ни один угонщик не покидал самолет таким образом. Самолеты гражданской авиации не приспособлены для десантирования – чтобы сообразить, как прыгать, требуются специальные навыки. А он еще и потребовал два комплекта! Неужели на борту у Купера есть сообщник? Может, это кто-то из членов экипажа?

      ФБР дало команду поднять в небо истребители, чтобы сопровождать «Боинг» Northwest Airlines. Тем временем в кабине пилотов появилась стюардесса Маклоу – Купер приказал ей покинуть салон и идти к пилотам. Она передала требование изменить курс. «Кроме того, высота полета должна быть 2000 метров, скорость на минимум, закрылки – под углом пятнадцать градусов», – сообщила Маклоу. Самолет поменял направление, и через несколько минут на приборной панели перед командиром вспыхнул индикатор: в салоне самолета попробовали открыть дверь. Тут же стало меняться давление воздуха – значит, попытка удалась. Купер покинул «Боинг», и больше его никто никогда не видел. Но члены экипажа продолжали находиться в кабине аж до посадки в Рено.

     Мистера Купера ищут

      Пилоты ист ребителей F-106 ВВС США не заметили, когда угонщик покинул судно. И неудивительно: сразу после взлета самолет попал в зону сильного шторма и видимость была очень плохой. Да и парашют опытный человек мог раскрыть довольно низко, а заметить в темноте фигуру в черном нелегко.

      Однако, изучив позднее данные приборов и показания членов экипажа, следователи предположили, что Купер выпрыгнул в 20:13, когда самолет пролетал в районе озера Мервин и реки Льюис. Таким образом, угонщик вернулся почти туда, откуда стартовал, приземлившись в каких-то 50 км от Портленда.

      «Боинг» приземлился в Рено около 22:15. ФБР и местная полиция окружили судно, но всем было ясно, что на борту Купера не найдут. Задний трап оказался опущенным, салон – пустым. Там нашли лишь один из двух комплектов парашютов, булавку, галстук, 8 окурков сигарет Raleigh. Кейс Купера исчез вместе с ним, как и сумка с деньгами. У оставшегося парашюта была отрезана стропа – вероятно, ею Купер привязал груз к себе. На борту нашли очень много образцов отпечатков пальцев. После того, как откинули «пальчики» членов экипажа и пассажиров, которые летели в тот день, их осталось еще 66. С помощью пассажиров злополучного рейса и членов его экипажа был составлен фоторобот Купера.

      Других зацепок на борту и в аэропорту не выявили. Между тем в районе озера Мервин шли интенсивные поиски места возможного приземления. Местность здесь была сильно пересеченной, лесистой и заболоченной – это один из самых диких краев в США. По общему мнению, выжить здесь ночью в легкой одежде непросто. К тому же, кроме холода, опасность представляют медведи и кугуары.

      Следов Купера не нашли. Конечно, велико было искушение предположить, что он попросту разбился в каком-нибудь труднодоступном месте. Но ведь возможно, что все вышло так, как он и планировал.

      Три недели спустя редакция газеты «Лос Анджелес Таймс» получила письмо и опубликовала его.

      «Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

      Причин считать автором письма Купера не было. Однако в редакцию хлынул поток писем от восхищенных американцев. Вскоре появились и сувениры с именем и силуэтом угонщика. Продавцы маек подсчитывали прибыль.

      Поиски у озера Мервин закончились ничем. Здесь агенты прочесали долину реки Льюис, опросили окрестных фермеров, обыскали несколько домов. В начале 1972-го проверили даже дно озера с использованием глубоководных аппаратов, а местность прочесывали около 400 военных.

      В газетах напечатали номера двадцаток, которые были выданы Куперу. За их возврат объявили награду – 15% от суммы. Но за два года, пока предложение действовало, никто не отозвался. Ни тела, ни следов приземления, ни денег обнаружено не было. Следствие постепенно затихло.

      Впрочем, еще долго по лесам, рекам и озерам ходили, ползали, ныряли энтузиасты из числа местных жителей, которые хотели найти деньги, похищенные угонщиком, который, по их мнению, разбился.

      Спустя год с момента исчезновения мистера Купера ФБР официально заявило, что уверено в его гибели. А еще 4 года спустя, 24 ноября 1976-го, дело было официально закрыто. За это время с разной степенью пристрастности ФБР проверило около 1000 человек. Среди них было немало носящих фамилию Купер.

     Следы мистера Купера находят

      В 1979 году одинокий охотник, преследуя оленя, наткнулся в лесу на табличку с надписью «Люк во время полета должен быть плотно закрыт». Дисциплинированный американец подобрал находку. Возможно, он припомнил историю исчезновения мистера Купера, а может, просто не хотел оставлять мусор в лесу. Так или иначе, но вскоре эксперты подтвердили: это табличка с того самого «Боинга». Новость снова привлекла в леса многие сотни кладоискателей.

      Спустя девять лет, в 1980 году, восьмилетний Брайан Ингрэм отдыхал с родителями на берегу реки Колумбия. Вместе со своим отцом, Гарольдом, он пошел на прогулку – и нашел три пачки старых двадцатидолларовых банкнот. В двух было по 100 купюр, в третьей – только девяносто. Экспертиза подтвердила: номера банкнот совпадают с теми, что были выданы Куперу.

      Ясности не прибавилось. Если Купер погиб, то где остальные пачки? Куда делись 200 долларов из третьей? Если жив, то как он потерял эти 5800 долларов? Эти вопросы остались без ответа.

Власти позволили мальчику оставить себе деньги на сумму 2 860 долларов. 13 июня 2008 года на аукционе они разошлись в общей сумме уже за 37 000.

     

      Больше ничего не нашли, и погиб ли Купер или попросту потерял часть денег, так и осталось загадкой. Только в 1989 году водолаз выше по течению того места, где были обнаружены деньги, нашел в водах Колумбии небольшой парашют. Увы, эксперты решительно отвергли всякую связь с делом Купера. Парашют был слишком мал и вообще не предназначался для прыжков. Скорее всего, на нем спускали осветительную ракету.

      Этого водолаза нанял бывший агент ФБР Ричард Тосо. Каждый год он брал отпуск на День Благодарения и отправлялся искать новые следы в старом деле. По итогам многолетних исследований он написал книгу «Д.Б. Купер, мертвый или живой», в которой утверждал, что Купер упал в воду спиной с пачками денег на поясе и утонул. По мнению Тосо, останки угонщика надо искать застрявшими среди свай, вбитых в дно реки через каждые полмили. Но никаких конкретных находок следователь за многие годы предъявить не сумел.

     Кто вы, мистер Купер?

      О личности угонщика до сих пор известно немного. В основном следствие собрало догадки, в том числе довольно примечательные.

      На галстуке Купера нашли частички титана и алюминия. Эти металлы широко используются в авиации. Предполагали, что он как-то связан с ВВС. Кстати, это объясняет, откуда у него специальные навыки, чтобы спрыгнуть с самолета. Кроме того, в пользу такого предположения свидетельствуют и весьма профессиональные инструкции, которые он выдал пилоту. К тому же угонщик знал, как выпустить задний трап самолета на ходу вручную, что умел далеко не каждый пилот гражданской авиации. Возможно, он воевал во Вьетнаме, где десантников сбрасывали схожим образом.

      Еще один наблюдательный детектив обратил внимание на странные слова Купера – «американская валюта». Так сказал бы иностранец – но угонщик говорил без акцента! ФБРовцу удалось обнаружить еще один интересный факт: в Канаде существует комикс про пилота по имени Дэн Купер. Эти факты заставляют предположить, что преступник был канадцем.

      Примечательно, что Купер рискнул прыгнуть в крайне неблагоприятных погодных условиях и в неприспособленной одежде. Это поступок скорее дилетанта или уж совсем отчаянного профессионала.

      Именно поэтому одним из первых попал под подозрение Ричард Маккой, бывший учитель воскресной школы в штате Юта, имевший опыт прыжков с парашютом во Вьетнаме. Дело в том, что 7 апреля 1972 года он повторил преступление Купера – захватил «Боинг 727-100» авиакомпании United Airlines и покинул его в воздухе, прихватив с собой полмиллиона долларов. Однако если Купер записку только показал стюардессе, то Маккой бросил ее на борту, предоставив сыщикам образец своего почерка. Кроме того, он ухитрился оставить четкий отпечаток пальца.

      Уже 9 апреля Маккоя задержали. Между прочим, в этот момент он в составе сил Национальной гвардии искал угонщика – то есть самого себя! После обыска у него нашли сумку с 499 970 долларами. Но причастность к эпизоду с мистером Купером не подтвердилась: жена и дети Маккоя заявили, что 24 ноября 1971 года он был дома. Но и без того угонщик получил 45 лет тюрьмы. Правда, через 2 года он бежал и чуть позже был застрелен полицейским.

      Вскоре появились другие подражатели Купера, и Федеральное авиационное управление потребовало оборудовать «Боинг-727» устройством, которое блокировало бы задний трап во время полета.

      В начале 2000-х годов ФБР официально возобновило расследование. Несколько раз в руки следствия попадали важные улики. Так, в 2008 году были обнаружены части старого парашюта в окрестностях предполагаемого места приземления. Но экспертиза установила, что они не могут быть остатками того самого парашюта.

      В июле 2000 года журнал U.S. News and World Report напечатал статью, в которой вдова из Флориды Джо Вебер признавалась, что Купером был ее покойный муж Дуэйн Вебер, торговец антиквариатом, скончавшийся от рака 28 марта 1995 года. Она говорила, что перед смертью супруг признался ей, что это он угнал тот «Боинг» и при прыжке с парашютом повредил колено.

      Вебер воевал во Вторую мировую войну, сидел в тюрьме близ Портленда. В 1979 году он возил супругу отдыхать на реку Колумбия – в те же места, где годом позже найдут часть денег Купера. В библиотеке своего городка миссис Вебер нашла книгу о Купере, на полях которой ее муж оставил пометки. ФБР проверило предложенную версию очень тщательно. Утверждается, что покойный мистер Вебер был похож на фоторобот Купера больше иных подозреваемых. Однако его отпечатки не совпали ни с одним из образцов на борту самолета.

      А буквально пару лет назад New York Magazine предложил читателям еще одну версию. 77-летний Лайал Кристиансен смотрел по телевизору передачу о нераскрытых преступлениях, увидел фоторобот Купера и остолбенел, узнав своего старшего брата Кеннета. Лайал попытался связаться с ФБР, но ничего не вышло. Тогда через частное сыскное агентство он обратился к авторам фильма.

      Кеннет Кристиансен родился в 1926 году, а умер в 1994-м. В 1944-м он был призван в армию США – его готовили в десант, но на фронт он не попал. В 1971 году Кеннет работал стюардом в авиакомпании… Northwest Airlines. Он знал и «начинку» самолета, и расписание рейсов. Зарплата у него была небольшая, но в 1972 году неожиданно для брата Кеннет купил новый дом за 14 000 долларов. Лайал утверждал, что из спиртного Кенни предпочитал бурбон, а курил Raleigh.

      Еще Лайал рассказал, что в детстве они с братом были на ярмарке, где их отец победил на любительском ринге и заработал 100 долларов. Выигрыш дали пятью двадцатидолларовыми бумажками, и они с братом навсегда запомнили те деньги. Незадолго до смерти, по словам Лайла, брат обещал ему рассказать о себе что-то важное, но не успел.

      Фотографии Кеннета показывали последней свидетельнице ограбления – Флоренс Шаффнер. Она не смогла его опознать, но сказала, что из всех фото, что ей привозили во время расследования, этот человек похож на Купера больше прочих. Всю свою жизнь бывшая стюардесса боялась, что Купер вернется и убьет ее, чтобы избавиться от свидетельницы.

Знаменитый режиссер Дэвид Линч не случайно дал центральному персонажу культового сериала «Твин Пикс», агенту ФБР, имя Д.Б. Купер.

     

      Удивительные люди вызывают наш восторг. И Д.Б. Купер – один из них. Его именем называют бары, клубы, кинотеатры, его образ растиражирован и узнаваем. Неподалеку от места предполагаемого приземления угонщика, в городе Ариэль, штат Вашингтон, проходит ежегодный фестиваль Купера. Некоторые его участники даже состязаются в прыжках с парашютом в очках, плаще и костюме. «Он нанес наш город на карту!» – благодарят в пабах Ариэля мистера Купера в день Благодарения.