На юге США существует любопытное место под названием «Четыре угла». Тут крестообразно сходятся границы четырех американских штатов – Нью-Мексико, Колорадо, Аризоны и Юты.

Но куда более значимым для археологов выступает геологическая характеристика этой местности. Тут, на юге Северной Америки, расположилось обширное плато Колорадо, густо изрезанное каньонами и вздыбившимися скалами. И именно тут зародилась, расцвела и исчезла одна из самых развитых цивилизаций Нового Света – культура анасази.
«Анасази» в переводе с языка навахо означает «предок». Так эту культуру окрестил Ричард Уэзерилл, археолог и бывший ковбой, открывший в конце XIX века поселения в Меса-Верде.
Основателями этой культуры были доисторические индейцы, которые искусно умели плести корзины. Археологи их так и называют – корзинщики. Они облюбовали уголок Колорадского плато – Каньон Чако – и осели здесь в XII веке до н.э.
Племя росло и ширилось, и уже к середине I тысячелетия деревенек анасази на Колорадском плато было несколько сотен тысяч. Индейцы, граничившие с соседними культурами, взаимодействовали с ними и ощущали себя одним народом.
Пуэбло-Бонито
Центром и жемчужиной индейцев каньона Чако стал грандиозный город Пуэбло-Бонито. Его и еще 7 памятников культуры анасази открыли лейтенант Джеймс Симпсон и его проводник Карравахаль в 1849 году. А первые археологические экспедиции добрались сюда только к концу XIX века.
Комплексный анализ построек в каньоне Чако показал: Пуэбло-Бонито является типичным по архитектуре, но уникальным по значению городом региона. Он занимает площадь в 8000 м2 и имеет вид немного вытянутого полукруга. Все постройки выполнены из древесины и гладко обтесанных камней, скрепленных глиняным раствором. Ровно посередине города проходит центральная стена и делит Пуэбло-Бонито на две части. В каждой из частей располагаются площади. По обеим сторонам стены находятся Большие кивы – 5 м в глубину и 20 м в диаметре. Всего же подземных храмов разных размеров в черте города около 40. По периметру поселения построены жилые дома в 5 этажей. Их двери и окна выходят внутрь города, а задние стенки служат одновременно и городской стеной. Примечательно, что Пуэбло-Бонито был самым высоким зданием в США до 1885 года, когда в Чикаго возвели здание Страховой компании. В городе построено 650 комнат-квартир с отдельными входами. В отличие от грубой каменной кладки снаружи, каждая комната гладко оштукатурена изнутри.
Кива – общественное ритуальное строение южных индейцев Северной Америки – представляет собой круглую или овальную землянку, покрытую крышей. Внутрь обычно попадают по ступеням через боковой вход или по приставной лестнице через крышу. Кива – подземный храм. При его строительстве индейцы выкапывали в земле округлую яму от трех метров в глубину, укрепляли ее стены каменной кладкой и устанавливали на дно 4 столба, на которые сверху клали крышу. В центре кивы обязательно находилось сипапу – ритуальное углубление в земле, из которого, по легенде, первые анасази пришли в этот мир. Главное назначение таких сооружений – обрядовое. По важным датам или в определенные периоды жрецы племени проводили в храмах настоящие мистерии с переодеванием, танцами и музыкой. В эти дни кивы выступали в роли гармонизирующего медиатора между человеком и окружающим миром, так как под одной крышей соединялись вместе земля, небо, огонь, вода, духи, боги и люди. Но они были задействованы и в повседневной жизни индейцев. Во время принятия важных решений они служили домом собраний. В случае большого наплыва друзей из других племен – гостевым домом. Широко использовались кивы и в качестве бань-парилок. Так что обилие их в поселении говорит не только о развитом религиозном сознании, но и о чистоплотности племени.
Пуэбло-Бонито – самый большой город анасази в каньоне Чако. Во время своего расцвета в Пуэбло-Бонито могли жить свыше 2 тыс. человек! И это в то время, когда в обычном поселении в среднем проживало до сотни индейцев. Однако археологи после ряда исследований сделали интересный вывод: Пуэбло-Бонито был не городом для жизни – он служил культурно-религиозным центром анасази. По сути, он представлял собой что-то вроде огромной гостиницы, в которой располагались паломники на время индейских праздников. Пуэбло-Бонито объединял под крышами своих кив народ анасази, жаждущий хорошего урожая и защиты от злых духов.
Эти паломники и построили Пуэбло-Бонито. Отправляясь в путешествие к Большим кивам, они брали с собой строительный материал, а придя в город, включались в строительство. Тут следует оговориться – при взгляде на Пуэбло-Бонито трудно поверить, что его построили с помощью каменных орудий труда, без применения тягловой силы животных и без каких-либо серьезных познаний в математике. Анасази не знали ни железа, ни письменности, но обладали феноменальным даром зодчества. Они начали возводить Пуэбло-Бонито в IX веке и трудились над ним на протяжении трех столетий!
Звездные зодчие
Отношение к науки у анасази было удивительным, и даже парадоксальным. Инженерное мышление и прикладная геометрия значили для них гораздо больше, чем ведение летописей и календарей. Календари, впрочем, были. Как и многие другие индейцы, анасази пристально наблюдали за небом – как ночью, так и днем. Их познания в астрономии носили религиозно-утилитарный характер. С одной стороны, нужно было элементарно вычислить точное время посева урожая. В засушливой местности колорадского плато это играло большую роль: посеешь раньше срока – семена засохнут; немного опоздаешь – не успеют взойти и созреть. К тому же по Солнцу и звездам можно ориентироваться в пути и предсказывать погоду. С другой стороны – мерцающие далекие жемчужины и ход небесных светил как нельзя лучше доказывали существование высших сил. Индейцы стремились жить в согласии с богами и духами, а жрецы по положению светил определяли, насколько благосклонны божества и когда им следует принести очередную жертву.
Анасази накопили богатый астрономический опыт, но оказались перед сложной дилеммой. Они умели строить дома, но не умели писать. А как же сохранить ценные сведения такой непростой науки, как астрономия? И они начали воплощать свои познания в архитектуре. Так, самая большая кива в Пуэбло-Бонито ориентирована по линии Север–Юг и имеет особое положение окон: в дни зимнего и летнего солнцестояний в одно из них проникает утренний луч света и рассекает острой стрелой спиралевидный петроглиф на стене напротив.
Такие архитектурные метки можно найти по всему Пуэбло-Бонито. Да и само расположение города, очевидно, связано с небесными светилами. Иначе довольно трудно объяснить, почему анасази решили строить его под обрывом, который называется Угрожающая скала. Индейцам не сильно нравилось опасное соседство 13 т скального камня, поэтому они на совесть укрепили опасный участок скалы, чтобы он не рухнул на город. Надо сказать, их технологии были на высоте – часть обрыва обвалилась на Пуэбло-Бонито только в 1941 году, разрушив участок западной стены.

Период с IX по XII столетия называют золотым веком анасази. В этот период плато Колорадо было намного зеленее, чем сейчас – климат был не таким же сухим. Урожай индейцев сильно зависел от дождей. Археологи сверили графики климатических изменений Североамериканского юга и отметили примечательную особенность: в период с конца VIII по конец XI веков в регионе Колорадо стабильно выпадало много осадков. Боги благоволили анасази – пищи у индейцев было вдосталь, племя росло и развивалось.
Однако в XI веке у жрецов-толкователей начались заметные трудности, озаботившие несколько поколений анасази. Дело в том, что 4 июля 1054 года в созвездии Тельца взорвалась сверхновая звезда. Образовавшаяся вслед за этим Крабовидная туманность светилась ярче Луны и была видна землянам даже днем на протяжении трех недель. На такое экстраординарное событие жреческая каста не могла не отреагировать. Светящееся облако было истолковано как расположение богов. Но вслед за ним пошли другие тревожные предзнаменования – в 1066 году в небе появилась комета Галлея, а в 1076 и 1097 годах анасази наблюдали солнечные затмения…
Путь в никуда
В середине XII века индейцы начали массово покидать свою колыбель – каньон Чако. Их миграция долгое время была загадкой для ученых. Почему вдруг целый народ, создавший такую богатую культуру, вдруг за пару десятилетий бросил свои дома и разбрелся по свету? В качестве основных версий были приняты две – климатические изменения и угроза нападения враждебных племен.
Подтверждение климатической гипотезе было найдено хоть и не сразу, но довольно простым способом – анализом годичных колец древесины. Дендрохронологи выстроили цепочки сверки годовых колец на срезе деревьев и шаг за шагом дошли до рисунка древесины из Пуэбло-Бонито. Сопоставив данные, ученые смогли вывести график изменения толщины годовых колец в XII веке. Оказалось, что ширина колец по сравнению с XI или X веком заметно меньше. Это означает, что дерево не получало достаточно влаги для активного роста. В XII веке, после серии ярчайших астрономических предзнаменований, боги перестали благоволить народу анасази. Жизненно необходимый для здешних людей дождь стал проливаться на плато Колорадо все реже. Начался период Великой засухи, который длился около трех сотен лет… Каньон Чако стал стремительно пустеть – индейцы уходили искать себе новый дом. Прекрасный культовый город Пуэбло-Бонито оказался заброшен.
Очевидно, вместе с ухудшением климатической обстановки начала расти социальная напряженность. Прежде более-менее консолидированная племенная общность анасази раздробилась на несколько ветвей, которые разошлись из Чако-каньона в разных направлениях. Одна из групп двинулась на северо-запад. Впрочем, далеко они не ушли – осели тут же, на Колорадском плато.
Интересную картину дала фотосъемка с воздуха. В 70-х годах прошлого века археологам и этнографам были переданы снимки обширного плато Колорадо, на которых прямыми и четкими линиями были обозначены древние индейские дороги. Ученые быстро перенесли их на карты местности и снарядили экспедиции. Путь оказался неблизким – древние дороги анасази протянулись на расстояние в полторы сотни километров! Казалось бы, что такое 150 км? Но на поверку все оказалось не так просто. Дороги действительно были прямыми – индейцев не заставили свернуть ни горы, ни каньоны, богато разбросанные по Колорадскому плато. Там, где дорога упиралась в скалу, она превращалась в ступени или даже леса, но никак не уходила в сторону. В некоторых местах она была прорезана в камне, в некоторых имела вид мостовой, а где-то, казалось, и вовсе исчезала. О том, что здесь прошло множество людей, напоминают лишь бордюры по обеим сторонам – в виде камней и просечек в скалах. Древние индейские шоссе оказались довольно широкими – до 6 или даже 9 м. Два грузовика без проблем разъедутся на такой трассе.
Экспедиции прошли по этим путям и остались в недоумении. Совершенно непонятно, какую цель преследовали строители этих загадочных дорог. Некоторые из них начинались в чистом поле и вели к древним кивам, а некоторые – просто в никуда. Наблюдалась удивительная и фанатичная прямолинейность в прокладке пути, особенно с учетом того, что рядом есть очевидные и куда более удобные проходы. Экономическая и логистическая ценность этих трасс явно не выдерживает критики. Может быть, дороги проложили в помощь древним астрономам? Или это линии-ориентиры для шаманов, чтобы их свободный дух, летая над миром во время транса, мог отыскать дорогу на плато Колорадо? У археологов нет четкого ответа на эти вопросы.
Ацтек
Первым из таких мест на северном миграционном пути индейцев стал город Ацтек. Это самое крупное поселение анасази после упадка культуры Чако. Ацтеком город назвали в XIX веке испанцы, которые в то время все памятники индейской культуры приписывали ацтекам. Как видно из довольно неплохо сохранившихся построек, анасази прекрасно помнили времена своего благоденствия и попытались воссоздать в Ацтеке величие Пуэбло-Бонито. Им это в определенной степени удалось. Расположение домов и комнат, формы дверных проемов, окошки вентиляции – все это сделано в точности так же, как и прототип в каньоне Чако.
Сегодня в Ацтеке выполнена полная реконструкция индейской кивы. Сооружение действительно производит впечатление. Сложенный из отшлифованных камней храм располагается в углублении диаметром 17 м. Огромную крышу с центральным отверстием-дымоходом поддерживают четыре 9-метровые каменные колонны. Внутренние стены оштукатурены и побелены, посередине из цельного куска скалы высечен прямоугольный очаг. По этим параметрам кива в Ацтеке не сильно уступает Большим кивам в Пуэбло-Бонито. А сохранилась гораздо лучше них, что облегчило работу реставраторам.
Однако здесь анасази тоже не задержались надолго. В своих новых домах индейцы прожили всего пару десятилетий. После чего снова двинулись в путь – дальше на северо-запад.
Меса-Верде
Именно здесь, на плато Меса-Верде, находятся великолепные скальные дворцы анасази – подлинные шедевры средневековых индейских зодчих. Они же служат доказательством второй гипотезы о причинах миграции племени – давлении враждебных племен. Иначе, чем желанием защититься от агрессивных соседей, нельзя объяснить изменившийся характер поселений анасази.
Дело в том, что в отличие от предыдущих поселков, с приходом в Меса-Верде они стали строить дома буквально в скалах. Индейцы выбирали уже сформировавшиеся пещеры в отвесных склонах на высоте десятков метров, расширяли их, укрепляли своды и обживали новый дом. Особенно привлекательными были для них утесы с естественными карнизами. Под ними анасази расчищали площадку-балкон и строили на ней целые деревни. При взгляде со стороны это действительно выглядит как единый архитектурный ансамбль – дворец в толще скалы с множеством комнат, балкончиков и двориков.
Можно только поразиться упорству и трудолюбию анасази. Выбирая такие труднодоступные места для строительства жилищ, они сильно осложняли себе задачу. Чего стоит одна только доставка материалов к месту стройки! Глубокие каньоны Меса-Верде забрали жизнь не одного строителя, прежде чем индейцы выучились бегать по скалам, как ящерицы. Удобные и живописные скальные карнизы грозили обвалами. Их приходилось укреплять подпорками или возводить дома-столбы, поддерживающие свод в особо опасных местах. И если раньше священную киву без особых хлопот выкапывали в земле, то тут ее приходилось выдалбливать в твердой скальной породе все тем же доисторическим набором инструментов. Да-да, за годы миграции анасази некогда и негде было освоить металлургию, и они продолжали возводить свои шедевры при помощи деревянных и каменных орудий труда.
Вся жизнь народа зодчих перестроилась с горизонтального направления на вертикальное. Над домами индейцев теперь располагались огороды для выращивания урожая и охотничьи угодья. Внизу, на дне каньона, где протекали реки, индейцы брали воду и удили рыбу. А сама деревня находилась на середине этой вертикали. Передвигались анасази между верхом и низом при помощи лестниц и веревок, но чаще всего – по высеченным в камне ступеням. Правда, эти ступени больше напоминали естественные неровности на теле почти отвесной скалы – не укладывается в голове, что тут могли ходить люди. Чтобы обезопасить себя от падения, анасази делали неглубокие насечки, чтобы цепляться руками.
Когда район Меса-Верде стали планомерно изучать, оказалось, что таких скальных домов в изрезанном каньонами плато более 600! Самые большие и красивые из них – Скальный дворец, Длинный дом, Дом у ели. Комнаты в скальных домах по-прежнему уютны – гладко оштукатуренные стены, потолок из деревянных балок. У каждого жилища свой очаг, отапливавший его и позволявший готовить пищу. Дома анасази были хорошо защищены от ветра скалами, от снега – карнизом. А вот от мороза не спасало ничего, кроме открытого огня и пары теплых оленьих шкур.
Анасази в быту были очень практичным народом. Все работы индейцы проводили на улице – во двориках домов, на балконах, на каменистых террасах скал. Их жизнь логично разбивалась на два периода – летний и зимний. В теплое время года необходимо было запасать продукты на зиму. Мужчины охотились на оленей, занимались рыбной ловлей. Добычу коптили над еловым дымом, вялили на солнце и, упаковав в прочные глиняные горшки, прятали в прохладных кладовых до наступления зимы. Женщины выращивали кукурузу, бобы, собирали ягоды и орехи. Американское древовидное растение юкка оказалось просто кладезем полезных свойств для хозяйственных анасази. Из его корней индейцы варили мыло, из цветков – суп, из иголок делали швейные иглы, а из плодов готовили пюре и запекали его небольшими лепешками. Волокна растения служили основным материалом для изготовления одежды, веревок, сандалий и корзин. С мусором индейцы не церемонились и выбрасывали его прямо на дно каньона. За такое нецивилизованное обращение с отходами современные археологи горячо благодарят анасази: на этих импровизированных свалках скопился богатейший культурный слой. Это сильно упростило задачу по изучению быта индейцев.
Но спустя всего сотню лет с момента прихода анасази в Меса-Верде индейцы покинули свои великолепные скальные дворцы и снова ушли. Куда на этот раз – ученые не знают. Следы анасази после XIV века встречаются в разных районах Колорадского плато. Однако говорить о единой культуре древних пуэбло уже не приходится. Золотой век анасази продлился с IX по XII столетие. Великая Засуха, погубившая культуру Тиуанако и сильно потрепавшая культуру Миссисипи, по всей видимости, раздавила и древних пуэбло, рассеяв их по югу Северной Америки.
Не все древние поселения анасази были оставлены жителями. Деревню Пуэбло-де-Таос индейцы построили на берегу реки Ред-Уиллоу-Крик более тысячи лет назад – и в ней до сих пор живут люди! Именно здесь можно наиболее четко рассмотреть традиционные для анасази глинобитные многокомнатные жилые дома в несколько этажей. Стены нижних этажей в толщину достигают метра, чтобы выдержать вес надстроек. До недавнего времени в верхние этажи можно было попасть только по приставной лестнице через крышу дома. Одна «квартира» в таком пуэбло обычно состоит из двух комнат – спальни и кухни. Квартиры не сообщаются друг с другом и не имеют внутренних лестниц. Из всех современных благ цивилизации индейцы согласились только на мебель. Ни водопровод, ни электричество, ни канализацию они в свои дома не проводят.
Однако говорить о том, что анасази ушли в небытие безвозвратно и бесследно, по меньшей мере, несправедливо. Сегодня индейский народ пуэбло, обитающий по берегам Рио-Гранде, небезосновательно считает себя их преемником и потомком. По этому поводу они спорят с индейцами навахо, которые тоже гордятся родством с развитой культурой древних зодчих. А величественный Пуэбло-Бонито с конца XIX века вновь стал привлекать к себе людей. Туристы со всего света спешат в каньон Чако, совершая паломничество к древнему сердцу культуры анасази.