Летом 2013 года из благословенного Ханаана пришло радостное известие: руководители археологической экспедиции Саар Ганор из Управления древностей Израиля и Йоси Гарфинкель из Еврейского университета заявили о детальном исследовании древнего городища Хирбет-Каяфа. На площади более двух гектаров под более поздними византийскими постройками обнаружены городские стены, жилые дома, продуманная планировка улиц. Но самое главное открытие археологов – величественный дворец, который занимает без малого половину площади всего города – 1000 м2. Радиоуглеродный анализ обожженных оливковых косточек, найденных на месте раскопок, показал, что городу почти 3 тыс. лет! Он существовал в XI–X веках до н.э., а это значит, что вся огромная и неприступная резиденция могла принадлежать… самому легендарному царю Давиду.
Давид – израильский царь, объединивший под своим началом царства Израиля и Иудеи. Он правил в конце XI и до середины X века до н.э. и вошел в историю как идеальный властитель. О жизни Давида подробно повествует Библия. Там же указано, что Спаситель происходит из колена Давидова.
А начиналось все с того, что молодой Давид пас овец своего отца. Уже в ранней юности он отличался храбростью и силой: защищая стада, юноша не страшился ни львов, ни медведей. Пророк Самуил, пребывая в доме отца Давида, заприметил молодого человека и в присутствии всей его семьи помазал юношу, ясно давая понять, какое будущее для него уготовано. Однако на троне восседал первый израильский царь Саул, не выполнявший заветов Господа. Для того чтобы злой дух не мучил царя-отступника, Давида взяли на службу во дворец, где он искусной игрой на кинноре (род арфы) скрашивал дни терзавшегося Саула.
Долгие годы труда
Важность подобного открытия трудно переоценить: свидетельств о библейском периоде в истории Израиля крайне мало. Любой глиняный черепок или фрагмент орудия труда, тяготеющий к 1000 году до н.э., является редкой находкой. Что уж говорить о целом городе!
Хирбет-Каяфа переводится как «развалины Каяфы» и четко дает нам понять, как давным-давно назывался город. Еще одно название этого места звучит как Мивцар-ха-Эла, то есть «Крепость в долине ха-Эла». Действительно, в этом варианте гораздо больше конкретики. В сознании народа осталась память поколений о том, что на этом месте некогда стояла крепость, которая, как и многие, со временем превратилась в хирбет – развалины. И поскольку в древности любой город был хорошо укрепленным, для его строительства подходило отнюдь не каждое место.
Древнее поселение находится в долине и весьма удачно использует естественную возвышенность для контроля над окрестностями. Дороги, проходившие по ха-Эла когда-то, просто не могли миновать доминирующий над местностью город. А они были чрезвычайно важны: именно здесь пыльная желтая стрела утоптанной земли соединяла территории неспокойных филистимлян с тогда еще столичным Хевроном. Древний город был вовсе не единственным в здешних местах. Такой важный участок помогали контролировать стоящие на небольшом отдалении друг от друга поселения Азека и Сохо.
Археологическая экспедиция под руководством Саара Ганора и Йоси Гарфинкеля приступила к работе на объекте Хирбет-Каяфа еще в 2004 году. Почти 10 лет упорного труда дали следующую картину древнего города: в центре поселения располагались дворец, склад, жилые дома, а вот остальные постройки были сконцентрированы, по большей части, возле оборонительной стены. Сама крепость представляла собой укрепление казематного типа, то есть имела во внутренней части небольшие комнаты. В мирное время тут могли жить люди. А во время осады города эти комнаты засыпали землей и камнями, увеличивая прочность стены. Все постройки выполнены из камня и сложены циклопической кладкой, без связующего раствора. Вес некоторых камней, особенно в элементах оборонительной стены, достигает 8 тонн!
Археологи обнаружили большое количество предметов быта: кувшины и сосуды для хранения вина, масла, зерна, воды, хлебопекарную утварь, украшения. Анализ найденных артефактов показал, что большинство изделий, в частности керамики, были произведены прямо в городе. Таким образом, древняя крепость была не просто форпостом, но еще и развитым ремесленным центром. Здесь же, неподалеку от городских ворот, в 2008 году был найден чрезвычайно важный предмет – остракон, то есть глиняный черепок с фрагментом текстовой надписи. Известно, что возле городских ворот всегда стояли часовые, взимавшие плату с входящих в город. При них же мог находиться и архивариус, который делал опись прибывшего на местные рынки товара.
Но городские ворота подарили археологам не только фрагмент древнего письма. Они, а точнее, их количество, сумели подсказать ученым библейское имя города.
Пограничный город Шаараим
Дело в том, что в поселении не одни городские ворота, а двое. Это совсем не типично для того времени. Окрестные города X–IX веков до н.э. имеют один вход. Здесь же археологи наткнулись на восточные и западные ворота. Причем створки первых поражают своей монументальностью – они состоят из двух огромных каменных блоков по 10 т каждый!
В поисках упоминания свидетельств библейского периода в истории Иудеи стоит обратиться… к Священному Писанию. И действительно, двувратный город – Шаараим – несколько раз фигурирует в Ветхом Завете. И также, как и долина ха-Эла, упомянут в тесной связи с Давидом. Именно «по дороге шараимской» побежало филистимское войско, увидев в руках у молодого иудея голову своего силача Голиафа.
Самым знаменитым сюжетом из всей биографии Давида является, конечно, его сражение с филистимлянином Голиафом. Конфликт между двумя сторонами длился многие годы, причем иудеи частенько терпели поражения от злых и хорошо вооруженных филистимлян. Как раз при Давиде они сумели нанести ужасную рану иудейскому племени, захватив и унеся с собой к морю святейшую реликвию – Ковчег Завета. Потом, впрочем, из-за обрушившихся на них бед, святыню поспешили вернуть, но военного успеха это не отменяет.
В тот славный для Иудеи день два войска выстроились в ожидании битвы в долине ха-Эла. Никто не хотел начинать бой первым: филистимляне не желали терять преимущество своих железных колесниц, взбираясь на холм, занятый иудеями, а иудеи не хотели спускаться вниз, под колеса и пики филистимского войска. Для решения патовой ситуации к иудеям был направлен самый сильный боец филистимлян. По древней воинской традиции, когда войска выставляют для битвы своих лучших воинов, тот, кто выигрывает бой, приносит победу своей партии. Голиаф, первый силач филистимского войска, смело и гордо шагал по направлению к иудеям.
Он был потомком рефаимского племени великанов. Роста Голиаф был и по современным меркам немаленького – почти 3 метра, что уж говорить о такой древности, как Х век до н.э. Помимо огромного роста и физической силы, великан был отлично снаряжен – на нем была прочная чешуйчатая броня, наколенники, шлем и щит, в руках – тяжелое боевое копье. Неудивительно, что на битву с Голиафом никому не хотелось идти – так страшен был потомок великанов из города Гефа.
Исход решил молодой Давид, пришедший в иудейское войско даже не воевать, а навестить своих братьев. Увидев охватившее всех смятение и страх, юноша смело выступил на битву. Ему дали доспехи, но непривычный к их ношению и тяжести, Давид не надел их в бой. Единственным оружием, которое он взял с собой, была праща.
Увидев, кого именно иудеи избрали для битвы, Голиаф оскорбился. Не воин, а совсем еще мальчик, без брони, без копья и меча, с непокрытой головой… Он-то рассчитывал на славную битву, на жесткое противостояние, а тут даже и мизинцем не придется шевелить, чтобы прикончить этого ребенка.
Давид же, окрыленный духом Господа, шагал смело и глядел прямо на великана. Он был спокоен и уверен в своих силах; Голиаф был для него не более чем лев, унесший его овцу. А ведь еще будучи пастухом, Давид научился справляться с такими ситуациями, и если хищник добровольно не отдавал украденное, юный пастух умерщвлял зверя.
Всего лишь один взмах пращи решил исход поединка. Камень, пущенный благословенной рукой, вонзился в лоб Голиафу с такой силой, что расколол череп великана. Не теряя времени, Давид подбежал к поверженному врагу и, воспользовавшись его же собственным мечом, отрубил Голиафу голову. А после, воздев ее, обратился лицом к онемевшему филистимскому войску, приведя их в ужас и трепет. В панике бросились они в отступление, а иудеи, окрыленное победой, гнали их по дороге шараимской до самого Гефа.
Географическая локализация города также подтверждается библейским текстом. Ветхозаветный Шаараим стоял между городами Сохо и Азека. Руины Хирбет-Каяфа тоже располагаются неподалеку от этих двух крепостей.
Кроме этого, Ганор и Гарфинкель отмечают любопытный факт: Шаараим – Двувратие – упоминается исключительно как «град Давидов» и после в тексте Библии нигде не фигурирует. Это отлично согласуется с выводами о том, что поселение Хирбет-Каяфа просуществовало немногим больше полувека. Город был оставлен жителями то ли вследствие оскудения водных источников, то ли из-за изменения политической обстановки. Как бы то ни было, к середине Х века по городским улицам Шаараима бродил только ветер долины ха-Эла.
Ну, а до того Шаараим с успехом выполнял функции пограничного города-заставы на пути вторжения филистимлян во внутренние территории. Кстати, любопытно название народа захватчиков. Филистимляне буквально переводится как «вторгшиеся». Уже в XII в. до н.э. этот народ расселился на приморской территории Ханаана. Племена филистимлян, по библейским свидетельствам, пришли на израильскую землю с острова Крит. Будучи морским народом, они не видели смысла в продвижении вглубь суши и расширяли свои границы преимущественно вдоль морского побережья. Это, впрочем, им не сильно мешало регулярно производить набеги на центральные части Израиля. Причиной военных успехов филистимлян было владение технологией обработки железа. Собственно, именно они положили конец бронзовому веку в восточном Средиземноморье.
Первый царь иудеев, Саул, все сильнее и сильнее мучимый злым духом, не обрадовался триумфальной победе Давида. Наоборот, в его сердце разгорелась ревность и недовольство, ведь Давид стал самым настоящим героем. О нем теперь говорили больше, чем даже о царе! Неслыханная, непозволительная наглость. Саул стал присматриваться к Давиду, следить за ним. А позже и вовсе начал желать ему смерти, подстраивая обстоятельства так, чтобы молодой Давид погиб.
Сам же юноша продолжал быть верным придворным и исправно играл Саулу на кинноре. Но однажды злой дух так сильно помутил рассудок царя, что он взял в свои руки копье и неожиданно напал на Давида, мирно перебиравшего струны в царских покоях. Молодой человек отскочил от смертельного удара – копье пронзило стену рядом с местом, где он только что сидел. Давид бросился бежать и при помощи Мелхолы, дочери Саула, спасся из дворца.
Понимая, что примирение с царем невозможно, юноша отправился в изгнание. Он прибыл в Раму, потом в Номву и в итоге оказался на родине своего поверженного врага – в Гефе. Филистимский царь Анхус и его свита вопрошали: «Не это ли Давид, царь той страны? Не ему ли пели в хороводах и говорили: «Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч?». Видя, что его хотят схватить, Давид притворился безумным и благополучно избежал гефской темницы.
После этого события Давид ушел в Одолламскую пещеру. Узнав о том, где он и что с ним, к будущему царю стали прибывать родственники, друзья, должники, притесненные и недовольные. В итоге беглец оказался военачальником над четырьмя сотнями людей.
В это время Саул, дознаваясь, кто помог Давиду бежать, дал приказание своему слуге Доику Идумеянину наказать виновных священников. Доик отправился в Номву и умертвил 85 священников, а с ними вырезал и весь город – мужчин, женщин, детей. Из этого страшного побоища спасся только Авиафар, сын священника Ахимелеха, который помогал Давиду бежать. Он-то и сообщил беглецу о случившемся. После рассказа о том, что сталось с городом и священниками, Давид сильно опечалился. Сам того не желая, он принес зло своим помощникам. Авиафара будущий царь оставил у себя, пообещав охранять сына своего благодетеля.
Довольно скоро Давиду принесли вести о разграблении войском филистимлян иудейского города Кеиль. Спросив совета у Господа, военачальник снарядился в поход и успешно изгнал врагов из города. Кеиль находился всего в 13 км от Хеврона, где была резиденция царя. Узнав, что Давид вернулся с отрядом в иудейские земли, да еще и взял город под самым царским боком, Саул решительно стал готовить войска к битве. Но Давид не пожелал начинать братоубийственное кровопролитие и вместе со своими людьми покинул Кеиль, укрывшись сначала в пустыне, а потом снова в филистимских землях.
Анхус Гефский был мудрым правителем. Такого славного и перспективного молодого вождя, как Давид, нельзя было оставлять в стане своих врагов-иудеев. Филистимский царь пожаловал Давиду город Секелев, лежавший далеко к югу от мест основных военных действий. И пока новоявленный наместник был занят стычками с амаликитянами, филистимляне, собрав сильное войско, вторглись в Иудею и на горе Гелвуе разбили войска Саула. Первый царь объединенного Израильского царства вместе со старшими сыновьями пал в бою. В этой битве уцелел младший из наследников – Иевосфей.
Узнав об этой военной катастрофе, Давид покинул Секелев и со своими отрядами прибыл на разграбленную родину. В Хевроне потомки Иуды признали его царем и отказались подчиняться Иевосфею. Младший же сын Саула принял царствование над сынами Израиля. Таким образом, объединенное государство на короткий период распалось на два отдельных царства. Но спустя всего пару лет Давиду принесли голову Иевосфея, а вместе с ней – признание спасителя страны единым правителем. Так он сделался царем объединенного Израильского царства, фактически не подняв руки ни на одного из своих врагов из дома Саула.
Расположившись на побережье – от современного Тель-Авива до Газы, – филистимляне образовали так называемый Пентаполис, в который вошли города Ашкелон, Ашдод, Газа, Экрон и Геф. И как раз Геф располагался всего в десятке километров от границ Иудейского царства. Это была очень удобная база для набегов вглубь территории.
Конфликты между сынами Израиля и пришельцами-филистимлянами бушевали вплоть до ассирийского завоевания этой территории в VII веке до н.э. И как большинство противостояний, эти конфликты становились причиной многих военных, культурных и политических изменений. В этой связи вполне логично, что на пограничной территории, всего в 12 км от Гефа, вырос хорошо укрепленный Шаараим. Древний город был мощной приграничной заставой на иудейских землях.
Воцарившись на троне вновь объединенного Израильского царства, Давид начал войну с иевусеями. Важнейшее из его завоеваний – Иерусалим. Именно сюда, в укрепленный город на стыке двух объединенных царств, он перенес Ковчег Завета и свою резиденцию. Прежняя столица – Хеврон – была оставлена.
Иерусалим при Давиде начинает превращаться в единый религиозный центр. Отовсюду в город стекаются паломники, чтобы поклониться святыням. Сам город расширяется и укрепляется. Так же, как и столица, растут территории и влияние Израиля – покорены моавитяне, арамеи, аммонитяне. Дан серьезный отпор вековой иудейской головной боли – филистимлянам. При этом любопытно, что примерно третью всех войск Давида руководил военачальник с родины Голиафа – Еффей.
Давид мудро правил целых 40 лет. Но и его звезде суждено было закатиться. Однажды, увидев купающуюся женщину, Давид возжелал ее. Царя не остановило даже то, что она оказалась женой одного из его полководцев – Урии. Когда Вирсавия забеременела от Давида, верный полководец был отослан в самую опасную точку боевых действий, где и погиб. Вирсавия, справив траур по мужу, официально вышла замуж за Давида и родила ему сына Соломона. Но царь, обличенный пророком Нафаном, признался в грехе. Закат его был уже близок.
Третий сын Давида, Авессалом, убил своего брата Амнона из-за насилия над сестрой Фамарь. Опасаясь отцовского гнева, он бежал в Сирию. А спустя несколько лет вернулся в Израиль и поднял в Хевроне восстание против Давида. Мудрый царь, не желая воевать против сына, оставил Иерусалим. Но Авессалому этого было мало – он стал преследовать отца. Давид был вынужден дать бой мятежникам, но посылая командиров в атаку, напутствовал беречь сына. Однако, несмотря на это, военачальник Иоав все же выпустил три стрелы в убегающего Авессалома. Давид сильно горевал, узнав о смерти сына.
Возвратившись в Иерусалим, царь пережил еще два восстания. Устав от потрясений и вняв пророку Нафану, он передал власть в руки своего сына Соломона. Давид умер в 70 лет. Больше половины своей жизни он правил объединенным царством Израиля. Похоронили легендарного царя на священной горе Сион.
Значение сделанных открытий чрезвычайно велико для историков Иудеи. 1000 лет до н.э. – такая глубокая древность, что даже представить себе сложно. Комплексно изученных свидетельств этой эпохи крайне мало.
Но кроме исторической ценности, немалый вклад вносит ценность культурная. Правление царя Давида и его сына Соломона – золотой век периода «объединенного царства». Под властью этих двух царей Израиль был единым, мощным, независимым государством. Его правители вошли в историю как образцы мудрости и благочестия. Неудивительно, что интерес к этому периоду в еврейском научном мире всегда был высоким.
И, безусловно, подобные открытия четко дают понять – Священное Писание не выдумка и не запись народного фольклора. Исторические события, освещенные в Библии, подлинны. Духовные и политические деятели существовали в реальности. А значит, священные тексты следует воспринимать не только как духовную литературу, но и как правдивую хронику Древнего мира.
Видное место в периодизации еврейской истории, а особенно в истории Иерусалима, занимает Храм. Вообще, Храм в Иерусалиме задумал построить еще сам Давид. Для этого он даже перенес в новую столицу Ковчег Завета. Однако пророк Нафан сумел убедить царя уступить это великое деяние своему сыну Соломону.
Соломон вошел в историю как мудрый и справедливый правитель, настоящий сын своего отца. Наследуя власть, он получил наказ построить в столице Храм. Приготовления для этого произвел сам Давид: он собрал здесь огромные запасы металлов и драгоценностей, тесаных камней; морем были выписаны ценнейшие ливанские кедры и кипарисы… Соломон начал строительство Храма на четвертый год своего правления (в 996 или 994 году до н.э.). 7 лет неустанного труда понадобилось работникам для возведения иудейской святыни.
Но, увы, в 586 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил и разрушил жемчужину Иудеи – Храм Соломона.
Горе, которое испытали евреи, потеряв свою святыню, было огромным. Мечта о ее возвращении не покидала умы нескольких поколений иудеев. В 538 году до н.э. персидский царь Кир Великий, покоритель Вавилона, позволил израильтянам восстановить свой Храм. К 516 году до н.э. работы по его возведению были завершены, и Иерусалим снова стал центром паломничества тысяч верующих. Второй Храм простоял дольше первого, но не избежал той же участи. В 70 году уже нашей эры он был разрушен войсками римского императора Тита в ходе первой Иудейской войны, в тот же самый день, в который пал и первый Храм Соломона.
Хоть Храм и не восстановили с тех пор, память о нем осталась жить в сознании народа. Светлый образ святыни сумел оставить свой след и в европейской культуре. Спустя тысячу с небольшим лет, в результате Первого крестового похода и взятия Иерусалима, в священном городе был основан новый духовно-рыцарский орден. Его членам отвели под резиденцию небольшой флигель королевского дворца. Сам же дворец был выстроен на Храмовой горе, и его южное крыло вплотную примыкало к тому месту, где когда-то возвышался Храм. С тех самых пор новое братство стало называться орденом Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломона и вошло в мировую историю, как могущественный Орден тамплиеров.