Затянуться в корсет, чтобы подчеркнуть или вообще создать фигуру, натянуть чулки, чтобы ярче выразить принадлежность к своему полу. Встать на каблуки, чтобы ноги выглядели привлекательнее и стройнее. Надеть парик, чтобы его кудри обрамляли выбеленное лицо, намазать губы помадой. Только после этих сложных манипуляций в разные времена могли показаться на людях представители мужского гендера, не желающие прослыть хамами, уродами и бедняками.
Однако почему именно «представители мужского гендера», а не просто мужчины? Что такое этот «гендер», в чем измеряется и как? Что изменилось с того времени и что происходит сейчас?
Общество, индивидуум, гендерное проявление
Наше сегодняшнее общество рассматривает каждого человека как личность, обладающую определенным полом, набором знаний, целей и верований, кругом общения и стилем межличностных отношений и некоторым количеством предпочтений. Оно же – общество – признает все многообразие верований, целей, межличностных отношений и знаний, частично признает предпочтения. При этом понятие пола оставляет сугубо бинарным, без учета того, что уже много лет существует понятие гендера.
Термин «гендер» был введен в 1955 году сексологом Джоном Манни в его работах, посвященных изучению людей, тогда считавшихся отклонениями от нормы. Он означает спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности, так называемый социальный пол индивидуума. При этом маскулинность и фемининность – комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей индивидуума, которые рассматриваются как проявление мужеподобности и женоподобности соответственно. Термин получил распространение в 70-х годах прошлого столетия благодаря развитию феминистического движения.
Гендерные исследования, как междисциплинарная область науки, рассматривают гендер и сексуальность в контексте литературы, языка, географии, истории, социологии, антропологии, психологии, медицины и других ветвей знания. Они показывают, что гендер человека строится на основе 4 небинарных характеристик: биологический пол, гендерное проявление, гендерная идентичность и сексуальная ориентация.
Биологический пол – то, что мы получаем от рождения. Набор хромосом, половые органы, вторичные половые признаки – все это части биологического пола. Гендерное проявление – это как мы ведем себя в обществе: манера речи, поведение, любая особенность, которая обществом воспринимается как маркер фемининности или маскулинности, а также социальная роль. Гендерная идентичность отражает то, как человек определяет себя, его самоощущение. Сексуальная ориентация – влечение к людям определенного гендера или нескольких.
Каждая из этих характеристик не зависит от других. Человек может быть мужчиной-натуралом, который проявляет агендерность (т. е. его сложно отнести к определенному гендеру по внешним признакам) и считает себя женщиной. Или это может быть интерсекс, т. е. человек третьего пола, который бисексуален, считает себя мужчиной и проявляет мужской гендер.
Наука о теле человека
Биологический пол индивидуума определяется при рождении и закодирован в ДНК. Как нас учат в школах на уроках биологии, человек имеет 23 пары хромосом: 22 аутосомные пары и 1 пара половых хромосом. Пол определяется по хромосомам: XX – гомогаметный набор, женщины, XY – гетерогаметный набор, мужчины.
Однако природа крайне причудливо тасует гены, случайные мутации вносят свои коррективы, и в итоге все порой причудливо перемешивается. Примером может послужить синдром Клайнфельтера, когда у мужчин наблюдается комбинация хромосом XXY. Это генетический пол человека. При этом гонадный пол определяют половые железы и наружные органы. Гормональный пол – это преобладание определенных гормонов в крови: андрогенов у мужчин и эстрогенов у женщин. А есть еще и пол вторичных половых признаков – рост волос по мужскому или женскому типу, наличие или отсутствие молочных желез, голос, строение скелета, распределение жировой прослойки.
И если признаки одного пола генетически присущи обладателю противоположного пола, тогда человек обладает третьим полом – он интерсекс. Таких людей на земле около 2% – около 140 млн. К счастью, подобные аномалии не всегда проявляются в виде физических или психологических заболеваний и люди узнают об этом случайно или даже не узнают совсем.
И это совсем не примета времени: первые упоминания о людях, которые одновременно являются и мужчинами, и женщинами, встречаются в текстах Древней Греции, где началось развитие биологии и медицины. Андрогины – так их тогда называли. Это явление нашло отражение в культуре: Гермафродит, сын Афродиты и Гермеса, обоеполый бог.
Гермафродитизм как биологическое явление бывает истинный и ложный. Истинный – когда у организма существуют одновременно и женские, и мужские половые органы и железы, которые могут объединяться в смешанные. Ложный – когда внутренние железы имеют правильное строение для одного пола, а внешние половые органы имеют признаки обоеполости.
За всю историю человечества описано около 150 случаев истинного гермафродитизма.
История, мужчина и женщина
Образ мужчины и женщины формируется у нас в сознании всю жизнь, хотя основа всегда закладывается в детстве родителями и обществом. И когда у нас рождаются свои дети, мы передаем им наши стереотипы. Именно поэтому от поколения к поколению образ мужчины и женщины медленно, но неуклонно меняется.
В первобытных племенах не было разделения на гендеры – только на социальные роли. Представители разных полов не должны были по-разному одеваться и не сталкивались с запретами по половому признаку. Женщина могла охотиться и приносить богатую добычу. Мужчина мог заниматься сбором целебных трав и лечить людей. Каждый мог защищать очаг от врагов, таким образом принося племени пользу. Именно польза была превыше всего, в том числе полов и гендеров.
Когда пришло время матриархата, женщина не сидела в пещере, она вела активную жизнь – налаживала связи между племенами, направляла охотников и охотниц, распределяла блага. Женщина представляла собой центр племени, а порой и культа, как та, которая дает жизнь. Она была сильной, ведущей – а мужчина был ведомым.
Но с развитием патриархата женщина начала представляться все более слабой и беззащитной. Основных причин, вызвавших это, стало две: во время менструации она слабеет физически и терпит боль, а во время беременности прекращает охоту, так как должна защищать своего ребенка. Значит, надо оградить ее.
С тех пор, считают ученые, мужчины стали агрессивнее и начали демонстрировать эту агрессию и силу при виде врага или объекта обожания. А женщина превратилась в тень, которая следует за своим повелителем – скромную, молчаливую, смиренную. Тогда же, к слову, началось разделение прав и обязанностей на «мужские» и «не мужские».
С распространением христианства эта ситуация еще усугубилась: женщина была объявлена «сосудом греха». Ее стали притеснять просто за то, что, согласно священным книгам, Ева, соблазненная дьяволом, вкусила запретный плод. Другая господствующая религия, ислам, относилась к женщинам не лучше. Согласно Корану, они слабы, а потому должны быть подчинены мужьям, которые их защищают; женщины же не имеют права им перечить.
Мужчина красив, силен, кормилец семьи. Женщина слаба, хрупка, хранит домашний очаг. Такое представление о гендерном проявлении сложилось в древние века и просуществовало до нашего времени.
Культура и гендер
В отличие от пола, гендер, понимаемый как совокупность биологического пола, гендерного проявления и гендерной идентичности, не был бинарен никогда. В различных культурах мира существует намного больше двух гендеров.
В Индии с древних времен существуют хиджра – одна из каст неприкасаемых, то есть занимающих самую нижнюю ступеньку иерархической лестницы. Причем в отличие от кожевников, прачек и золотарей, принадлежащих к неприкасаемым по своему рождению, эти люди сами выбирают свой путь, добровольно соглашаясь на самый низкий статус в обществе. Хиджры – люди третьего пола: трансгендерные мужчины и женщины, гермафродиты, интерсексы и другие люди, выходящие за рамки двух гендеров.
Полноценными членами своего странного сообщества хиджра становятся только после процедуры кастрации, запрещенной в Индии, а потому выполняемой в кустарных условиях дома, что увеличивает риск смерти. При этом у некоторых из них есть жена из прошлой жизни, дети. Но все это остается в прошлом – чаще всего хиджра живут отдельными общинами. Зарабатывают они проституцией и попрошайничеством, а порой мошенничеством – традиционное индийское общество не принимает их, а устроиться на приличную работу для неприкасаемого совсем нереально. Многие их даже опасаются: эти люди одеваются как женщины, но мужчины бегут от них как от огня, боясь, что они хотят опоить их и превратить в хиджра. Однако существование этих отверженных имеет культовое значение: хотя хиджра – низшая каста, но к ним ходят за благословением даже брахманы, а также бездетные, бесплодные и импотенты.
Этот пример не единственный. Так, полинезийская культура четко разграничивает круг обязанностей мужчин и женщин, четко распределяет социальные роли. Мужчина охотится, рыбачит, защищает семью – женщина заботится о доме, детях и стариках, собирает еду, лечит больных. Все эти дела необходимы племени, поэтому когда в семье рождается много мальчиков и мало девочек, одного из сыновей, обычно младшего, начинают воспитывать как дочь. Фаафафине – «по образу женщины» – выполняют все женские обязанности, да и ведут себя обычно как представительницы прекрасного пола. Им разрешено заводить семью, причем как с мужчинами, так и с женщинами, хотя это бывает реже. Они не считаются ни мужчинами, ни женщинами, они фаафафине – третий пол Полинезии, мальчики, воспитанные и ведущие себя как девочки.
На Гавайях есть похожие люди, их называют маху – «в середине», но их наделяют и культовым значением.
Нечто подобное есть и в культуре коренных народов Северной Америки. Здесь людей, гендер которых небинарен, называют бердаши. В зависимости от племени детали различны: где-то один пол полностью перенимает гендерное проявление другого, где-то лишь социальные роли, у третьих бердаши – больше чем мужчина или женщина, он является «человеком с двумя душами».
Переход в бердаши обычно происходил уже в осознанном возрасте. Согласно индейским верованиям, во время шаманских видений с человеком говорила луна и приказывала избрать этот путь. Считалось, что бердаши имеют особую связь с духами и богами, а потому они часто становились шаманами или знахарями. Они могли заводить отношения и с мужчинами, и с женщинами, но не с другими бердаши – это было равнозначно браку между братом и сестрой.
Нечто похожее на бердаши существовало и на Камчатке, среди ительменов и коряков – коекчуч.
В традиционных культурах Афганистана и Пакистана тоже имеет место небинарный гендер. Речь идет о феномене бача-бош, «одетой, как мальчик», когда одной из дочерей присваивается роль сына, чтобы на семью не оказывалось социального давления из-за отсутствия такового. Девочку коротко стригут, называют мужским именем, избавляют от женских дел, дают образование. Это позволяет ей вести дела, заниматься спортом, работать и передвигаться на публике, она может сопровождать сестер вместо мужчины. Причем то, что она на самом деле девочка, ни от кого не скрывается.
Обычно бача-бош возвращается к женскому образу жизни, когда у нее начинается половое созревание, изредка позже. И в обоих случаях мнения девочки не спрашивают – решение принимают родители. В изначальной роли бача-бош тяжело: они не привыкли к ограничениям, что накладываются на женщин в мусульманском обществе, не привыкли отводить глаза – то есть знают, как на равных разговаривать с мужчинами, и не могут найти общий язык с женщинами.
Обычай «клятвенных девственниц» – бурнеша – существует в Албании. Порой случалось так, что в семье рождались только девочки или из-за кровной вражды погибали все сыновья, тогда родители начинали вести с одной из дочерей разговоры о боге, семье, справедливости. Ее уговаривали стать бурнеша, чтобы спасти семью. Если дочь соглашалась – а порой бывали случаи, когда девочка сама изъявляла желание, – собирался тайный совет общины, где девочка давала клятву не вступать в брак и хранить целомудрие до конца жизни. После чего ей давался статус бурнеша и она получала мужское имя, а вместе с ним и все права мужчин. Отныне она могла вести дела, курить сигареты и пить алкоголь, ездить на лошади, брать в руки оружие, что для женщины было немыслимо. А вместе с этим – возможность никому не принадлежать, избежать брака с нелюбимым мужчиной, получать образование и быть хозяйкой собственной судьбы.
Современная медицина и интерсексуальность
В большинстве современных стран интерсекс-людей, небинарность гендера которых ясна при рождении, подвергают нормализующим медицинским вмешательствам. Часто это делается без согласия родителей или медицинской необходимости, так как интерсекусальность считается патологией и включена в список официальных медицинских диагнозов. Однако зачастую такой диагноз скрывают от самих людей, чтобы они не чувствовали себя иными. Подобные вмешательства могут иметь серьезные последствия: нечувствительность половых органов, бесплодие, гормональные сбои.
Бывает и так, что небинарность пола обнаруживается в период полового созревания. Часто это приводит к депрессиям – из-за того, что человек не может принять сам себя, или из-за того, что гормоны велят одно, а общество требует другого.
Международные и национальные организации по правам человека и этике выступают с заявлениями, что принудительное лечение интерсекс-людей является нарушением прав человека. Первым государством, признавшим это и запретившим медицинское вмешательство в половую анатомию без согласия пациента, стала Мальта в 2015 году.
Современный мужской и женский гендер
Сегодня мир переживает пору бурных социальных изменений, в том числе смену понятий, ценностей, норм. Причины этих изменений настолько многообразны, что очертить их сложно, но одно из них особенно значимо. Современный человек обладает намного большим объемом свободы, чем даже 10 или 15 лет назад. Он свободен в выборе, в самовыражении, в своих мнениях. Ему доступно больше, чем когда-либо в истории: интернет с бесконечным количеством информации, разнообразные средства общения и способы быстро перемещаться по всему миру. И не менее эффективно общество освобождается от стереотипов. Все реже делятся на мужские и женские профессии, обязанности, даже одежда. В таких условиях каждый может быть самим собой и найти себе достойного партнера.
Традиционная бинарная гендерная система уже шатается под давлением современных психологических исследований – привычных нам ориентаций «гомо» и «гетеро» больше не хватает для описания взаимодействий между людьми.
В большинстве стран мира признаются различные гендеры, кроме мужского и женского. Изначально рассматривалось 6 гендеров, рожденных сексуальной революцией второй половины ХХ века. Но на данный момент выявляется уже 58 вариантов комбинации гендерной идентичности, биологического пола, гендерного проявления и сексуальной ориентации. При этом у каждого гендера свои особенности. Местоимение, к примеру: «он», «она», «они». Да, некоторые люди могут требовать, чтобы к ним обращались «они». К слову, в современном списке гендеров не учитываются описанные выше сложившиеся историко-культурные явления.
В некоторых странах на государственном уровне введен третий пол – ни мужчина, ни женщина. Этот вариант можно указывать в паспорте и иных документах.
Утопия как реальность
Современный мир предоставляет каждому человеку право и возможность свободно мыслить. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и их выражение. Свободу брака без ограничений по расе, национальности, религии при согласии обеих сторон. Право на «социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Так записано во Всеобщей декларации прав человека.
Люди, отличающиеся от остальных, вправе бороться за свои права. Они отстаивают свое мнение, право на жизнь в тех условиях, в которых хочется жить. Вот только часть из них забывает об одном, пожалуй, самом важном, правиле: «Моя свобода оканчивается там, где начинается свобода другого человека». Невозможно заставить человека изменить свое мнение – только он сам может изменить его. Нереально за пару лет произвести революцию в общественном сознании – можно лишь день за днем спокойно и последовательно отстаивая свои права, добиться эволюции общества, красоты принятия.
Хочется жить в мире, где каждый сможет быть собой, где можно назвать гея геем, а транссексуалку транссексуалкой. Не бояться предложить незнакомой женщине: «Девушка, вам помочь донести сумки?», а в ответ получить повестку в суд со словами «Я – Он» или даже «Я – Они».
Красота в том, что человек остается человеком при любых испытаниях судьбы. Не в гендерном проявлении, не в том, к какому гендеру себя человек причисляет, не в сексуальной ориентации – красота в другом. Она в доброте и в умении быть Человеком.