Накануне нового года всегда хочется верить, что он будет лучше, чем предыдущий. Однако, к сожалению, смена цифр на календаре не решает глобальных проблем и не изменяет ход истории. Так что начало 2016-го выдалось таким же неспокойным, как конец 2015-го. Уже с самых первых дней года новостные сводки запестрели информацией о трагических событиях в разных частях света, в очередной раз вынуждая людей задуматься не только о последствиях принятых решений, которых стоит ждать в будущем, но и о своей безопасности уже сегодня.
Проверка на прочность
Прошлый год стал для Европы своеобразным индикатором того, насколько она готова на деле подтвердить свою верность принципам гуманизма, о которых в западном обществе принято говорить много, часто и на самых различных уровнях. Речь, конечно же, идет о многократно увеличившемся потоке нелегальных мигрантов из государств Ближнего Востока и Северной Африки в государства Европейского Союза.
В сложившейся ситуации нет ничего удивительного. Люди бегут от войны и длящихся годами вооруженных конфликтов. Люди бегут от ненависти и дискриминации, вспыхивающих на национальной и религиозной почве. Люди бегут от бедности, правовой незащищенности. Люди бегут по причине простого, понятого каждому человеку страха за собственную жизнь и за жизнь своих детей. И можно долго рассуждать об экономических причинах миграции и о том, насколько мечта о «сытой и беззаботной западной жизни» сыграла в этом свою роль, но факт останется фактом: для многих из тех, кто покинул свои дома и отправился в непростой – а порой даже смертельно опасный – путь в Европу, это был единственный шанс на выживание. Особенно если добавить к этому сильно ухудшившееся положение дел в лагерях для беженцев в Турции, Ливане или Иордании. Нехватка финансирования в прошедшем году ощущалась здесь очень остро. Речь уже даже не шла о таких вещах, как образование для детей или медицинское обслуживание. Люди нередко были лишены даже воды, электроэнергии и нормального, регулярного питания.
Объективности ради стоит отметить, что миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки – явление для Евросоюза не новое. Да и легальным этот поток был далеко не всегда. Вот только до 2015 года он никогда не принимал настолько огромных масштабов, чтобы речь зашла о миграционном кризисе. И объективно ЕС к подобному развитию событий оказался не готов. Оно и неудивительно: как минимум бюджеты европейских стран на 2015 год составлялись без учета расходов на содержание такого количества беженцев. Да и вопрос размещения сотен тысяч мигрантов на территории стран Евросоюза требовал не только финансовых затрат, но и времени. Найти большое количество свободного жилья в европейских городах не так уж и просто, а климатические условия здесь совсем не такие, как в тех же Турции, Ливане и Иордании, где достаточно было просто построить палаточные лагеря и разместить в них всех прибывших. Европейские зимы, даже в самых теплых странах, все же требуют отапливаемых помещений. Кроме того, Евросоюзу не хватало и человеческого ресурса: персонала – для своевременной и правильной регистрации беженцев; полицейских – для тщательного пограничного контроля и дальнейшего сопровождения мигрантов; переводчиков – для упрощения контактов иностранцев с местными властями и представителями социальных служб. Последних, кстати, тоже очень не хватало, чтобы помочь всем желающим даже с минимальной адаптацией на новом месте.
При этом финасовый вопрос – лишь одна сторона медали. Сотни тысяч людей, чьи культурные традиции, а нередко и мировоззрение, заметно отличаются от испокон веков сложившихся на европейских землях, не могли не вызвать вполне обоснованных опасений местных жителей. Сомнения в том, что представители двух разных культур – западной и восточной – смогут в будущем мирно уживаться под одной крышей, возникли сразу же, как только начался миграционный кризис, и не исчезли до сих пор. И даже больше: после трагических событий во Франции в ноябре 2015 года страх перед угрозой терроризма, который до этого жил у многих где-то далеко, в глубине сознания, и был больше теоретическим, стал вполне реальным. И его европейцы также связывают с нелегальными мигрантами. Да и что уж таить – поводы для неприязни или даже протестов нередко давали сами беженцы, которые высказывали недовольство условиями в пунктах временного размещения, отказывались ехать в ту или иную страну или даже активно протестовали против необходимости ждать получения документов, требуя предоставить им все и сразу. Все это выливалось в стычки с полицией и конфликты с местным населением. Так что естественно, что единого мнения по поводу приема нелегальных мигрантов на территории Евросоюза и единой концепции по распределению их по странам ЕС осенью 2015-го не было.
С другой стороны, отказать этим людям в убежище и депортировать их за пределы ЕС означало обречь большинство из них на на нищету и даже смерть. И принцип гуманизма все же победил. Европа не закрыла свои двери и не отказала в помощи тем, кто в ней нуждался. Да, говорить о сплочении в едином порыве всех стран Евросоюза не приходится, но и на это есть свои причины. В глобальном плане проверка на прочность была пройдена успешно. Западное общество наглядно продемонстрировало, что готово подтверждать свои слова делом, даже если для этого придется пожертвовать собственными интересами. И наиболее активной в этом плане выглядела Германия, героически принявшая на себя львиную долю нелегальных мигрантов и неустанно призывающая своих коллег по Евросоюзу следовать ее примеру.
Однако решение принять и разместить на своей территории больше миллиона мигрантов – это только начало. Да, этот шаг сам по себе действительно делает честь странам ЕС, откликнувшимся на чужое горе. Но не окажется ли плата за гостеприимство слишком высокой? Не случится ли так, что первый удар будет нанесен именно по тем ценностям, которыми так гордится старушка Европа?
Вооружите Кельн!
Тот, кто хотя бы раз был в Кельне, знает, что главным местом для практически всех значимых событий в жизни города является площадь рядом со зданием главного железнодорожного вокзала, у подножия известного на весь мир Кельнского собора. Этот величественный готический храм возвышается над окрестностями вот уже более семи с половиной веков и является одной из главных католических церквей Германии. Да и сам Кельн занимает в стране третье место по площади и четвертое по населению, представляя собой при этом один из ее крупнейших экономических и культурных центров. Причем значительную роль в истории Европы он играл на протяжении всего своего существования. Казалось бы, здесь, в городе с многовековой историей, европейские ценности должны храниться особенно бережно. И когда-то было именно так.
Сейчас же мэр Кельна позволяет себе практически обвинять немецких женщин, ставших в новогоднюю ночь жертвами сексуальных домогательств, в том, что они сами спровоцировали насильников. В частности, Генриетта Рекер порекомендовала соотечественницам соблюдать ряд правил. Например, «сохранять дистанцию» в общении с мужчинами (конечно же, в первую очередь речь шла о выходцах из стран Ближнего Востока и Северной Африки), избегать контактов с незнакомцами, не выходить на улицы в темное время суток и едва ли не отказаться от посещения любых массовых мероприятий или хотя бы ходить на них компанией и держаться поближе к своей группе. К слову, советы женщинам касательно их внешнего вида некоторые немецкие политики позволяли себе и раньше. Общий смысл их, как можно догадаться, сводился к тому, что немки своими нарядами или ярким макияжем не должны «оскорблять чувства мусульман».
Безусловно, госпоже мэру все же пришлось извиниться за свои слова и пообещать, что она не станет впредь «давать женщинам советы касательно их поведения». Вот только свою неправоту Рекер признала лишь после того, как на нее обрушился шквал критики и от обычных граждан страны, и от коллег-политиков. Так, министр юстиции Германии напомнил, что в ситуации с сексуальными домогательствами ответственность несут не женщины, а те, кто на них нападал. «Мы обязаны защитить интересы жертв прежде всего остального», – подчеркнул Хайко Маас, а также напомнил, что отвечать за совершенное преступление должен каждый, вне зависимости от статуса или происхождения. Поддержал министра и его коллега, глава МВД Германии Томас де Мезьер, в числе первых намекнувший на необходимость пересмотреть законодательство страны. Речь шла о возможности депортации беженцев, совершивших преступления на территории Германии. Сейчас это возможно лишь в том случае, когда мигранты приговорены к тюремному сроку не менее трех лет, и лишь при условии, что при возвращении на родину их жизни не угрожает опасность.
Позже внести изменения в германские законы предложила и сама Ангела Меркель. «Когда совершаются преступления и люди ставят себя вне закона, это должно приводить к последствиям», – заявила канцлер во время встречи с журналистами. И если перспектива провести год-другой в немецкой тюрьме некоторых выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки пугает гораздо меньше, чем возможная депортация, значит, необходимо адаптировать законодательство страны к нынешним реалиям.
Новогодняя ночь, когда сотни женщин в Кельне и других городах Германии подверглись нападениям мужчин арабской и африканской внешности, стала еще одной проверкой на прочность западного общества. Только сейчас речь уже идет не о соблюдении принципов гуманизма, а о том, насколько широкими могут быть границы европейской толерантности. Не стало ли уважение чужих культурных и религиозных ценностей началом отречения от собственных? И не подменилось ли понятие «свобода» понятиями «вседозволенность» и «безнаказанность»?
Тем более что все произошедшее очень похоже на спланированную акцию. Сложно назвать случайным тот факт, что около тысячи молодых людей, многие из которых находились в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, собрались вместе именно там, где горожане и гости Кельна праздновали Новый год. Злоумышленники взрывали петарды и запускали фейерверки в собравшихся и полицию, а потом, разбившись на группы, окружали женщин и нападали на них. В последующие дни только в Кельне в полицию обратились более ста пострадавших с заявлениями о домогательствах, оскорблениях, грабежах, телесных повреждениях и изнасиловании. Несколько десятков заявлений было подано и в полицию Гамбурга. Также известно о жертвах в Штутгарте, Дюссельдорфе, Берлине. Информации о том, что все эти акции были связаны между собой, пока нет, но все это мало похоже на совпадение. Кроме того, инциденты, подобные кельнскому, были зафиксированы в новогоднюю ночь в нескольких австрийских и швейцарских городах. Нечто подобное могло случиться и в Хельсинки. По заявлению министра внутренних дел Финляндии Петтери Орпо, «у полиции были данные, что в Финляндии в новогоднюю ночь тоже планировались преступные действия», однако службам правопорядка удалось предотвратить преступления.
Все произошедшее действительно не выглядит случайным. Гораздо больше это похоже на хорошо спланированную и целенаправленную атаку на традиции и ценности европейского общества, которые новоявленные жители Европейского союза не только не спешат принимать, но и ярко демонстрируют свое негативное отношение к ним. И это притом что свои культурные и религиозные традиции мигранты охраняют очень ревностно, требуя того же от населения своей новой родины.
Есть и другая версия: случившееся – грамотно проведенная провокация. В настоящий момент среди европейцев нет единства в отношении к беженцам, заполнившим страны ЕС. И позиция противников политики открытых дверей крепнет с каждым днем. Особенно сильно это заметно в Германии, принявшей наибольшее количество нелегальных мигрантов. Очевидно, что подобные события с участием «лиц арабской и североафриканской внешности» только добавляют очки в копилку тех, кто ратует за закрытие границ, тщательную проверку каждого беженца и депортацию всех, кто прибыл в Евросоюз не из горячих точек, то есть не имеет права претендовать на получение убежища. Подобная версия, конечно же, имеет право на жизнь, однако даже она не отменяет всего сказанного выше. Новоприбывшие жители ЕС не стремятся интегрироваться в западное общество и не хотят принимать его ценности – они хотят жить по своим законам и правилам, причем требуют от гостеприимных хозяев не только уважать их права и свободы, но и изменить свои традиции и мировоззрение в угоду гостям. И порой кажется, что некоторые из мигрантов действительно уверовали во вседозволенность.
В ту ночь в Кельне злоумышленники открыто нападали на полицию, которую заметно превосходили в численности, и демонстративно рвали свои документы перед задержанием, объясняя это тем, что так будет невозможно установить их личности, а документы они получат новые хоть завтра. «Из-за большого количества таких деяний службы безопасности ограничились восстановлением спокойной обстановки, а также другими самыми необходимыми мерами. Так как невозможно было помочь каждой жертве и оперативно задержать злоумышленника, полицейские были на грани разочарования», – говорится о событиях той ночи в полицейском докладе, опубликованном немецкими СМИ. Там же приводятся слова одного из нападавших, адресованные представителям правопорядка: «Вы должны быть дружелюбны со мной. Меня пригласила госпожа Меркель».
Уже через несколько дней к канцлеру Германии апеллировали жители Кельна, вышедшие на акцию протеста с плакатами «Ангела Меркель! Где вы?» и «Вооружите Кельн!». И надо понимать, что претензий к руководству страны у немцев сейчас предостаточно. И в их числе – попытка скрыть информацию о произошедшем. Утром 1 января полиция Кельна выпустила традиционный пресс-релиз, из которого следовало, что праздник в городе прошел спокойно. Информация о событиях той ночи стала достоянием общественности лишь через несколько дней, когда просочилась в прессу. Да и тогда власти, стремящиеся не допустить усиления вражды между местными жителями и беженцами, подчеркивали, что никаких данные об участии в нападениях мигрантов нет. Позже стало известно, что и это заявление далеко от истины. И более того, на фоне разгоревшегося скандала стали всплывать сведения о других преступлениях, совершенных беженцами.
Раскол на «своих» и «чужих» в Германии с каждым днем становится все более заметным. Так же, как и рост недоверия граждан к правительству страны и недовольства проводимой им политикой. Складывается ощущение, что Европе в отношении к проблеме нелегальных мигрантов не хватает золотой середины – и сторонников, и противников принятия беженцев на территории Евросоюза регулярно заносит в такие крайности, что на первый взгляд они кажутся очередной газетной уткой.
Украденное Рождество
Накануне главных зимних праздников, накануне 2016 года европейские города один за другим задумывались о том, чтобы отказаться от традиционных елок, фейерверков, иллюминации и других давних традиций. А в одном из немецких городов неугодным оказался даже колокольный звон, причем по очень сомнительной причине – мол, громкий звук мешает жителям. А уж многочисленные ярмарки – неотъемлемый атрибут зимних торжеств в Европе – и вовсе могли попасть под запрет. И дело было в том, что западные политики и общественные деятели решили, что различная христианская и светская символика, связанная с Рождеством и Новым годом, может быть непонятна, неприятная и даже оскорбительна для многочисленных мигрантов, абсолютное большинство которых исповедует ислам. Так что европейцам порекомендовали отмечать праздники в тесном семейном кругу, и даже владельцев кафе и ресторанов предупредили о необходимости быть сдержанными при украшении своих заведений. К слову, тенденция затронула не только старую добрую Европу – нечто подобное происходило и в Соединенных Штатах Америки, где началась своеобразная борьба за звание самого политкорректного. Так, известные сети кофеен отказывали от традиционных украшений в виде снеговиков, колокольчиков, оленей, снежинок, елочек, чем вызывали море негодования у посетителей. Правда, были и другие – те, кто устанавливал у входа «предупредительные» плакаты, сообщавшие о том, что данное заведение «политически некорректно», так как здесь люди желают друг другу «Счастливого Рождества!»
Но удивительны даже не такие мини-баталии между конкурентами, нередко граничащие с удачным рекламным ходом. Показательно, что на защиту Рождества и Нового года встали многие мусульманские общины, которые просили европейских чиновников не нивелировать зимние праздники, не отказываться от христианских традиций и символики и, главное, не объяснять свою позицию политической корректностью и толерантностью. Как минимум потому, что все это вызывает недовольство граждан и провоцирует агрессию в адрес мигрантов. Более того, в открытых письмах общины извинились за некоторые инциденты из прошлого, пообещав впредь не допускать подобного.
О чем речь? Быть может, о нашумевшей несколько лет тому истории, произошедшей в небольшом датском городке под названием Коккедаль, расположенном всего в 30 км от Копенгагена. Накануне Рождества соотечественники великого сказочника Андерсена чуть не остались без елки. К слову, любые другие праздничные торжества в городе также решили отменить. Причина? Нехватка денег. Именно так аргументировал свое решение местный муниципалитет, в котором большинство мест тогда принадлежало натурализованным мигрантам. И это притом что за несколько месяцев до этого в городском бюджете без особых проблем нашлось около 8 тыс. евро, чтобы достойно отметить исламский праздник Курбан-байрам.
Возмущение коренных датчан по этому поводу было вполне очевидной реакцией. Узнав, что проблема носит сугубо финансовый характер, горожане решили сами собрать деньги, чтобы Коккедаль к Рождеству и Новому году принял праздничный облик. И более того: когда ситуация получила широкий резонанс, один из бизнесменов предложил взять на себя все расходы по проведению в городе празднеств. И вот тут выяснилось, что муниципалитет снова против, потому как большинство в нем не понимает христианских традиций и не желает видеть на улицах ставшего для них родным города странные атрибуты и символы. Ситуация в итоге все же разрешилась: городской совет, которому перед этим пришлось оправдываться за свои слова, расформировали; елку на центральной площади установили. Вот только джинн уже был выпущен из бутылки.
И что уж говорить, если даже в Брюсселе в тот год вместо традиционной елки было решено установить световую инсталляцию из зеленых светящихся кубов. Со слов представительницы Христианско-демократической и фламандской партии, это было сделано потому, что «для многих людей, которые не являются христианами, елка в этом месте выглядит оскорбительно». Вот только те, чьи чувства стремились защитить, в числе первых попросили не ассоциировать решение городских властей с людьми, исповедующими ислам. «Мы знаем, что живем в стране с христианской культурой, нас не оскорбляет традиционная рождественская елка», – подчеркнул глава Администрации бельгийских мусульман.
Казалось бы, уже тогда было понятно, что толерантность, которая ущемляет права и интересы коренного местного населения, не идет на пользу никому. Она только усиливает разрыв между культурами, создает новые поводы для конфликтов и препятствует интеграции мигрантов. Однако урок не был усвоен. Потому как о какой толерантности может идти речь, если христианам предлагают даже отказаться от пожелания «Счастливого Рождества!» и вместо этого поздравлять друг друга с «сезонными праздниками»?
В свете подобных решений открытым остается и еще один вопрос. Чего же в них больше – политкорректности или страха? Что символизирует отсутствующая на главной площади елка – стремление не оскорбить представителей другой культуры или опасение, что она может стать причиной для беспорядков?
Посторонним вход воспрещен
Отрицать тот факт, что миграционный кризис, охвативший Европейский союз в 2015 году, не выдумка журналистов или политологов, а явление более чем реальное, не приходится. Сложившаяся ситуация обострила многие внутренние проблемы стран – участниц ЕС и создала ряд новых. И решить их быстро, к сожалению, не получится. Однако и в словах тех, кто призывает европейцев не демонизировать облик беженцев-мусульман и не подливать масло в огонь конфликтов, не меньше здравого смысла. Любая агрессия, вражда, противостояние порождает страх. А страх, как и ненависть, никогда не были хорошими союзниками.
С начала января в Кельне не прекращаются демонстрации против «засилья иностранцев и мусульман», участились стычки с полицией и нападения на людей арабской и африканской внешности. Немецкие националисты ведут активную деятельность в социальных сетях, призывая своих соотечественников устроить в Кельне и других городах едва ли не охоту на мигрантов. Общественное мнение становится все более полярным. Люди начинают делить мир на своих и чужих, на черное и белое. Пожалуй, ярче всего это видно сейчас на примере Германии, однако и граждане других стран не остаются в стороне.
Европа меняется на глазах. Государства Шенгенского соглашения закрывают свои границы и отгораживаются от соседей стенами. И если европейцы еще недавно были готовы всеми силами защищать свое давнее и незыблемое право на свободное перемещение внутри Евросоюза, то сейчас они совсем не против дополнительных проверок и досмотров. Так, в начале 2016-го дополнительный контроль был введен на шведско-датской границе, а всего через несколько часов после этого официальный Копенгаген заявил о подобных мерах в отношении Германии: «Мы вводим временный пограничный контроль, это взвешенное решение. Если Европейский союз не может защитить внутренние границы, то все больше и больше стран вынуждены вводить временный пограничный контроль». К слову, скандинавские государства стали едва ли не последними из участников Шенгенского соглашения, кто решился на закрытие границ.
К сожалению, сейчас подобные шаги – действительно необходимая мера. И очевидно, что европейский миграционный кризис будет в 2016 году в ЕС основной темой для обсуждения. Слишком много проблем необходимо еще решить. И доработка законов – в их числе, причем речь идет не только о Германии. Но, пожалуй, самый главный и сложный вопрос – изменение общественного мнения. К сожалению, пока ситуация складывается так, что ни о какой интеграции или добрососедских отношениях речь не идет. Скорее уж наоборот. Если еще летом и даже осенью 2015-го многие европейцы ратовали за помощь беженцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки и поддерживали политику открытых дверей, то сейчас активно пополняются ряды тех, кто призывает защитить Европу от мигрантов.
То, что еще недавно было небольшим разрывом, превращается в огромную политическую пропасть. И у людей, стоящих по разные стороны, остается все меньше точек для соприкосновения. И такое положение дел волнует лидеров мусульманских организаций, находящихся в Европе, не меньше, а может, даже больше всех остальных. Сейчас они не без основания опасаются, что действия небольших групп людей могут поставить под угрозу будущее десятков и даже сотен тысяч мигрантов.
Да и европейские политики призывают сограждан не стричь всех выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки под одну гребенку – вот только одних слов в подобных ситуациях мало. Пожалуй, тем же немцам, французам или датчанам сейчас не хватает конкретных действий со стороны властей. Не хватает ощущения защищенности и гарантий того, что их культура, их ценности и их традиции не будут вытеснены чужими. Европейцы хотят ощущать себя хозяевами в собственном доме и знать, что их гостеприимство, их верность принципам гуманизма не будут обращены во зло. 2016 год только начинается. И хочется верить, что золотая середина в решении европейского миграционного кризиса все же будет найдена.