Египет библейский

            Закройте глаза и мысленно произнесите слово «Египет». Что нарисовало ваше воображение? Пирамиды, охраняемые сфинксом, взмывающие ввысь минареты, раскаленное солнце и тягучие восточные напевы. Именно такие воспоминания оставляет после себя эта удивительная страна у неискушенного путешественника.

            Но есть и иной Египет – не очень популярный у туристов, зато известный среди паломников всего мира.  Здесь по пустыне Синай Моисей сорок лет водил иудеев. Именно в Египте, на берегах Нила, жил маленький Иисус, когда его семья спасалась от преследований Ирода. И наконец, здесь зародилось православное монашество.

            История христианства в Египте неразрывно связана с древним загадочным народом – коптами. Ученые полагают, что они – прямые потомки коренных египтян.

            Само слово «копт» стало использоваться гораздо позже образования церкви – с 641 года, после завоевания Египта арабами. Они называли коптами всех египтян без разбору. Но когда начались гонения на христиан и многие пожелали перейти в ислам, слово «копт» закрепилось исключительно за последователями Иисуса.

            Современные копты сохранили религию предков, однако практически утратили свой язык. Коптский вышел из употребления примерно два века назад. Сейчас на нем только идут богослужения.

Церковь Христа с колоритом Востока

            Коптскую церковь принято относить к восточной ветви христианства. Эта религия оказалась близкой местному культу. Иисус Христос, умирающий за грехи человечества и вновь воскресающий, очень напоминал Осириса, победившего смерть. А ему египтяне поклонялись на протяжении тысячелетий.

            В начале нашей эры Александрия (наряду с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем) стала одним из важнейших христианских центров. В этом городе проповедовал и принял мученическую смерть евангелист Марк – до сих пор копты-христиане почитают его как своего первого патриарха. В Александрии до наших дней сохранился собор Святого Марка – один из старейших христианских храмов города. В его склепах похоронены 55 патриархов – все, кто возглавлял Коптскую церковь до 800 года. Нет лишь тела самого «отца-основателя» – оно было похищено в раннем средневековье и «нашлось» только в 1968 году. Сейчас мощи хранятся в новом патриаршем соборе Святого Марка в Каире. 

            Датой рождения Коптской церкви считают 451 год – тогда на Халкидонском Вселенском Соборе случился раскол. Попытки Собора насильственно навязать свои взгляды подогрели давно тлеющую неприязнь упрямых египтян. В итоге образовалась отдельная Церковь со своей литургической и богословской традицией. Возглавляет ее Папа, которого избирают из самых известных монастырских подвижников. Между прочим, александрийские патриархи стали носить этот титул гораздо раньше, чем римские епископы. Нынешний 117-й Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Шенуда III еженедельно встречается с народом в соборе Святого Марка.

            Коптские храмы чем-то напоминают католические, но их убранство очень простое. Стены часто белые, без фресок. Основная часть иконостаса – обычные деревянные панели, правда, украшенные резьбой и инкрустированные, например, перламутром. Иконы помещаются только в верхней части. Кстати, церковная живопись коптов – очень самобытное явление. Образа напоминают детские рисунки: фигуры святых плоские, пропорции не соблюдены, детали не прописаны.

            Очень непривычен для европейского глаза и вид коптского креста. Каждый из его концов имеет три излучины, что символизирует Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Общее число излучин тоже символично – их 12, как и апостолов. Иногда крест изображают с кругом – тогда он напоминает древнеегипетский анх, магический знак, называемый «Ключом жизни», «Ключом Нила» или просто «Египетским крестом». Исследователи полагают, что этот круг достался коптам «в наследство» от веры их далеких предков.

            Языческое влияние чувствуется и в некоторых праздничных обрядах. Современные египтяне-копты наряду с Рождеством Христовым ежегодно отмечают Жам эн-Нессим (в переводе с арабского – «аромат западного ветра» или праздник весны). Обычай встречать приход весны уходит корнями во времена Древнего Египта. Тогда праздник, именуемый Опет, сопровождался грандиозными гуляниями и выездами на пикники. Сейчас он приходится на пасхальный понедельник, и в этот день копты также стремятся выбраться на природу.

            Обычай хоронить мертвых у здешних христиан совершенно особый. Местное кладбище – своеобразный город из склепов, напоминающих небольшие домики без крыши. Она и не нужна: дождь в Египте – большая редкость. В «жилище мертвых» верующие часто остаются на целый день, чтобы пообщаться с усопшими родственниками. На кладбище молятся и даже готовят пищу. А в годы войны в склепах жили беженцы.

            Кстати, похожим образом хоронят своих покойников мусульмане. И это не единственное, что переняли египетские христиане от своих соседей. Так, при входе в храм копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, обернувшись лицом на восток и непременно с покрытой головой.

            Но самая диковинная традиция коптов – крещение, точнее, способ вступления новообращенного в лоно Церкви. Крест не просто надевают на шею, а… татуируют на запястье правой руки – в знак готовности принять мученичество за веру.

Коптское монашество и Святой Антоний

            Нельзя однозначно утверждать, что Антоний первым удалился в пустыню. И до него были люди, десятилетиями жившие вдали от цивилизации – кто-то из-за гонений на христиан, кто-то – в стремлении совершить подвиг воздержания. Однако только Антоний Великий сумел собрать вокруг себя учеников.

            Отшельнические (анахоретские) монастыри считаются именно его «изобретением». В таких обителях иноки жили отдельно друг от друга в специальных хижинах-скитах. Они  предавались посту, трудам и молитве. И над всеми был единый наставник – авва. Несколько близко расположенных скитов получили название «Лавра». Русское монашество можно считать прямым потомком коптского. Не случайно возникли названия крупных православных монастырей – Киево-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра.

            Антоний Великий еще при жизни обрел невероятную популярность. К нему стекались толпы верующих – кто за советом, кто за исцелением. После смерти преподобного старца стали почитать еще больше. Несмотря на то, что умерший в возрасте 105 лет Антоний велел своим ученикам скрыть место его захоронения, могила святого была обнаружена. Мощи торжественно перенесли в Александрию. И впоследствии они еще не раз перевозились из города в город.

            Антония считают покровителем множества профессий – ему молились крестьяне и всадники, звонари и корзинщики, щеточники, мясники и даже гробовщики. А на иконах святого изображали, как правило, с т-образным крестом и с колокольчиками госпитальеров – их звоном антониты привлекали внимание людей, собирая пожертвования. Символами святого стали также огонь, лев и… свинья. Ведь антонитам разрешалось держать хрюшек, причем животные могли совершенно свободно бегать по улицам городов.

Паломники идут в Каир

            Путь желающих прикоснуться к древнейшим христианским святыням неизменно лежит через Старый Каир, где сохранилось немало старинных церквей и монастырей.

            Каир – город контрастов. Роскошь и пышность соседствуют здесь с крайней бедностью. По окраинам ютятся странные уродливые сооружения, похожие на заброшенные стройки. Так живет большинство египтян.

            По традиции, молодожены строят себе дом. Когда подрастают дети, для них возводят еще один этаж, потом точно так же решают жилищный вопрос внуков. При этом о красоте никто не задумывается – строят, как получится.

            Самая известная христианская святыня в Каире – церковь Абу Серга или Святого Сергея и Вакха, возведенная в V веке. По преданию, в пещере, расположенной под храмом, останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет. Издревле сюда стремились многочисленные паломники. Описание грота Святого Семейства в 1462 году оставил русский инок Варсонофий, который «там молитву сотворил и целовал святое место». А священник Андрей Игнатьев в 1707 году утверждал, что в пещере хранятся фрагменты Ноева ковчега. Каждый пришедший сюда может отделить кусочек святыни и получить исцеление. При этом чудодейственная реликвия «не убывает». Сейчас вход в грот, где отдыхали Дева Мария, Иосиф и маленький Иисус, находится в часовне, слева от алтаря, но попасть туда могут только священники.

            Другая знаменитая каирская церковь – Аль-Муалляка, или Подвешенная. Выглядит она очень необычно. Храм возведен прямо на одном из бастионов древнего римского форта – отсюда и название: церковь как бы нависает над улицей. Чтобы попасть внутрь храма, следует подняться по лестнице примерно на уровень второго этажа. В пол сооружения вмонтировано толстое стекло, позволяющее рассмотреть «фундамент» – остатки древнего укрепления. Ученые не установили точного времени постройки этого уникального здания. Вероятно, его заложили в середине VII века. Древние зодчие проявили находчивость, использовав в строительстве элементы более ранних сооружений, например, колонны.

            В церкви хранятся мощи святых, почитаемых в Египте. Они помещены в деревянные пеналы, обернутые дорогими коврами, и покоятся в стеклянных витринах. Весь пол в усыпальницах покрыт бумажными клочками. Это просьбы о помощи. Прихожане верят, что таким способом они смогут скорее «достучаться» до святых.

Бегущие от суеты мирской

            Желающим увидеть настоящих коптских монахов стоит ехать не в Каир, а прямиком в пустыню. Именно сюда удаляются для молитв иноки, посвятившие себя Господу.

            Между прочим, монашество тоже зародилось в Египте. Первый в мире монастырь возник в пустыне приблизительно в 251 году. Основал его преподобный Антоний Великий. По преданию, он был сыном богатых и благочестивых родителей, но в 20 лет осиротел. Однажды на службе в храме юноша услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эта фраза потрясла молодого человека – он отказался от родительского наследства в пользу бедных. Однако у Антония осталась малолетняя сестра. Как быть с ней – юноша не знал. Но он услышал от священнослужителей слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Сомнений больше не оставалось. Антоний отдал сестру на попечение храма и посвятил себя Богу.

            Вскоре монах отправился в пустыню и обосновался у крохотного источника. Более 20 лет Антоний провел в одиночестве, соблюдая строгий пост и творя молитву. По легенде, дьявол не раз искушал отшельника, но тот не поддался ни на посулы, ни на угрозы. Позже у него появились последователи. И вот уже почти 18 веков обитель Святого Антония является действующим монастырем. Сейчас ее окружает две стены. Внешняя построена совсем недавно – в 90-е годы прошлого столетия. За ней расположились стоянки, ларьки с сувенирами и прочие заведения для туристов и паломников. А внутренняя стена – почти ровесница самой обители. Относительно недавно в ней прорубили ворота. До этого монастырь соединяла с внешним миром только… корзина. В ней на длинной веревке поднимали и опускали еду, одежду и даже людей. На территории современной обители семь храмов. Старейший из них, церковь Святого Антония, возведен в VII веке на месте часовни, где был погребен святой.

            Есть в монастыре и древняя башня. В ней служители укрывались во время набегов бедуинов. Нижний этаж твердыни не имеет ни окон, ни дверей. На уровне второго этажа к соседнему строению был перекинут деревянный мостик – в случае опасности обитатели монастыря просто убирали его.

            Пещера самого Антония находится в километре от других построек. Сейчас это часовня.

            На расстоянии дневного перехода от обители расположен монастырь Святого Павла. Его основатель жил в 228–348 годах. В возрасте 22 лет Павел ушел в пустыню и почти целое столетие провел в одиночестве. Предание гласит, что ворон по воле Божьей каждый день приносил отшельнику хлеб. Еще говорят, что святого Павла иногда навещал Антоний. После смерти отшельника в его пещере устроили часовню. Позже вокруг нее вырос монастырь. Сейчас в нем четыре церкви. Самая старинная расположилась как раз над пещерой. Ее стены расписаны фресками, что нетипично для коптов.

            Всего же Коптская церковь включает в себя 12 мужских монастырей, где живут около 600 служителей, и 6 женских, ставших домом для 300 монахинь.

Несломленная красавица

            Екатерина Александрийская (до крещения Доротея) была умнейшей и красивейшей женщиной. Родилась она в 287 году, а в 305-м  приняла мученическую смерть.

            Согласно преданию, Екатерина увидела вещий сон – Иисус надевал ей на палец обручальное кольцо. Проснувшись, девушка действительно обнаружила на своей руке перстень. После этого она приняла христианство.

            Однажды во время праздничного жертвоприношения Екатерина пришла в храм и стала призывать императора Максимина оставить языческих богов. Царь был сражен красотой незнакомки и позвал ее во дворец для «продолжения беседы». Многочисленные философы, приглашенные для спора с девушкой, в конце концов признали ее правоту и приняли христианство, за что тут же поплатились жизнью.

            А саму красавицу Екатерину бросили в темницу. Там ее посетила жена Максимина и военачальник Порфирий в сопровождении 200 воинов. Побеседовав с девушкой, все они покинули тюрьму… убежденными христианами. Император казнил и супругу, и Порфирия, и солдат. А затем попытался склонить Екатерину к замужеству – разумеется, для этого она должна была отречься от своей веры. Девушка отказалась. Тогда для устрашения христианки сконструировали чудовищную машину, состоящую из колес и щипов, предназначенных для того, чтобы дробить и рвать тело несчастной. Но ангел сошел с небес и уничтожил орудие пыток.

            После этого Максимин приказал отрубить девушке голову. Как гласит предание, из раны полилась не кровь, а молоко. После казни тело святой таинственным образом исчезло. Но спустя века его обнаружил  монах на одной из здешних гор – теперь она носит имя великомученицы.

Горящий куст, русская колокольня и мечеть

            Самая известная обитель Египта – монастырь Святой Екатерины. Впрочем, называть его коптским не совсем правильно. Монастырь независим от православных патриархов, а его игумен носит сан архиепископа, являясь, по сути, главой самостоятельной Синайской православной церкви.

            Дорога к обители долго петляет, открывая неповторимые виды. Место это совсем не похоже на наши представления о пустыне. Здесь нет дюн, зато есть камни и горы самой разной окраски и необычных очертаний. Путнику кажется, что он навсегда потерялся в пространстве и времени. Но вот шоссе, вильнув в последний раз, выводит к указателю «St. Catherine’s Monastery».

            Египтяне зарабатывают на туризме, в том числе и на религиозном. Поэтому по дороге к монастырю автобус делает остановку перед магазинчиком с церковными товарами. Гид уверяет, что перед вами уникальные иконы, «писаные вручную монахами». Правда, краска этих образов стирается с фанерной основы, пачкая пальцы (и это в лучшем случае; в худшем – изображение просто наклеено на поверхность). При этом в монастыре есть прекрасная церковная лавка, где продаются образа святых, действительно выполненные по всем канонам. Признаться, автор наступил на эти грабли. Так что не повторяйте чужих ошибок.

            Монастырь Святой Екатерины стоит того, чтобы на него посмотреть. Обитель внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как архитектурный памятник раннего средневековья. Возводить монастырский комплекс начали в VI веке вокруг Неопалимой купины – места, где, согласно Ветхому Завету, пророку Моисею в пламени явился Бог. За свою долгую историю монастырь ни разу не был разорен или разрушен – и неудивительно: его мощные стены местами достигают 15 метров в высоту.

            Главный храм монастыря – церковь Преображения. На-звание она получила от восхитительной мозаики на сюжет Преображения Господня, украшающей алтарную часть. Правда, сейчас это произведение искусства скрыто от глаз посетителей высоким иконостасом, привезенным в XVII веке с острова Крит. Особенность внутреннего убранства – 12 колонн (по числу месяцев в году) с иконами, изображающими всех святых месяца. Есть поверье,  что перед каждым образом можно загадывать по желанию, и все они сбудутся.

            Из храма Преображения небольшая дверь ведет в самое святое место монастыря – часовню Неопалимой купины, размещенную точно над корнями этого уникального растения. Кстати, его можно увидеть и сейчас – куст растет во дворе, на высоком постаменте. Ветви его снизу совсем голые – каждому хочется увезти кусочек святыни с собой.

            Здесь же, в церкви, покоятся мощи Святой Екатерины, казненной в IV веке в Александрии за приверженность христианству.

            К слову, здесь совершенно особое отношение к русским. Увлеченные  осмотром красот, мы опоздали на службу, и двери храма оказались закрыты. Увидев наши растерянные лица, монах, закутанный в черную рясу, спросил: «Рус?» Мы обрадовано закивали, и тяжелая дверь из ливанского кедра (говорят, навешенная еще при строительстве церкви) распахнулась и впустила нас в полутемное помещение.

            Нам показали ажурную колокольню, выстроенную в XIX веке на русские деньги. Все девять ее колоколов отлиты в России. Оказалось, что еще в 1689 году Российская империя взяла Синайскую обитель под свое покровительство. Царь Михаил Федорович пожаловал игуменам право собирать в России деньги на нужды монастыря. А роскошная серебряная с позолотой рака для мощей Святой Екатерины, подаренная царями Петром и Иваном Алексеевичами и царевной Софьей, хранится здесь до сих пор.

            Еще одной достопримечательностью монастыря является… мечеть. Она появилась в начале XI века, когда фанатичный исламский правитель Египта халиф Хаким решил уничтожить святыни иноверцев. К счастью, монахи вовремя узнали о приближающемся вражеском войске и наскоро превратили одно из зданий в храм Аллаха. И монастырь не тронули: место вокруг мечети свято для любого мусульманина.

            Сохранилась здесь и уникальная коллекция икон (более 2000), некоторые из которых даже пережили период иконоборчества. А библиотека монастыря уступает лишь Ватиканской и насчитывает 15 тыс. церковных книг и более 4,5 тыс. рукописей. Впечатляет!

            Место погребения монахов может повергнуть неподготовленного человека в настоящий культурный шок. Представьте: небольшое помещение с несколькими нишами, забранными металлической сеткой. В каждом углублении аккуратно сложены человеческие черепа и кости. Объясняется такая традиция просто – в монастыре совсем нет места для кладбища. В скале вырубили всего шесть могил. Но находчивые служители решили проблему. Когда кто-то умирает, наиболее старые останки вынимают и в освободившуюся могилу кладут новое тело.

            Гора Моисея – еще одно знаменитейшее библейское место Египта. По преданию, именно здесь пророк получил скрижали с заповедями. Высота скалистой кручи более 2 км, но каждую ночь на нее поднимаются паломники. Говорят, тот, кто преодолеет сложный путь, получит отпущение всех грехов.

            Путешествуя по Синайской пустыне, входя в древние обители, чувствуешь себя так, словно приближаешься к истине и вот-вот поймешь что-то важное, сокровенное… И становятся понятны поступки отшельников, живущих среди камней и скал, вдали от мирской суеты. Жаль, путешествовать приходится в группе…