Кто такие славяне?

Каждому, кто задается этим вопросом, приходится столкнуться с неожиданным фактом. Есть мнение (и его придерживаются многие авторитетные ученые), что прародителем славянских племен стала зарубинецкая культура, которая в свое время распалась на два этноса – славянский и германский.

– Зарубинецкая культура в первые века до нашей эры была широко распространена, она занимала большие площади, в том числе на Украине и на нашей территории. И простиралась дальше – от Одера до Вислы и до Днепра. На базе этой зарубинецкой культуры выросли «постзарубинцы», – объясняет доктор исторических наук, профессор, заведующая центром истории доиндустриального общества Института истории Национальной академии наук Беларуси Ольга Левко.

К III – V векам уже н.э. «постзарубинцы», обосновавшиеся на Украине, стали настолько сильно отличаться от своих предков, что были выделены в отдельную археологическую культуру – киевскую.

– На основе киевской культуры, как считают многие украинские и российские исследователи, стала формироваться раннеславянская культура. Уже чисто славяне. Без примесей всех тех, на кого они накладывались в период своего формирования, – продолжает мысль Ольга Левко.

Выходит, славяне сформировались где-то на территории Украины? И да и нет. А точнее, может, да, а может быть, и нет.

– Споры, где находится прародина славян, идут до сих пор, – уточняет Ольга Левко. – Одни ищут ее на территории Польши, другие – в Буковине, третьи – на Киевщине, а четвертые – в белорусском Поднепровье. И по сей день, спросите ученого из любой страны, вам никто не скажет со стопроцентной уверенностью, где была эта прародина.

Как бы то ни было, а славянские племена, занимая все новые и новые территории, постоянно перенимали все лучшее у тех, с кем воевали или жили в добром соседстве. Специалисты отмечают, что славяне были отлично приспособлены к реальной жизни – обладали самыми передовыми на то время технологиями в земледелии и животноводстве и умели строить практичное, крепкое жилье.

– Уже к VI веку мы имеем пражскую, или праго-корчакскую, культуру, о которой ученые говорят: «Ну, это чистые славяне». Есть еще колочинская культура, о которой спорят: одни считают, это тоже славяне (ведь они возникли на основе киевской культуры), а другие говорят, что это балты. Существует также банцеровская культура. Ее одни исследователи категорично относят к балтам, другие – к славянам. Третьи – в зависимости от ситуации. Даже одни и те же ученые в своих больших, серьезных трудах один раз признавали эти культуры балтскими, а другой – славянскими. Вот наберут признаков, переполняющих чашу весов на данный момент, и говорят: «Нет, все-таки это балты». Или же: «Нет, все-таки, это славяне», – продолжает рассказ Ольга Левко. – Это три основные культуры, которые занимали территорию Беларуси в VI – VIII веках.

 

Три культуры Беларуси: жизнь после прихода славян

Пражская, или праго-корчакская, культура получила название благодаря характерным горшкам, которые впервые были обнаружены близ Праги, а немного позже – на Украине, около деревни Корчак. Вскоре выяснилось, что эта культура была распространена от верхней и средней Эльбы до киевского Поднепровья. А на юго-западе ее памятники встречаются аж до Адриатики! В Беларуси же ее носители занимали узкую полосу от современного Бреста и Каменца до Мозыря.

Интересно, что поселения свои, состоящие из 8 – 20 дворов, они, как правило, не укрепляли. Но при этом частенько строили «гнезда» – то есть поселения располагались не по одному, а группами в 300 – 500 м друг от друга. При этом между такими «гнездами» расстояния порой доходили до 3 – 5 км.

Жили в основном в полуземлянках, углубленных в грунт примерно на метр. Пол выстилали глиной или досками или оставляли земляным. Из обстановки здесь были специальные лавы, на которых спали, и печи, сделанные из глины или небольших камней. В Беларуси подобные дома древних славян найдены близ Петрикова, Липнян, Блюнивичей.

Раскопки показали, что обитатели «праго–корчакских» поселений занимались земледелием и животноводством, а вот охота в их жизненном укладе была на втором месте – копья, наконечники стрел, луки и рыболовные крючки найдены лишь на единичных поселениях. Зато они преуспели в работе с деревом, переняв строительные техники римского времени.

Банцеровская культура на территории Беларуси существовала с V по VIII века и сменила более ранние – днепро-двинскую и штрихованной керамики. Название она унаследовала от хутора Банцеровщина, что под Минском. Именно там впервые были обнаружены характерные для этой культуры черты.

Что важно, жили «банцеровцы» в неукрепленных поселениях у рек и озер. Такие найдены, например, в Мядельском, Полоцком, Вилейском и Борисовском районах. Впрочем, иногда обитатели поселений использовали заброшенные городища своих предшественников, дополнительно укрепляли их и прятались там от опасности.

«Банцеровцы» тоже строили полуземлянки. И специалисты считают эту особенность результатом влияния славян. Хотя были и обычные дома–срубы. Еще представители банцеровской культуры неплохо овладели навыками добычи и обработки железа, а также литья из бронзы. Из нее делали топоры и серпы, ножи и косы, браслеты и перстни, подвески и серьги. Добычей археологов стали также металлические шпоры, а это говорит о том, что здесь использовали лошадей для верховой езды.

Наконец, колочинская культура. Самая интересная. Представители ее населяли белорусское Поднепровье, Посожье, жили в верховьях Сулы и Сейма, вдоль нижней Припяти. Название культура получила от деревни Колочин в Речицком районе. У «колочинцев» были «гнезда» поселений, как и у ранних славян, а еще городища-святилища и городища-крепости, где они прятались от военной угрозы. Эти убежища были снабжены целой системой укреплений из валов и деревянных стен.

В городищах размещалась дружина и ремесленники – это были административные, военные и культурные центры. Жили «колочинцы» в полуземлянках, которые отапливались не печами, как, скажем, у ранних славян, а открытым очагом.

– Полуземлянки показывают, как, собственно, продвигались на север носители этого обычая – славяне. Что касается лесной полосы, то там, конечно, полуземлянки редкость. Хотя вот, скажем, в Витебской области найдено одно городище с полуземлянкой этого же времени. И это свидетельство того, что все же свою традицию домостроительства славяне привносили даже в лесную зону, – комментирует Ольга Левко.

Судьба колочинской культуры оказалась довольно трагичной. В конце VII – начале VIII века более южные славянские племена начали очень активно продвигаться на эти земли. Естественно, не обошлось без крови. Самые большие центры «колочинцев», среди которых оказался, собственно, и Колочин, были уничтожены. Пожарища были настолько огромными, что их следы сохранились до сих пор. Кто-то из жителей погиб, другим пришлось бежать на север, а кое-кто и остался, чтобы смешаться с пришельцами и стать основой для новых, уже летописных этносов – кривичей, дреговичей и радимичей.

 

Кто такие кривичи?

О кривичах мы помним из школьной программы. Вот они-то и есть настоящие «тутэйшыя», скажут многие. И будут правы лишь отчасти.

– Вот мне говорят, когда мы делаем археологические выставки: покажите нам ваших кривичей! Кто такие кривичи? А суть ведь в чем? Кривичами они названы в летописи, и сказано, что язык «словенск» у них. То есть якобы они в составе славянских племен. Но при этом отмечен их дикий нрав, отличающий это население от других славян, вроде как и не славяне они, – разводит руками Ольга Левко. – Тем не менее прослежены два этапа становления кривичей. Один из них, сближающий это население с балтами, датируется VI – VII веками, а второй – со славянами – относится к VIII – X векам.

Выходит, кривичи – не славяне и не балты, а какой-то новый этнос, вобравший черты тех и других. Или нет?

– Посмотрите, «Повесть временных лет» писалась когда? В XII веке. И летописец не может определить, кем же были все-таки кривичи, – продолжает тему кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Беларуси Вадим Шадыро. – Возможно, потому что были они пришлым народом. Например, западными балтами, с Балтийского Поморья.

Изначально племена эти назывались «крэвами». Суффикс «ич» они приобрели уже позже, когда начали смешиваться со славянами. Вероятнее всего, уйти с насиженных мест (то есть с Поморья), их побудили германские племена, которые как раз начали активно объединяться. С самого начала крэвы были чужды как восточным балтам, жившим в то время на территории Беларуси, так и славянам.

Позже, перенимая все больше славянских обычаев, главным образом язык, они постепенно превратились в славян.

 

Кто кому брат?

Вот это, пожалуй, один из самых каверзных вопросов. Как мы уже выяснили, до прихода славян на наших землях жили балты.

– Где-то балтов ассимилировали славяне, а где-то они попросту были вытеснены, – говорит Вадим Шадыро. – К примеру, в современной Латвии есть этническая область Латгалия, она отличается от всех других. Вот там, предположительно, и живут потомки тех самых наших балтов.

Хорошо, допустим, с территорией Беларуси более или менее понятно. А как же обстояло дело у наших соседей – России и Украины?

Оказывается, на землях России издревле обосновались племена финно-угров, а там, где сейчас располагается Украина, было много хазар.

– Чудь, эрзя, моксель – это все финно-угорские племена, – поясняет Вадим Шадыро. – Почему и название такое возникло – «москали»? Моксель – это финно-угорское племя такое. Там, где Рязань – это эрзя. А те славяне, которые заняли территорию Украины, наслоились на индо-иранское тюркоязычное население, которое там было. Все это и дало особенности, которые нас отличают друг от друга.

То есть, если говорить упрощенно, изначально белорусы – это балты, россияне – финно-угры, а украинцы – тюркоязычные хазары. И на все эти народы наслоились славяне.

– На генном уровне, если брать, скажем, неолит, то у нас, белорусов, больше общего с поляками, литовцами, латышами. Но не с эстонцами. Потому что эстонцы – это уже финно-угры, как и россияне. Но у эстонцев финно-угорский элемент остался доминирующим, а у россиян возобладал славянский. Поэтому, казалось бы, по языку русские и эстонцы совершенно разные. Но на генном уровне у них должно быть больше сходства, чем, допустим, даже с белорусами, – резюмирует Вадим Шадыро.

 

 

О чем расскажут древние могилы?

Не секрет, что очень многие выводы исследователи делают благодаря погребениям. Во что одевались, кому поклонялись и даже как выглядели – все это можно сказать, заглянув в захоронения.

Однако не все так просто. Оказывается, древних погребений балтов – тех, которые жили здесь до эпохи Великого переселения народов, – нет. То есть они, конечно, есть, но найти их археологи пока не могут.

Как же обходились со своими умершими наши предки? Небольшую подсказку дали литовские археологи, обнаружившие горшочек с пережженными костями… на дне озера. То есть тела не просто сжигали, но и топили после этого останки. Возможно, и на наших землях поступали примерно так же. На это косвенно указывает факт, что вода издревле была связана в представлениях людей с потусторонним миром – они верили, что вход в мир иной находится как раз под водой. Поэтому погребение в озере выглядит вполне логичным.

С началом Великого переселения народов стали появляться курганы (самые ранние из них относятся к V – VII векам), и находить древние могилы этого периода исследователям стало проще.

– Наиболее старые такие захоронения относятся к так называемой культуре длинных курганов. Это курганы ранних кривичей. Тут мы видим уже смену погребальной обрядности, явно привнесенный обычай, – поясняет Вадим Шадыро.

Однако перед погребением в курганах людей по-прежнему сжигали. Сначала сооружали длинные насыпи, добавляя землю сбоку для новых могил одной семьи. Затем перешли к индивидуальным круглым курганам. Правда, иногда туда тоже подхоранивали родственников – ставили горшочек с сожженными останками сверху и засыпали землей или вынимали часть грунта сбоку и туда «впускали» нового усопшего.

Языческий обычай сооружать курганы оказался настолько живучим, что даже с принятием христианства он не исчез полностью. Не спешили отказываться и от кремации. Эта традиция долго сохранялась, например, в Понеманье, где жили литовские племена. Туда христианство добралось только к XIII веку. Но лишь к концу XV столетия потомки балтов по-настоящему приняли новую религию. И вплоть до этого времени они продолжали сжигать своих мертвых. Что касается самого курганного холмика, то он сохранился и по сей день – это не что иное, как насыпь, которую делают над свежей могилой.

Надо сказать, что даже появление курганов не особенно облегчило участь исследователей: сжигая тело, люди предавали огню и все остальное – одежду, вещи. Большинство предметов, найденных в таких могилах, – это кусочки, обломки, оплавленные металлические фрагменты. Тем не менее порой из древних захоронений все же удается извлекать вещи, не попавшие в огонь, которые о многом говорят специалистам.

– Балты обычно клали в могилы что-то острое – серпы, ножи, топоры. Все вот эти орудия труда и оружие имели и сакральное значение. Они были посредниками между тем миром и этим и как бы способствовали возрождению новой жизни. Еще балты часто клали в погребения косы. У славян также было чем косить, но для них было нехарактерно хоронить усопших вместе с косами. Однако в тех местах, где жили раньше балты, от балтов этот обычай позаимствовали и славяне. Но вообще больше всего косы были распространены в нынешней западной Латвии, – рассказывает про древние обычаи кандидат исторических наук старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Эдвард Зайковский.

К слову, оружие перед захоронением балты предпочитали ломать.

– Сломанный клинок – это традиция, характерная для северных племен. Как раз для балтов, для Скандинавии. Это позиция жизнь – смерть. Ты на этом свете живой, а на том – мертвый. И оружие тоже: на этом оно целое, чтобы оно было таковым и на том, нужно его сломать здесь. Оно должно умереть вместе с хозяином, – поясняет заведующий отделом сохранения и использования археологического наследия Института истории Национальной академии наук Беларуси Андрей Войтехович. – Позже преломлять оружие стали уже все, кто имел отношение к так называемой дружинной культуре, это сделалось своеобразным воинским обрядом.

Еще одна традиция от балтов – они любили свои захоронения обкладывать камнями как снаружи, так и изнутри. Таких каменных конструкций найдено немало в Ошмянском и Сморгонском районах.

– В свою очередь, у славян также были свои характерные особенности, которые не встречаются у балтов. Например, в самых ранних славянских захоронениях VI – VII веков был такой обычай: глиняную урну с останками сожженного человека накрывали глиняной сковородой или специфической каменной плиткой, – продолжает Эдвард Зайковский.

По древним верованиям, сковорода, которая соотносится со стихией огня, должна была удержать покойного на том свете и не дать ему вернуться на этот.

С конца X века, с принятием христианства, умерших стали хоронить в земле. Впрочем, в Беларуси язычество имело мощные корни, поэтому кремации проводились еще долгое время. Тем не менее в руки археологов стали попадать бусы, подвески и даже сохранившиеся фрагменты одежды. И вот тут появились некоторые сложности. Оказалось, что однозначно идентифицировать этническую принадлежность многих погребенных невозможно. Скажем, сам обряд захоронения вполне славянский, а вот украшения – балтские.

– Мы давно исследуем курганный могильник вблизи деревни Бирули Докшицкого района, – рассказывает Андрей Войтехович. – Его можно отнести к X – XI векам. И вот там очень много характерных балтских украшений – типичных шейных гривен, трапециевидных подвесочек, браслетов со специфическим сечением. Но вот в чем вопрос: действительно ли мы имеем дело с представителями балтского этноса? Или это просто мода на такие украшения, которая была в то время?

И в самом деле, балты славились как искусные ювелиры, чего не скажешь о славянах, которые были сильны в более практичных вопросах – например, в животноводстве и в земледелии. Женщинам же всегда нравилось все красивое, поэтому неудивительно, что балтские украшения с удовольствием носили и славянки.

Одно можно сказать наверняка – с XI века захоронений, сделанных по христианскому (читай: позднеславянскому) обряду становится больше. А значит, в это время по нашим землям прошла вторая волна славянизации, после которой чистых балтов уже не осталось. Те, кто выжил, смешались с пришельцами, став основой для современной белорусской нации.

 

Курган для коня

Конь для балтов издревле был святыней. Не больше и не меньше. Символизируя собой солнце в его движении по небу, он в определенных аспектах воплощал и саму жизнь. Этих животных почитали настолько, что хоронили в отдельных курганах. Сейчас литовские археологи нередко находят могилы коней VI – XII веков. Обычно в гриву животных вплетали маленькие янтарные бусины. Не много – одну или две. Собственно, янтарь тоже с самых древних времен символизировал солнце. Так что все сходится.

Есть лошадиные курганы и в Беларуси. Например, у деревни Сухвальня в Лидском районе во время раскопок древнего захоронения обнаружены кости лошади и элементы сбруи. Человеческих останков не найдено.

У деревни Хотенчицы в Вилейском районе археологам удалось найти еще один интересный могильник, включавший в себя около 90 курганов. Один из них особенно заинтриговал исследователей. Под земляной насыпью обнаружилась яма с костями коня, накрытыми глиняным горшком. Здесь же нашли небольшие обожженные в огне медные шарики и железную пряжку.

Однако были ли эти захоронения именно могилами коней, которые умерли своей смертью, или же животных принесли в жертву? Ответа на этот вопрос пока нет.

 

 

Наследие балтов

Неужели в Беларуси от балтов совсем ничего не осталось? Еще как осталось!

Прежде всего – язык. Многие возразят, что современный литовский язык нам непонятен. Но ничего удивительного в этом нет. Литовский язык считается одним из самых архаичных в мире. Да, в нем произошли изменения, но не такие уж глобальные. Что касается нас, тех, кто сегодня зовется белорусами, то мы восприняли церковно-славянский язык, который принесли на земли восточных славян просветители Кирилл и Мефодий.

И тем не менее языковеды, в частности Светлана Прохорова, отмечают, что построение предложений в белорусском языке очень напоминает литовское или латышское.

– Так же, как и для балтов, для белорусов был нехарактерен звук «ф». Если вы посмотрите в белорусский словарь, то на «ф» там обычно слова, заимствованные из других языков. А в литовском языке и сейчас, где возможно, «ф» заменяется другими звуками. Например, они говорят не Франтишак, а Пранас. И у нас раньше говорили не «Фёдар», а «Хведар». Или вообще «Тодар», – проводит небольшой экскурс в лингвистику Эдвард Зайковский.

Характерное белорусское «дзеканне» и «цеканне» специалисты также считают балтским наследством.

И, наконец, названия. Многие реки и даже населенные пункты в Беларуси носят балтские имена. Скажем, под Минском есть деревня Петришки, а под Раковом можно найти Юржишки (возможно, от имени Юргиса). Окончание – «ишки» – очень распространенное явление в современной Литве.

А Минск? Знаете ли вы, что и имя нашей столицы тоже, вполне вероятно, имеет балтские корни? «Менкас» с литовского переводится как «нечто небольшое». И действительно, изначально город стоял на берегу крохотной речушки Менки.

– Вот многие лингвисты говорят: мощный балтский субстрат. Прослеживается по языку. Славянский язык накладывается на него. Потом – более поздний, и так далее. Вполне возможно, что так оно и было. Ну вот приехала я жить куда-то. Я что, сразу начну переименовывать улицы? Нет, конечно. Я принимаю то, что есть. Так и те поселенцы. Они речки не переименовывали. Уже люди говорят на другом языке, а они все используют название, которое дали те, кто жил когда-то, – комментирует это явление Ольга Левко.

Белорусский орнамент, конечно же, знают все. Достаточно взглянуть на государственный флаг. Но, оказывается, вот такая геометрическая вышивка с ромбами, да еще и в красно-белых цветах – это все те же балтские сакральные символы. Украинские рукодельницы предпочитали вышивать цветы, русские красавицы украшали наряды опять же цветами и птицами, а вот у нас, как и в странах, где балты живут и сейчас, предпочитали геометрический орнамент. Конечно, это все утрировано, и модницы различных стран перенимали узоры друг у друга. Но в общих чертах дела с вышивкой обстояли именно так.

Еще один момент – постройка жилья. Древние балты умели делать специфическую столбовую конструкцию, на которой держался сруб. Применялись для этого специальные шулы (само слово «шуло» балтского происхождения), в которые втыкались концы бревен. Так вот, постройки такого типа можно найти и сейчас. Правда, нынче так возводят уже не жилые дома, а хлева. И тем не менее факт остается фактом.

Наконец, издревле балты поклонялись природным валунам. И эта традиция сохранялась на белорусских землях столетиями. Даже после принятия христианства принесенные ледником мегалиты оставались для наших предков святынями. Некоторые из них продолжали почитать даже в XIX веке. Более того, легенды о древних валунах остались в нашей памяти до сих пор.

Так кто же мы? Славяне или балты? Однозначного ответа на этот вопрос, конечно же, не существует. Мы и то и другое.