Разговоры о Третьей мировой войне набили оскомину еще в конце ХХ столетия. Впрочем, в начале нового века популярной стала другая концепция, утверждавшая, что Третья мировая не потенциальная угроза, а реальность, которая происходит здесь и сейчас. А в качестве подтверждения своих слов эксперты и журналисты чаще всего приводили ситуацию на Ближнем Востоке.

Впрочем, идея того, что Третья мировая война не только началась, но и уже завершилась, не нова. Ряд историков именуют так конфронтацию между социалистическим и капиталистическим лагерем, развернувшуюся в середине ХХ века и длившуюся практически до самого его окончания. Хотя на применение оружия массового поражения, к счастью, не решилась ни одна из сторон, последствия холодной войны – а речь, конечно же, о ней – были глобальными и необратимыми практически для всех участников противостояния, главными из которых являлись Соединенные Штаты Америки и Советский Союз.

Так или иначе, принято считать, что именно в середине прошлого столетия – во время Карибского кризиса – человечество ближе всего стояло к началу ядерной войны. Тогда, 25 сентября 1962 года, Джон Кеннеди первый и единственный раз в истории США отдал приказ повысить боевую готовность командования стратегической авиации до уровня DEFCON-2. Случилось это после размещения на Кубе советских ядерных ракет. Правда, со стороны Советского Союза этот шаг также был ответным – незадолго до этого Америка разместила свои боеголовки в Европе и Турции, то есть в непосредственной близости от советских границ. Казалось бы, СССР просто восстановил статус-кво, однако было одно веское «но»: Вашингтон в тот момент по ядерной мощности заметно превосходил Москву.

Но хотя сегодня США и Россия по-прежнему являются самыми сильными ядерными державами (по данным BBC, на конец 2016 года на их долю приходилось более 90% ядерных арсеналов мира), весь мир с опаской посматривает вовсе не на них. Вот уже почти год поводы для волнения раз за разом подает ядерная политика Северной Кореи. Особенно после заявления лидера КНДР о том, что «война с США неизбежна».

Ядерная кнопка

Даже в традиционном обращении к нации в новогоднюю ночь Ким Чен Ын не смог удержаться от комментариев по вопросу непростых отношений КНДР и США. Тем более что незадолго до этого Совбез ООН принял резолюцию, ужесточающую санкции в отношении Северной Кореи. Так что в своем выступлении верховный лидер КНДР, назвавший решение Совета Безопасности «актом агрессии», направленным на дестабилизацию обстановки на Корейском полуострове, а также стремлением империалистов лишить его страну суверенитета, не столько поздравлял сограждан с наступившим годом, сколько в очередной раз декларировал внешнему миру позицию страны. И звучала она вполне однозначно: «Наши ракеты могут долететь до любой точки территории США, а ядерная кнопка всегда находится на моем столе, и это реальность, а не угроза. В этом году мы должны сосредоточиться на массовом выпуске ядерных боеголовок и баллистических ракет, которые нужны для оперативного развертывания». Ответ Вашингтона не заставил себя долго ждать. «Напоминаем, что наша «ядерная кнопка» – больше, мощнее, и к тому же она работает», – написал 3 января в Twitter Дональд Трамп.

22 декабря Совет Безопасности ООН ввел новые ограничительные меры в отношении КНДР. Санкции расширяют торговое эмбарго и предполагают запрет на экспорт из Северной Кореи продовольствия, некоторых видов сырья (включая дерево и магнезит), станков, электрооборудования и транспортных судов. Кроме этого, резолюция вводит запрет на увеличение поставок в КНДР сырой нефти свыше 4 млн. баррелей в год. А с началом 2018-го вступают в силу и ограничения на поставки в страну нефтепродуктов (до 500 тыс. баррелей продуктов нефтепереработки всех типов, включая бензин, дизель и керосин).

Резолюция также предписывает всем государствам – членам ООН в течение года высылать на родину трудовых мигрантов из Северной Кореи.

Решение ООН стало ответом на испытание баллистической ракеты, которое Пхеньян провел 29 ноября. Проект резолюции, подготовленный США, получил единогласную поддержку всех 15 стран – участниц Совета Безопасности. За 2017 год санкции в отношении КНДР были ужесточены трижды.

В конце 2017 года власти Южной Кореи заявили, что еще в октябре ими был задержан и обыскан танкер под флагом Гонконга. Владельцы судна обвиняются в том, что они в обход санкции Совбеза ООН доставляли в КНДР переработанную нефть. Дональд Трамп практически сразу же прокомментировал произошедшее в Twitter, сообщив, что он крайне разочарован поступком Китая, и подчеркнув, что подобные действия сводят на нет мирное решение северокорейской проблемы.

При этом ранее одна из южнокорейских газет, со ссылкой на фотографии американских спутников, сообщала, что китайские корабли неоднократно нарушали санкции и перекачивали нефть на северокорейские танкеры в международных водах. По их данным, с октября 2017 года было зафиксировано не менее 30 подобных случаев.

Пекин обвинение отверг. Представитель МИД Китая отметил, что правительство не позволит гражданам страны или компаниям заниматься деятельностью, нарушающей требования резолюции Совбеза ООН. И также подчеркнул тот факт, что «любое нарушение, доказанное в ходе расследования, будет строго наказано в соответствии с законом». А в заявлении отдельно было отмечено, что задержанный властями Южной Кореи корабль с августа не заходил в китайские порты.

Здесь, пожалуй, стоит рассказать об основных причинах, по которым именно ядерная программа КНДР привлекает к себе столь пристальное внимание мировой общественности. Казалось бы, если в мире существуют страны, владеющие подобным оружием, то почему только одна из них в последнее время постоянно на слуху?

Во-первых, КНДР вступила в этот «клуб» гораздо позже многих других. Во-вторых, она сразу отказалась играть по правилам. Ну и в-третьих, все это в комплексе стало угрозой для хрупкого баланса, формировавшегося несколько десятилетий на фундаменте ядерного паритета. И проблема не в том, что Северная Корея обладает мощным ядерным потенциалом – тройку лидеров в этой гонке вооружений, по официальным данным, замыкает Китай, однако даже он кардинально отстает от США и России. Дело в том, что избранная ныне Северной Кореей линия поведения не укладывается в концепцию ядерного сдерживания.

Суть этой концепции проще всего объяснить опять же на примере США и СССР, а после – США и России. Сам термин «ядерное сдерживание» появился вместе с понятием «взаимное гарантированное уничтожение». Еще в 1960-х годах, основываясь на работах Джона Нэша и Томаса Шеллинга (оба, к слову, впоследствии стали лауреатами Нобелевской премии) в области теории игр, сотрудничества и конфликта, была выработана новая доктрина. Согласно ей, ни одна из ядерных сверхдержав, осознавая неизбежность разрушительного ответного удара, не решится на прямой конфликт. Просто потому, что это будет означать гарантированное уничтожение обеих сторон.

Несмотря на то, что в конце холодной войны и Вашингтон, и Москва поддержали курс на разоружение, приняли и выполнили ряд соглашений о сокращении ядерных сил, до сегодняшнего дня США и Россия обладают потенциалом для взаимного уничтожения. А значит, концепция «ядерного сдерживания» не утрачивает актуальности ни для них, ни для их союзников.

Сразу после Второй мировой США приняли решение об интенсивном наращивании ядерных сил, чтобы при необходимости иметь возможность нанести удар по СССР. Дуайт Эйзенхауэр, занимавший тогда пост президента, назвал эту стратегию массированным возмездием. Ее суть заключалось в том, что в случае атаки США оставляли за собой право непропорционального применения силы в отношении агрессора. При этом речь шла о том, что ядерные боезаряды могут быть использованы даже в случае нападения с использованием обычного вооружения или даже локального пограничного конфликта.

Однако скоро развитие ядерного арсенала и способов его доставки по обе стороны достигли такого уровня, что возникла опасность взаимного гарантированного уничтожения. Ситуация потребовала разработки новой доктрины, и место массированного возмездия заняли гибкое реагирование и ядерное сдерживание.

С 2002-го США вновь официально взяли курс на наращивание ядерного потенциала. Тогда администрация Джорджа Буша приняла новую «Стратегию национальной безопасности», в которой есть следующее положение: «Наши вооруженные силы будут достаточно оснащены для того, чтобы убедить потенциальных противников не наращивать свои вооружения в надежде превзойти или сравняться с мощью Соединенных Штатов». В этом же году США вышли из договора об ограничении систем противоракетной обороны, который был принят еще в 1972-м как раз для ограничения гонки вооружений.

 

Бумажный тигр

Началом ядерной деятельности Северной Кореи исследователи нередко называют 1952 год, когда было принято решение об открытии Исследовательского института атомной энергии. Однако реальная работа над созданием в государстве ядерной инфраструктуры стартовала все же несколько позже – в середине 1960-х. К тому моменту КНДР заключила с СССР договор о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии.

В 1974-м Пхеньян вступил в МАГАТЭ («Международное агентство по атомной энергии»), но при этом, судя по всему, тогда же задумался о создании собственного ядерного оружия и обратился за помощью к Китаю. В 1985-м под давлением СССР и в расчете на его помощь в строительстве атомной электростанции Северная Корея подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Есть версия, что именно на газо-графитном исследовательском реакторе мощностью 5 МВт, подаренном Советским Союзом, и был наработан весь имеющийся в распоряжении КНДР плутоний.

Начало 1990-х, когда США заявили о выводе своего тактического ядерного оружия с территории Южной Кореи, для КНДР было ознаменовано многочисленными проверками на атомных объектах страны со стороны МАГАТЭ, которое после каждой инспекции выражало сомнения относительно ядерной политики Северной Кореи. В 1993 году МАГАТЭ в лице его генерального директора Ханса Бликса выступило с инициативой специальной инспекции, однако получило от властей КНДР категорический отказ. Меньше чем через месяц Пхеньян заявил о намерении отказаться от ДНЯО. Правда, тогда конфликт погасили США – в обмен на обещание Вашингтона не вмешиваться во внутренние дела Северной Кореи последняя согласилась приостановить свой выход из договора. И все же через год, 13 июня 1994-го, КНДР покинула МАГАТЭ. В 2009-м из страны были выдворены даже инспекторы агентства, работавшие в Ядерном научно-исследовательском центре в Йонбёне, крупнейшем объекте в ядерной инфраструктуре КНДР.

Уже после, когда были рассекречены некоторые государственные архивы, стало известно, что в 1994-м президент США Билл Клинтон и министр обороны Уильям Перри рассматривали возможность нанесения ракетного удара по северокорейскому ядерному реактору в Йонбёне. Однако после анализа данных стало понятно, что подобный шаг с высокой вероятностью приведет к полномасштабной войне, результатом которой станут серьезные потери для армий США и Южной Кореи, а также среди гражданского населения. И Клинтону пришлось отказаться от идеи ракетного удара. Вместо этого с КНДР – во многом благодаря визиту в эту страну бывшего главы США Джимми Картера и его дипломатическому таланту – были подписаны так называемые «Рамочные соглашения».

Со времен Корейской войны – вооруженного конфликта между Северной Кореей и Южной Кореей – США не прекращали угрожать КНДР применением ядерного оружия. Однако в 1950-х лидер КНДР Ким Ир Сен, уверенный в поддержке и защите со стороны СССР, относился к ним спокойно и даже называл атомную бомбу «бумажным тигром». Его позиция кардинально изменилась, когда он узнал, что в период Корейской войны Вашингтон действительно планировал сбросить на Пхеньян и его окрестности 7 ядерных зарядов. В 1956-м Ким Ир Сен подписал с Москвой договор о подготовке специалистов-ядерщиков.

В том числе по этой причине вступление КНДР в гонку вооружений и последующее подключение страны к «ядерному клубу» многие считают серьезным тактическим просчетом со стороны США. Да и нынешнее положение дел, по мнению ряда аналитиков, могло бы быть совсем иным, если бы не провокации Пхеньяна со стороны Вашингтона.

С 1910 года и до окончания Второй мировой войны Корея была колонией Японии. 5 апреля 1945-го СССР объявил недействительным Пакт о ненападении, ранее заключенный с Токио. 8 августа того же года Японии была объявлена война. Советские войска вошли на Корейский полуостров с севера; американские высадились на него с юга. К тому моменту факт капитуляции Японии считался лишь делом времени, а потому 10 августа СССР и США договорились о разделении полуострова по 38-й параллели.

Договор о временном управлении страной был подписан в декабре того же года. В обеих частях были проведены выборы и сформировано правительство. В северной части – во главе с Ким Ир Сеном; в южной – во главе с Ли Сын Маном. Тогда участники антигитлеровской коалиции предполагали, что через некоторое время Корея вновь объединится, однако нарастающая конфронтация между СССР и США и начавшаяся холодная война спутали все планы. До настоящего момента Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея) и Республика Корея (Южная Корея) остаются двумя независимыми государствами.

Казалось, что в 1994-м стороны пришли к соглашению. По условиям договора Северная Корея, в числе прочего, обязалась прекратить строительство и использование предприятий по обогащению урана; отказаться от извлечения плутония из топливных сборок реакторов; принять меры по демонтажу всех объектов, назначение которых так или иначе говорит о распространении ядерного оружия. Власти США, в свою очередь, обещали КНДР поставки топливного мазута и, главное, строительство двух более современных реакторов на легкой воде с мощностью 1000 МВт взамен остановленного реактора в Йонбёне. Основное их отличие заключалось не столько в мощности, сколько в невозможности их использования для наработки оружейного плутония.

Однако время шло, а основное для Пхеньяна условие сделки – строительство новых реакторов – не выполнялось. Еще больше ситуация накалилась в начале 2000-х после прихода к власти 43-го президента США Джорджа Буша. Америка продолжала выдвигать КНДР новые требования, а вот свои обещания выполнять не спешила. Отношения между странами обострялись с каждым днем, и в итоге в октябре 2002-го заместитель госсекретаря США Джеймс Келли заявил, что КНДР ведет обогащение урана. Буш-младший включил Северную Корею в «страны-изгои».

«Страны-изгои» – клише, пришедшее в русский язык из английского и представляющее неточный перевод выражения rogue states (буквально – «государства-хулиганы» или «государства-негодяи»). Именно так американские политики обозначают режимы, угрожающие стабильности и миру на земле. Данное определение, в частности, было официально закреплено в «Стратегии национальной безопасности США» от 2002 года.

Вскоре США прекратили поставки топлива для северокорейских электростанций. 12 декабря 2002 года Пхеньян официально заявил о возобновлении ядерной программы и выдворении из страны инспекторов МАГАТЭ. 10 января 2003 года КНДР официально вышла из ДНЯО.

Эскалация конфликта

Переговоры по ядерной программе КНДР с участием США, России, Китая, Японии и Южной Кореи начались сразу после объявления Пхеньяном нового курса. С августа 2003-го по июнь 2004-го были проведены три раунда, однако ни один из них не принес особых результатов. От участия в четвертом раунде Северная Корея отказалась. При этом с сентября 2004 года в международных СМИ появилась информация о фактах, свидетельствующих о проведении на территории КНДР ядерных испытаний. В феврале следующего года МИД КНДР впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия.

Следующее десятилетие – а если быть точными, то чуть более 13 лет – можно охарактеризовать как время попыток возобновить переговоры и достигнуть на них хоть какого-то прогресса. А параллельно с этим – время ядерных испытаний в КНДР. О некоторых из них официально заявляло правительство страны. Информация о других появлялась в СМИ после того, как сейсмические станции разных стран фиксировали на территории Северной Кореи подземные толчки магнитудой выше 5,0. Кроме того, с конца 1990-х КНДР возобновила испытания баллистических ракет. Конечно, все это вызывало негативную реакцию со стороны мирового сообщества, в первую очередь США, Южной Кореи и Японии.

Новый виток эскалации конфликта пришелся на 2017 год. 3 сентября Северная Корея сообщила об успешном проведении шестого ядерного испытания и подтвердила, что речь шла о термоядерной бомбе, которая может быть установлена на межконтинентальную баллистическую ракету. 4 сентября Совбез ООН собрался на внеочередное экстренное совещание. Большинство мировых держав осудили проведенное КНДР ядерное испытание, а Трамп назвал действия Ким Чен Ына «враждебными и опасными для США». Вашингтон также предупредил, что Северная Корея получит «массивный военный ответ», если станет угрожать Штатам или их союзникам.

В прошлой новогодней речи Ким Чен Ын также уделил внимание ядерной программе Северной Кореи и заявил, что страна находится на последней стадии подготовки к испытанию межконтинентальной баллистической ракеты (МБР).

В конце апреля 2017-го в одном из интервью Трампа прозвучали слова о том, что он посылает в КНДР «мощную армаду», состоящую из суперавианосца USS Carl Vinson (CVN-70) и группы ударников. Тогда же СМИ ошибочно сообщили, что USS Carl Vinson был развернут в Японском море и отправлен к берегам Северной Кореи, которая незамедлительно обвинила США в «превращении Корейского полуострова в самую большую горячую точку мира».

В июне в Штаты в тяжелом состоянии был доставлен американский студент Отто Уормбир, с 2016 года находившийся в тюрьме КНДР за кражу агитационного плаката из отеля, в котором он проживал в качестве туриста. Через 6 дней Уормбир скончался, не приходя в сознание. Некоторые чиновники США обвинили в его смерти Северную Корею, а госсекретарь Рекс Тиллерсон разрешил введение ограничения поездок, которое запрещало американцам въезжать в эту страну.

В июле Пхеньян успешно проводит первые испытания МБР. В августе США добиваются наложения на КНДР дополнительных санкций, а Трамп в очередной раз предупреждает, что при любой угрозе Штатам они ответят «огнем и яростью». После этих слов северокорейская сторона заявила, что «разумный диалог» с американским президентом просто невозможен.

Две Кореи

Все это время мир, затаив дыхание, продолжает наблюдать за развитием событий, конечно же, надеясь, что дальше взаимных угроз между США и КНДР дело не зайдет. Но, честно говоря, аналитики разных стран после каждого нового заявления начинали заново изучать расклады и просчитывать возможные варианты, не исключая, что в любой момент может произойти форс-мажор. Так и случилось. Мало кто этого ожидал, но в начале 2018 года лидеры Северной и Южной Кореи впервые за два года провели переговоры по специальной линии связи в приграничном пункте Пханмунджом.

7 января Ким Чен Ын распорядился «создать необходимые условия для восстановления диалога с Южной Кореей» и призвал «не ворошить прошлое». 9 января начался первый раунд переговоров по нормализации отношений между Южной Кореей и КНДР. На данный момент основная заявленная цель – воссоединение семей, которые в результате раздела полуострова оказались в разлуке. Первое серьезное достижение – договоренность о том, что спортсмены из Северной Кореи примут участие в Олимпийских играх 2018 года, которые пройдут в стране-соседке. Сразу после этого президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин подтвердил свою готовность лично встретиться с лидером КНДР Ким Чен Ыном, если это «поможет решению северокорейской ядерной проблемы и будет способствовать восстановлению отношений между Пхеньяном и Сеулом». Кроме того, Сеул предложил на время Олимпиады снять с КНДР некоторые из санкций. Если учесть, что ранее Вашингтон утверждал, что подобное – включая сам факт возобновления переговоров с Южной Кореей – возможно для Пхеньяна только при условии выполнения ряда требований, независимые эксперты назвали происходящее маленькой победой Ким Чен Ына.

Однако ядерный вопрос по-прежнему остается камнем преткновения. Так, США заявляют, что любые переговоры с участием КНДР они начнут воспринимать лишь тогда, когда государство согласится на «полный запрет всего имеющегося у них ядерного арсенала». Несмотря на это, 15 января начался новый этап переговоров между государствами Корейского полуострова. В этот же день госсекретарь США Рекс Тиллерсон открыл в Ванкувере министерскую встречу по вопросу КНДР. Северная Корея – а также Россия и Китай – на встречу приглашены не были, однако их обещали проинформировать о ее итогах. Так что, вероятнее всего, к моменту выхода этой статьи история корейского вопроса уже пополнится новой страницей. И хочется верить, что эта страница не станет поводом для эскалации конфликта, а наоборот, будет очередным шагом на пути мирного решения.