Вот и завершился 2011 год. Настало время подвести его итоги – и в первую очередь политические. Так получилось, что прошедшие 12 месяцев были крайне насыщенными, и перечислить все существенное, что случилось за этот период, на страницах журнала невозможно. Поэтому назовем лишь основные события.
Событие первое – Арабская весна
Сегодня так принято называть целый ряд переворотов, некоторые из которых начались еще в 2010-м. Революции в Тунисе и Египте, гражданская война в Ливии, восстания в Бахрейне, Сирии и Йемене; массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане.
Все началось 24 декабря 2010 года. В Тунисе, в городке Мензел Бузайен люди вышли на демонстрацию протеста, причинами которой стали массовая безработица (до 25% мужчин и до 44% женщин) и коррупция (хотя Тунис считался наименее коррумпированной страной Северной Африки).
27 декабря профсоюзы организовали демонстрацию уже в столице. Ее жестко разогнали. 3 января протесты начались в городе Тала. К 10 числу беспорядки охватили несколько населенных пунктов. И вот тогда полиция открыла огонь. Появились первые жертвы. 13 января всю страну охватила волна протеста.
Президент Зин эль-Абидин Бен Али бежал за границу, к власти пришли военные. Всю вторую половину января и февраль Тунис лихорадило. Менялись правительства, проходили демонстрации, открывались тюрьмы.
В итоге в октябре состоялись выборы в Учредительное собрание, призванное разработать и принять новую конституцию. Абсолютную победу одержала «Партия возрождения». Говоря попросту – исламисты.
В то же время беспорядки охватили и соседний Алжир. Тут демонстрантов удалось успокоить, проведя массовую либерализацию. А точнее – отменив режим чрезвычайного положения, который действовал в стране без малого 20 лет. Но без жертв не обошлось. 5 человек погибли, 800 получили ранения. Четверо совершили самосожжение.
В этот же период прошли массовые акции протеста и в Иордании. Тут жертв не случилось. Да и до масштабов Туниса было далеко. Однако это не помешало за год уйти в отставку сразу двум правительствам.
В Йемене все началось в конце января. Причиной стала банальная бедность – более половины жителей страны живет на доллар-два в день, а треть населения постоянно голодает. Вдобавок здесь активно действует «Аль-Кайда». Спусковым крючком для акций протеста послужило заявление президента Салеха, находящегося у власти уже 32 года, о том, что он намерен после окончания очередного срока передать полномочия своему сыну. В ходе беспорядков погибли более 500 человек, ранено более 1500. Собственно, это были уже не беспорядки – фактически началась гражданская война между сторонниками правительства и исламистами. В июне официальная Сана признала, что не контролирует 5 провинций. В ноябре президент Салех ушел в отставку, передав полномочия вице-президенту.
Опять же в конце января в Египте произошли беспорядки, получившие название «День гнева». Исламистская организация «Братья-мусульмане» организовала демонстрацию, которую разогнала полиция. За три дня волнениями был охвачен весь север страны. Правительство ввело в города войска и отключило Интернет, через который оппозиция координировала свои действия. Демонстрантов разгоняли сначала водометами, потом автоматами (правда, с резиновыми пулями) и газом. Однако на сторону восставших неожиданно начали переходить военные и полиция. А вслед за ними и члены правительства Египта покинули свои кресла, вышли на площадь и присоединились к противникам действующей власти. Появились первые убитые. 11 февраля президент страны Хосни Мубарак ушел в отставку.
После его свержения власть фактически перешла в руки исламистов из «Братьев-мусульман». Это вылилось в столкновение с христианами-коптами и новые беспорядки. Отдельной проблемой стало обострение отношений между Каиром и сепаратистами-бедуинами Синайского полуострова.
На сегодняшний день жертвами египетских беспорядков стали более 7 тыс. человек. Из них 6 467 было ранено и 846 убито.
В Мавритании и Марокко все обошлось сравнительно спокойно – одним актом самосожжения и небольшой акцией протеста. Тем не менее, оба эти события произошли под влиянием арабских революций.
А вот в Западной Сахаре беспорядки продолжались целый год. По версии марокканских властей, за это время погибли 18 и были ранены 173 человека. А вот если верить их врагам из «Фронта Полисарио», контролирующим часть территорий страны уже почти 30 лет, убито 38 и ранено 736 человек.
Протесты привели к тому, что марокканский король Мухаммед VI сменил ряд губернаторов.
В Омане в ходе беспорядков погибли 8 человек. В итоге султан Кабус Бен Саид согласился внести ряд поправок в основной закон страны.
Саудовскую Аравию также охватили демонстрации. Несколько человек были ранены, 4 погибли. Большую часть недовольных удалось успокоить, пообещав ввести дополнительный пакет льгот: 15-процентное повышение зарплаты госслужащим, поддержка молодых безработных и граждан Саудовской Аравии, обучающихся за рубежом, а также помощь семьям в поиске доступного жилья.
В Судане, Джибути и Сомали акции протеста носили не столь массовый характер. Убитых и раненых не было, хотя полиция и произвела ряд арестов. В Кувейте прошла серия акций, причиной которых послужило ущемление прав арабов, не имеющих гражданства. В итоге эмир принял отставку правительства и распустил парламент. Но человеческих жертв удалось избежать.
В Бахрейне противостояние носило религиозный характер, при этом ситуацию усугублял серьезный уровень безработицы. Беспорядки пресекли при помощи введенных в страну войск Саудовской Аравии. В результате погибло 43 и ранено около 1000 человек. 8 граждан за попытку государственного переворота получили пожизненный срок, 13 по той же статье – от 2 до 15 лет. В Ираке акции протеста продолжались чуть больше недели. За это время погибло 35 и было ранено около 90 человек.
В Ливии все началось в феврале и вылилось в полномасштабную гражданскую войну, в которую включилось несколько стран – участниц НАТО. Причем, по мнению многих экспертов, повстанцам удалось одержать верх над Каддафи только благодаря этому вмешательству. Итогом революции стали свыше 50 тыс. погибших и пропавших без вести и около 200 тыс. беженцев. К власти, как и в некоторых других случаях, пришли исламисты. Экс-глава Ливии Муаммар Каддафи был убит, та же судьба постигла и двух его сыновей.
Сирия «воспламенилась» 15 марта, и беспорядки там продолжаются до сих пор. За протестующими стоят местные ячейки «Аль-Кайды» и «Братьев-мусульман». Правительство Асада уже пошло на ряд уступок, но до спокойствия в стране все еще далеко. На сегодняшний день погибло более 3 тыс. человек и существует реальная угроза вторжения НАТО на территорию охваченного беспорядками государства.
Событие второе – Одиночный терроризм
Вообще говоря, явление это не уникальное. Террористами-одиночками называют людей, совершающих теракт без связи с какими-либо организациями. Как правило, они выдвигают к обществу или властям какие-то важные только для них требования или просто устраивают бойню без причины.
В прошедшем году особо отличились в этом плане двое. Причем оба они совершили преступления с огромным количеством жертв. Доселе ни одному их предшественнику не удалось убить столько ни в чем не повинных людей ради каких-то собственных туманных целей.
Андреас Брейвик и Нордин Амрани – очень разные. Первый – законопослушный, обеспеченный, образованный европеец. Второй – преступник-рецедивист, осужденный за хранение оружия, наркотиков и изнасилования, выходец из Морокко, типичный маргинал. Тем не менее, в историю оба вошли одинаковым образом.
…22 июня 2011 года в 15:22 мощный взрыв потряс правительственный квартал Осло и на следующие несколько часов дезорганизовал норвежские спецслужбы. Пока не готовые к таким ситуациям полицейские пытались понять, что происходит, и принять меры, преступник, одетый, как один из них, перебрался на пароме на остров Утойа и устроил жуткую бойню. Его жертвами стали, по большей части, молодые люди от 14 до 25 лет из молодежного лагеря активистов правящей «Партии труда», расположенном на острове. Брейвик убил 77 и ранил 97 человек.
…13 декабря на площади Святого Ламберта в бельгийском Льеже прозвучала серия взрывов. Первоначально СМИ сообщили, что группа неизвестных атаковала людей на остановке общественного транспорта. В тот день в городе проходила ярмарка и на центральной площади собралась толпа.
Позже выяснилось, что никакой группы людей не было. Стрелок-одиночка забрался на крышу булочной, находящейся над остановкой, бросил вниз несколько гранат, а потом открыл беспорядочный огонь из автомата. Когда на место происшествия прибыла полиция, террорист застрелился.
Амрани убил 7 и ранил 122 человека. Некоторые жертвы до сих пор находятся в больнице, и число смертей может увеличиться.
Оба убийцы руководствовались странными мотивами. Брейвик, вероятно, хотел, чтобы мир обратил внимание на его манифест; что же заставило взяться за оружие Амрани – непонятно. Первый признан душевнобольным, второй, по официальной версии, действовал, «накачавшись» наркотиками.
Событие третье – Европейский кризис
Весь год Европа безуспешно боролась с кризисом. Первой начала тонуть экономика Греции. Если говорить коротко, причина проста – греки привыкли к росту уровня жизни, но отвыкли работать. В итоге государственный долг страны составил 252% ВВП, а дефицит бюджета – 12,7 % ВВП.
Весь год ведущие страны Евросоюза решали, как помочь несчастным, а те, в свою очередь, проедали дотационные миллиарды и бастовали. Итог неутешителен – все ждут, когда Афины объявят дефолт. Потому как дотации к улучшению ситуации не ведут.
Пока спасали колыбель европейской культуры, кризис разразился в Португалии и Италии. А им помочь дотациями оказалось не так просто. Обе страны побогаче Греции (Италия и вовсе входит в число европейских лидеров), а это значит, что им для затыкания дыр понадобится раз в 10 больше денег.
Правда, для спасения собственной экономики правительства предпринимают более энергичные меры, старые, но проверенные. Португалия увеличила рабочий день на полчаса, отменила 8 праздничных дней, отказалась от целого ряда соцгарантий, провела массовую приватизацию и сократила госаппарат.
Италия идет схожим путем – начинает экономить на всем. Дело доходит до того, что высокие чиновники не могут сдержать эмоций перед объективами телекамер. Так, министр труда и соцзащиты Эльза Форнер, объявляя об увеличении пенсионного возраста для женщин до 65 лет, попросту разрыдалась.
Но слезами горю не поможешь. Волна кризиса захлестнула и Испанию. Тут ситуация очень похожа на греческую. Тот же дефицит бюджета и та же необходимость экономить. Причем ожидалось, что по итогам года стране не хватит 6% ВВП, а оказалось – 8%. В итоге налоги повышаются, а расходы сокращаются. В 2012-м правительство обещает сэкономить 16,5 млрд. евро. Но, скорее всего, обманет.
Понятно, что в такой ситуации находящиеся в положении кормящих матерей Германия и Франция начинают подумывать, не пора ли им «оторвать от груди» настойчиво присосавшихся соседей. Или наоборот, объединить их в мощное, практически единое, государство под патронажем Берлина и Парижа.
Главным противником более глубокой интеграции выступает Великобритания. При этом, не входя в еврозону, она требует, чтобы все экономические действия по стабилизации евро, авторитет которого, понятно, подорван кризисом, с ней согласовывались. На саммите ЕС, проходившем в октябре, Саркози не выдержал и обратился к Кэмерону со следующей речью: «Вы упустили прекрасную возможность заткнуться. Мы сыты по горло тем, что вы нас критикуете и говорите нам, что делать. Вы говорите, что ненавидите евро, и сейчас вы хотите вмешиваться в наши встречи».
Собственно, сепаратизм британцев достаточно привычен. Вот только сейчас ситуация в ЕС так напряжена, что заигрывать с ними и уговаривать их явно не готовы. Все чаще звучат разговоры о том, что пора бы дать Туманному Альбиону пинок и вытолкать его из дружной, но разоряющейся общеевропейской семьи. А для Великобритании такое развитие событий стало бы трагедией. Потому что ее долги… более чем в 4 раза превышают ВВП. Правда, это задолженности не только бюджета, но еще и предприятий и банков. Однако если рухнут последние, как вы понимаете, экономическая ситуация в стране не улучшится.
В общем, борьба за спасение Единой Европы и евро в самом разгаре. Увенчается ли она успехом – неизвестно. Например, специальный советник французского Фонда стратегических исследований Франсуа Эсбур смотрит в будущее с пессимизмом: «Если умрет евро, умрет и союз. Но даже если евро возродится и будет процветать, выживание союза не гарантировано».
Событие четвертое – Ожидание войны
Весь год мир ждал большой войны. Сначала речь шла только о том, чтобы силовым путем заставить Иран отказаться от ядерной программы. Позже, когда начались беспорядки в Сирии, было объявлено, что США готовы, опять же силой, вынудить режим Асада прекратить вооруженную борьбу против повстанцев.
В ответ 4 октября президент Сирии пообещал: «Если против Дамаска будут приняты безумные меры, мне понадобится не более шести часов, чтобы переместить сотни ракет на Голанские высоты и нанести удар по Тель-Авиву». По этому плану Иран одновременно должен будет ударить по кораблям США в Персидском заливе.
Более того, проблемы Израиля не ограничиваются Ираном и Сирией. В 2008 году Тель-Авив умудрился поссориться со своим давним союзником на Ближнем Востоке – Турцией, после того как, несмотря на многочленные обещания не прибегать к вооруженной силе, провел операцию «Литой свинец». Конфликт усугубился расстрелом турецких граждан на корабле из «Флотилии мира», пытавшейся прорвать блокаду сектора Газа.
В результате Анкара отозвала сво его посла из Тель-Авива. Мало того, турецкий премьер начал устанавливать связи с постмубараковским Египтом. Впервые за 15 лет Эрдоган посетил Каир. До этого страна пирамид и Турция считались непримиримыми соперниками. Когда Эрдоган ступил на красную дорожку, из толпы раздались крики: «Аллах велик!», «Эрдоган – настоящий мусульманин, а не трус!»
Наверное, не стоит лишний раз напоминать, что в современном Египте, как и во многих других странах, переживших Арабскую весну, к власти пришли исламисты. Естественно, они, мягко говоря, не дружат с Израилем и в самом лучшем случае ограничиваются призывами уничтожить еврейское государство. А в худшем – от слов переходят к делу.
Все это усугубляется тем, что давний и главный союзник Израиля, США, тоже не в восторге от действий официального Тель-Авива. Барак Обама прямо заявил: Израиль должен вернуться в границы 1967 года. Это единственный способ разрешить конфликт. Значительная часть занятых территорий Западного берега реки Иордан должна быть возвращена палестинцам, а Голанские высоты – Сирии. США не в первый раз выдвигает Тель-Авиву такое требование. Но именно сейчас, в период очередного обострения ситуации на Ближнем Востоке, оно выглядит особенно грозно.
Вот так неожиданно кризис мог сменить вектор еще в начале осени. Но последний доклад МАГАТЭ все вновь вернул на свои места: США опять набросились на Иран, Израиль обещает начать бомбардировку секретных объектов тегеранской ядерной программы, Совбез ООН грозит новыми резолюциями.
Официальный Тегеран утверждает, что никого не боится. Ахмадинежад заявил: «Если вы думаете, что, оказывая давление на Иран, вы сможете изменить ситуацию в мире, вы крупно ошибаетесь».
Открытия военных действий против Ирана ожидали весь декабрь. Но пока все спокойно. Надолго ли – неизвестно.
Событие пятое – Крах Обамы
Казалось бы – это внутриамериканское дело и в международных итогах ему не место. В действительности все не совсем так. США – признанный мировой лидер. Не будет преувеличением заявить, что на сегодняшний день от того, как обстоят дела у Штатов, зависит ситуация во всем мире. Обама обещал, что звездно-полосатый колосс с его приходом в Белый дом станет себя вести совершенно иначе. И обманул. Вернее, не справился.
Внешний долг – тот самый, который первый чернокожий президент обещал победить – сегодня составляет 15 ТРИЛЛИОНОВ (!) долларов. Это не считая долгов отдельных штатов. В июле разразился очередной кризис. Сенаторы не хотели повышать верхнюю планку госдолга, и дело чуть не дошло до дефолта. Правда, в этот раз удалось договориться. Но сам Обама данный компромисс охарактеризовал так: «Думаю ли я, что это лучшее решение? Нет. Но оно развеет облако нестабильности, нависшее над нашей экономикой». В итоге аналитики обещают, что к 2016 году США утратит позицию лидирующей мировой экономики и уступит этот титул Китаю.
Дело мира, за которое нынешний президент США авансом получил Нобелевскую премию, тоже под угрозой. До полного вывода американских войск из Ирака далеко. А в Афганистан даже введено дополнительно 17 тыс. человек. Плюс война в Ливии и грядущее вторжение в Иран и Сирию, которого ждут чуть ли не со дня на день.
Провалы во внешней политике следуют один за другим. «Учитывая то, насколько европейцам не нравился Буш, – пишет Джордж Фридман, аналитик компании «Stratfor», прозванной «теневым ЦРУ», – и насколько они ждали президента, который бы вернул американо-европейские отношения к тому состоянию, в котором они в свое время были (по крайней мере, с их точки зрения), можно было бы подумать, что французы и немцы будут стремиться сделать какой-нибудь значительный жест, чтобы наградить Соединенные Штаты за выбор проевропейского президента. Несомненно, поддержать Обаму было в их собственных интересах. Тот факт, что они оказались не готовы сделать подобный жест, подсказывает, что отношения с Соединенными Штатами менее важны для Парижа и Берлина, чем может показаться. Проевропейский президент Обама акцентировал внимание на войне, которую Франция и Германия одобряли, отойдя от войны, против которой они выступали, и попросил их о помощи – но не получил практически ничего».
Скептически аналитики относятся и к «перезагрузке» отношений с Россией. Американская газета «American Thinker» пишет: «Как русских должно было бы шокировать, что убийца Андерс Беринг Брейвик восхищается Путиным, так и американцы должны быть недовольны тем, что Россия, считающая их паразитами, выпускает в честь их президента почтовые марки». И далее развивает свою мысль, перечисляя претензии к России: «Разве лидер свободного мира не должен с отвращением отказаться от такого подарка? Разве Россия – не та самая страна, которая убила Старовойтову, Политковскую и Эстемирову? Которая арестовала, пытала и убила юриста Сергея Магнитского, что привело к внесению российских чиновников в черные списки по всему миру и к появлению в американском Конгрессе соответствующего законопроекта? Которая вторглась в Грузию и аннексировала Осетию и Абхазию? Которой правит агент КГБ, гордящийся своей профессией? Более того, это именно та страна, которая уличена в организации взрыва у американского посольства – что режим Обамы старательно пытался скрыть от общества. Безусловно, неудивительно, что открытые враги США любят Обаму, но стоит ли ему так рьяно отвечать на эту любовь?»
Усугубляют ситуацию неудачи внутренней политики. Реформа иммиграционного законодательства не удалась из-за нехватки средств. Та же судьба постигла реформу здравоохранения. Против последней, считая ее антиконституционной, выступили суды целого ряда штатов.
Итог неутешителен. Потенциальный кандидат от республиканцев, который мог бы сойтись с Обамой на политическом ристалище, еще в сентябре имел 5% перевеса с рейтингом в 47%. Соответственно, рейтинг Обамы, который уже официально сообщил о том, что начал президентскую компанию 2012 года – 42%.
В общем, ушедший год был непростым для всего мира. Возможно, будущий окажется легче. Будем надеяться. Мы желаем вам, чтобы, несмотря на все неприятности и проблемы, вы оставались веселыми и здоровыми оптимистами! Удачи вам в новом году!