Миллионы мужчин, вероятно, были бы не против провести ночь с Мадонной, Анджелиной Джоли или Дженнифер Лопес. А миллионы женщин мечтают об эротическом приключении с Брэдом Питом, Антонио Бандерасом или, на худой конец, Дэвидом Бэкхемом.
Как говорится, мечты сбываются.
В скором времени любой мужчина и любая женщина смогут осуществить свои тайные желания… не вставая с собственного дивана.
Правда, желанный гость будет не живым, а виртуальным.
Но понять это и отличить свои ощущения от реальных человек уже не сможет…
Человек будет чувствовать своего виртуального партнера КАК ЖИВОГО – В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА. Он будет спокойно передвигаться в пространстве как живой человек, у него будет обычная человеческая кожа, запах, голос. А если вы захотите заняться с ним сексом, то не почувствуете ВООБЩЕ НИКАКОГО отличия от реальнcти.
Вы будете ощущать рядом с собой абсолютно живого человека, «из плоти и крови», а между тем, на самом деле, он будет совместным произведением глубин вашего сознания и суперсовременных компьютерных технологий.
Впрочем, секс это далеко не единственное применение новых технологий. С их помощью вы сможете путешествовать по джунглям и на северный полюс, прыгать с парашютом или… пробовать на вкус продукты в виртуальном супермаркете. И все это вы будете делать… сидя на диване в вашей собственной квартире.
Для входа в «виртуальный мир» достаточно будет включить компьютер, одеть комбинезон и шлем, взять в руки манипуляторы, загрузить специальную программу, и в то же мгновение вы перенесетесь куда угодно, например… на берег океана. В лицо вам подует морской ветер, вы услышите шум прибоя и тут же сможете броситься прямо в волны! Вы ощутите вкус соленой воды и в буквальном смысле слова поплывете (а если вы не умеете плавать, то пойдете ко дну). Ваши органы чувств (глаза, уши, рецепторы обоняния, улавливающие запах, рецепторы осязания на коже) будут передавать вам АБСОЛЮТНО ТЕ ЖЕ ОЩУЩЕНИЯ, которые чувствует человек, плывущий в реальном океане. В результате ВЫ НИКАК НЕ СМОЖЕТЕ ОТЛИЧИТЬ ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ОТ РЕАЛЬНОГО. Каждому из нас виртуальный океан покажется АБСОЛЮТНО реальным.
Это сложно представить, в это невозможно поверить. Тем не менее, в самом ближайшем будущем все это может стать не просто реальностью, а… обыденностью.
Несколько слов о виртуальной реальности
Виртуальная реальность – это мир, созданный в электронном пространстве.
Первым шагом стали игры. Глядя на экран монитора, человек управлял своим героем, через колонки слышал те звуки, которые должен был бы услышать, присутствуя в мире игры. Но сидя за компьютером сложно представить, что ты бежишь по темным коридорам, а со всех сторон тебя атакуют жуткие монстры. Человек отлично понимал, что он в безопасности, а все происходящее лишь игра.
Следующий шаг к более глубокому погружению в виртуальность был сделан с помощью Интернета. Теперь не отходя от собственного компьютера можно виртуально купить товар и заказать его доставку на дом, при помощи веб-камеры, пообщаться с человеком, находящимся от тебя за тысячи километров, обменяться любым количеством информации и т.д. Однако полностью перенестись в киберпространство было все равно нельзя. Пользователь воспринимает Интернет как некую игру – тут все не настоящее.
Но сегодня человечество стоит на пороге настоящего компьютерного прорыва. Очень скоро мы сможем достичь в киберпространстве эффекта полного присутствия с передачей тактильных (возможность потрогать предмет в виртуальности), вкусовых, слуховых, звуковых и прочих физических ощущений.
Иными словами, войдя в киберпространство, мы ВООБЩЕ НЕ СМОЖЕМ ОТЛИЧИТЬ ЕГО ОТ РЕАЛЬНОГО МИРА.
Для получения АБСОЛЮТНО ЖИВОЙ картины окружающего мира в виртуальности учеными разработана целая серия специального оборудования, которое будет подключаться к компьютеру и переносить человека из мира реального в мир грез, созданный электронным разумом. Оборудование – это комбинезон со шлемом (костюм, похожий на космический) и двумя манипуляторами, похожими на компьютерные «мышки».
Костюм, дарящий людям сказку, будет выглядеть приблизительно так.
Виртуальный костюм
Специальный комбинезон отслеживает перемещения человека и моделирует их в виртуальном пространстве. Так же он позволяет передать тактильные ощущения, поэтому если в киберпространстве к вам кто-то прикоснется, вы почувствуете это.
На внутренней стороне шлема расположен экран монитора. Он позволяет вам «видеть», что происходит вокруг вас в виртуальности, причем за счет особенностей монитора изображение получается объемным.
Манипулятор, очень похожий на привычную нам «мышь», моделирует в киберпространстве вашу кисть. Причем делает это он настолько реалистично, что если в виртуальности вы ведете машину, то рука будет чувствовать, как дергается руль на кочках.
Звук в виртуальности моделируется мощными колонками с квадрозвуком.
Но самыми сложными для воссоздания стали обонятельные и вкусовые ощущения. Чтобы достичь их правдивости, виртуальный костюм оборудуется сложной системой аэрозолей, автоматически смешивающихся в нужной пропорции, если человек решил что-либо понюхать или попробовать в киберпространстве. Серьезной проблемой стала необходимость передачи телу иллюзии физического перемещения на большие расстояния. Согласитесь: сидя в кресле, сложно «пройти» 10 километров. Но и эту проблему решили. Человек в виртуальном костюме помещается в специальную вращающуюся сферу, внутри нее он ходит как белка в колесе и тело получает иллюзию перемещения в пространстве.
Впрочем, существуют и специальные тренажеры призванные воспроизвести ощущения от конкретного действия. Например, если при помощи виртуальной реальности пытаются передать полет в самолете, то таким тренажером станет специальное кресло, а в случае моделирования передвижения под водой человек как бы подвешивается в воздухе.
Естественно, на сегодняшний день многие из этих систем находятся на стадии экспериментальных разработок. Но ученые указывают на один важнейший факт – большая часть принципиальных вопросов, связанных с созданием «виртуальной реальности» уже решена. Дело остается лишь за «доводкой» отдельных приспособлений, а это может быть сделано в ближайшие 5–10 лет.
Интересно, что основные компоненты оборудования относительно дешевы в производстве, а это означает, что за короткий срок виртуальные технологии могут стать доступны миллионам людей.
Рассмотрим некоторые возможности практического применения «виртуальности».
Поход в виртуальный магазин
В будущем этот процесс может выглядеть примерно так. Вы включаете компьютер, надеваете виртуальный комбинезон и шлем, берете в руку манипулятор и подключаетесь к серверу электронного магазина.
В отличие от магазина реального, теперь вы можете не только пощупать незнакомый товар, но и… попробовать его на вкус! Сигналы, которые будут поступать в ваше сознание от вкусовых рецепторов, абсолютно точно передадут вам реальный вкус еды. Интересно, что мозг будет абсолютно уверен в том, что желудок насыщается – поэтому подобная виртуальная пища способна погасить в человеке чувство голода. Впрочем, питаться таким образом все равно невозможно, потому что реального поступления в организм белков, жиров, углеводов и витаминов при этом не происходит.
Выбрав все необходимое, вы оплачиваете покупку электронной карточкой и указываете адрес доставки товара. Шопинг завершен. Можно выйти из виртуальности и дожидаться покупок.
Виртуальный секс
Вчера «В постели с Мадонной» было лишь фильмом, а послезавтра это может стать обычным виртуальном аттракционом. То есть название фильма реализуется на практике абсолютно буквально.
Виртуальная поп-дива будет не просто нарисованным изображением, а абсолютно реальным человеком. Искусственный интеллект воссоздаст особенности ее характера, манеру поведения и голос.
Специальный костюм позволит участникам процесса испытать те же ощущения, что и в реальности. Директор института Кейси по проблемам секса Джулия Хейман заявила, что подобный тип отношений станет возможным для людей уже в 2016 году.
Причем сексуальным партнером может стать не только другой пользователь, но и специально разработанная программа. У пользователя будет возможность самому сконструировать будущего партнера, воплотив в жизнь свою мечту об идеальном любовнике.
Ученые считают, что возможность заняться любовью в виртуальности резко снизит число преступлений на сексуальной почве, а также поможет тем, кому в реальной жизни сложно преодолеть застенчивость и комплексы.
При этом, правда, могут возникнуть забавные юридические проблемы с использованием образов кинозвезд, поп-идолов и вообще известных людей. Интересно будет посмотреть на адвокатов нового компьютерного века, которые начнут предъявлять иски о «несанкционированном использовании» образа г-на или г-жи Х в виртуальных секс-аттракционах.
Виртуальный офис
В киберпространстве огромные офисы, виллы и дворцы доступны не только ребятам из списка «Форбс».
В виртуальности возможно создать иллюзию практически любого пространства. Причем в одном таком «здании» могут работать люди, физически находящиеся на разных континентах.
Путь на работу теперь будет равен пути от кровати до компьютера, а деловые встречи, совещания и переговоры не потребуют длительных поездок на другой конец города (или в другой город).
Каждый человек сможет смоделировать под себя обстановку и окружающее пространство. Физически собирать совещания в одном месте не придется – достаточно всем его участникам «зайти» в один и тот же виртуальный офис. Сегодня прообразом подобных виртуальных офисов являются интернет-видеоконференции. Но пока люди могут только разговаривать и видеть друг друга в режиме реального времени. Завтра же, вместе с развитием и усложнением кибер-технологий, станет возможным обеспечь эффект полного физического присутствия – вы не только сможете обсудить с коллегой волнующие вас идеи, но и дружески потрепать его по плечу (при этом в реальном мире коллега физически может находиться на другом континенте).
Виртуальные радости
Создание виртуального пространства станет огромным прорывом в сфере развлечений.
Популярным обещает стать виртуальный туризм. Сейчас для того, чтобы, например, заняться дайвингом, надо потратить кучу денег, оформить визу, купить билет на самолет, переместиться на тысячи километров к морю, там пройти специальные курсы по подводному плаванию, и только потом вам наконец удастся реализовать свое желание.
Виртуальная реальность позволит побыть дайвером с гораздо меньшими затратами. Вам надо всего лишь встать с дивана, одеть виртуальный костюм и запустить нужную программу… И вот вы уже исследуете подводное пространство Красного моря.
А если будет реализовано предложение американского футуролога Брюса Стерлинга, то при помощи виртуальности турист сможет побывать и в открытом космосе, и на планетах, куда опускались исследовательские аппараты, запущенные с Земли.
Отдельным видом отдыха станет интерактивное участие в различных экспедициях и соревнованиях. Уже сегодня создана система Event System от Ericsson позволяющая получить ощущения от участия в соревнованиях по боксу. На тело спортсмена укрепляют датчики и видеокамеры, информация с которых транслируется на виртуальные костюмы зрителей. Теперь болельщик может при желании оказать в «шкуре» своего любимого спортсмена и почувствовать абсолютно все, что тот ощущает в процессе боя.
Аналогичные системы могут быть подключены к космонавтам, парашютистам и аквалангистам. Теперь для того, чтобы получить экстремальные ощущения, нет необходимости рисковать собственной жизнью.
Ну и, конечно, виртуальность проникнет в сферу компьютерных игр. Правда, теперь сложно будет отличить обычную «игру-стрелялку» от тренажера для бойцов спецназа. Сегодня столь популярные шутеры используются американскими коммандос для реальных тренировок. На бойцов одевают виртуальные костюмы, и проводят военные операции в киберпространстве. Авиационные симуляторы, опять же с использованием технологий виртуальной реальности, широко используются для тренировки летчиков ВВС.
Так что, поиграв в виртуальности, ребенок реально сможет получить одну-две военных профессии (впрочем, лучше, чтобы наши дети и внуки осваивали нечто более мирное).
Виртуальные астронавты
В виртуальности можно будет изучать космическое пространство. Уже сегодня многие исследователи космоса оценили все прелести такого метода изучения.
В 1995 году спутник SOHO, целью которого было изучение поверхности солнца, прислал на землю ряд снимков космического пространства. Кадры, переданные аппаратом, были опубликованы на сайте NASA, и по этим снимкам астрономы-любители обнаружили 400 новых комет. Метод был взят на заметку, и в Интернете появились виртуальные планетарии, в которых может работать любой желающий.
Следующим шагом станет высадка на другие планеты маленьких роботов. Люди получат возможность управлять ими в виртуальности, исследуя поверхность других планет с эффектом полного присутствия на них.
Такой же метод предлагается при исследовании морских глубин и жизни насекомых.
Виртуальные тренажеры
Обучение теперь можно проходить в виртуальности. То есть без всякого риска для собственного здоровья и здоровья окружающих
Управлять автомобилем научит специальный тренажер, причем абсолютно реалистично могут быть смоделированы любые ситуации. Необходимость в инструкторе тоже отпадает – его с легкостью заменит компьютер.
На американской авиабазе Райт-Паттерсон создан специальный комбинезон для управления беспилотными самолетами-разведчиками. При помощи магнитов его разработчикам удалось добиться даже моделирования изменения силы тяжести и перегрузок.
Российский изобретатель, создатель виртуальной сферы Нурулла Латыпов предлагает пользователям своего аппарата интерактивное посещение выставок и музеев. Например, в виртуальном пространстве смоделирована экскурсия по Москве и Лувру.
Установки виртуальной реальности могут выступать и в качестве спортивных тренажеров с полным воссозданием нагрузок и обучением методикам тренировок – при этом, например, спарринг с виртуальным спортсменом не оставит на лице боксера синяков, а гонщик Формулы 1 в виртуальности не сможет насмерть разбиться, попав в аварию на своем болиде.
Жизнь после жизни
Но самым поразительным и смелым прогнозом является полный переход в виртуальную реальность человеческого разума после… смерти тела!
По мнению аналитика компании British Telecom – Яна Пирсона — через 50 лет человеческое сознание можно будет полностью… переписать на компьютер!
«Благодаря подобной оцифровке человек, не заметив момента смерти, плавно переместится в виртуальную реальность, где сможет жить вечно, – считает Ян Пирсон. – Таким образом, наше сознание сможет пережить смерть тела, которая отныне перестанет быть проблемой для человечества».
Оригинальная идея виртуальной жизни мозга быстро нашла своих сторонников. Профессор института технологии в Нью-Джерси Александр Болонкин предлагает идти дальше: «Наше биологическое тело мерзнет, страдает от жары, нуждается в одежде и уходе, легко повреждается. Куда удобнее иметь стальные руки и ноги, обладающие огромной силой, нечувствительные к холоду и жаре, которым не нужны пища и кислород. И даже если они и сломались, то не жалко – купим и вставим новые, еще лучше и современнее».
Причем Болонкин считает, что возможность переписывать разум на электронные носители появится не через 50, а через 10–15 лет…