Сенсационный эксперимент Вайкери заключался в следующем.
Посетителям кинотеатра в городе Форт Ли (Нью-Джерси, США) предложили к просмотру популярный в те годы триллер «Пикник». Но фильм был непростым – в кинопленку были вмонтированы кадры с надписями «Вы голодны? Ешьте поп-корн» и «Пейте кока-колу!». Этот призыв многократно появлялся на экране. Но появлялся всего лишь… на 1/3000 секунды! (т.е. никто из зрителей его не замечал).
После киносеанса группа маркетологов зафиксировала совершенно необычайный факт – продажи кока-колы и поп-корна резко выросли. Например, поп-корна удалось продать почти в полтора раза больше, чем на обычном сеансе.
Эксперимент ставился вновь и вновь. И каждый раз результаты были ошеломляющими…
Вайкери разоблачил… обычный студент
Конец истерии положили не маститые ученые и прославленные академики, а обыкновенный студент из Нью-Йорка – Стюарт Роджерс.
Он решил написать реферат, посвященный подпороговым посланиям. Для этого Роджерс посетил город Форт Ли, чтобы встретиться с кем-нибудь из 50 тыс. человек, которые на протяжении 6 недель учувствовали в сенсационном эксперименте Вайкери.
Каково же было удивление студента, когда он понял, что никаких 50 тысяч не было и быть не могло. Кинотеатр, в котором проводился опыт, просто не смог бы вместить такое число людей даже за 6 недель непрерывных сеансов! Более того, на простой вопрос «где найти участников эксперимента?» директор кинотеатра развел руками и смущенно ответил, что в его кинотеатре никакие эксперименты не проводились!
Разразился скандал. Журналисты накинулись на горе-исследователя, обвиняя его в нечестной игре. Одно из крупнейших канадских рекламных агентств поставило свой эксперимент. В популярную передачу был вмонтирован призыв «Звони прямо сейчас!», но зрителей предупредили лишь о том, что им будет передаваться некое послание, а вот какое именно предложили определить самим.
Люди и определили… Одни заявили о том, что им захотелось пить, другие, что есть, а третьи, что вовсе ничего не почувствовали.
Вскоре удалось объяснить и феномен роста продаж поп-корна и кока-колы. Оказывается, в тот вечер, когда Вайкери ставил свой эксперимент, в кинотеатре кроме этих нехитрых продуктов просто ничего не продавали.
Наконец «первооткрыватель» был вынужден и сам признать, что «плохо справился с проблемой. Хуже выбора времени для публикации не было, однако был тот факт, что мы не провели никаких исследований, помимо тех, что были необходимы для регистрации патента… То, что мы имели, наверное, не должно было использоваться для публичных заявлений».
Вскоре страсти улеглись. Почти на 15 лет о Вайкери и его «открытии» забыли…
25 кадр
Вновь о страшном оружии, влияющем на подсознание людей, заговорили в 1974 году, после выхода в свет фильма ужасов «Экзорцист». В фильм был включен быстро мелькающий кадр с изображением маски смерти. Режиссер посчитал, что это усилит страх зрителей.
В этот период в прессе и появился термин «25 кадр». Весь мир вновь заговорил о возможности донести до подсознания скрытый приказ.
Объясняли этот феномен следующим образом: человеческое сознание может воспринять видео информацию со скорость 24 кадра в секунду. Если кадров будет больше, то сознание все равно воспримет только 24, а остальные отложатся на подсознательном уровне. Причем точно таким образом может воздействовать и аудиоинформация.
В продаже появились кассеты с записями, позволяющими быстро похудеть, бросить курить и снять стресс. В магазинах начали передавать сообщения… препятствующие кражам! Появилась целая индустрия, основанная на создании кодированных сообщений. В технологию «25 кадра» были вложены миллионы долларов.
На аудиторию пытались влиять, продвигая известную марку «Hershey» и легендарную группу «Led Zeppelin». Бум продолжался несколько лет.
И вновь разоблачение!
Очередной раз вывести шарлатанов на «чистую воду» вызвалась группа ученых-психологов.
Для эксперимента они взяли две кассеты с классической музыкой. На одной из них, при помощи технологии сублиминальных сообщений (адресованных подсознанию) была записана фраза: «Я высоко ценю себя, и у меня высокое чувство собственного достоинства». Другая кассета содержала послание: «Моя способность помнить и вспоминать растет с каждым днем». А после этого ученые произвели нехитрую манипуляцию – они поменяли местами на части кассет… этикетки.
Добровольцы получили кассеты, провели рекомендованный производителями курс прослушивания – 5 недель, а после пришли к врачам. Как и следовало ожидать ни самооценка, ни память у них не улучшилась. Но зато пациенты были свято уверены в обратном. Причем те, кто слушали кассету по улучшению самооценки (но с этикеткой кассеты улучшения памяти), считали, что у них улучшилась память. А те, кто слушали кассету по улучшению памяти (но с этикеткой самооценки), убеждали всех, что теперь они верят в себя и свои силы.
В общем, получалось, что люди верили этикетке и занимались обычным самовнушением!
Фактически, вся история с «25 кадром» оказалась обычным мошенничеством, на котором разнообразные жулики успели сколотить не одно приличное состояние.
Тем не менее, вопрос о том, возможно ли незаметно влиять на сознание человека при помощи закодированной информации, по-прежнему обсуждается учеными – уж больно заманчивые перспективы открывает такое умение…
Как запрограммировать человека
Загвоздка оказалась вот в чем. Основное изображение фильма или звук музыки отвлекали человека от восприятия закодированной информации. Поэтому ученым было достаточно облегчить видео или звукоряд для того, чтобы начать внушение.
Первыми опытами новой технологии стали исследования Кунста-Вилсона и Зайонца – ученые проводили свои эксперименты в 70-х. Они в течение 1 милисекунды (!) показывали испытуемым восьмиугольники. Через некоторое время именно эта фигура начинала нравиться подопытным больше, чем все остальные.
Но настоящего успеха удалось добиться академику Российской академии естественных наук Игорю Смирнову. С 1980 года он разрабатывает методы психического зондирования и психокоррекции.
Зондирование происходит так. Человека сажают перед экраном, на котором быстро мелькают цифры. На самом деле, в них закодированы фразы и символы. Скрытые вопросы могут касаться любой сферы жизни испытуемого – ответы он дает на подсознательном уровне, сам этого не понимая.
Реакция на вопросы фиксируется специальной аппаратурой и расшифровывается. Особенность метода заключается в том, что часто испытуемый сам не знает, как он относится к той или иной проблеме и ответ «считывается» из его подсознания. Утаить что-либо от такого прибора невозможно.
Весьма интересен и так называемый метод психокоррекции.
Акустическая коррекция психики предполагает кодировку фраз. Обычная человеческая речь превращается в некий шум, которой прослушивает испытуемый. Человек не может понять, что именно ему внушают, да и собственно сам факт внушения установить не может.
Через несколько часов объект воздействия внушения начинает вести себя по определенной программе. При этом он искренне полагает, что действует исключительно по собственной воле.
Видеокоррекция происходит аналогичным образом, но только при помощи видеоряда. На экран выводятся некие образы, воздействующие на психику. Но этот метод менее эффективен. Человек должен быть прикован к экрану как минимум несколько часов.
Сегодня методы Смирнова используются кафедрой психоэкологии Российского университета дружбы народов, Научно-исследовательским институтом психоэкологии Российской академии естественных наук и научной группой кафедры психиатрии Московской медицинской академии им. Сеченова.
Оба метода пока не могут быть использованы для одновременного воздействия на массы людей. Зашифрованный сигнал должен быть создан под одного конкретного человека и только после кропотливого изучения его индивидуальных особенностей.
Но! Есть в теории Смирнова и третий метод воздействия на подсознание – интенсивная психокоррекция. Этот метод прямого воздействия позволяет влиять на человека без всякой аппаратуры, напрямую. Здесь не требуется утруждать себя сложным изучением личности. Достаточно ввести человека или группу людей в гипнотический транс и начать записывать на подсознание простые приказы.
Пока применение этого метода профессором Смирновым рассматривается лишь в «гуманитарных», медицинских целях. Эксперименты Смирнова – это, так сказать, лицевая часть исследований по программированию сознания.
Но есть и другие исследования, менее известные и гораздо более зловещие. Один из ученых, занимавшихся феноменом «25 кадра», как-то остроумно заметил, что вся шумиха вокруг 25 кадра (с последующим его разоблачением) была создана специально, с одной, строго определенной целью – рассказами о фальшивках отвлечь внимание от иных, гораздо более РЕАЛЬНЫХ и гораздо более ОПАСНЫХ экспериментов…