25 сентября сухогруз «Фаина», под флагом Белиза следовавший в Кению, вошел в сомалийские воды. Внезапно капитан судна связался с компанией-менеджером. Он сообщил – к кораблю пришвартовались три моторные лодки с вооруженными людьми. После этого связь оборвалась. А еще через несколько часов по ведущим новостным каналам прошло сообщение – сомалийские пираты захватили судно, перевозившее военную технику. На злополучной «Фаине» находились танки Т-72 (причем сразу 33 штуки), зенитно-пулеметные установки, гранатометы и боеприпасы… Картинка получалась удручающая.
«Сириус Стар» – один из крупнейших ныне существующих кораблей. Его длина составляет 330 м, а водоизмещение – 318 тыс. тонн.
При этом первое время никто не мог толком объяснить, что же именно и куда везла «Фаина». Официальным пунктом назначения числилась Кения, но журналисты из «Би-би-си» где-то раскопали версию, что на самом деле вооружение направляется в Южный Судан.
Украинское Минобороны сперва вообще все отрицало, и лишь потом «порадовало» взволнованную общественность: танки и зенитные комплексы разукомплектованы и собрать их без посторонней помощи пираты не могут, для гранатометов нет боеприпасов, а имеющиеся на судне снаряды и фугасы произведены еще в 70-х. Да и разгрузить корабль, не причаливая к берегу, нереально. Так что «спите спокойно, дорогие товарищи».
Но общественность засыпать не спешила. Тем более что бравые сомалийские налетчики на «Фаине» отнюдь не остановились. Несмотря на угрозы ведущих мировых держав, пираты продолжали свой нехитрый промысел. Только в ноябре в их руках оказалось более десятка судов. А в декабре за один день было захвачено сразу 4 корабля! Причем «приурочили» это дело аккурат к очередной резолюции Совбеза ООН!
Жемчужиной, попавшей в руки корсаров, стал суперсовременный саудовский танкер «Сириус Стар» – его спустили на воду в марте 2008-го (южнокорейская верфь оценила судно в 150 млн. долларов). На борту находилось 25 человек и… 2 млн. баррелей нефти (даже по нынешним временам цена этого груза составляет около 80 млн. долларов)! Эксперты до сих пор гадают – как корсарам на их крохотных моторных лодках удалось взять на абордаж такую махину?
Наверное, самым знаменитым пленником пиратов был Гай Юлий Цезарь. Будущий император оказался в руках разбойников около 70 г. до н.э. Выкуп за него определили весьма солидный – 10 талантов (262 кг серебра). Однако полководец решительно отказался платить. Он счел сумму слишком… маленькой. Цезарь заявил, что стоит не меньше 50 талантов. Пираты, естественно, согласились на столь щедрое предложение. Никто из них не обратил внимания на прозрачный намек Цезаря о последующем наказании и распятии. И зря. Едва получив свободу, бывший пленник собрал 500 солдат и напал на стоянку пиратов. Тонна с лишним серебра вернулась к своему хозяину, а разбойники были распяты. Правда, в награду за хорошее обращение с ним Цезарь приказал перед распятием перерезать всем пленникам горло.
Для того чтобы покончить с морским разбоем в своих водах, Великому Риму пришлось задействовать огромные силы. В антипиратской операции в Иллирии участвовал флот из 200 (!) кораблей. А против киликийцев бросили 500 судов и 120-тысячную армию под командованием Помпея. Военные действия велись одновременно в Испании, Африке, Малой Азии, на Сицилии и Сардинии.
Но больше смутило другое. Нападение произошло в 450 милях от африканского побережья, почти в центре Индийского океана. В районе, еще недавно считавшемся абсолютно безопасным для судоходства. Пираты наглядно продемонстрировали всему миру — их можно встретить где угодно. И стоит опасаться. А когда наконец была опубликована статистика ООН по пиратским налетам в регионе – не до смеха стало очень многим.
Оказалось, что только за прошлый год число дерзких налетов выросло в 3 раза (120 нападений в 2008-м против 37 в 2007-м)! Причем в 35 случаях нападение закончилось полным успехом пиратов – почти каждое третье судно оказалось не в силах противостоять захватчикам. В заложники попали около 600 моряков (примерно две сотни из них по-прежнему остаются в плену).
А ведь речь идет об одной из самых оживленных морских трасс. Ежегодно через Аденский залив проходит около 20 тыс. судов. А это ни много ни мало почти 10% мирового торгового оборота.
«Заработок» пиратов за 2008 год разные источники оценивают цифрой до 150 млн. долларов! Реальные же потери мировой экономики от пиратских налетов отнюдь не исчерпываются суммами выкупа. К ним следует прибавить затраты на ремонт, убытки от просроченных поставок и огромные страховые выплаты. Так что речь на самом деле идет о миллиардах долларов.
В любом случае, сумма для нищей африканской страны просто гигантская. Впрочем, аппетит приходит во время еды, а успехи кружат голову. За «Фаину» новоявленные корсары вначале заломили аж 35 млн. долларов выкупа, за «Сириус Стар» – 25 млн. Правда, уже через несколько дней цифры стали более разумными, а через пару недель оказались ну не то чтобы копеечными, но, по крайней мере, обсуждаемыми – по 3 млн. за каждое судно.
Саудовцы дальше торговаться не стали, и в начале нового года «Сириус Стар» покинул негостеприимный пиратский порт. А вот у украинцев вышел конфуз. Несмотря на заверения украинского МИДа и обещания Минобороны «не посрамить и освободить», «Фаина» остается в плену. Тем более что и объявленная депутатами Рады кампания по сбору средств на выкуп соотечественников как-то сама собой сошла на нет… Скорее всего, выкуп все-таки придется заплатить, но сделано это будет без излишней пиар-шумихи.
Другой вопрос – как бороться с проблемой в целом…
Пираты XXI века
Пиратство старо, как род человеческий. Возможно, какой-нибудь первобытный рыбак, возвращавшийся домой ни с чем и обобравший своего более удачливого коллегу, был первым пиратом в истории. Однако по-настоящему значимым социальным явлением этот промысел стал после возникновения морской торговли. Первыми известными морскими разбойниками были финикийцы, но подлинного расцвета пиратство достигло в античные времена. Воспетые Гомером походы на Трою, путешествие Одиссея, странствие аргонавтов – не что иное, как пиратские экспедиции. Именно в Греции и появилось слово «peiran», означавшее «пробовать», «пытать счастье». В древнеримском государстве оно видоизменилось в «pirata» – этим словом тогда, как и сейчас, обозначался морской разбойник. С пиратством римляне вели непримиримую борьбу, промышлявшие им люди превращались в изгоев.
Пиратство – проблема, прямо скажем, не новая.
Корсары ХХ века особо интенсивно действовали в Индонезии, Индокитае и Китае. В 1990 году убытки от деятельности корсаров в Юго-Восточной Азии оценивались в 15 млрд. долларов в год. Исключительно опасными в конце ХХ века считались Малайзия и Индонезия. Здесь пиратство набрало обороты в годы Вьетнамской войны. Основными объектами атак были переполненные беженцами джонки. Взять на них было особенно нечего, но налетчиков интересовали в первую очередь люди: рабство – не менее древнее явление, чем пиратство. Позже малазийские наследники Моргана и Дрейка начали нападать и на крупные суда. Именно здесь придумали абордаж при помощи двух связанных канатом катеров.
Не менее «пиратоопасным» регионом являлся Индокитай. Местные морские разбойники чинно садились на корабль под видом пассажиров или нанимались как члены экипажа, чтобы в решающий момент произвести «абордаж изнутри». В случае успеха пираты отводили захваченное судно в какую-либо бухточку и уже там снимали с него все мало-мальски ценное.
Засветилась на ниве морского разбоя и Бразилия. Здесь, по свидетельствам очевидцев, еще в 90-х пираты грабили корабли прямо на рейде. В данном случае приходится подозревать, что от этой деятельности «долю малую» получали и портовые власти. Потому как позволить себе подобную наглость можно только при попустительстве чиновников и полиции.
Теперь пальма первенства перешла к странам Африканского рога…
Откупаться от пиратов, с которыми не удается справиться другими средствами – давняя традиция. На Британских островах в XI веке существовал даже специальный налог – «данегельд» (датские деньги). Его сумма в конце-концов достигла чудовищного размера – 80 000 фунтов серебра (около 32 тонн). Что, впрочем, не мешало датчанам продолжать свои грабительские набеги. Прекратились они только в 1066 году после того как англосаксы разгромили под Стенфорбриджем армию конунга-викинга Харальда Сурового.
Государство под названием Республика Сомали существует только на бумаге. В действительности его территория поделена на несколько независимых образований. Переходное федеральное правительство, признанное международным сообществом, худо-бедно контролирует лишь небольшой кусок страны. Власть над остальными землями находится в руках правителей непризнанных государств – Сомалиленда (северо-запад), Пунтленда (северо-восток) и проч., а также главарей различных вооруженных группировок. Кроме того, ряд территорий по старинке управляется главами местных племен. В Сомали нет ни единой валюты, ни иных атрибутов централизованной власти.
После обретения независимости в 60-м страна миновала обычные для бывшей колонии этапы: выборы, военный переворот, строительство местного варианта социализма (с «исламским уклоном»), выступления повстанцев и свержение диктатора…
Какое-то время страну почти полностью контролировали полевые командиры из «Союза шариатских судов». Правительство бежало, а столица находилась в руках боевиков.
Потом пришла эфиопская армия. Обладая тотальным военным превосходством, генералы-миротворцы сумели рассеять плохо организованные отряды исламистов. Рассеять, но не уничтожить.
Миротворческого контингента Африканского союза, прибывшего навести в стране порядок, хватило лишь на то, чтобы поддерживать иллюзию власти «переходного правительства» в нескольких городских анклавах. В глубинке все оставалось по-прежнему. За одним исключением…
Погруженная в хаос страна стала отличным прибежищем для морских разбойников. Пиратство в этом районе начало развиваться очень быстрыми темпами. Полевые командиры обычно закрывают глаза на этот промысел, а иногда охотно участвуют в нем сами.
Рассчитывать, что это явление «рассосется» само собой, было бы в высшей степени наивно. Очень сомнительно, что бравые сомалийские моряки вдруг в одночасье решат вернуться к законопослушной жизни. Тем более что возвращаться особо некуда – их собственная страна разорена гражданской войной.
Найти законный заработок в современном Сомали – задача сверхсложная. Так что, выбирая между пиратством и голодом, местные жители колеблются не долго. Благо географическое положение к морским «приключениям» весьма располагает. А если учесть, что просвета в местной политике не видать, то фразу, брошенную сомалийским послом в Москве, следует читать буквально: «Мы призываем мировое сообщество оказать помощь нашей стране… Представьте что будет, если весь народ Сомали скажет: «Мы все – пираты».
Первое время мировая общественность дружно удивлялась. Как так – на дворе XXI век, а пираты не только не ушли в историю, но и умудряются проворачивать просто невероятные акции. На некоторые вопросы ответили довольно быстро.
Местные «джентльмены удачи» действуют по нехитрой схеме.
Из укромных бухт в море выходит корабль-база водоизмещением до 100 тонн. Обычно это «доу» – каботажное судно местной постройки (их сооружают по всему побережью Индийского океана). Но иногда в дело идут трофеи, добытые в прошлых налетах. Это может быть и рыболовный траулер, и даже яхта (по крайней мере, одна среди пиратских «флотилий», по данным очевидцев, имеется).
На каждом таком судне, как на десантном корабле, ютится по несколько быстроходных лодок (их или держат на палубе, или тянут на буксире). Именно с их помощью абордажные команды догоняют потенциальных жертв. А недостатка в оных обычно нет. По подсчетам специалистов, каждый божий день мимо Африканского рога проходит около 250 различных судов.
Тактика же «боя» проста: сначала огнем из автоматов и гранатометов (если таковые имеются) команду заставляют спрятаться в корабельной надстройке. Потом с помощью штурмовых лестниц и веревок с «кошками» высаживают «десант». Захватив корабль, сомалийские пираты чаще всего буксируют добычу в одну из бухт, после чего выходят на связь с владельцами, предлагая внести выкуп.
Тут, кстати, нужно отметить важный момент – тактика пиратов сильно ограничивает их в выборе жертв. Наибольшей опасности подвергаются корабли, имеющие низкую осадку (по конструкции или из-за большого веса перевозимого груза) и малую маневренность. Именно на этом, по одной из версий, «прокололся» «Сириус Стар».
И наоборот, быстроходные суда всегда имеют неплохой шанс уйти от разбойничьих лодок – те просто не в состоянии преследовать их на слишком большом удалении от корабля-базы.
Иногда, впрочем, выручает и смекалка. Совсем недавно греческие моряки с сухогруза «Элливита», подходя к сомалийским водам, натянули вдоль бортов судна колючую проволоку, пустив по ней электрический ток. А чтобы у пиратов не оставалось никаких сомнений – развесили со всех сторон плакаты-предупреждения. Увидав надписи, разбойники на абордаж не решились.
При всей незамысловатости пиратской тактики, дело требует какой-никакой организации, так что среди сомалийской морской вольницы, безусловно, есть и капитаны, и рядовые. А недавно на секретном совещании в прибрежном городе Харардер главари пиратских шаек сформировали даже собственный координирующий орган – исполнительный комитет. В него вошли 8 самых авторитетных корсаров.
Возглавил исполком Мухаммед Абди Хаер по кличке «Афьюни» (в переводе с сомалийского – «большой рот»). Его считают настоящим патриархом корсаров. Именно он, если верить источникам, стоял у истоков первой банды морских разбойников и, возможно, непосредственно причастен к захвату «Фаины» и «Сириус Стар». Так что, очень может быть, скоро у побережья Африканского рога будет курсировать целый пиратский флот. Благо исторические прецеденты бывали…
В свое время (в конце III века до н.э.) пираты иллирийского побережья стали серьезной проблемой для могучего Римского государства. Разрозненные банды объединились в настоящее пиратское государство во главе с вождем по имени Скодри, или Скутари. Иллирийские рыбаки жили достаточно бедно, а нападения на римские торговые корабли в Адриатическом море давали возможность не просто свести концы с концами, но и разбогатеть. Спустя несколько лет судоходство в Адриатике было полностью парализовано, а позже пираты перешли к грабежу прибрежных городов.
Еще более упорную борьбу Рим вел с пиратами Киликии (побережье Малой Азии). Отдаленность от Италии, большое количество тайных баз и стоянок по всему восточному Средиземноморью, поддержка со стороны противников Рима – эллинистических государств Передней Азии и Северной Африки, таких, как Египет и государство Селевкидов, сделали борьбу с киликийскими морскими разбойниками гораздо более сложным делом.
Киликийцы создали настоящее пиратское государство, или, скорее, сообщество, основанное не на родственных или племенных связях, а на общем преступном промысле. Налеты на римские суда строились по хорошо отработанной схеме – вблизи от берега в безветренную погоду на бессильно переваливающегося с волны на волну «купца» нападало несколько мелких гребных суденышек. Далее корабль вместе с грузом и состоятельными заложниками, за которых можно было получить выкуп, скрывался в укромной бухточке…
Напоминает современные истории, не правда ли?
Из пушки по воробьям
После истории с «Фаиной» и «Сириус Стар» о сомалийских пиратах узнали во всем мире. Пиратство, казалось бы, оставшееся в далеком XVIII веке, стало реальностью века XXI. Более того, пираты, оказывается, действовали буквально у нас под носом, но на них почему-то не обращали внимания.
С одной стороны подобная апатия объясняется просто. Все убытки, связанные с захватом кораблей, несут судовладельцы – как правило, частные компании. В крайнем случае, любому государству дешевле заплатить выкуп за своих граждан, чем развязывать полномасштабную войну. Кроме того, непонятно, с кем и как воевать. Хорошо вооруженные боевые корабли оказываются бессильны против горстки головорезов с допотопными автоматами в руках. Стоит эсминцу замаячить на горизонте, корсары мигом рассаживаются по своим моторным лодкам и катерам и исчезают в неизвестном направлении. Искать их – все равно что иголку в стоге сена, занятие абсолютно бесполезное.
Собственно, события конца 2008 года это в очередной раз подтвердили.
После захвата «Фаины» к Африканскому рогу были в экстренном порядке отправлены российский сторожевой корабль «Неустрашимый» и американский эсминец «USS Howard». В декабре в том же направлении вышла объединенная эскадра Евросоюза (в ее состав вошли эсминец, 5 фрегатов и 3 патрульных самолета).
Сегодня в районе Африканского рога (основного района деятельности пиратов) дежурят в общей сложности более 20 военных судов из различных заинтересованных стран. Но эффект от их присутствия пока невелик.
Да, удалось спасти от пиратов несколько кораблей, подававших сигнал бедствия. Но почти столько же было без проблем захвачено. Военные просто не успевают вовремя отреагировать на очередной сигнал о нападении. Ведь театр антипиратской операции в 3 раза превышает территорию Франции!
Постепенно до великих держав доходит – большого смысла гоняться за утлыми пиратскими суденышками по просторам Индийского океана просто нет. Единственное уязвимое место разбойников – их береговые базы. Но соваться туда наскоком борцы за безопасность морской торговли пока опасаются.
И немудрено.
Маленькая африканская страна просто нашпигована оружием. Большинство ее жителей не умеют ничего, кроме как стрелять из автоматов и пулеметов. Плюс к этому: в разоренном Сомали лихих разбойников многие считают чуть ли не благодетелями – этакими Робин Гудами, отбирающими неправедно нажитое у западных толстосумов. А потому надеяться на помощь местных жителей в войне с пиратством вряд ли стоит.
Не обошлось и без религиозного фактора. Большинство лихих разбойников с побережья Аденского залива числит себя искренними приверженцами ислама. Во время религиозных праздников они кормят сотни голодных и нищих соотечественников. А жителям прибрежных районов частенько раздают конверты, набитые долларами… Тот факт, что мусульманам запрещено творить милостыню за счет полученного преступным путем, никого здесь не смущает.
В общем, по всему выходит – без полномасштабной сухопутной операции не обойтись. Вот только проводить ее некому.
В XVI–XVII вв. Англия и Франция немало способствовали бурному расцвету пиратства в Карибском море. Только так они могли уравновесить морское могущество Испании. Знаменитая «пиратская республика» на Тортуге была на самом деле французской колонией. А ставший центром пиратства после ее разгрома в 1654 году Порт-Ройял – английским. В те благодатные для пиратов годы корсару достаточно было заплатить двадцать фунтов за «лицензию» и отдавать в королевскую казну пятнадцатую часть добычи, чтобы его «бизнес» считался законным. Но как только надобность в такой «поддержке» пропала – пиратов быстро уничтожили…
Африканские миротворцы, расквартированные в Сомали с прошлого года, уже давно перешли в глухую оборону и лишь огрызаются в ответ на дерзкие вылазки исламистов (а они происходят чуть ли не ежедневно). О решительном наступлении речь не идет. Более того, и Эфиопия, и Африканский союз намерены в ближайшее время полностью вывести свои контингенты из этих неспокойных мест.
Что же до США и ЕС… Они прочно увязли в Ираке и Афганистане. Так что позволить себе полноценную войну еще и в Сомали вряд ли смогут. Да и финансовый кризис пока не отпускает. А без денег не повоюешь.
Кроме того… 15 лет назад американцы уже пытались навести здесь порядок. И добились строго противоположного результата. Операция, помпезно названная «Возрождение надежды», закончилась полным провалом. Чуть ли не в первом бою погибло 18 американских солдат, более 70 были ранены. Несколько тел рейнджеров осталось в руках разъяренной толпы. Местный оператор заснял, как сомалийцы издеваются над трупами американских солдат. Эти кадры обошли весь мир, вызвали глубокий шок у политкорректных янки и… поставили крест на «Возрождении надежды». США спешно вывели свой контингент из Сомали. За ними последовали ооновские миротворцы.
Подводные камни
Ситуация с пиратскими налетами в районе Африканского рога на первый взгляд кажется очевидной. Нищее население, отсутствие сильной местной власти, соседство с богатыми торговыми путями – это традиционный комплект для любой «пиратской республики».
Но кое-какие вопросы все-таки остаются.
Уж как-то слишком часто в руки пиратов попадают суда, везущие действительно ценные грузы. Те же «Фаина» и «Сириус Стар» – отнюдь не рядовые рейсы. Поневоле задумаешься – уж не работают ли бравые морские разбойнички «в паре» с очень и очень осведомленными людьми из гораздо более развитых и богатых стран?
Ведь добычу куда проще захватить, точно зная маршрут и ценность груза. А в наш век мобильных телефонов и Интернета передать подобную информацию даже через полмира, даже в полудикое Сомали не представляет большого труда.
Опять же – отчего проблему так долго замачивали? Потому что понимали бесперспективность «точечной» борьбы? Или потому, что в деятельности пиратов имели личную заинтересованность люди, способные на время сдержать рвение СМИ?
Всем памятна история с Афганистаном, превратившимся в главного поставщика наркотиков при полном попустительстве (или даже активном содействии) американских спецслужб.
Ну и, наконец, не исключено, что кому-то может показаться весьма выгодным создать тревожную обстановку на морском маршруте, по которому, к примеру, в Китай поставляется львиная доля необходимой ему нефти…
У объединенной европейской эскадры возникла и одна маленькая техническая проблема – что делать с захваченными пиратами? Вешать на рее как-то не слишком демократично, а судить – очень накладно. Разнообразные международные трибуналы и так ежегодно поглощают миллионы долларов. Впрочем, вопрос остается чисто теоретическим – ни одного пирата европейцы пока не поймали.
Неожиданное решение
Антипиратские рейды в водах Сомали пока что уверенно доказывают свою весьма сомнительную эффективность. О сухопутной операции никто из заинтересованных держав пока даже не помышляет. Сами же по себе корсары сворачивать свою деятельность не собираются…
Так что? Проблема не решаема в принципе?
Как ни странно – «спасение» может прийти с самой неожиданной стороны.
16 января стало известно, что боевики «Союза шариатских судов» вновь взяли под контроль столицу Сомали – Могадишо (ее как раз оставили эфиопские войска). Представляется, что в ближайшее время они вернут себе свободу маневра и в других частях страны.
Официально признанное правительство, скорее всего, ждет весьма печальная участь. Оно либо будет вынуждено превратиться в правительство в изгнании, либо… пойти на какую-то договоренность с исламистами.
Весомый вклад в успехи современного пиратства вносят коррумпированные чиновники. Специалисты давно удивляются – откуда у пиратов появляется информация о маршрутах и грузах? Ведь не так-то просто без современной техники засечь на бескрайних морских просторах желанную цель. Так что, вполне вероятно, немалая часть из огромных заработков бандитов оседает у весьма респектабельных людей, имеющих доступ к портовой и коммерческой документации.
И вот тут вполне может повториться афганская ситуация. Талибам после прихода к власти удалось в разы сократить афганский наркотрафик. Быть может, теперь сомалийские полевые командиры сумеют приструнить распоясавшихся корсаров.
Дело в том, что в последнее время целью пиратских атак все чаще оказываются суда арабских государств (оно и неудивительно – их доля в местной морской торговле очень велика). Такое посягательство на единоверцев раздражает многих влиятельных исламистов. Некоторые уже во всеуслышание пообещали, что за нападение на «Сириус Стар» пираты заплатят кровью…
Как бы то ни было, пока история с «Сириус Стар» оборачивается для пиратов сплошными проблемами. И боевики-единоверцы обиделись, и выкуп толком получить не удалось. Лодка, на которой истребованные 3 млн. долларов везли к берегу, перевернулась, и все 5 моряков, находившиеся на ней, предположительно утонули. Причины инцидента называют разные. Британская «Daily Mail» во всем винит алчность (мол, пираты просто передрались из-за добычи), а сомалийцы все валят на погоду…