На Ионическом побережье, примерно в тридцати километрах от города Реджио Калабрия, поэтичный горный ландшафт скрывает не очень посещаемое, но, известное, пожалуй, любому калабрийцу место

Это – давно покинутая жителями деревня Пентедаттило (Pentedattilo).

Название её происходит от греческого «пента дактилос» (пять пальцев), по форме горы Кальварио. Скалистые выступы, возвышающиеся над деревней, похожи на пальцы циклопической руки, воздетой к небу.

Необычное место имеет необычную историю, которая может показаться вымышленной.

Одно из старейших поселений Калабрии, оно было основано в 650 г. до Р. Х. греческими колонистами из Халкидии. Во времена греко-римского правления, Пентедаттило стал процветающим городом, ввиду выгодного стратегического положения, позволявшего контролировать прибрежную зону и дороги, ведущие вглубь гор Аспромонте.

Довольно стандартное историческое «начало», перекликается с историей многих городов, соседствующей с Калабрией, Сицилии.

Участившиеся пиратские набеги с моря, заставили население прибрежных деревень искать убежища в горном Пентедаттило, имевшего укреплённый форт.

В периоды византийского и арабского владычества, некогда цветущий город приходит в упадок из-за жесточайшего разграбления.

Очередной культурный и экономический подъём начнётся в городе, лишь, с приходом к власти норманнских королей и восстановлением христианства в XI веке.

В последующие годы, до XV века, во времена правления от Анжуй до Арагонов, феодальные поместья Пентедаттило сменили многих хозяев. Удачливым, феод доставался по наследству, супружескому контракту или выгодной сделке. Нередко, он отнимался насильно – после прихода очередного неаполитанского правителя с новыми законами, лишавшими конкурирующих вассалов права на собственность и гражданство. А иногда, ускользающее богатство и неоправданный расчет, замешанные на уязвленной гордости и человеческой слабости, приводили к кровавым столкновениям и вендетте между знатными кланами.

Подобная трагическая глава, получившая название «Резня Альберти» есть и в истории Пентедаттило. Её главные участники – две знатные семьи. Альберти, феодалы, заплатившие за Пентедаттило внушительную сумму на аукционе, и Абенаволи, владельцы соседнего поместья Монтебелло Ионика, в давние времена, владевшие Пентедаттило.

Барон Бернардино Абенаволи, получил у маркиза Доменико Альберти согласие на свадьбу с его дочерью Антониеттой. Скоропостижная смерть маркиза привела к непредсказуемым последствиям.

Несколько месяцев спустя, после смерти отца, его сын, маркиз Лоренцо Альберти, женится на дочери неаполитанского наместника Кортез, Катерине. В замке Пентедаттило устраивается пышный приём, на котором Антониетта знакомится с братом Катерины, Доном Петрилльо Кортез.

Молодые люди влюбляются и решают связать свои судьбы. Брат Антониетты, Лоренцо, даёт согласие на свадьбу.

Узнав, что Антониетта собирается выйти замуж за другого, с согласия Лоренцо, Бернардино Абенаволи, в неописуемой ярости, желает отомстить семье Альберти.

С помощью продажного слуги Альберти, в пасхальную ночь 1686 года, Бернардино с группой вооруженных солдат, врывается в замок и устраивает кровавую расправу над мужчинами клана Альберти, не пощадив даже 9-летнего брата Лоренцо.

В живых оставляя Антониетту и, опасаясь возмездия из Неаполя, членов семьи Кортез.

Забрав всех заложников в своё поместье, через два дня, венчается с Антониеттой.

Весть о кровавом событии в замке Пентедаттило, быстро достигла Неаполя. Негодующий Дон Кортез-старший посылает войско в Монтебелло Ионика.

Все участники расправы над семьёй Альберти, были схвачены и обезглавлены.

Бернардино Абенаволи удалось бежать, силой забрав Антониетту. Спрятав жену в одном из монастырей, он какое-то время скрывается на Мальте, а затем перебирается в Австрию. В Австрии Абенаволи поступает на службу в армию, но вскоре погибает в бою.

Супружество Антониетты было признано недействительным, ввиду его не добровольности, но женщина до конца своих дней осталась в монастыре, в горе и и молитвах, оплакивая погибших родственников.

Выставленные напоказ головы сообщников Абенаволи, еще долгое время устрашающе возвышались над стенами замка Пентедаттило. А уцелевшим членам семьи Альберти удалось сохранить владения ещё несколько поколений. До очередного страшного события.

Сильнейшее землетрясение 1783 года, поразившее южную Калабрию, вызвало обрушение скал и оползни в Пентедаттило. Большая часть роскошного «замка трёхсот дверей» буквально, соскользнула со скалы в пропасть. Обломки «пальцев» горы Кальварио, величиной с дом, скатывались по крутым склонам в город, продавливая крыши и сминая дома вместе с их жителями..

После катастрофы, большинство выживших переселилось к берегу. Изуродованный город превратился в вымирающую деревню, а «пять пальцев» прозвали «пальцами Дьявола», связывая с возмездием Бернардино Абенаволи.

Несколько уцелевших семей, не пожелавших покидать Пентедаттило из-за бедности или наперекор суевериям, заново отстроили свои дома, используя камни разрушенного замка.

Следующее землетрясение 1908 года, потрясшее прибрежные города Мессинского пролива, сопровождалось многочисленными жертвами в Калабрии и Сицилии. Досталось и многострадальному Пентедаттило.

После этих событий, покинутая опасная деревня, погрузилась в окончательное забвение.

Возвышающаяся над Пентедаттило гора сохранила причудливую форму, но «пять пальцев», уже не различить. В сумеречном свете каменные рельефы и дикие растения отбрасывают неровные тени, призраками прячущиеся в руинах когда-то цветущей деревни, а в завывании ветра над скалами, по местной легенде, слышны стоны принявших свою судьбу жертв.

Необыкновенная деревня, тем не менее, не отпугивает своим видом, а наоборот, напоминает совершенное произведение искусства, созданное гениальным мастером. Строгий но, одновременно, поэтичный ландшафт, каждая линия которого, будто выверена точностью и равновесием, окружён мягким, не-ощущаемым временем.

Мистическая скала, сбросившая с плеч преходящие человеческие ценности, возвышается под Луной.

Время, отсчитывая свой ход, напоминает размашистый маятник.

Всё больше, привлекая вездесущих туристов своей первозданной красотой, деревня Пентедаттило, взятая под патронаж культурно-просветительской Ассоциации «Про-Пентедаттило», возрождается.

Отреставрированы несколько зданий, Церковь Св. Петра и Павла с уникальной колокольней, вымощены центральные улицы. В одном из зданий открыт Музей народных промыслов, рядом – кафе. В историческом доме, на входе в деревню — арт-галерея. Руины замка на скале укреплены и отреставрированы, часть их видна из деревни. И, хотя это лишь крошечные остатки «замка трёхсот дверей», комнаты со сводами, внутри горы, сохранились. Их можно обследовать на свой риск, поднявшись по крутой тропе, начинающейся рядом со входом в церковь.

Ежегодно, в августе-сентябре здесь проходит Фильм-Фестиваль Пентедаттило, на котором представляются короткометражные фильмы.

Официально, в деревне постоянно проживает один житель. Может быть, в одном из новых домов, построенных в нижней части деревни. Проходя мимо, видела дымок, поднимающийся из трубы.

Несколько бело-рыжих упитанных котов нежатся на солнце на ступенях у галереи и каменных ограждениях.

Обаятельный и разговорчивый Джорджио, у распахнутых дверей своего сувенирного магазина, по-хозяйски встречает рукопожатием и коротким рассказом прибывающих гостей деревни. Их не очень много, но на маленькой парковке, чуть поодаль, довольно оживлённо: каждый отбывающий автомобиль, тут же, уступает место вновь прибывшему.

Несколько человек, как и я, любители треккинга, пришли пешком от железнодорожной станции, что в 7 км от деревни. Необыкновенно красивая двухчасовая прогулка, вдоль апельсиновых рощ и миндальных садов, по дороге, пологим серпантином поднимающейся в гору и, как награда, из-за поворота – сказочная деревня Пентедаттило. То ли реальность, то ли миф.