Сквозь арку окна, перетянутую изящной решеткой, на шахматно-мозаичный пол падает янтарный солнечный луч. Растревоженное эхо мечется среди японских гейш и бюстов римских императоров, взирающих со сводчатых потолков Каменицы.

     Эти фрески конца XVIII века в начале нашего столетия наделали немало шума. Пока археологи не принялись всерьез за Несвижскую резиденцию Радзивиллов, считалось, что настенная живопись в Беларуси встречалась исключительно в храмах и только на религиозные темы. Но вдруг из-под слоя штукатурки в Несвижском дворце на мир глянули старинные произведения – яркие картины светской жизни. Ничего подобного в домах белорусских феодалов исследователи еще не находили.

     Фрески пока восстановлены лишь частично и для туристов недоступны. Как и большая часть Несвижского замка. Тишину старинных залов нарушает лишь дребезжание дрели и стук молотков – реставрация идет полным ходом. Так что попасть в родовое гнездо Радзивиллов стоило немалых трудов.

          Как упоительно – видеть вещи такими, какие они есть, без искусственного блеска, без музейных табличек! Именно сейчас сквозь эту незавершенность проглядывает живая душа замка. Вот с этого камина совсем недавно сняли масляную краску, и он стыдливо выставил облупленные бока. Каменные цветы и листья, головы баранов и гербы Радзивиллов – во всем виден тонкий вкус хозяев и искусная рука мастера. А на этой стене частично сохранился декор – как полунамек на старинные тайны.

           – Осторожно! – протягивает руку мой провожатый Виталий Громов, помощник реставраторов. И как раз вовремя – засмотревшись по сторонам, я едва не налетаю с размаху на могучие дубовые панели и двери, сложенные посреди комнаты.

          – Неужели это двери из замка? Это они так пахнут? – заинтересованно рассматриваю потрескавшееся дерево. Здесь тоже явно снимали краску – легкий аромат древесины витает в воздухе.

           – Все может быть, – отзывается Виталий.

          Мы проходим помещение за помещением. В бальном зале уже почти завершен потолочный декор. Его реставрировали по сохранившимся образцам, используя старинные технологии. А чтобы вернуть былую роскошь двум беломраморным колоннам, с них сняли 9 слоев краски! Впрочем, это еще полбеды. В советские годы в Несвижском замке уничтожено более сотни каминов. К счастью, поддались далеко не все.

          – Вот отсюда пытались выбить герб, чтобы отправить его на переплавку, – Виталий останавливается у огромного камина, украшенного головами львов. Внутри виднеется внушительный металлический щит. – Но кому же под силу сдвинуть такую тяжесть? Так радзивилловская символика и осталась здесь…

     Рожденный сиять

          История Несвижского замка полна загадок и противоречий. Сохранилось множество инвентарей и описаний, а еще – море легенд. Так что порой отделить правду от вымысла бывает непросто.

          Достоверно известно – замок заложил князь Николай Радзивилл Сиротка. Об этом свидетельствует закладная плита над входом с датой – 7 мая 1583 года. А вот имя проектировщика кануло в Лету. Есть мнение, что строительством руководил итальянец Джованни Бернардони. Однако он, будучи монахом ордена иезуитов, слабовато разбирался в архитектуре. Да и в Несвиж Бернардони прибыл спустя три года после начала работ. По другой версии, к созданию Несвижской резиденции приложил руку француз. Но кто это мог быть? К единому мнению исследователи пока не пришли.

          Некоронованные короли Речи Посполитой – так за богатство и влиятельность современники прозвали Радзивиллов, чья главная резиденция как раз и размещалась в Несвиже. Магнаты получили город во владение в начале XVI века и покинули его лишь в 1939 году – с приходом советской власти.

         Несвижский замок – первое в Беларуси сооружение бастионного типа. Изначально он состоял из четырех отдельных зданий. Характерная особенность – часы на Въездной Браме были повернуты циферблатом внутрь двора, демонстрируя, кто в доме хозяин. Крепость защищали высокие валы с выступающими бастионами и рвы, которые заполнялись водой из реки Уши. Так что цитадель была замкнута на своеобразном рукотворном острове. Имели Радзивиллы и собственную армию, включая сотню с лишним пушек.

          В XVIII веке Несвижскую резиденцию перестроили – она превратилась в блистательный дворец. Дорогие гобелены, картины, камины и изразцовые печи украшали роскошные интерьеры. Особой же гордостью хозяев были великолепные конюшни. В 1810 году русский писатель Владимир Броневский отмечал: «Признаюсь, я не ожидал найти таких лошадей, такой конюшни и такой чистоты. В длинной высокой галерее, поддерживаемой колоннами, выкрашенными под красное дерево и покрытыми лаком… стояли до 50 английских лошадей, одна другой лучше, одна другой дороже… Посередине ее пышный диван, везде зеркала, накурено ароматами, как в гостиной, на полу нет ни пылинки…»

          Именно к XVIII-XIX векам относится поговорка: «В Несвиже как в Париже, только дома пониже и грязь пожиже».

          На протяжении всей своей истории Несвижский замок неоднократно разрушался и возрождался, превратившись в конце концов в немыслимый сплав различных архитектурных стилей. В 2005 году Несвижская резиденция вошла в Список всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с Египетскими пирамидами и британским Стоунхенджем.

     Скелеты и пушки Несвижского замка

          – Несвижский замок – «неблагодарная» территория в плане археологии, – шутит Андрей Метельский, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук, проводивший археологические изыскания в Несвиже. – Ведь Радзивиллы были очень чистоплотны и вещей своих не разбрасывали. В основном мы находим посуду XVII-XVIII веков, старинные стремена, шпоры. Вот обнаружили фрагмент гаковницы (ручное оружие). Одним словом, всякую археологическую мелочь.

          Среди «археологической мелочи» оказалась и замковая пушка. Ее бульдозер вывернул из земли во время чистки рва. Орудие было сброшено с вала в 1706 году, когда замок сдали шведам. Об этом драматическом моменте Северной войны (1700-1721 годы) сохранилось немало документов. В них говорится, что комендант намерен был защищать крепость до последней капли крови, но напуганные местные жители упросили его открыть ворота. Интересно, что ров чистили в XVIII и XIX веках, но пушку не нашли. Сейчас ее оттерли от ила и ржавчины и скоро выставят на обозрение туристов.

          Мрачную находку дали археологам раскопки внутри двора. В валах были найдены десятки человеческих скелетов. Останки, присыпанные землей, пролежали здесь не одно столетие. Кто же эти люди? Жертвы жутких ритуалов? Или враги хозяев, с которыми расправились суровые магнаты?

          – Ни те и ни другие, – объясняет Андрей Метельский. – Дело в том, что замок неоднократно осаждался. А в 1655 и 1659 годах во время тринадцатилетней войны России и Речи Посполитой произошли штурмы. Конечно же, многие люди погибали. Но где же их было хоронить? Вот тогда и стали закапывать тела в валах, прямо во дворе. Останки мы собрали и предали земле, как полагается.

          Справедливости ради надо сказать, что в средневековье жители осажденных замков так поступали нередко.

          – Пожалуй, самым большим открытием для нас стала находка огромной «брамы» в южном валу, – продолжает тем временем свой рассказ Андрей Метельский. – Она не обозначена ни в одном инвентаре, и наткнулись на нее, можно сказать, случайно. Это сооружение в XVI веке использовали для выката пушек и разведения их по бастионам.

         Брама ведет в подземный каземат. Размеры его весьма внушительны – внутри легко помещается строительная техника. В ближайшее время кладку укрепят и в подземелье начнут пускать туристов.

     Куда ведет подземный ход?

          Несвижские подземелья – предмет особой беседы. Каких только легенд о них не сложено! Местные жители утверждают, будто у Радзивиллов был самый настоящий подземный город – в валах замка якобы располагалось множество подсобных помещений, жилища для прислуги и гостей, конюшни…

          – Мы тщательно проверили эти рассказы, – говорит Андрей Метельский. – Жаль, но оказались они легендами. Мы даже специально пригнали буровую машину и пробурили валы вглубь на 18 метров – никакого подземного города там нет.

          Красивым вымыслом оказалась и история о знаменитом подземном ходе длиной 35 километров, якобы соединяющем Несвижскую твердыню с другой резиденцией Раздивиллов – Мирским замком.

           – Существование в те времена такого длинного подземного тоннеля просто невозможно, – говорит археолог. – Во-первых, в те времена каждый кирпичик стоил как каравай хлеба. Вы представляете, какие это деньги? Во-вторых, необходимо было позаботиться о вентиляции. И это стало бы слабым местом: если враги бросят туда зажженную солому, все, кто прячется в подземелье, задохнутся. И, наконец, такое строительство затянулось бы на десятки лет. Это значит, что о подземном ходе знали бы все и далеко за пределами Несвижа. А кому он в таком случае был бы нужен?

          Не удалось пока найти и знаменитый тоннель, ведущий под озером к Михальской горе. Об этом подземном ходе рассказывала Эльжбета Радзивилл, последняя из несвижских Радзивиллов, жившая в замке до 18-ти лет. Раскопки в том месте, где она показала, ни к чему не привели.

          И все же подземелья в Несвиже – не совсем вымысел. Пусть и не такие огромные, какими их описывает фольклор, но они существуют.

          Помимо гигантской «брамы» в южном валу, ученые нашли четыре подземных хода. Два тоннеля ведут из Каменицы к оборонительному рву, еще два построены прямо друг под другом. Верхний начинается во дворе и выводит к фортам, нижний – тянется к озерам и достигает в длину 42 метров и в высоту более двух метров. Подземные ходы позволяли защитникам замка делать неожиданные вылазки, передавать снаряды и пополнять запасы воды.

          – Два из этих ходов законсервированы, их реставрируют и откроют для туристов. Еще два технических подземных ходика (те, что найдены в Каменице) оказались очень слабыми. Их не стали даже полностью откапывать, а замуровали. Дело в том, что подземелья облюбовали дети, и поскольку существовала реальная опасность обвала, пришлось их закрыть, – говорит Андрей Метельский.

     Замок для Барбары?

          Самая знаменитая легенда Несвижского замка – предание о Барбаре Радзивилл. Современники отзывались о ней неоднозначно. Одни превозносили ее красоту, другие называли развратницей и исчадием ада.

          Так или иначе, но ангельским ликом красавицы прельстился наследник польского престола Сигизмунд Август. Их тайная связь вскоре стала явной, и братья Барбары, просчитав политическую выгоду от родства с королевской фамилией, подкараулили влюбленных, ворвались в спальню сестры с саблями наголо и, застав там Сигизмунда, потребовали немедленного венчания. Ксендз, вошедший следом, тут же совершил обряд.

          Лишь после смерти старого короля открылось, что наследник женат. Королева Бона потребовала от сына развода – у нее были свои планы насчет королевского брака. Но упрямый принц заявил, что скорее снимет с себя корону, чем расстанется с красавицей-женой. Королеве-матери ничего не оставалось, как принять невестку. Но она была из рода Медичи и отлично разбиралась в ядах. Юная и цветущая Барбара, едва вступив на престол, заболела и умерла.

          Сигизмунд был убит горем. Он упросил известного мага Твардовского вызвать любимую из загробного мира. Колдун согласился, но поставил условие – не касаться привидения и не заговаривать с ним. Конечно же, влюбленный король не сдержал обещания – едва посреди комнаты возникла прекрасная Барбара, он бросился к ней… Призрак исчез, но с тех пор, якобы, бродит по галереям замка в Несвиже Черная Дама – привидение невинно убиенной королевы.

          – К сожалению или к счастью, но это тоже легенда. Барбара умерла за 30 лет до строительства Несвижского замка. Более того, и в самом Несвиже она никогда не бывала, – развенчивает очередной миф Андрей Метельский.

          Впрочем, не Несвижем единым… Были у Радзивиллов роскошные резиденции в Литве, в Украине, в Польше. Да и в Беларуси этому роду принадлежало немало земель. Так что Черная Дама вполне могла облюбовать какой-нибудь другой замок.

     Тайна двенадцати 

          О богатстве Радзивиллов говорит то, что у князей занимали деньги французские короли. Картины великих мастеров, гетманские булавы, маршальские жезлы, роскошный фарфор, редкие манускрипты, фамильное серебро, золото – все это составляло убранство Несвижского дворца.

          Но самые ценные сокровища хранились в специальном «скарбце», куда хозяева приглашали наиболее знатных гостей. Неизгладимое впечатление на посетителей производили 12 апостолов – фигуры святых в человеческий рост, отлитые из золота и серебра, с глазами из драгоценных камней. Свои воспоминания о посещении «скарбца» оставил князь Николай Репнин, побывавший в Несвиже вместе со свитой польского короля Станислава Августа Понятовского. В письме к Екатерине II князь писал: «После блестящего обеда на 300 особ король спустился в подземелье замка и увидел золотые слитки, уложенные до самого потолка. Золота было на сотни пудов, множество золотых украшений да 12 апостолов из этого металла и серебра, усыпанных драгоценными камнями».

          В 1812 году Доминик Радзивилл, владелец Несвижского и Мирского замков, польстился на посулы Наполеона о возрождении Речи Посполитой и выступил на стороне французов. Когда Бонапарт потерпел поражение, бежать пришлось и князю Радзивиллу. Поручив эконому вывезти все самое ценное, он уехал в Вильнюс. Позже, получив тяжелое ранение в бою, Доминик был перевезен в Париж, где и умер.

          И тут вокруг сокровищ Радзивиллов закрутился настоящий детектив. Согласно преданию, эконом не успел ничего эвакуировать – в замок ворвались русские войска. Но верный слуга взорвал подземный ход, ведущий в «скарбец»…

          Клад искали в 1812, 1915, 1939 годах – но безрезультатно. Ничего не дали и нынешние раскопки.

          – Сами по себе 12 апостолов не вымысел, – замечает Андрей Метельский. – Сведения о них встречаются в инвентарях до 1809 года. Но вот дальше следы сокровищ теряются. Несвижский замок перекопали вдоль и поперек. Апостолов не нашли. Так что, скорее всего, их следы стоит искать где-то в России.

     Архив, пояса и зеркала

          До конца реставрации в резиденции Радзивиллов еще несколько месяцев, но экскурсии уже идут. Правда, для осмотра доступна пока едва ли четвертая часть дворца.

         Самое интересное помещение – архив. Он восстановлен по иконографии конца XIX – начала XX веков. Сохранился «родной» мозаичный пол. На нем видны трещины и сколы – следы потрясений, пережитых замком. Шкафы, к сожалению, реконструкция. Да и папки, хранящиеся за стеклом, в основном муляжи. Лишь несколько старинных книг действительно принадлежали Радзивиллам.

          В 1939 году, когда замок перешел в собственность государства, роскошные интерьеры были разорены. Кое-что Радзивиллам удалось увезти с собой в эмиграцию, но многие вещи пропали. Понять, почему так случилось, несложно. Некоторые трофеи, собранные в Охотничьем зале, были оправлены в золото или серебро. Совсем не удивительно, что след их отыскать так и не удалось.

         Впрочем, надо отдать должное партийным работникам, которые документировали перемещение уцелевшего имущества Радзивиллов. Благодаря протоколам известно, что мебель, костюмы и зеркала передали Белорусскому Государственному театру (современный Национальный академический театр имени Янки Купалы). А архив, содержавший около 500 тысяч уникальных документов, «разъехался» по разным хранилищам.

          Несвижский архив славился не меньше, чем легендарные 12 апостолов. Он начал формироваться в 1551 году, когда Николай Радзивилл Черный получил привилегию хранения Литовской метрики (государственного архива Великого княжества Литовского). Некоторые документы, собранные в Несвиже, датировались временами короля Ягайлы. Были здесь и подлинники писем Петра I, Людовиков XV и XVI, Карла ХII, Богдана Хмельницкого. Сейчас часть собрания находится в Москве в Центральном государственном архиве древних актов, другие – в Центральном государственном историческом архиве Беларуси, остальное утрачено.

         – Сегодня нам довольно сложно заполнить пустые залы и комнаты интерьерами, – вздыхает Алексей Будник, заведующий сектором «Дворцовый ансамбль» государственного учреждения «Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж». – Найти фото помещений – это только полдела. Нужно еще искать и приобретать мебель, книги, вещи, если не самих Радзивиллов, то хотя бы той эпохи. А это трудно и дорого.

          Пока «истинно Радзивилловских» вещей в экспозиции немного. Сильное впечатление производят массивный дубовый стол, старинные часы. Очень необычно смотрится медная бульотка – приспособление для подогрева напитков, напоминающее чайник на ножках.

          Знаменитые слуцкие пояса долгое время составляли гордость Радзивиллов. На каждый из них уходило до 200 граммов золота, и стоили они невероятно дорого – годовое жалование офицера. Их носили только мужчины – самые состоятельные и родовитые в Речи Посполитой. Несвижская коллекция насчитывала 40 слуцких поясов. Сейчас в стеклянной витрине можно увидеть всего два фрагмента легендарных реликвий. Рядом с ними – элементы доспеха XVI века, найденные на чердаке замка, и посуда XVIII-XIX веков.

          А недавно из Купаловского театра сюда вернулись два зеркала, чудом пережившие Великую Отечественную войну. Сейчас работникам музея предстоит выяснить, где именно в замке они находились. Еще в Несвиж «переехала» старинная мебель – кожаный гарнитур (диван, семь кресел, кресло «Сиамские близнецы») и два кресла XIX века. Специалисты не берутся ответить однозначно, принадлежали ли эти вещи Радзивиллам. Но вероятность этого довольно велика.

     Чем закончится реставрация?

          Сергея Друщица, научного руководителя реставрации Несвижского замка, я поймала почти случайно. Он спешил на конференцию. Впрочем, на короткое интервью специалист все же согласился.

          – В сентябре к нам приезжали эксперты ЮНЕСКО. Зачем?

          – Они интересовались судьбой Въездного моста. Мы будем восстанавливать его трехарочным, каким он был в 1914 году.

      Припоминаю, что всего пару лет назад по старинному мосту можно было вплотную подойти к замковым воротам, а сейчас он наполовину разобран.

          – Да нет же, – нетерпеливо поясняет Сергей Друщиц, – вы ходили по бетонным плитам, настланным уже в советскую эпоху, сейчас мы их убрали и будем работать…

          – А почему в отреставрированной части замка стоят стеклопакеты?

          Сосредоточенное молчание. Тяжелый вздох:

         – Пожалуй, самое сложное в нашей работе – борьба с непониманием. На окнах стоят свинцовые переплеты, и восстановлены они исторически верно. Что же касается дублирующих стеклопакетов, то это требование белорусских нормативов, они защищают замок от разрушения. Это нормальная практика для всего цивилизованного мира. У нас и вентиляция стоит, и кондиционеры, и камеры наблюдения…

          – Источников, которые описывают Несвижский замок, огромное множество. Каким отдаете предпочтение?

          – Прежде всего – архивным материалам. В архивах за рубежом мы нашли уникальные чертежи XVIII века и инвентари. Также были изучены аналогичные замки в Литве, Польше. Наконец, чрезвычайно полезны для нас консультации Эльжбеты Радзивилл. Это удивительная женщина с потрясающей памятью. Надеюсь, наше сотрудничество с ней еще даст немало прекрасных плодов.

          – Создается впечатление, что реставрация – это полностью предсказуемый процесс. Бывают ли в вашей работе неожиданности?

          – Да. Случается, – Сергей Александрович слегка улыбнулся и даже приостановился. – Не так давно реставрировали кладку стен и нашли проем, а в нем – чугунная литая плита с картушем и монограммой. Кто ее установил? Для чего? Пока на эти вопросы ответов не знаем.

          Уже в мае 2011 года реставрация должна быть завершена. Впрочем, «последние штрихи» будут наносить еще долго – дополнять интерьеры, завершать декор. Это бесконечный процесс, сопровождающий любой крупный музей. Но уже через несколько месяцев туристы смогут прогуляться по арсеналу, Каменице, увидеть каплицу и весь дворец изнутри.

          …Погруженная в мысли, добредаю, наконец, до машины, включаю печку, дышу на озябшие ладони. Нужно ехать, скоро начнет темнеть. Но трогаться с места не хочется. За окнами – удивительный город Несвиж, словно корабль, гордо и неспешно несет себя по волнам истории…