На самом деле, попытки возродить античные Олимпийские игры проводились трижды – еще в 1793 и в 1852 годах энтузиасты спорта в Германии выступали с подобными предложениями.

     Но лишь третья попытка оказалась удачной – 25 ноября 1892 года в парадном зале Сорбонны в Париже Кубертен прочитал лекцию «Олимпийский резонанс». 23 июня 1894 года все там же, в Сорбонне, был учрежден Международный Олимпийский Комитет (МОК). Местом проведения I Олимпийских игр современности были выбраны Афины. Годом I Олимпиады стал 1896-й.

     В конце октября 1894 года Пьер де Кубертен спешно выехал из Парижа поездом в Марсель, а оттуда на борту парохода «Ортегаль» – в Афины. Прибыв на место, он выяснил, что Новая Олимпиада находится под угрозой срыва. Премьер-министр Греции Трикупис буквально саботировал

     подготовку и проведение игр – средств на размещение спортсменов и реконструкцию древнего стадиона в Олимпии катастрофически не хватало.

     В поддержку Кубертена выступил греческий король Георг, крупные пожертвования сделали богач Георгиос Аверофф и еще несколько предпринимателей. Но денег все равно было мало. И здесь на выручку пришел основатель греческой ассоциации коллекционеров почтовых марок Деметрис Сакарафос. Его идея была проста и оригинальна: он предложил выпустить первые в мире олимпийские марки. Они стали пользоваться бешеной популярностью, и необходимая сумма в конце концов была набрана.

     6 апреля 1896 года на земле древней Эллады началась новая страница в истории Олимпиад. Трибуны заполнили 80 тыс. зрителей. На стадион в тот день вышли представители Британской империи (Австралия выступала отдельно), Болгарского царства, Австро-Венгерской империи, Дании, США, Германской империи, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции и, конечно, Греческого королевства.

     Всего присутствовало более 300 спортсменов. Около трети участников выставила хозяйка игр – Греция. Американские спортсмены едва не опоздали на олимпиаду – по наивности своей они почему-то решили, что в Греции все еще действует старый юлианский календарь.

     В античной Греции история возникновения Олимпийских игр связана с мифами о Геракле. Очистив знаменитые скотные дворы царя Элиды Авгия, Геракл в виде вознаграждения затребовал у царя десятую часть его стад. Царь заупрямился, и Гераклу пришлось, собрав знакомых героев со всех концов Эллады, объяснить скуповатому Авгию, что он не прав. В жестокой битве у города Писа войска элидского царя были разбиты, сам Авгий погиб, а после победы и дележа трофеев Геракл провел Олимпийские игры в честь Афины Паллады.

     С тех пор каждые четыре года в Греции и происходили спортивные состязания.

     Местом их проведения была Олимпия. Постоянно в этом городе никто кроме жрецов и прислуги многочисленных храмов не жил, и только на время игр со всех концов Эллады сюда съезжались зрители и атлеты.

     Местом проведения античных игр была Олимпия. Постоянно в этом городе никто кроме жрецов и прислуги многочисленных храмов не жил, и только на время игр со всех концов Эллады сюда съезжались зрители и атлеты.

     Роль этих игр в жизни эллинов была настолько велика, что оказала влияние даже… на календарь. Четырехгодичный промежуток между играми – он-то у греков и назывался Олимпиадой – лег в его основу. В дни игр прекращались войны и сражения – недавние противники откладывали в сторону оружие и устремлялись в Олимпию. Кстати, в истории современных Олимпийских игр трижды случалось наоборот – из-за мировых войн откладывались игры.

     Проведение античных Олимпийских игр вряд ли кто-то рискнул бы саботировать. Принять в них участие – участником, зрителем, спонсором – было большой честью. И те, кто не мог блеснуть выдающимися спортивными достижениями, стремились помочь проведению игр хотя бы звонкой монетой. В результате такой деятельности спонсоров и меценатов в Олимпии выросло то, что сегодня назвали бы грандиозным спортивным комплексом.

     Он был расположен на юго-западе Греции, в долине реки Алфей, которая впадает в Ионическое море. Северный берег Алфея представляет собой огромную долину, окаймленную поросшими лесом холмами, за которыми высятся горные вершины, покрытые снегом.

     Вокруг долины зеленел священный пояс – Альтис. В этой священной роще росли платаны, кипарисы, оливы. За рощей белели храмы Зевса, Геры, Деметры – шедевры греческой архитектуры. Внутри находились прекрасные статуи – Гермес, которого изваял Пракситель, и двенадцатиметровый Зевс, сделанный из золота и слоновой кости знаменитейшим скульптором древности Фидием. Блестящие коллекции щитов, амфор, ваз, драгоценных шлемов дополняли великолепие этих храмов.

     К северу от храма Зевса находился холм, окруженный стеной в виде пятиугольника. По преданию, этот холм был могилой Пелопса. Здесь же, в Альтисе, в северо-западной стороне располагался ряд строений, где хранились драгоценности – дары греческих государств и городов, дары отдельных граждан. Между всеми этими строениями Альтиса находилось около семидесяти алтарей, на которых приносили жертвы многочисленным богам, почитаемым в Древней Греции.

     К северо-востоку от священной рощи находился стадион, лежавший в углублении метра на четыре ниже Альтиса. Он был соединен с Альтисом 32-метровым подземным ходом. Через этот ход участники состязаний в сопровождении судей после принесения жертвы богам выходили на стадион для соревнований.

     Стадион представлял собой полуовал, вытянутый с запада на восток, длиной около 215 метров и шириной около 30 метров. Он был окружен невысокой насыпью, за которой находились зрители. Для знатных гостей были выбиты скамьи, покрытые белым мрамором. Беговая дорожка была довольно широкой, по ней одновременно могли бежать 8 атлетов.

     К числу сооружений Олимпии, имевших тесную связь с праздником и с происходившими во время него спортивными выступлениями, принадлежала также гимназия, расположенная северо-западнее священной рощи.

     Гимназия представляла собой обширный двор, окруженный колоннадой, на котором были устроены беговые дорожки, места для метаний, борьбы и т.д. Гимназия предназначалась для тренировок. На гимназическом дворе были проложены аллеи с тенистыми деревьями, где атлеты отдыхали после упражнений. Между деревьями тут и там стояли высеченные из мрамора статуи знаменитых олимпиоников.

     В центре гимназического двора находилось каменное здание – палестра, предназначавшееся для различных упражнений. Здесь имелись комнаты для игры в мяч, для упражнений с мешками (эти упражнения были основными в тренировке кулачных бойцов). Здесь же были устроены бани. В специальной комнате можно было смазать тело маслом, а в другой был сложен привозимый из Египта мелкий нильский песок для обсыпания тела. Атлеты перед упражнениями смазывали тело маслом и затем посыпали его песком.

     За пределами гимназии, почти примыкая к ней, находилась первая «олимпийская деревня» – помещение для жилья атлетов, прибывающих на состязания.

     Древнегреческих олимпиоников в случае опоздания на игры не допускали… Первоначально в играх принимали участие только жители Элиды и Писы, но с течением времени популярность игр и Священного перемирия распространилась на всю Грецию. Из черноморских и итальянских колоний также устремлялись в Олимпию и участники, и зрители.

     Официально в играх мог принимать участие любой свободный эллин, не запятнавший себя преступлениями и лжесвидетельствами. Но на деле добраться до священного города, а тем более потратить целый год на обязательную подготовку могли позволить себе только состоятельные люди.

     Женщины на игры не допускались. Наказание было весьма жестоким – ослушниц сбрасывали со скалы. Однако для них через месяц после больших проводились в Олимпии малые игры, посвященные богине Гере.

     Первые игры нового времени, как и античные, проводились в течение пяти дней, но программа их, при всем желании организаторов, могла лишь частично повторять игры древности.

     ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

     Согласно античной традиции, первый день Олимпиады открывали легкоатлеты. Этот день стал днем триумфа американцев. В одинарном и тройном прыжке победителем стал Джеймс Коннели. Он же занял второе место в прыжках в высоту. Победителем в метании диска стал Роберт Геррет – несмотря на то, что фаворитами в этом виде спорта были греки.

     Американец ничего не знал про правила игр, и кто-то сказал ему, что в состязаниях будет использоваться точная копия античного диска. Заказав ее для себя, Коннели тренировался целый год, но, приехав в Олимпию, с удивлением узнал, что «новый» диск гораздо легче и удобнее античного. Видимо, Коннели «накачался» с древнегреческим диском очень неплохо – в этот же день он одержал победу еще и в метании ядра.

     Две золотые медали в беге на 100 и 400 м завоевал Томас Бэрк, причем с посредственным результатом, так как беговая дорожка на Мраморном стадионе была очень плохого качества, да еще и неровной: ближе к финишу она поднималась вверх. В прыжках в длину и высоту победил Эллери Кларк. Кстати, в этих видах легкоатлетической программы все призовые места достались американским прыгунам. Два первых места у американцев в легкой атлетике сумел отнять австралиец Эдвин Флэк. Он выиграл бег на 800 и 1500 м.

     Программа Античных игр изменялась от Олимпиады к Олимпиаде. Первые игры проходили в течение одного дня и состояли из состязаний в беге. Бегали на один стадий – 192 м. Позднее ввели «двойной бег» – 384,54 м и «длинный бег» – 24 стадия – 4608 м.

     В отличие от современных спортсменов древние олимпионики обязаны были участвовать во всех «номинациях» игр. Так, в 480 году до н.э. атлет Теаган был оштрафован только за то, что отказался участвовать от состязаний в панкратионе, сославшись на сильную усталость.

     Уже первый день нередко дарил зрителям сенсации. Так, Политес из Корины победил в один день во всех забегах. Ласфен из Тебеи, одержав победу в забегах, устроил показательное состязание, в котором бежал 30 километров наперегонки с лошадью. А Никола из Аккрии на двух олимпиадах подряд одержал пять побед в беге.

     ДЕНЬ ВТОРОЙ

     На олимпиаде 1896 года был отдан водным видам спорта. Соревнования по гребле в тот раз провести не получилось – не было участников. Заплывы вольным стилем на 100, 500 и 1200 м проводились прямо в море. Несмотря на холодную воду и довольно значительное волнение, в заплыве на 100 и 1200 м победил венгр Альфред Хайош, прозванный журналистами «венгерским дельфином».

     Античные греки водные виды спорта в программу игр не включали. С водой у них были вообще сложные отношения. Многие – особенно спартанцы – считали, что вода расслабляет тело атлета, и поэтому не то что плавать, мыться надо пореже.

     Второй день античной олимпиады был отдан пятиборью. В программу этого состязания входил бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба. Позднее в этот день состязались в беге в доспехах – «гоплодроне», бег трубачей и герольдов. В этих состязаниях особенно часто случались нарушения правил, которыми грешат и современные спортсмены – фальшстарты. Виновника наказывали прямо на месте. Для этого наготове были особые судьи с розгами. Как вы думаете, что они делали с нарушителями? Правильно. Пороли.

     ДЕНЬ ТРЕТИЙ

     На Олимпиаде 1896 года посвящался велоспорту. Этот день стал днем триумфа французов. Поль Массой одержал победу в трех состязаниях – гонке на 2000, 10000 м и в спринте. Его соотечественник Леон Фламан не только «взял золото» в заезде на 100 км, но и пленил всех своим рыцарским поведением. Когда у его противника, грека Георгиоса Коллетиса сломался велосипед, француз остановился и продолжил гонку только тогда, когда грек вновь смог сесть в седло.

     Античные греки третий день игр ждали с особым нетерпением. Этот день отдавался силовым видам спорта – борьбе, кулачному бою и панкратиону.

     Кулачный бой эллинов был не сахар. Бойцы обматывали кулаки сыромятными ремнями для защиты кисти и увеличения силы удара. Бить разрешалось только в лицо или голову. Удары олимпиоников были настолько мощными, что на поздних олимпиадах бойцы надевали на головы кожаные и даже железные шлемы.

     Больше всего зрители любили спортсменов, которые могли затянуть бой, превратить его в зрелище. Буквально на руках носили они Меланкома из Кария, который три олимпиады подряд побеждал в кулачном бою, не нанеся ни одного удара. Его бои затягивались на часы, и противники просто падали в изнеможении, так ни разу и не попав по верткому хитрецу.

     Но наиболее жестоким единоборством был панкратион – здесь разрешались пинки и захваты, удушения и болевые приемы. Даже укусы. Запрещалось только убивать противника. Четыре олимпиады подряд в этом жестком виде спорта одерживал победу Милон из Кратона. Говорят, что, одержав победу в четвертый раз, этот гигант обежал круг почета по стадиону с огромным жертвенным быком на плечах, а на вечернем пиру… съел его целиком.

     ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

     В четвертый день участники олимпийских игр 1896 года состязались в стрельбе, фехтовании, тяжелой атлетике и теннисе. Забавно, что теннис и фехтование долго не хотели включать в олимпийскую программу как «агрессивные». С фехтованием все понятно, а при чем здесь теннис? Оказывается, все дело было в том, что противники там разделены сеткой, а, следовательно, являются врагами. Вот такая логика.

     Надо полагать, панкратион Кубертен считал «неагрессивным» или просто ничего не знал про этот античный вид спорта.

     В античных играх четвертый день отдавался детям. Состязания проводились в тех же номинациях, что и у взрослых. Даже детский панкратион присутствовал. Только в беге длина дистанций была меньше, а снаряды для метания – легче.

     К сожалению, идея детских Олимпийских игр все еще ждет своих энтузиастов. В конце XIX века детский спорт выпал из сферы внимания де Кубертена и других воссоздателей олимпийского движения.

     ДЕНЬ ПЯТЫЙ

     На играх 1896 года стал триумфом греческой команды. Игры подходили к концу, а в «копилке» греков так и не было ни одной золотой медали. И вот – марафонский забег. Не просто повторяющий длину дистанции, которую в 490 г до н.э. пробежал воин Фидипид, чтобы быстрее доставить в родные Афины весть о победе в Марафонской битве, но и проходящий по той же местности.

     После напряженной и драматической борьбы первым к финишу пришел греческий спортсмен Спиридон Луис. Четыре дня греки ждали своего героя, и теперь весь стадион приветствовал черного от пыли Спиридона стоя. Кроме золотой медали он получил лавровый венок и ветку оливы, срезанную в священной роще.

     Античные игры пятый день посвящали зрелищным состязаниям – скачкам и гонкам на колесницах. Эти состязания можно считать единственными, где участвовали профессионалы. Запряженные сначала парой, потом четверкой, а на поздних Олимпиадах и десяткой лошадей легкие колесницы на большой скорости проходили дистанцию. На поворотах они нередко сталкивались и опрокидывались.

     Возницам разрешалось «вытеснять» противников с дорожки, осыпать их бранью и делать почти все ради одной цели – первыми дойти до финиша. Поэтому богатые греки, выставлявшие своих лошадей на эти соревнования, возницами сами не были. Они зачастую даже не приезжали на игры. Колесницами управляли специально подготовленные рабы. А победителями объявлялись владельцы лошадей. Вот она, несправедливость!

     Достоверно известно, что лишь один владелец лошадей пожелал самолично участвовать в забеге. Этим «оригиналом» был… римский император Нерон. Узнав о его участии в соревнованиях, остальные претенденты быстренько сняли свои заявки и на стадион император выехал… в одиночестве. Два раза он упал с колесницы, ехал не торопясь и, конечно же, пришел к финишу первым. Его объявили победителем и гордый поэт/правитель/полководец/архитектор/философ, а теперь еще и олимпионик отправился обратно в Рим.

     Всему хорошему наступает конец. Заканчивались и Олимпийские игры. Древние эллины не гасили олимпийский огонь. Просто все полисы, приславшие на игры своих спортсменов, закатывали по очереди прощальные пиры. А потом Олимпия пустела. На четыре года олимпионики возвращались к своим занятиям – войне, политике, ремеслу, философии.

     Так же уезжали из Олимпии и участники игр 1896 года. И снова пустел древний стадион. Но через четыре года вновь был зажжен священный огонь Олимпиады. И еще раз, и еще – и еще много раз. И пусть этот огонь, объединяющий все страны, народы и континенты, никогда не погаснет.