В 1979 году Советский Союз преподносит исламским фундаменталистам (а заодно и своему главному врагу – Соединенным Штатам) воистину царский подарок. Политбюро ЦК КПСС, этот странный синклит престарелых, умирающих кремлевских вождей, принимает трагическое решение – о военном вторжении в Афганистан.

     Первоначально в Вашингтоне до конца не верили в удачу – в самых смелых мечтах американские политики не могли представить, что после штатовского провала во Вьетнаме Москва пойдет по той же тропинке. Но оказалось, что чужие ошибки немногому учат.

     Аналитики ЦРУ всерьез опасались: Москва опомнится и, посадив в Кабуле верного Кармаля, уведет дивизии за Амударью. Пока этого не случилось, необходимо было сделать все, чтобы огонь войны разгорелся как можно быстрее и не дал русским возможности быстро уйти из Афганистана.

     Американцы лихорадочно начинают искать всех, кто оппозиционен Кабулу, – давно бежавших из страны фундаменталистов, вождей племен, дремучих мулл и обиженных Советами губернаторов провинций…

     Пока еще нет общего плана сопротивления. Пока задача проста – любыми способами задержать русские войска в Афганистане. А потому от всех них требуют одного – побольше диверсий, поджогов, убийств. В стране не должно быть покоя – если русские почувствуют, что наступает мир, они могут уйти.

     Между тем, кремлевским стратегам казалось – до победы подать рукой. Внушавший подозрения Амин убит, послушный Кармаль в Кабуле, осталось только укрепить его армию и… Но получилось все иначе.

     Покой в стране не наступал. Гремели взрывы, горели склады, в провинциях убивали новых чиновников. То тут, то там вспыхивали мятежи – афганская армия воевала неохотно. Там, где советских частей не было, не было и контроля кабульского правительства. Логика военных действий подсказывала: ненадежные афганские части надо заменять советскими. Это давало тактический успех, но вело к стратегическому проигрышу – война все больше превращалась из гражданской междоусобицы в священный джихад.

     В это время практически весь мусульманский мир отвернулся от СССР. Даже режимы традиционно дружеские Москве осудили агрессию – ни один не осмелился открыто поддержать неверных, вторгнувшихся на землю мусульманского государства.

     Теперь Усама знает, что делать. Есть враг, открывший фронт на восточной окраине исламского мира – в выжженных солнцем афганских ущельях.

     Русский коммунизм вдвойне ненавистен Усаме: гигантская северная империя больше века назад включила в себя огромные мусульманские области – от Кавказского хребта до вершин Памира. Но коммунисты не просто неверные. Для Усамы они воинствующие материалисты, безбожники, провозгласившие человека мерилом всех вещей – для правоверного мусульманина нет ничего более кощунственного.

     Его не смущает подавляющее превосходство второй сверхдержавы мира. Усама верит: отринувшая Бога держава неминуемо рассыплется в прах.

     В январе 1980 года Усама приезжает в пакистанский Лахор. Здесь он встречается с лидерами разношерстной афганской оппозиции. Будущие моджахеды восхищены – им льстит внимание высокопоставленного саудовца. Они еще не привыкли к тому, что оказались в самом центре мировой политики. Они еще бедны, скромны. Но уже чувствуют дразнящий запах больших денег.

     Усама начинает тратить свои собственные деньги на первичную помощь будущим моджахеддинам.

     Но через некоторое время необходимость в личных пожертвованиях отпадает. Ручейки долларов превращаются в полноводные реки по мере того, как в дело включается два основных игрока – США и Саудовская Аравия.

     Усама переключается на поиск добровольцев для войны с СССР.

     По всему арабскому миру рыщут агенты и агитаторы Усамы. На том свете они обещают рай и забвение всех грехов, а на этом — хорошее жалованье.

     Справедливости ради надо сказать: не все идут сражаться ради денег. Бесшабашных «солдат удачи» здесь немного – костяк добровольцев составляют угрюмые фанатики. Им не нужны ни деньги, ни даже слава. Они желают одного – умереть. Умереть во славу и во имя Аллаха.

     Удивительный факт – уже в первом бою с советскими десантниками Усама чуть не погиб.

     Чудесное спасение еще больше убедило его: он творит богоугодное дело. Военное счастье будет на его стороне, а от неверных оно отвернется.

     С 1983 года Усама практически переселяется в Пешавар. Он уже не просто благотворитель и посредник. У него появляется своя собственная гвардия. В его отряде первоначально около 2000 боевиков. Среди них нет местных – все они арабы-фанатики, навербованные бен Ладеном в самых разных странах. К 1986 году число «арабских добровольцев» достигнет уже 25 тыс. Усама создаст настоящую армию. На место одного убитого будет приходить два-три новых волонтера. В Каире и в Джидде разместятся главные перевалочные точки для переброски «солдат удачи» в Пешавар.

     Именно в это время зарождается то, что позднее станет известно всему миру как «Аль-Каида».

     Огромную и разветвленную сеть своих сторонников по всему Востоку Усаме удастся создать именно в ходе набора добровольцев для борьбы с СССР. И первейшими помощниками Усамы в этом деле выступили американские, пакистанские и саудовские спецслужбы. Ведя войну с СССР, американцы своим руками помогали ковать то, что всего через десять лет они назовут самой страшной угрозой для Америки.

     «Афганские арабы» прославились своими зверствами и фанатизмом на весь Афганистан. Людей Усамы боялись даже дикие горцы самых дальних афганских провинций.

     В отличие от многих полевых командиров они не шли на временные перемирия с коммунистами. Предлагать мир саудовцам, иорданцам, египтянам, тунисцам было бесполезно. В эти безжизненные горы они пришли не ради мира – они пришли убивать.

     Их нельзя было запугать ни тотальными бомбардировками, ни минными полями. Они желали одного – умереть. Умереть в бою.

     Между тем, все чаще в Вашнигтон, Эр-Рияд и Исламабад поступает информация о повальном воровстве среди афганских полевых командиров. Американцев серьезно тревожат сообщения о том, что в ряде провинций моджахеды договариваются с Советами и временно прекращают боевые действия. Деньги же, полученные от США и саудовцев, попросту присваиваются.

     И американцам, и пакистанцам, и саудовцам нужен надежный человек, который бы контролировал распределение и использование их денег моджахедами.

     Усама отлично подходит для этой роли. Все знают, что вначале он жертвовал свои деньги для борьбы с неверными. Такой человек не будет красть. Известен и крутой нрав Усамы – с обманщиками он расправляется без промедления.

     Бурная деятельность молодого саудовца привлекает внимание ЦРУ. Пути-дороги молодого исламского авантюриста и американских спецслужб впервые пересеклись на «афганской» войне.

     Теперь уже две ниточки чудесным образом связывают бен Ладена и США. Раньше это был только совместный нефтяной бизнес его семьи и семьи Буша. Теперь к этому прибавляются прямые связи самого бен Ладена с ЦРУ.

     Вскоре, с благословения американцев, бен Ладен становится одной из ключевых фигур в войне против СССР. Он одновременно курирует три денежных потока, идущих к моджахедам: от США, пакистанской разведки (в основном это те же американские деньги) и от Саудовской Аравии.

     На первом этапе связным между Усамой и Центральным разведывательным управлением США выступает слепой египетский шейх Омар Абдуррахман. Но вскоре Усама завязывает прямые отношения с американской разведкой – им скрывать нечего, они воюют против общего врага (СССР) и должны помогать друг другу.

     Усама устанавливает еще одну полезную связь с соотечественником – саудовским принцом Турки аль-Фейсалом, многолетним главой саудовской секретной службы. Фактически, в Афганистане бен Ладен представляет саудовское королевство (ближайшего союзника США).

     В 1986 году бен Ладен вновь в центре крупной операции ЦРУ – именно через него американцы передают душманам большую партию переносных зенитно-ракетных комплексов «стингер».

     В условиях партизанской войны в горах «стингеры» – грозное и эффективное оружие. Потери советской армии резко увеличиваются.

     Между тем, Усама начинает создавать свою собственную инфраструктуру – в 1983–1987 годах в афганских горах он строит крупную военно-учебную базу «Маасида аль-Ансар». Здесь предусмотрено все – хитроумная система коммуникаций, укрепрайоны, подземные оружейные склады.

     В 1988 году в Афганистане Усама знакомится с выходцем из Саудовской Аравии Хабибом Абдул Рахманом.

     Через десять лет об этом человеке заговорит вся Россия. Его будут опасаться даже самые отчаянные чеченские полевые командиры. На его поимку будет брошена вся мощь российской армии и спецслужб.

     Много лет он будет терроризировать Кавказ, убивая всех без разбору: русских и чеченцев, местных и федералов, православных и мусульман – всех, кто станет у него на пути и кого он заподозрит в отходе от древних канонов ислама.

     Россия и Кавказ узнают его под именем Хаттаб.

     Но мало кто вспомнит, что ставший легендой головорез, свою кровавую карьеру начинал в далеком Афганистане при помощи и опеке американо-пакистанских спецслужб.

     В лагерях бен Ладена тренируются не только арабы-добровольцы. Усама допускает сюда и воспитанников пакистанских медресе. Эти сироты особенно прилежны и фанатичны. Они рвутся в бой и никогда не отступают. Между собой моджахеды называют их талибами…

     К концу 80-х становится ясно: СССР уходит, молчаливо признав свое поражение.

     Северная империя очевидно слабеет, и это открывает новые возможности перед фундаменталистами.

     В это период Усама все чаще выступает арбитром в спорах сварливых душманских вождей. Он тесно сотрудничает с Гульбеддином Хекматияром и Бархануддином Раббани и все чаще начинает задумываться о будущем не только Афганистана, но и своего движения. Несколько раз он встречается с людьми из ЦРУ.

     Его мучит давний вопрос: что будет после окончания войны с коммунистами? У него есть прекрасно отлаженная сеть, разбросанная по десяткам стран мира. Неужели будет разумно распустить ее? Он помнит и о том, что глава семьи, с которой его родственники ведут выгодный совместный бизнес, стал… американским президентом. И постепенно у него вызревает грандиозный план…