5 декабря 2013 года умер Нельсон Ролилахла Мандела. Возможно, для тех, кто не застал СССР и не учился в советской школе, это имя не скажет о многом, но эрудированный человек вспомнит, что Мандела был президентом ЮАР и активно боролся за права темнокожих жителей планеты. Но тех, кто понимает истинный масштаб личности этого человека, сегодня немного. А ведь Нельсон Мандела был одним из тех, кто действительно смог изменить мир, сделать его таким, какой он есть. Со всеми достоинствами и недостатками.

Представьте себе молодого аристократа, фактически члена королевского дома. Его деды и прадеды не просто столетиями жили здесь – они правили. Но он родился в то время, когда любой человек с белой кожей автоматически был лучше него. Потомок же многих поколений вождей считался человеком второго сорта.

     Даже имя, данное ему при рождении, можно было использовать только дома. В школе Ролилахла Мандела неожиданно для себя стал Нельсоном. «В первый день в школе мой учитель мисс Мдингане дала каждому из учеников по английскому имени. В то время это было традицией среди африканцев и, вне сомнений, было вызвано британским уклоном в нашем образовании. В тот день мисс Мдингане сказала мне, что моё новое имя – Нельсон. Почему именно оно, я понятия не имею», – вспоминал он.

Проказник 

      Именно так с языка коса переводится имя Ролилахла, данное нашему герою при рождении. Он принадлежал к династии тембу и был одним из 13 детей своего отца, сыном третьей из четырех его жен. Его отец правил деревней Мвезо и входил в тайный совет племени. Но после конфликта с тогда еще колониальными властями Мандела-старший был смещен с поста правителя и отправлен в другое поселение. Тем не менее, он смог дать сыну хорошее образование – пожалуй, лучшее, какое только мог получить мальчик из подобной семьи в то время. Кстати, Ролилахла первым из 13 детей пошел в школу.

     После смерти отца Мандела-младший занял его место в тайном совете и переехал в Форт-Бофор, где и закончил один из методистских колледжей, в котором традиционно обучались правители тембу. В 1939 году он поступил в университет Форт-Хэр – единственный, в котором имели право обучаться темнокожие жители ЮАР, а также индусы и люди смешанного происхождения. Там он сдружился со своим племянником и сыном своего опекуна Джонгинтабы – Кайзером Матанзимой.

     

     Семья Матанзимы правила землей Транскей, одним из регионов, в котором проживает народ банту. Именно к этому народу относится более 400 этнических групп, в том числе и народность, к которой принадлежал Мандела.

     Когда Кайзер стал правителем, он поддержал политику белых властей по изоляции коренного населения и поссорился с родственником. Позже, в 1987 году, он был свергнут, а Транскей вошла в ЮАР в качестве одного из субъектов.

     

 Как и многие революционеры, Мандела вступил в противоречие с властью именно в университете. Правда, пока это была не большая политика, а стандартное для Европы противостояние студентов и администрации. Так или иначе, но дело закончилось тем, что Нельсон покинул альма-матер. И вот тут его решили женить.

      Опекун подобрал ему невесту и начал подготовку свадьбы. В ответ на столь традиционную для африканского общества заботу о своем будущем Проказник… сбежал. Он спрятался в Йоханнесбурге и поступил на работу сторожем на золотодобывающую шахту. Правда, вскоре его личность была установлена – и беглого принца выставили на улицу. Тому ничего не оставалось делать, как с повинной предстать перед опекуном.

      «Блудный сын» был прощен, получил денег и даже смог продолжить свое образование – сначала в Южно-Африканском университете, а потом в Университете Виватерсранда. Его он так и не закончил, зато познакомился там с двумя своими будущими соратниками – Джо Слово и Гарри Шварцем.

     

Борец

      Прежде чем продолжить рассказ, следует представить панораму тогдашней жизни ЮАР. Речь пойдет об апартеиде – политике, которую официальные власти ЮАС (Южно-Африканского Союза), а потом и ЮАР проводили как раз с 1948 года, когда Мандела бросил свой последний ВУЗ и с головой окунулся в общественную жизнь.

      Что такое апартеид? Разделение граждан одной страны по расовому признаку. При этом только белые провозглашались полноценными гражданами – черные считались второсортными. Им запрещалось жить в городах белых, учиться в «белых» университетах и ездить в общественном транспорте, предназначенном для белых. Их поселили в резервации-бантустаны и запретили участвовать в выборах. Конечно, на словах речь шла о выделении мест проживания чернокожих в отдельные государства. На практике же все это превратилось в лишение всего народа банту гражданства ЮАР, расовую дискриминацию и еще ряд вещей, способных шокировать современных правозащитников. Причем все это была не негласная политика, а вполне себе законная, регламентированная государственными актами позиция властей.

      Правда, сначала все было не так уж жестко. Даже Африканский национальный конгресс, в который в 1944 году вступил Мандела, первое время считался вполне легальной организацией. В 1955 году АНК при участии лидера своего молодежного крыла Манделы провел Конгресс народа, на котором была принята Хартия свободы о равенстве прав и борьбе против апартеида. В то время Мандела был большим сторонником учения Ганди и непротивления злу насилием. А в 1956 году его и еще 150 участников Конгресса арестовали.

      Обвинений было два: коммунизм и подготовка государственного переворота. Судебный процесс длился 5 лет – только после этого всех обвиняемых оправдали. Хотя на самом деле, как свидетельствуют многие из лидеров запрещенной тогда Южно-Африканской коммунистической партии, в 50–60-х годах ХХ века Мандела входил не только в ее ряды, но и в состав Центрального Комитета.

     

Копье нации

      Или «Умконто ве сизве». Так стало называться детище Манделы. Вчерашний гандист и непротивленец создал боевое крыло АНК. Саботаж и партизанская война – вот новый путь, который он выбрал для борьбы против правительства и апартеида.

      Боевиков готовили по всему миру. Десятки военных училищ и тренировочных лагерей разных стран выпускали сотни профессиональных военных и будущих полевых командиров. Один из основателей «Копья нации» вспоминал: «…с 16 декабря 1961 года мы должны были начать взрывать символичные места апартеида, такие как паспортные столы, местные мировые суды, отделения почты и… правительственные учреждения. Но это нужно было делать таким образом, чтобы никто не пострадал, никто не был убит».

     

     Несмотря на мирные заявления, руки боевиков были по локоть в крови. США исключили организацию из списка террористических только в 2008 году, к 90-летию Манделы. Да и самому Нельсону въезд на территорию Штатов без специального разрешения госсекретаря был запрещен до того же 2008-го. Как террористу.

      Кстати, сам Мандела признавал: «Копье нации» и Африканский национальный конгресс в своей борьбе против режима апартеида грубо нарушали права человека. Первый чернокожий президент ЮАР был против замалчивания таких фактов.

     

 Через полтора года Мандела вновь был арестован. В его задержании большую роль сыграло ЦРУ – именно эта служба выдала месторасположение революционера. Правда, обвиняли его только в организации забастовки рабочих и незаконном пересечении государственной границы, так что приговор получился относительно мягким – 5 лет лишения свободы.

       Но через 2 года в ходе очередного рейда правительственные войска задержали нескольких лидеров АНК. В ходе следствия задержанных и Манделу обвинили в государственной измене и диверсиях. Подсудимых ждала смертная казнь.

      Объясняя причины создания «Копья нации», подсудимые заявили: проведение референдума, по результатам которого была создана ЮАР, введение в стране чрезвычайного положения и запрет деятельности АНК убедили всех, что единственным верным способом борьбы за свои права являются диверсионные акты.

      Сам Мандела в заключительном слове сказал: «На протяжении своей жизни я полностью посвятил себя борьбе за африканское население. Я боролся как против господства белых, так и против господства темнокожих. Я чтил идеал демократического и свободного общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я готов жить и к которому я стремлюсь. Но если это будет необходимым, то ради этого идеала я готов умереть».

      Приговор суда был однозначным – смерть.

     

Смертник

      К счастью для осужденных, казнь была заменена пожизненным заключением. Так Мандела оказался на острове Робин, недалеко от мыса Доброй Надежды. Обычно пишут, что условия содержания заключенных там были чрезвычайно суровы. Жизнь в тюрьме и так не сахар, а темнокожих хуже кормили, давали не больше одного свидания в полгода и ограничивали переписку. Работать же им приходилось в известняковом карьере.

      Не станем утверждать, что все это неправда. Разумеется, во времена апартеида в ЮАР черному «политическому» узнику не могло быть хорошо. Но и считать условия его содержания бесчеловечными нельзя, иначе вряд ли он сумел бы, отбывая свой срок, закончить заочно Лондонский университет, да еще и побороться за должность его почетного ректора с дочерью Елизаветы II принцессой Анной.

      Мандела становился все более и более популярным. В переписке с ним состояла в то время едва ли не половина мира. В то же время его сторонники устраивали беспорядки. И после восстания в Соуэто против режима апартеида были введены международные санкции.

      В блокаду включились спортсмены и спортивные чиновники. Южноафриканцев перестали приглашать на международные спортивные мероприятия, в том числе и на Олимпиады. Тем не менее, сборная Новой Зеландии по регби устроила товарищеский матч со сборной ЮАР. В ответ на Олимпиаде 1976 года 26 африканских стран потребовали у Международного олимпийского комитета исключения сборной Новой Зеландии за нарушение спортивной блокады. МОК пытался оправдаться тем, что регби не является олимпийским видом спорта, но это не помогло. С соревнований снялись сильнейшие команды Марокко, Египта и Камеруна. К африканцам присоединились Ирак и Гайана.

      Но по-настоящему плохо властям ЮАР стало, когда Буш-старший объявил о наступлении «Нового мирового порядка» и открытии борьбы за демократию во всем мире. Тут всем стало понятно, что дело может дойти до самых жестких вариантов развития событий – а значит, надо договариваться. К тому же чернокожие не утихали, отчаянно сражались, да еще и умудрились привлечь на свою сторону и некоторых африканеров (так традиционно называются в ЮАР потомки колонизаторов).

      Первые предложения от президента Южноафриканской республики Питера Виллема Боты поступили к Нельсону Манделе в 1985 году. Правда, глава правящей партии тут же уговорил Боту взять все обещания обратно. Дескать, Мандела никогда не откажется от вооруженной борьбы. Сам Нельсон прокомментировал попытку властей так: «Только свободные люди могут вступить в переговоры. Узник не может заключать договоры».

      За последующие 3 года прошла еще серия переговоров с лидером оппозиции, но без особого успеха. Правда, в 1988 его перевели в другую тюрьму с гораздо более мягкими условиями содержания. Что интересно, при всех ужасах апартеида, вроде расстрела мирных демонстраций и расовой дискриминации, право на встречи с Манделой его сторонники выиграли в суде.

      В 1989 году Боту на посту президента сменил Фредерик Виллем де Клерк. Время переговоров закончилось. Первым делом новый глава государства без всяких условий легализовал Африканский национальный конгресс и в 1990 году выпустил Манделу на свободу.

     

Премия мира

     Через 3 года Нельсон Мандела получил Нобелевскую премию мира. Вместе с ним ее получил и де Клерк. Только вот ни освобождение лидера «черных революционеров» из тюрьмы, ни начавшиеся переговоры, ни даже премия мира не остановили насилие.

     Оказавшись на свободе, наш герой честно заявил, что борьба будет продолжаться теми же методами: «Наше обращение к вооруженной борьбе в 1960 году, когда было создано вооруженное крыло АНК, «Копье нации», было чисто защитным шагом против насилия со стороны режима апартеида. Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, до сих пор существуют. У нас нет выбора, кроме как продолжить начатое. Мы надеемся, что вскоре будет создан климат, благоприятный для урегулирования проблем в рамках переговоров, чтобы более не было нужды в вооруженной борьбе».

     Два лидера – Мандела и де Клерк – вели напряженные переговоры в обстановке, накаленной до предела. Между тем, в 1992 году боевики «Инката» уничтожили при попустительстве полиции Бойпатонга 46 человек. Сторонники Манделы тут же потребовали дать им оружие. Сам же он заявил о прекращении любых переговоров с правительством. Дело шло к большой войне. АНК выдвинул президенту страны ультиматум, состоящий из множества пунктов.

      

     «Инката» – организация зулусов, постоянно враждовавшая с Африканским национальным конгрессом. Были готовы к сотрудничеству с властями ЮАР в обмен на невмешательство в дела зулусов.

     

Протесты набирали обороты. И вот в городе Бишо солдаты открыли огонь по демонстрантам. Итогом стали десятки убитых и около сотни раненых. Все ожидали, что новая резня станет последней каплей – гражданская война казалась неизбежной.

     И тут Мандела проявил черту, за которую впоследствии его будут считать чуть ли не святым. Вместо того чтобы эскалировать конфликт, он сделал шаг навстречу правительству, сократив длинный список требований до трех пунктов. Де Клерк тут же предложил ему вернуться за стол переговоров.

     Один из очевидцев тех событий сравнил двух лидеров с горькими пьяницами: «Они могут угрожать друг другу, кричать, грозя пальцем, но ни один из них не может сбить другого с ног, и, более того, они должны опираться друг на друга, чтобы сохранять равновесие».

     Последней попыткой сорвать переговоры между правительством и АНК стало убийство одного из лидеров Конгресса – Криса Хани. «За Хани – тысячу буров!» (еще одно название потомков колонистов), «Будем вести переговоры через прорези прицелов АК-47!», «Не готовиться умереть за свободу, а готовиться убивать за нее!» – с такими лозунгами выступили в ответ некоторые из сторонников Манделы. Но тот снова не дал крови пролиться. И в 1994 году АНК выиграл парламентские выборы, а Нельсон Мандела стал первым чернокожим президентом ЮАР.

     

Президент

      Не будем подробно останавливаться на том, что сделал этот неординарный человек на посту главы государства, чтобы стереть неравенство между белыми и черными. Со списком достижений и сводом законов, принятых в ЮАР за это время, можно ознакомиться в специализированных изданиях. Мы же поговорим о человеке.

     Он не стал никому мстить – его давний соперник и партнер по переговорам де Клерк сначала занял пост заместителя президента, а потом первого заместителя президента ЮАР. Правда, на должность заместителя президента де Клерк смог претендовать потому, что его партия сумела набрать 21% голосов.

      В 1998 году наш герой ушел в отставку. Он успел побыть Генеральным секретарем Движения за неприсоединение, боролся со СПИДом, входил в совет по проведению Международных Дельфийских игр. Старейший политик XX века, он не привык сидеть без дела.

      Умер Мандела 5 декабря в 20:50 в кругу семьи на 96-м году жизни. Тихо и очень мирно.

     

Страна победившей демократии 

      Наверное, было бы нечестно закончить рассказ о Манделе, не рассказав о том, что сейчас происходит в ЮАР. Тем более что все не очень однозначно.

      Получив те же права, что и белые, коренное население в массе своей не стало жить лучше. Многие не могут найти себе работу – сказывается недостаток образования и, как следствие, неспособность соответствовать требованиям, предъявляемым к работнику в XXI веке. При этом часть буров (потомков белых колонистов) были лишены рабочих мест и переехали жить в лагеря для бездомных – в то время как их работа досталась тем представителям темнокожего населения, которые получили достаточное образование. Ведь преимущество теперь было на их стороне: в ЮАР воцарилась новая разновидность расизма – черная. Вдобавок, Йоханнесбург не может противостоять ордам нелегальных мигрантов. Еще во времена апартеида материальное положение черных здесь было гораздо более прочным, чем в остальной Африке. Сейчас же оно еще выше. Неудивительно, что миллионы граждан Зимбабве, Анголы, Мозамбика и Восточной Африки едут в ЮАР.

      Проблема достигла апогея в 2008 году и вылилась в беспорядки – вооруженные дубинками, камнями и холодным оружием группы местного населения избивали приезжих. За неделю погибли несколько десятков человек, а тысячи были вынуждены бежать из своих домов. Они скрывались в полицейских участках, мечетях и церквях. Полицейскому начальству пришлось обращаться непосредственно к президенту страны с просьбой привлечь для наведения порядка войска. Впервые со времен падения режима апартеида армия ЮАР вновь выступила против собственных граждан.

      Но, несмотря на все это, вклад Манделы в развитие государства сложно переоценить. За годы своего президентства он осуществил множество действительно важных социально-экономических реформ, направленных на решение проблемы неравенства и улучшение жизни соотечественников. За свою деятельность Мандела удостоен более 20 наград. Кроме Нобелевской премии Мира, были Орден Дружбы (Россия), Золотая медаль Конгресса США и Президентская медаль свободы (США), Орден Заслуг (Великобритания) и многие-многие другие. Ему установлен памятник в центре Лондона. А в 2009 и 2013 годах вышли в свет биографическая драма «Непокоренный» и кинофильм «Долгая дорога к свободе», в котором представлена хроника жизни Нельсона Манделы от его детства в деревне и до вступления в должность первого демократически избранного президента Южно-Африканской Республики.