«…В сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей…» – так начинается история библейского Потопа, которую, наверняка, не раз и не два вспоминали жители Центральной Европы, выглядывая в окна в начале июня. Дожди, правда, продолжались не сорок дней. Но и того, что обрушили небеса на земли Германии, Чехии и их соседей, хватило с лихвой.

Вообще, наводнения в Европе не редкость. Особенно там, где протекают полноводные могучие реки вроде Эльбы или Дуная. Но в этом году размах паводка впечатлил и самых бывалых. За несколько дней на регион выпала двухмесячная норма осадков.

     Картинки из Праги, обошедшие все телеканалы и газеты, больше всего напоминали Венецию. Только в отличие от жемчужины Адриатики, ощущения карнавала не вызывали. В стране было введено чрезвычайное положение, и власти начали эвакуацию населения из нескольких десятков городов. Повсеместно возникли проблемы с транспортом. Железные дороги просто остановились. Замерло столичное метро. На остановках общественного транспорта в Праге были отмечены потасовки при попытке пробиться в салон.

     В некоторые районы страны не удавалось попасть даже спасателям. А там, естественно, оставались люди. Либо не успевшие, либо не пожелавшие бросить свои дома.

     В столице в действие были приведены меры, спланированные после мощного наводнения 2002 года. На их подготовку, кстати, потратили около 150 млн. долларов. Специальные металлические заграждения прикрыли исторический центр города. Доступ к достопримечательностям (включая Карлов мост) был полностью прекращен. Военные, спасатели и добровольцы спешно укрепляли набережные тысячами мешков с песком (в прошлый раз их явно не хватало, так что к 2013 году их приобрели с большим запасом). Животных из зоопарка эвакуировали в специальную башню (еще один урок 2002 года). В чрезвычайных мероприятиях было задействовано 15 тыс. спасателей и 3 тыс. военных.

     При этом, несмотря на 11 лет подготовки, в первые часы борьбы со стихией, как утверждают очевидцы, в столичных учреждениях царил хаос. Большинство муниципальных образований предпринимали меры на свой страх и риск, без оглядки на руководящие указания мэрии. Та по большинству вопросов просто хранила молчание. Даже о том, например, что во всех школах и детсадах отменены занятия, главы местных администраций узнали и вовсе из сообщений ТВ.

     Уставший от шквала вопросов журналистов, сорвался чешский президент Милош Земан, сначала пожелал акулам пера не утонуть при наводнении, а потом добавил: «Хотя вам это не грозит».

     Самым знаменитым наводнением последних лет стоит, наверное, назвать затопление Нового Орлеана из-за урагана Катрина в 2005 году. Тогда под водой оказалось 80% города с населением в полмиллиона человек. В той трагедии расстались с жизнью 1836 жителей, а экономический ущерб составил 125 млрд. долларов. За наводнением последовала небывалая в истории города вспышка преступности и мародерства. В нападениях и грабежах участвовали сотни людей. Для спасения города властям пришлось задействовать более 60 тыс. бойцов Национальной гвардии, регулярной армии и береговой охраны.

     Пять самых смертоносных наводнений в истории человечества, вызванных разливами рек.

     1931 год. Великое Китайское Наводнение. В этот трагический год одновременно разлились сразу три крупнейшие реки Китая. В результате непосредственно от стихийного бедствия и последовавших за ним вспышек голода и болезней погибли от 2,5 до 3,7 млн. человек!

     1887 год. Разлив Хуанхэ, Китай. До 2 млн. погибших.

     1938 год. Разлив Хуанхэ, Китай. До 700 тыс. погибших.

     1935 год. Разлив Янцзы, Китай. Около 145 тыс. погибших.

     1971 год. Разлив Красной Реки в северном Вьетнаме нанес колоссальный ущерб густонаселенной равнине дельты и унес жизни более 100 тыс. человек.

     КНР до сих пор лидирует по количеству разрушительных наводнений. Соперничать с ними могут лишь потопы, вызываемые мощными цунами. К счастью, количество жертв стихии, атакующей страну буквально каждый год, с начала прошлого века резко сократилось. Сказывается наличие сильной центральной власти.

     Вечером в понедельник 3 июня, по словам корреспондента Би-би-си в Праге Роба Кэмерона, жители города думали, что все самое плохое для них уже позади. Однако они ошибались. Утром 4 июня премьер-министр Чехии Петр Нечас был вынужден принять решением о сбросе излишков воды из девяти дамб на юге страны, известных как Каскад Влтавы. В результате новые массы воды устремились к Праге. За секунду через Влтаву протекало 3210 (!) кубометров воды (при норме в 149 кубометров).

     Впрочем, особого выбора у премьера не было. Прогнозы синоптиков оставались пессимистичными, а альтернативой контролируемой разгрузке переполненных шлюзов было их полное разрушение, что создало на всем протяжении разбушевавшейся Влтавы некое подобие рукотворного цунами. Тогда разрушительная волна просто смела бы дорогостоящую защиту столицы, ворвавшись в самое сердце города – исторический центр, внесенный в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Разрушения и жертвы были бы огромными.

     Население тем временем, если и не впало в панику, то видело жизнь в исключительно мрачных тонах. Вот типичная реакция пражского обывателя: «Мы пытались откачать воду из ресторана на первом этаже, но эта битва уже проиграна. Насосы бессильны. Вода уже в гостевых комнатах. Такое происходит уже второй раз. Это ужасно! Нам особенно тяжело – у нас двое детей. И чувство полной беспомощности. Мы даже не знаем, что делать – вода постоянно прибывает».

     В зависимости от масштаба наводнения принято подразделять на четыре категории.

     «Низкие» почти не влияют на жизнь населения, хотя и доставляют хлопоты сельскому хозяйству. Ущерб от них незначительный. Их регистрируют, как правило, раз в 5–10 лет.

     «Высокие» куда менее приятны. Они охватывают довольно большие территории в речных долинах и наносят ощутимый вред имуществу и сельхозугодьям. Нередко приводят к частичной эвакуации населения. Случаются раз в 20–25 лет.

     «Выдающиеся» способны охватить целые речные бассейны. Вода заливает до 70% сельхозугодий и некоторые населенные пункты. Требуют массовой эвакуации населения и особых мер по защите особо важных объектов. К счастью, редко выпадают дважды на жизнь одного поколения (период повторяемости 50–100 лет).

     Наконец, «катастрофические». Название говорит само за себя. Под водой скрываются огромные территории вместе с промышленными предприятия и даже целыми городами. Полностью парализуют жизнь людей. Требуют эвакуации десятков и даже сотен тысяч населения. Ущерб для экономики огромен. Плюс возникает серьезная угроза непоправимого экологического ущерба и вспышек опасных эпидемий.

К соседней с Чехией Австрии стихия была более милосердна. Но и там разлив рек затронул сразу несколько федеральных земель. Больше всего пострадали Форальберг, Зальцбург и Верхняя Австрия. В Нижней Австрии и Вене ввели повышенную готовность к стихийному бедствию.

     Корреспондент РИА «Новости» Елена Харитонова передавала из австрийской столицы: «В большинстве провинций Австрии наводнение. В Вене льет дождь. Высота воды в Дунае в ряде мест поднялась на рекордную высоту и перекрыла как уровень сильнейшего наводнения 1954-го года, так и вообще все до сих пор известные отметки. Речь идет о наводнении века. Специалисты в прессе и с экранов телевизоров говорят, что такого не было больше 100 лет, а некоторые добавляют, что, может быть, и не было вообще – надо еще все точно посчитать…

     Самые драматические события сейчас происходят на севере Австрии. Здесь вышли из берегов практически все реки. Затоплено много поселков и городов. Полностью под водой стоит Штейр – это один из центров австрийского машиностроения…

     В специальных выпусках теленовостей постоянно передают информацию о происходящем, показывают обрушившиеся дома, затопленные автомобили, плачущих старушек, которых пожарники выводят из их непригодных больше для жилья домов».

     В нескольких горных районах были зафиксированы спровоцированные дождями оползни. Как минимум в одном случае это привело к жертвам среди населения. В некоторых местах провели эвакуацию жителей.

     Аналогичные предупредительные меры поспешили ввести также в Словакии и Венгрии. Рабочие начали укреплять дамбы на Дунае в окрестностях Братиславы. «Мы получаем плохие новости из Германии и Австрии. Мы должны сделать все возможное, чтобы защитить столицу», – заявил премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Власти Венгрии, по территории которой также протекает Дунай, направили 400 человек на сооружение укреплений для защиты от наводнения.

     Куда серьезнее было положение дел в Германии. Ангела Меркель, вылетевшая осмотреть масштабы катастрофы, сперва просто не могла найти слов для описания увиденного. В итоге она назвала наводнение «ошеломительным», добавив: «Мы полагали, что в 2002 году положение было из ряда вон выходящим. Однако сейчас ситуация сложилась еще более драматичная».

     Канцлер Австрии Шюссель, описывая ситуацию в собственной стране, использовал термин «ужасающая». А глава земельного правительства Саксонии Райнер Хазельхоф просто отметил: «С такими потоками воды нам до сих пор не приходилось бороться».

     В Германии уверены: разбушевавшаяся в 2013-м водная стихия «переплюнула» предыдущее «наводнение века», произошедшее в 2002-м.

     Тогда под удар вышедших из-под контроля рек попали в той или иной степени все страны Европы. Но больше всего пострадала Центральная Европа (в том числе и Чехия с Германией).

     Прага в тот год, как утверждали, уцелела чудом. Местами дома затопило по вторые этажи. Опасались обрушения знаменитого Карлова моста. Серьезно пострадал местный зоопарк – животных просто не успели вывезти, и многие погибли в клетках. Наводнение назвали сильнейшим в стране за последние 500 лет!

     В Германии главный удар пришелся на Дрезден и Мессен. Эльба поднялась на 9–10 м. 30 тыс. человек пришлось эвакуировать. Под угрозой уничтожения оказалась знаменитая дрезденская коллекция предметов искусства, включая всемирно известную Сикстинскую Мадонну Рафаэля. Тогда немцы говорили о крупнейшем наводнении за 200 лет.

     В прессу попало несколько историй о героических усилиях спасательных служб, военных и местных жителей, которые с риском для жизни отбивали атаки стихии на химические предприятия. Ведь даже частичное затопление территории комбината Spolana в Нератовице привело к утечке опасных веществ в воду и в атмосферу.

     Потери Европы от «наводнения века» оценили в 20 млрд. (!) евро.

     Тем временем южные земли ФРГ буквально захлебывались. Саксония, Бавария, Тюрингия, Баден-Вюртемберг… Особенно тяжелый удар пришелся по городку Пассау, расположенному, на свою беду, на слиянии сразу трех рек – Дуная, Инна и Ильца. В эти июньские дни город стал плавучим в прямом смысле слова. Уровень воды поднялся выше 12 м! Рекорд, ни много ни мало, с 1501 года.

     Как сложится дальнейшая судьба города, не ясно. Но прогнозы в любом случае не слишком радостные. В разгар бедствия представитель Германской метеорологической службы Доминик Юнг предупреждал, что в случае подъема воды выше отметки 10 м «последствия будут катастрофическими». Глядя на фотографии, поверить в это легче легкого.

     Между тем, в городе Майссен оградительные сооружения не смогли сдержать Эльбу, и вода хлынула в исторический центр. Здесь она поднялась до уровня 8 м относительно ординара.

     По всей стране стихия нанесла серьезный урон инфраструктуре. Затоплены километры дорог. Навигация по рекам Рейн, Майн и Неккар приостановлена. Прервано железнодорожное сообщение между Мюнхеном и австрийским городом Зальцбургом. Тысячи домов не имеют доступа к электричеству. В некоторых затопленных населенных пунктах возникли перебои с питьевой водой. Дожди размыли не менее 40% всех сельскохозяйственных угодий на территории Германии, и выкатить на них спецтехнику для возделывания полей просто невозможно. Местные СМИ пишут, что «урожай буквально смывает у фермеров из-под ног». Сразу в нескольких районах местные власти заявили о высокой опасности обрушения дамб, не выдерживающих экстремальных нагрузок.

     Покинуть родные места пришлось тысячам немцев, которых спешно перемещали в специальные убежища, предназначенные для чрезвычайных ситуаций. Некоторые поселения опустели полностью. Социальные сети заполнены фотографиями, на которых запечатлены последствия масштабного наводнения. Снимки бурлящих рек, затопленных улиц, торчащих из воды верхушек дорожных знаков говорят сами за себя.

Глава правительства Баварии Хорст Зеехофер: «У нас в Баварии уже есть регионы с так называемым «столетним наводнением». Возможно, мы придем к такому развитию событий, которое чревато наводнением, невиданным ранее».

Тем временем Берлин бросил на борьбу с наводнением армию. Только на первоочередные меры помощи пострадавшим регионам из казны выделили 100 млн. евро. Еще 30 млн. добавили местные власти Саксонии. Во сколько обойдется ликвидация всех последствий – остается только гадать.

     Самым неприятным для германского правительства остается тот факт, что в разгар природной катастрофы возможности властей влиять на ситуацию оказываются весьма ограниченными. Результат дают только годы предварительной подготовки, до которой, как это часто случается, просто не доходят руки. А когда беда уже постучалась в ворота, заниматься такими вещами уже поздно.

     Ангела Меркель может сколько угодно кружить над затопленными городами – ситуация от этого кардинально не улучшится. Это признала косвенно и пресс-служба канцлера, заявившая, что главная цель ее визита в захваченные стихией районы – «оказать моральную поддержку пострадавшим».

     Руководитель стратегической программы ООН по снижению рисков природных катастроф Салвано Бричено: «Мы не пытаемся запугивать людей, но мы должны предупредить правительства о том, что безотлагательная проблема увеличения рисков природных катастроф должна стать приоритетной в политической повестке любого государства».

     Сейчас уже точно известно: без жертв новое наводнение века не обошлось. По несколько человек найдены мертвыми в Чехии, Германии и Австрии. И объявленные цифры наверняка не окончательные – трагический счет еще вырастет. Конечно, для такого масштабного бедствия это сравнительно мало. Но даже эта цена чрезмерна для стран, где технологии, казалось бы, должны надежно защитить человека от буйства стихий.

     Увы, дождливое лето 2013-го в очередной раз доказало: человек все еще беззащитен перед силами природы. Извержения вулканов, землетрясения, наводнения по-прежнему собирают свою дань человеческими жизнями. А мы не в силах это не только предотвратить, но и предсказать. И даже самые развитые и богатые государства сплошь и рядом оказываются не готовыми к встрече с природными катаклизмами.

     Некоторые ученые считают причиной проливных дождей в Европе усиление необычного природного явления, ласково названного «Эль-Ниньо» (исп. El Niсo – малыш). С точки зрения физики речь идет о временном повышении температуры водной поверхности в экваториальной части Тихого океана. Происходит это раз в несколько лет, но может длиться годами. Небольшого нагрева воды (правда, на огромной территории) оказывается достаточно, чтобы серьезно изменить климат на всем побережье Перу, а может, и на всей планете. В последний раз активность «Эль-Ниньо» фиксировалась в 2002–2003 годах. Как раз тогда в Европе произошло прошлое «наводнение века».

     Участившиеся крупные наводнения некоторые ученые напрямую связывают с глобальным изменением климата. И винят в этом деятельность человека. В частности, выбросы парниковых газов, которые за последние два века, как считается, значительно увеличили вероятность ненормально обильных осадков. Согласны с этой гипотезой не все. Но с тем, что природных катаклизмов со временем становится больше, спорить все труднее. Так, по подсчетам экспертов, за последние 50 лет в развивающихся странах количество смертей, вызванных стихийными бедствиями, выросло почти вдвое! Наиболее богатые государства, в свою очередь, несут крупнейшие экономические потери, измеряемые десятками миллиардов долларов. И в будущем ситуация будем только усугубляться. Например, в Великобритании к 2035 году, как полагают исследователи, риск наводнений возрастет в 4 раза!